Смысл, предмет и назначение философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 13:09, доклад

Описание

Греческое слово философия буквально означает любовь к мудрости (от phileo - люблю и sophia - мудрость). Первое применение этого термина приписывают Пифагору (VI в. д.н.э.). По свидетельствам античных авторов, когда финикийский правитель Клеонт обратился к Пифагору с вопросом 'кто он такой?', тот ответил: 'Философ'. Далее объяснив: 'Жизнь подобна игрищам: некоторые приходят на них соревноваться, некоторые торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни некоторые, подобные рабам, рождаются жадными к славе и наживе, между тем как философы - к одной только истине'.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 44.04 Кб (Скачать документ)

Проблема научности  философского знания часто формулируется  как вопрос 'является ли философия  наукой?" Чтобы попытаться на него ответить, следует сравнить философское  и научное знание.

1. Философия, как  и наука, ищет свою объективную  сторону, свою особую форму  согласования с действительностью,  как и наука, стремится к истине

2. Предмет философии  также объективный, как и во  всех других (отдельных) науках; природа  отношения человека к миру  объективная, и этот предмет  так, как и предметы научных  дисциплин, исторически изменяется  и нуждается в формировании  новых способов, а значит познавательны.

3. Философия имеет  свою историю, которая не совсем  сходится с всеобщей логикой  истории общественной жизни (так, как и наука).

4. Философия берет  участие не только в обобщении  и разделении (интерпретации) идей, а - как и наука, главной целью  которой является именно это  - в их непосредственном производстве; философия ставит проблемы и  задает (формирует) схемы (стиль)  мышления эпохи, делая это параллельно  и вместе с естествознанием.

5. Истины философии  проверяются всем потоком человеческой  жизни, поэтому, возможно, можно  отнестись к философии как  к особенной науке. 

1. Метод философии  - критическая рефлексия - принципиально  отличается от методов научного  познания, поэтому и результаты  их имеют разные меры доказательства  и точности; в философии отсутствуют  неотъемлемые критерии точности; и философия возможна только  в том случае, если имеется  особый отличный от научного  путь философского познания. Опыт  существования человека во всей его полноте лежит в основе философии. В этом опыте нельзя отделить жизнь интеллектуальную от жизни эмоциональной. (Н.Бердяев) Философское мнение всегда двигается во множестве противоречивых линий, не имея, в отличие от науки, ясно выраженного развития. 

2. Философское предвидение  не может быть возведено (ни, по сути, ни по форме) в научную  гипотезу. Результаты науки, как  правило, неперсонофицированы, а  философия неотделима от личности творца.

Иногда в литературе используют понятие 'научно-философское  мировоззрение'. Это такая система  понимания мира и места в нем  человека, которая опирается на науку, развивается вместе с наукой и  сама активно влияет на развитие науки. История познания убеждает в том, что этому понятию в большей  мере отвечают учения философского материализма, которые изменяют свою конкретно-историческую форму с каждой крупной эпохой в развитии науки. Однако нельзя сбрасывать со счетов того, что продуктивное влияние  на науку дают и некоторые идеи идеалистических учений, например, идеи развития вошли в естествознание вначале в идеалистической форме (мнение о стремлении к совершенству), и только позднее было совершено  их материалистическое толкование, которому отвечал и дух научного познания. Взаимоотношения науки и философии  можно трактовать по-разному; важно  помнить, что философское знание многогранно, но в разных учениях  иногда акцентируются те или иные аспекты этого сложного исторично-культурного  явления, например, фокусируется внимание на связи 'философия - наука', (или философия-религия, или в единственный предмет философского интереса превращается мир человека, или язык и др.) и отклоняясь от всего остального комплекса философских  вопросов, - а искусственное сужение  философской проблематики порождающее  оскудевшие образы философии. Реальные философские интересы всегда повернуты  ко всему разнообразию человеческого  личного и общественно - исторического  опыта.

4. Дисциплинарная структура философского знания.

По мере того, как  философия в историческом развитии понимала свое содержание, определяла круг фундаментальных проблем, разрабатывала  методы и способы осмысления, ставила  цель и задачу, складывалась дисциплинарная структура философского знания. Уже  античная философия, превращаясь в  самостоятельную систему знаний, приобретала свою внутреннюю композицию, свою структуру. Аристотелем были обобщены и сгруппированы разделы философии  таким образом:

1) теоретическая  философия, ее цель - знания ради  знания;

2) практическая философия,  ее цель - знания ради деятельности;

3) творческая (патетичная) философия, ее цель - знания ради  творчества. 

