Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:41, контрольная работа
Человеческая история в своем реальном осуществлении – сложный и многоплановый процесс. В ней действуют самые различные силы и факторы. Различные направления в социальной философии по-разному объясняют сущность и движущие силы исторического процесса.1 Так в XIX веке зародились и получили широкое распространение идеи цивилизационного пути развития общества, вылившиеся в концепцию многообразия цивилизаций.
Введение…………………………………………………………………………..2
1 Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера………………………………………………………………………..5
2 Идея цивилизации как доминанты исторического процесса А. Тойнби……………………………………………………………………………10
3 Понятие цивилизации. «Формационный» и «цивилизационный» подходы в понимании исторического процесса…………………………...13
Заключение……………………………………………………………………...20
Список использованной литературы………………………………………..22
На основании цивилизационного подхода выделяется множество концепций, построенных на разных основаниях, поэтому его еще называют плюралистическим. По логике этого подхода существует множество исторических образований (цивилизаций), слабо или вообще не связанных друг с другом. Все эти образования равноценны. История каждого из них уникальна, как уникальны они сами. Главное отличие цивилизационного подхода - отсутствие решающей детерминации в развитии общества.14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог краткому
рассмотрению истории
Историю культуры в ее динамике исследователи видят по–разному, чаще всего – как смену во времени некоторых типов культур, выявляя нечто общее, типичное, что характерно для культур или цивилизаций, во многом разных, в определенные исторические периоды.
Данилевский, Шпенглер и Тойнби оказали значительное влияние на социальную философию.
Ключевым моментом в концепции Данилевского, который и по сей день включают в курсы истории социологии во всем мире, является цикличность цивилизационного процесса. В отличие от Тойнби и Шпенглера, Данилевский не сосредотачивает своего внимания на признаках упадка или прогресса, но собирает обширный фактологический материал, позволяющий за множеством исторических особенностей увидеть повторяемость социальных порядков.
Шпенглер одним из первых обратился к проблеме кризиса современной культуры. Каждая культура уникальна, взаимодействие между ними отсутствует.
Концепция Тойнби ценна тем, что она дает развернутую картину жизненных циклов локальных цивилизаций, механизмов смены их поколений. Но эта смена поколений, распад локальных цивилизаций в значительной мере является следствием ритма мировых цивилизаций, формирующих симфонию общечеловеческого, исторического прогресса и синхронизирующих стадий жизненных циклов локальных цивилизаций.15
При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации, основой которых является базис (экономические отношения), всё остальное – надстройка.
При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.).
Таким образом, формационный и цивилизационный подходы дают возможность по-разному увидеть историю. В формационной и общецивилизационной теориях на первый план выходят общие для всего человечества законы развития, в теории локальных цивилизаций — индивидуальное разнообразие исторического процесса. Таким образом, различные подходы имеют свои преимущества и дополняют друг друга.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
2 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1998. с 77
3 Большаков В. П., Иконникова С. Н. Теория культуры : Учебное пособие. - ООО Лидер, ПИТЕР, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ, 2008 г.
5 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1998. с 72
6 Теория культуры в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов заочной формы обучения / колл. авт.; под ред. Н.М. Мухамеджановой и С.М. Богуславской. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007.
7 Шпенглер О. Закат Европы: Очерки мифологии мировой истории. – М.: Мысль, 1993. – Т.1. с 151
8 Шпенглер О. Закат Европы: Очерки мифологии мировой истории. – М.: Мысль, 1993. – Т.1. с 344
9 Ивин А.А. Философия истории: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000.
10 Тойнби А. Постижение истории. – М.: Прогресс, 1991. с 40
11 Тойнби А. Постижение истории. – М.: Прогресс, 1991. с 42
12 Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001.
13
Философия истории. Подходы к истории. http://sessiya-2011.narod.ru/
14 Маркин, В. В. Цивилизационный и формационный подходы к анализу исторического процесса // Образование и наука на пороге третьего тысячелетия : сб. ст. ко 2-й междунар. науч.-теор. конф.
15 Раздел 4, тема 4: культура и цивилизация, лекция 2: Понятие цивилизации. Типы цивилизаций. http://siblec.ru/
Информация о работе Социальная философия о смысле и направленности исторического процесса