Социальная роль религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 01:30, реферат

Описание

Религия существует много веков, по-видимому, также долго, как и существует человечество. За это время оно выработало множество разновидностей религии. Своеобразные религии существовали в Древнем Мире у египтян и греков, вавилонян и евреев. В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Помимо них продолжают существовать национальные религии (конфуцианство, иудаизм, синтоизм и др.)

Содержание

Религия как социальный стабилизатор……………………………………..4
Религия как фактор социальных изменений………………………………10
Социальная роль религии…………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………..18
Список используемой литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

философия реферат.docx

— 44.56 Кб (Скачать документ)

Наряду с мировоззренческой, терапевтической, легитимизирующей функцией, социологи-функционалисты важное значение придают регулирующей функции религии. С этой точки зрения, религия рассматривается  как специфическая ценностно-ориентационная и нормативная система. Регулирующая функция религии обнаруживается уже на уровне религиозного сознания. Каждая религиозная система вырабатывает определенную систему ценностей, реализация которых осуществляется индивидом  в процессе его деятельности и  отношений. Непосредственно регулирующую функцию выполняет ценностная установка.

Ценностная установка  — это своеобразная предваряющая программа деятельности и общения  людей, связанная с возможностью выбора их вариантов. Она представляет собой социально — детерминированную  предрасположенность человека к  заранее определенному отношению  к тому или иному объекту, человеку, событию и т. д. Ценностные установки  верующих людей вырабатываются в  религиозной организации в процессе общения между людьми и передаются из поколения в поколение.

Осознание индивидом  содержания ценностных установок образует мотив его поведения и деятельности. Мотив позволяет человеку соотносить конкретные ситуации, в которых он действует с системой ценностей, которыми он руководствуется в своем  поведении. Ближайший побудительный  мотив человеческого поведения  выступает в виде его цели. Дели могут быть ближайшими, долгосрочными, перспективными, конечными. Конечная цель является самоцелью всей деятельности человека. Она насквозь пронизывает  эту деятельность и сводит все  остальные цели к роли средств  собственного достижения. Конечная цель человеческой деятельности называется идеалом. Идеал является вершиной всей пирамиды ценностной системы.

Каждая религия  вырабатывает свою ценностную систему, в соответствии с особенностями  вероучения. В этой системе образуется своеобразная шкала ценностей. Так, например, в христианстве особым ценностным элементом наделяется все то, что имеет отношение к общению Бога и человека. Верующий человек, как правило, имеет установку приблизиться к Богу, преодолеть тот разрыв, который установился между человеком и Богом в результате «первородного греха». Эта установка образует мотив его поведения, который реализуется как в системе культовых действий (молитвах, постах и т. д.), так и в повседневном поведении. Христианин в процессе этого поведения ставит перед собой конкретные цели. Например, участие в религиозных обрядах позволяет человеку обрести «дары благодати» , которые укрепляют его силы в борьбе с происками дьявола, приближают человека к Богу. Конечной же целью всей этой деятельности и поведения для христианина является «спасение» его души, полное слияние с Богом, обретение «Царства Божьего». «Царство Божье» — это тот идеал, на реализацию которого нацелены все усилия как отдельного христианина, так и всех христиан через деятельность религиозных организаций.

Еще большим  регулятивным потенциалом обладает нормативная система религии. Религиозные  нормы — это разновидность  социальных норм. Религиозные нормы  — это система требований и  правил, направленных на реализацию религиозных  ценностей. По сравнению с ценностями в социальных нормах в большей  мере выражен момент обязательности, принудительности. В социологии религии  имеются различные типы классификации  религиозных норм.

По характеру  регулирования поведения религиозные  нормы могут быть позитивными, обязывающими совершать те или иные действия, или негативными, запрещающими определенные поступки, отношения и т. д.

По субъекту предписания религиозные нормы  могут быть разделены на общие, рассчитанные на всех последователей данного вероучения, или же на определенную группу (только для мирян или только для священнослужителей). Так, например, требование безбрачия  в католицизме распространяется только на священнослужителей.

По характеру  деятельности и отношений, на которые  воздействуют религиозные нормы, следует  выделить культовые и организационные. Культовые нормы определяют порядок  культовых обрядов, церемоний, регулируют отношения между людьми при отправлении  религиозного культа.

