Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:41, контрольная работа
Человеческая история в своем реальном осуществлении – сложный и многоплановый процесс. В ней действуют самые различные силы и факторы. Различные направления в социальной философии по-разному объясняют сущность и движущие силы исторического процесса.1 Так в XIX веке зародились и получили широкое распространение идеи цивилизационного пути развития общества, вылившиеся в концепцию многообразия цивилизаций.
Введение…………………………………………………………………………..2
1 Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера………………………………………………………………………..5
2 Идея цивилизации как доминанты исторического процесса А. Тойнби……………………………………………………………………………10
3 Понятие цивилизации. «Формационный» и «цивилизационный» подходы в понимании исторического процесса…………………………...13
Заключение……………………………………………………………………...20
Список использованной литературы………………………………………..22
Центральным в концепции Тойнби является понятие цивилизации, которая обладает следующими характеристиками:
В отличие от Шпенглера, считавшего локальные культуры взаимонепроницаемыми, замкнутыми организмами, Тойнби утверждал, что цивилизации взаимодействуют друг с другом и могут влиять друг на друга.
В истории человечества, по Тойнби, насчитывается от 21 до 30 культур (цивилизаций), которые разделяются на три поколения:
Каждая цивилизация
проходит следующие стадии
Таким образом, каждая цивилизация проходит свой уникальный путь.
Идеи Тойнби оказали значительное влияние на социальную философию ХХ века.
3 ПОНЯТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. «ФОРМАЦИОННЫЙ» И «ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ» ПОДХОДЫ В ПОНИМАНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
История общества - это развитие человеческой цивилизации, проходившей определенные этапы и закономерности стадии социального прогресса.
Цивилизация - (от лат. сivilis – гражданский, государственно-правовой) это понятие было введено просветителями 18 века для обозначения высокоразвитого в культурном отношении общества, основанного на государственно-правовых, разумных и справедливых началах, и противопоставлялось патриархальным, родоплеменным отношениям отсталых в своем развитии народов как в древности, так и на открытых в 16-18 вв. землях. В последующем это понятие, сохраняя свое традиционное содержание, стало вместе с тем приобретать различные интерпретации в философских, социологических и других концепциях 19 и 20 вв. Так, американских этнограф Л. Г. Морган в своей книге «Древнее общество» (1877), согласно своей универсальной периодизации истории, рассматривал цивилизацию как третью, завершающую, стадию технологически детерминированного развития общества, следующую за дикостью и варварством. Энгельс расценил эту концепцию как повторное открытие исторического материализма. В книге «происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), стремясь совместить данную периодизацию с марксистской теорией общественно-экономических формаций, он относил первые две стадии к первобытно-общинному строю, а цивилизацию – к антагонистическому обществу в целом.
Со второй половины 19 века получило распространение употребление понятия цивилизации во множественном числе для обозначения своеобразных региональных и локальных типов культурных сообществ. Так, Данилевский в книге «Россия и Европа» (1871) выделял свыше десяти культурно-исторических типов ( или цивилизаций). После 1-й мировой войны большую популярность приобрела аналогичная историософская концепция Шпенглера, изложенная в книге «упадок стран Запада» (2 т.,1918-1922;рус.пер. «Закат Европы). Согласно Шпенглеру, всемирная история – это абстрактное представление. В действительности она распадается, по крайней мере, на 8 высших культур, независимых друг от друга и воплощающих в себе совершенно различные культурные устремления и лежащие в их основе восприятия мира. Существование каждой из высших культур измеряется примерно тысячелетием, цивилизация же представляет собой эпоху истощения их творческого потенциала, начало упадка и последующего вырождения. Еще более широким распространением в середине 20 века, а также серьезным влиянием в общественных науках и в общественном мнении, особенно на Западе, стала пользоваться концепция региональных цивилизаций английского историка Арнольда Дж. Тойнби, которую он представил в 12-томном исследовании «постижение истории» (1934-1961), а также во многих других монографиях и публикациях. В отличие от умозрительных и спекулятивных концепций Данилевского и Шпенглера, монументальное исследование всемирной истории и отдельных цивилизаций Тойнби покоится на солидном эмпирическом основании и опирается на реальные процессы повторяемости в развитии общества. Цивилизации разделяются им на не связанные друг с другом, а также на цивилизации первого, второго и третьего поколений, опирающиеся на предшествовавшее культурное наследие.
В современной философии истории в целом происходит своего рода соперничество двух основных парадигм всемирной истории :
На сегодняшний день определились два методологических подхода к анализу исторического процесса: формационный и цивилизационный.
Формационный подход
был предложен
Ключевое понятие, используемое
при формационным подходе – общественно-
Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой.
В общественно-экономической формации есть два главных компонента-базис и надстройка. Базис – экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка – государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.
Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе – производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми происходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.
Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) – возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.
о развития.
В соответствии с формационной теорией принято различать следующие существовавшие в истории типы культур:
Первобытнообщинная формация характеризуется:
примитивными формами организации труда (редкое применение механизмов, в основном – ручной индивидуальный труд, изредка – коллективный (охота, земледелие); отсутствием частной собственности – общей собственностью на средства и результаты труда; равенством и личной свободой; отсутствием оторванной от общества принудительной публичной власти; слабой общественной организацией – отсутствием государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений.
Возникла частная собственность на средства производства, в том числе «живые», «говорящие» - рабов; социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение; государство и публичная власть.
Феодальная общественно-экономическая формация основывалась на:
крупной земельной собственности особого класса землевладельцев – феодалов труде свободных, но зависимых экономически (редко – политически) от феодалов крестьян; особых производственных отношений в свободных ремесленных центрах – городах.
При капиталистической общественно-экономической формации:
основную роль в экономике начинает играть промышленность; усложняются средства производства – механизация, объединение труда; промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии; основной объем труда выполняют свободные наемные рабочие, экономически зависимые от буржуазии.
Коммунистическая (социалистическая) формация (общество будущего), по Марксу. Энгельсу, Ленину, будет отличаться:
отсутствием частной собственности на средства производства; государственной (общественной) собственностью на средства производства; трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников; справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества; высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.
Формационной подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и постсоциалистических странах. Он имеет как свои достоинства, так и недостатки. Достоинства – понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки – неучет других фактов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабовладельческой, капиталистической формации, нарушение линейности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунистической (социалистической) формации).
Цивилизованный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889-1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, - цивилизация.
Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.
История – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли.
Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.
Основные цивилизации:
Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т.д.).
Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.
Каждая цивилизация в своей судьбе проходит пять стадии:
Информация о работе Социальная философия о смысле и направленности исторического процесса