Теоретическая философия  в свою очередь подразделяется на:

А) физическую, ее предмет - то, что существует отдельно (то есть субстанциально) и двигается;

Б) математическую, ее предмет - то, что существует отдельно (то есть абстракция) и есть недвижимым;

В) первую, собственно философию (софия), ее предмет - то, что  существует отдельно и есть недвижимым.

Этику и политику Аристотель относил к практической философии, риторику и поэтику - к  патетической. Теоретические науки  Аристотель ставил выше практических и патетических, а первая философия, естественно, имела абсолютную первостепенность по отношению ко всем другим теоретическим  дисциплинам. У стоиков (IV в. д.н.е.) философия начиналась с логики. Но, как и думал Аристотель, она не имела статуса самостоятельной науки, а была введением ко всему комплексу наук. После логики шла физика (учение о природе), а после физики - этика (учение о человеке, о путях его к мудрой осмысленной жизни). Для стоиков первостепенное значение имела этика, поскольку и логика (учение о познании), и физика (учение о природе) только подготавливали основные жизнеполагающие положения и выводы философии о назначении и судьбе человека, об отношении ее к вечному и бесконечному миру. Протоаристотелевая структура знания стала основой дисциплинарной схематизации философии в ее будущей истории. В Новое время в плане построения автономной метафизики фундаментальную разработку получила теория познания (гносеология). В представлениях того времени гносеология была шире логики, так как рассматривала не только абстрактно-теоретический, а и чувственный уровень познания (ощущение, восприятие, представление).

То, что античные философы называли физикой, в философии  последующих столетий получило название онтологии (учение о бытии, или о первоначале всего сущего).

Попытку переосмысления структуры философского знания сделал И. Кант. В 'Критике способности суждения' он говорит о трех частях философии  и соотносит их с тремя 'способностями  души'. Под последними он подразумевает  познавательную, практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие человеку от рождения. Кант, таким образом, трактует философию как учение о  единении истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорацианальное понимание, как только теории или методологии научного познания, которые высказывались  вначале просветителями, а потом  позитивистами. В 'Логике' (1800 г.) Кант, таким  образом, определяет предметное поле философии  как науки об отношении всякого  знания и всякого применения ума  к конечной цели человеческого ума: 'Сфера философии в этом всемирно-гражданском  значении охватывается следующими вопросами:

1. Что я могу знать? 2. Что я должен знать? 3. На что я смею надеяться? 4. Что такое человек?

На первый вопрос отвечает метафизика, на второй - мораль, на третий - религия, на четвертый - антропология'. Кант, таким образом, подчеркивает и  задает перспективу осмысления антропологической  проблематики как наиважнейшей для  философии. Гегель, наоборот, считает, что главная цель философии состоит  в диалектическом раскрытии категориальной структуры ума. В человеке Гегель, прежде всего, видит способность  к разумному мышлению. Суть человека состоит в способности к постижению разумного умом. Поэтому философию  Гегель определяет как самопостижение человеком своей сути. Идеал человека для Гегеля - разумный человек, который  познает действительность при помощи понятий и категорий. В 'Энциклопедии философских наук' Гегель выделяет три части философского знания, которые  обозначены в суровой последовательности:

1) логика, 2) философия природы, 3) философия духа.

К философии духа (объективного, субъективного, абсолютного) Гегель относит комплекс философских  дисциплин о государстве и  праве, морали и моральности, о всемирной  истории, об искусстве, религию и  саму философию. Таким образом, гегелевская  система философии универсальна, она охватывает мир человеческой культуры, действительность во всем ее разнообразии. Поэтому правомерно использовать такого рода структуру для выделения  и описания основных разделов философии, которые формируют ее современный  дисциплинарный образ. Схематично это  можно предъявить в виде 'ромашки', лепестки которой - области философского познания обозначенных ракурсов взаимодействия человека и мира, разнообразных сфер культуры.

Слово физика в связи  с возникновением специально-научного, исследовательского знания, наполнилось  иным, современным содержанием.

Онтология (от греч. Оntos - сущность и logos - учение) учение о бытии как таковое, о фундаментальных принципах и формах бытия, его самая общая сущность и определение. Человек живет в реальном мире, наполненном многочисленными и разнообразными вещами (большими и маленькими, продолжительными и однодневными, живыми и неживыми). Они рождаются и исчезают, разрушаются и восстанавливаются. Поэтому люди издавна ставят вопрос: является ли напрасным мельтешением отдельных вещей какая-то единая основа, какой-то незримый фундамент, что делает их всех живущими, позволяет им взаимодействовать и соединяться. Для определения источника жизни, того начала, которое дает какой-нибудь вещи возможность Быть, существовать как множество, появляться, и возникло понятие Бытия.

Онтологические проблемы - это проблемы объективного бытия  действительности, того нерушимого фундамента, над которым выстраивается повседневная реальность, данная нам через органы чувств.