Организационно-функциональные нормы регулируют внутриобщинные, внутрицерковные  и межцерковные, а также межконфессиональные  отношения. Сюда относятся нормы, регулирующие отношения, которые возникают в  самих религиозных организациях (общинах, сектах, церквях), между верующими  гражданами определенного вероисповедания, между религиозными объединениями, между священнослужителями различных  рангов, между руководящими органами организаций и их структурными подразделениями. Эти нормы содержатся в разного рода уставах и положениях о религиозных организациях. Они определяют структуру этих организаций, порядок выборов руководящих органов организации и их подразделений, регламентируют их деятельность, права, обязанности.

Из этого довольно беглого обзора нормативного регулирования  религиозной деятельности и отношений  видно, что религия охватывает довольно широкую сферу социального бытия  человека. И естественно, что в  религиоведении идет дискуссия по вопросу, какой вид этого нормативного регулирования можно отнести  к собственно религиозной, а в  какой только внешне относится к  религиозной сфере.

На этот вопрос предложены два различных ответа: первый состоит в ;a том, что следует  признать религиозным всякое регулирующее воздействие, если оно осуществляется в рамках религиозных организаций. Второй стремится развести собственно религиозное регулирование, которое  инициировано религиозной мотивацией, и косвенное религиозное регулирование, которое связано с нерелигиозными формами социальной деятельности и  отношений, но осуществляющееся в рамках религиозных организаций или  под эгидой этих организаций. Примером второго вида деятельности является миссионерская деятельность, благотворительная  деятельность религиозных организаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Религия как фактор социальных изменений 

Функционализм концентрирует внимание на интегрирующей  функции религии. В социологии религии  ему противостоит теория конфликтов, которая акцентирует внимание на дезинтегрирующей функции религии. Для обоснования этой функции  используется ряд аргументов. Один из них, самый простой, состоит в  утверждении, что, выступая в качестве источника единения тех или иных социальных общностей на базе того или иного вероучения, культа и  организации, религия одновременно противопоставляет эти общности другим общностям, сформированным на базе другого вероучения, культа и организации. Это противопоставление может служить  источником конфликта между христианами  и мусульманами, между православными  и католиками, между православными  и баптистами и т. д. Причем эти  конфликты нередко сознательно  раздуваются представителями тех  или иных объединений, поскольку  конфликт с «чужими» религиозными организациями  способствует внутригруп-повой интеграции: вражда с чужими создает чувство  общности, побуждает искать опору  только у «своих». Такой тип поведения  довольно характерен для различного рода сектантских объединений. Представители  этих объединений в качестве «чужих»  рассматривают не только представителей иных религиозных групп, но и всех тех^ кто не является членом этих объединений, т. е. неверующих людей.

Представители теории конфликтов справедливо указывают  и на тот факт, что конфликты  существуют не только между религиозными объединениями, но и внутри них. Например, между консерваторами — традиционалистами  и реформаторами-модернистами. Внутрирелигиозные  конфликты могут принять самые  острые формы и перерасти в  крупные социальные конфликты. Ярким  примером такого конфликта является Крестьянская война в Германии в XVI веке под предводительством Томаса Мюнцера, а также крупнейшее событие  общественнной жизни Европы XVI века — Реформация.

Реформация проходила  под лозунгом реформирования католицизма, возвращения его вероучения и  практики к тем формам, которые  были заложены Христом и апостолами во времена первоначального христианства. Для многих религиоведов события  эпохи Реформации — это глубокий религиозный конфликт. Однако среди  представителей теории конфликтов есть и такие, которые склонны истолковывать  этот, как и все другие крупные  религиозные конфликты, прежде всего  как социальные конфликты.

С точки зрения этого течения в конфликтологии, основой формирования общественных систем являются социальные интересы: экономические, политические. Лежащие  в основе религии духовные ценности, идеалы и нормы носят по отношению к экономическим и политическим интересам вторичный, производный характер. Поэтому в основе всех социальных конфликтов следует искать прежде всего экономические и политические причины. Однако при определенных условиях социальные конфликты могут приобрести религиозную оболочку, проходить под религиозными лозунгами и непосредственно инспирироваться религиозными организациями. Религия в этом случае выступает как дезинтегрирующий фактор, способствующий расколу общества на враждебные лагери и инспирирующая антагонистическую социальную борьбу.

