Социальная философия о смысле и направленности исторического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:41, контрольная работа

Описание

Человеческая история в своем реальном осуществлении – сложный и многоплановый процесс. В ней действуют самые различные силы и факторы. Различные направления в социальной философии по-разному объясняют сущность и движущие силы исторического процесса.1 Так в XIX веке зародились и получили широкое распространение идеи цивилизационного пути развития общества, вылившиеся в концепцию многообразия цивилизаций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1 Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера………………………………………………………………………..5
2 Идея цивилизации как доминанты исторического процесса А. Тойнби……………………………………………………………………………10
3 Понятие цивилизации. «Формационный» и «цивилизационный» подходы в понимании исторического процесса…………………………...13
Заключение……………………………………………………………………...20
Список использованной литературы………………………………………..22

Работа состоит из  1 файл

ФИЛОСОФИЯ.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)

     Центральным в концепции Тойнби является понятие цивилизации, которая обладает следующими характеристиками:

  1. цивилизации «представляют собой общества с более широкой протяженностью как в пространстве, так и во времени, чем национальные государства, города-государства или любые другие политические союзы»10;
  2. именно цивилизации должны рассматриваться историками;
  3. цивилизации сопоставимы друг с другом;
  4. ни одна из цивилизаций не охватывает всего человечества;
  5. преемственность в развитии цивилизаций гораздо меньше, чем преемственность между фазами развития одной цивилизации.11

     В отличие от Шпенглера, считавшего локальные культуры взаимонепроницаемыми, замкнутыми организмами, Тойнби утверждал, что цивилизации взаимодействуют друг с другом и могут влиять друг на друга.

     В истории человечества, по Тойнби, насчитывается от 21 до 30 культур (цивилизаций), которые  разделяются на три поколения:

 

  1. Первое поколение – примитивные, маленькие, бесписьменные культуры с односторонней специализацией, приспособленные к жизни в конкретной географической среде. Надстроечные элементы (государственность, образование, церковь, а тем более наука и искусство) в них отсутствуют. Правит обычай. Эти культуры размножаются и гибнут стихийно, если не перейдут в цивилизацию второго поколения.

 

 

  1. Вторичные цивилизации: египетско-шумерская, минойская, китайская и южноамериканская. Динамичны, с большими городами и главенствующей ролью творческих личностей. Для того, чтобы они появились, необходима комбинация множества причин (ни расовый тип, ни среда, ни экономический строй сами по себе не играют решающей роли в генезисе цивилизаций); некоторые культуры так и не переходят на этот уровень (например, общества полинезийцев и эскимосов).
  2. Третье поколение – современные цивилизации – рождаются на основе церквей из вторичных цивилизаций. На данный момент их осталось пять (не считая две реликтовые): 1) западная христианская, 2) православная христианская, 3) исламская, 4) дальневосточная, 5) индуистская.

     Каждая цивилизация  проходит следующие стадии цикла:  «возникновение», «рост», «надлом», «упадок» и «разложение». Но не  все цивилизации проходят все  фазы цикла: некоторые останавливаются  в развитии, другие порождают  дочерние цивилизации (например, эллинская цивилизация через вселенскую церковь породила западное и православное христианство).

Таким образом, каждая цивилизация  проходит свой уникальный путь.

Идеи Тойнби оказали значительное влияние на социальную философию  ХХ века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПОНЯТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. «ФОРМАЦИОННЫЙ» И «ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ» ПОДХОДЫ В ПОНИМАНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

 

     История общества - это развитие человеческой цивилизации, проходившей определенные этапы и закономерности стадии социального прогресса.

     Цивилизация -  (от лат. сivilis – гражданский, государственно-правовой) это понятие было введено просветителями 18 века для обозначения высокоразвитого в культурном отношении общества, основанного на государственно-правовых, разумных и справедливых началах, и противопоставлялось патриархальным, родоплеменным отношениям отсталых в своем развитии народов как в древности, так и на открытых в 16-18 вв. землях. В последующем это понятие, сохраняя свое традиционное содержание, стало вместе с тем приобретать различные интерпретации в философских, социологических и других концепциях 19 и 20 вв. Так, американских этнограф Л. Г. Морган в своей книге «Древнее общество» (1877), согласно своей универсальной периодизации истории, рассматривал цивилизацию как третью, завершающую, стадию технологически детерминированного развития общества, следующую за дикостью и варварством. Энгельс расценил эту концепцию как повторное открытие исторического материализма. В книге «происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), стремясь совместить данную периодизацию с марксистской теорией общественно-экономических формаций, он относил первые две стадии к первобытно-общинному строю, а цивилизацию – к антагонистическому обществу в целом.