Для ранних греческих  философов поиски бытия - это поиски первовещества, из которой вроде  бы сделаны все без исключения вещи (вода Фалеса, воздух Анаксимена, апейрон Анаксимандра, стихии Эмпедокла, огонь Гераклита, атомы Демокрита, семя Анаксагора). Проблема различия настоящего бытия и ненастоящего существования  оказалась чрезвычайно актуальной в античном обществе (V-IV в. до н.е.), когда люди стали утрачивать веру в традиционных богов, начали разрушаться основы и нормы мира, главной реальностью которого были Боги и традиция. Философия в лице Парменида осознала ситуацию тревоги, отчаяния и ужаса людей, которые утратили опору жизни, и предложила успокаивающее средство, что поставил на место власти богов власть ума, власть мнения. Протипоставив обманчивую видимость чувственного света истинному бытию, философы Элейской школы разработали онтологию как учение о вечном, неизменном, едином, разумном бытии. Парменид, обосновал тезис о тождественности мышления и бытия, будто бы сообщив людям об открытии им новой силы, силы Абсолютного мнения, которая сдерживает мир от хаоса, обеспечивает миру стабильность и надежность. Следовательно, человек находил в античном мире некоторую уверенность в том, что все с необходимостью будет подчиняться некоторому порядку.

Для средневековья  бытие равно Богу, потому, что  именно Бог согласно с религиозным  представлением все творит и во все  вдыхает жизнь. Начиная с XVI-XVII в. Проблема бытия рассматривалась как проблема материи с такими ее важнейшими атрибутами как простор, время, движение, причинность. В ХХ веке возникает идея о том, что бытие мира может быть понятым только через Бытие человека, и потому бессмысленно его искать в сфере естественной науки. Глубокие тайники мира могут быть освещены только путем углубления в поток человеческой жизни, где объективное и субъективное нераздельны.

Второй раздел философского знания - теория сознания и теория познания (гносеология). Теория познания имеет  свои истоки в стародавних философских  учениях. Уже у античных мыслителей мы находим сложные размышления  о том, каким же способом человек  сдерживает впечатления об окружающем мире, правдивы они или нет - можно ли вообще познать истину.

Гносеология тесно  связана с онтологией. Если для  индийской ведичной философии мир  построен так, что в нем царит  иллюзия, то естественно, что обыкновенный человек, в том числе и ученый, никогда не касается истины, она  только кружит в колесе иллюзорных представлений. Истина доступна только человеку, который самозабвенно занимается йогой и благодаря этому способен непосредственно переживать истину в духовном озарении без помощи слов и понятий. В европейской традиции, напротив, разумное слово (логос), понятийное мышление является адекватной формой выражения истины. Больше того, это  имеет, по мнению философов - рационалистов, онтологичную основу. Так, к примеру, Г. Гегель (1770 - 1831гг.) думал, что ум - это  подлинная суть бытия. Все вещи внутри себя разумные, логика - их истинная природа. И если мы будем целенаправленно  и настойчиво развивать свое теоретическое  мышление, овладевать языком понятий, то обязательно подружимся с истиной.

Теория сознания - более поздняя, нежели гносеология, дисциплинарная область философского знания. Она рассматривает сознание как особую действительность, специфический  регион бытия, где законы иные, нежели природная реальность. Тема сознания как совсем личной сферы бытия  впервые звучит в знаменитой 'Исповеди' религиозного мыслителя раннего  христианства Августина Блаженного. Но особо фундаментально идеи теории сознания начинают развиваться в  конце XIX - начале ХХ столетия. Возникает учение феноменология, которое прямо ставит своей задачей изучать внутреннюю определенность сознания, то, что делает ее отличной от внешнего мира.

Третий раздел философии - логика, методология, философия науки  и научного познания (эпистемология). Если гносеология озабочена тем, можно ли познать мир, логика и  методология непосредственно обращены к тому, что же нужно делать, лишь бы познавать доброе и правильное. То есть, она разрабатывает наиболее эффективные способы и правила  мышления, чтобы ученый уверенно шел  вперед, а не блуждал в сумерках. Методология формулирует принципы, проявляет нормы и идеалы, которыми руководствуется ученый в познании мира.

Можно перечислить  множество методологий, которые  установились в ХХ столетии: позитивистская, диалектическая, феноменологическая, герменевтическая, синергетическая. Каждая методология - целый континент идей, книг, теоретических споров. Любой  серьезный исследователь неизбежно  сталкивается с потребностью в методологических размышлениях, в определении того, как лучше подступиться к анализу  предмета. Обращение к философии  открывает возможность расширить  методологический кругозор, формирует  культуру мышления, которая отвечает современному уровню науки.

Информация о работе Смысл, предмет и назначение философии