С этим направлением в религиозной конфликтологии связано  учение об идеологической функции религии. С точки зрения этого учения, религия  является надстроечным явлением, формой общественного сознания. Она сама по себе не может продуцировать те или иные общественные отношения, а  лишь отражает их и интегрирует определенным образом. В зависимости от тех  социальных сил, интересы которых выражает та или иная религия, на данном конкретно-историческом этапе развития общества, она может  оправдывать и тем самым узаконивать  существующие порядки, или осуждать их, отказывая им в праве на существование. Поэтому та или иная интерпретация  религиозных ценностей, норм, образцов поведения может служить действенным  орудием как в руках консервативных, так и революционных сил. Религия  может питать социальный конформизм, служа тормозом общественного развития, или же стимулировать социальные конфликты, вдохновляя людей на социальные преобразования и, таким образом  способствуя продвижению общества по пути социального прогресса.

История свидетельствует, что нередко борьба за справедливость, социальное равенство получает религиозную  мотивацию. Если религиозное вероучение утверждает, что все люди равны  перед Богом и если при этом существует социальное, расовое и  национальное неравенство, то вполне логично, что люди, опираясь на религиозное  вероучение, поднимаются на борьбу за свои права. Религиозная мотивация  занимала значительное место в национально-освободительных  движениях стран Африки, в борьбе против колониализма и неоколониализма, в борьбе за гражданские права  негров США, которую возглавлял пастор Мартин Лютер Кинг, в латиноамериканских антиимпериалистических движениях, питаемых идеалами «теологии освобождения».

Теория конфликтов, раскрывая дезинтегрирующую функцию  религии, позволяет рассматривать  религию как важный фактор не только социальной стабильности, но и социальных изменений. Она подчеркивает, что  конфликты сами по себе могут нести  не только негативные разрушительные последствия, но и иметь позитивное, конструктивное значение. На конструктивную, созидательную функцию религии, функцию стимулятора социальных изменений особое внимание обращал видный немецкий социолог Макс Вебер. В своих знаменитых работах « Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйственная этика мировых религий», «Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира», он показал влияние религии на процесс социальных изменений в тех или иных странах и регионах. Одна из главных идей, которую достаточно убедительно обосновал М. Вебер, состоит в том, что протестантизм сыграл видную роль в формировании всей современной западной цивилизации, дал мощный стимул ее развитию, в то время как восточные религии не только не стимулировали это развитие, а в определенном плане даже послужили барьером для такого развития.

Вебер утверждал, что причиной того или иного способа  поведения людей, в том числе  и в экономической сфере, является приверженность к определенному  вероисповеданию. Наиболее благоприятные  предпосылки для развития буржуазных отношений, по его мнению, были заложены в реформатском вероисповедании  — кальвинизме. Поэтому протестантизм  сыграл решающую роль в возникновении  «духа капитализма», становлении  и развитии капиталистических общественных отношений. Именно поэтому М. Вебер  утверждал, что протестантизм содержал в себе тот круг идей, при котором  деятельность, направленная внешне только на получение прибыли, стала подводиться  под категорию призвания, по отношению  к которому индивид ощущает известные  обязательства. «Ибо именно эта идея — идея призвания служила этической  опорой жизненного поведения предпринимателей «нового стиля» ».

Немецкое слово  «Beruf» означает профессию и призвание. Призвание же истолковывается не как личная склонность, а как поставленная перед индивидом самим Богом  определенная задача. В этом понятии  заключена оценка, согласно которой  важное значение долга в рамках мирской  профессии рассматривается как  наивысшая задача нравственной жизни  человека. Именно поэтому не уединенная молитва, не посты и другие воздержания, с точки зрения протестантизма, служат высшими проявлениями религиозности, а активная деятельность в рамках той предопределенной Богом доли, призвания. Профессиональная деятельность является задачей, поставленной перед  человеком Богом, притом главной  задачей. Именно для протестантизма, прежде всего в его кальвинистском истолковании, характерна концепция  избранности, обретения уверенности  в спасении посредством деятельности в рамках своей профессии. Так, по мнению М. Вебера, формируется образ  мышления и действия, необходимый  для капиталистического развития: труд ради труда, исполнение долга, самоограничение, отказ от роскоши.

М. Вебер, показав  важную роль протестантизма в становлении  капиталистических общественных отношений, выступал против упрощения и фальсификации  этой его идеи. В работе «Протестантизм и дух капитализма» он писал: «Мы не утверждаем, что капитализм возник в результате Реформы, но только то, что Реформация, религиозное учение оказало определенную роль в качественном формировании и количественной экспансии «капиталистического духа». При этом М. Вебер подчеркивал, что возможны и другие пути становления рыночного хозяйства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социальная роль религии