     Со второй половины 19 века получило распространение употребление понятия цивилизации во множественном числе для обозначения своеобразных региональных и локальных типов культурных сообществ. Так, Данилевский в книге «Россия и Европа» (1871) выделял свыше десяти культурно-исторических типов ( или цивилизаций). После 1-й мировой войны большую популярность приобрела аналогичная историософская концепция Шпенглера, изложенная в книге «упадок стран Запада» (2 т.,1918-1922;рус.пер. «Закат Европы). Согласно Шпенглеру, всемирная история – это абстрактное представление. В действительности она распадается, по крайней мере, на 8 высших культур, независимых друг от друга и воплощающих в себе совершенно различные культурные устремления и лежащие в их основе восприятия мира. Существование каждой из высших культур измеряется примерно тысячелетием, цивилизация же представляет собой эпоху истощения их творческого потенциала, начало упадка и последующего вырождения. Еще более широким распространением в середине 20 века, а также серьезным влиянием в общественных науках и в общественном мнении, особенно на Западе, стала пользоваться концепция региональных цивилизаций английского историка Арнольда Дж. Тойнби, которую он представил в 12-томном исследовании «постижение истории» (1934-1961), а также во многих других монографиях и публикациях. В отличие от умозрительных и спекулятивных концепций Данилевского и Шпенглера, монументальное исследование всемирной истории и отдельных цивилизаций Тойнби покоится на солидном эмпирическом основании и опирается на реальные процессы повторяемости в развитии общества. Цивилизации разделяются им на не связанные друг с другом, а также на цивилизации первого, второго и третьего поколений, опирающиеся на предшествовавшее культурное наследие.

     В современной философии истории в целом происходит своего рода соперничество двух основных парадигм всемирной истории :

  1. универсалистской, рассматривающей социальный прогресс как всеобщий, единый для человечества процесс восходящего развития общества ( марксистское учение о формациях, теории индустриального и постиндустриального общества и др.) и
  2. противостоящей этому интерпретации истории человечества как смены уникальных региональных и локальных цивилизаций, «особого пути» для разных стран и народов.12

 

     На сегодняшний день определились два методологических подхода к анализу исторического процесса: формационный и цивилизационный.

Формационный подход был предложен основоположниками  марксизма – К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным.

Ключевое понятие, используемое при формационным подходе – общественно-экономическая формация. Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе историческог Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.

     Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой.

В общественно-экономической  формации есть два главных компонента-базис  и надстройка. Базис – экономика  общества, составляющими которой  являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка – государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.

Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе – производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми происходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.

     Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) – возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.

о развития.

     В соответствии с формационной теорией принято различать следующие существовавшие в истории типы культур:

  1. первобытнообщинная;

     Первобытнообщинная формация характеризуется:

примитивными формами  организации труда (редкое применение механизмов, в основном – ручной индивидуальный труд, изредка –  коллективный (охота, земледелие); отсутствием частной собственности – общей собственностью на средства и результаты труда; равенством и личной свободой; отсутствием оторванной от общества принудительной публичной власти; слабой общественной организацией – отсутствием государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений.

 

  1. рабовладельческая;

     Возникла частная собственность на средства производства, в том числе «живые», «говорящие» - рабов; социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение; государство и публичная власть.

  1. феодальная;

     Феодальная общественно-экономическая формация основывалась на:

крупной земельной собственности  особого класса землевладельцев  – феодалов труде свободных, но зависимых экономически (редко – политически) от феодалов крестьян; особых производственных отношений в свободных ремесленных центрах – городах.

  1. капиталистическая;

     При капиталистической общественно-экономической формации:

основную роль в экономике  начинает играть промышленность; усложняются средства производства – механизация, объединение труда; промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии; основной объем труда выполняют свободные наемные рабочие, экономически зависимые от буржуазии.

  1. коммунистическая (социалистическая).

     Коммунистическая (социалистическая) формация (общество будущего), по Марксу. Энгельсу, Ленину, будет отличаться:

отсутствием частной  собственности на средства производства; государственной (общественной) собственностью на средства производства; трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников; справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества; высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.

 

     Формационной подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и постсоциалистических странах. Он имеет как свои достоинства, так и недостатки. Достоинства – понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки – неучет других фактов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабовладельческой, капиталистической формации, нарушение линейности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунистической (социалистической) формации).

 

     Цивилизованный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889-1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, - цивилизация.

Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом  жизни, географическими, историческими рамками.

История – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни гибели не связанных друг с  другом цивилизаций в различных  уголках Земли.

     Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными.          Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.

     Основные цивилизации:

  1. шумерская;
  2. вавилонская;
  3. минойская;
  4. эллинская (греческая);
  5. китайская;
  6. индусская;
  7. исламская;
  8. христианская.

 

     Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т.д.).

Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.

     Каждая цивилизация в своей судьбе проходит пять стадии:

  1. возникновение;
  2. рост;
  3. надлом;
  4. упадок;
  5. разложение.13

Информация о работе Социальная философия о смысле и направленности исторического процесса