Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:39, курсовая работа
Мыслители с давних пор стремились открыть тайные пружины, управляющие глобальными социальными процессами и миниатюрными механизмами взаимодействия двух и более человек. Возможно, они делали это с меньшим успехом, чем открывали законы мироздания. Правда, это можно объяснить чрезвычайной сложностью предмета изучения – человеческого общества. Ведь до сих пор никто точно не знает, когда именно оно возникло. Историки говорят: 40 тыс.лет назад, человеческий род возник более 2 млн.лет назад.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПРЕДЫСТОРИЯ 4
1.1. Античность. 4
1.2.Новое время (XV – XVII вв.) 4
1.3. Классический этап (середина XIX- начало XX в.) 6
2.ОБЩЕСТВО: СУЩНОСТЬ, ТИПЫ, РАЗВИТИЕ 10
2.1. Система общественно-экономических формаций.
Капитализм и социализм. 11
2.2.Теория трех стадий 13
2.3. Прогресс и регресс в развитии общества 15
3.СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА 17
3.1. Индивиды 17
3.2. Социальные институты 18
3.3. Социальные общности и их виды 20
3.3.1. Социальная стратификация 22
3.3.2. Основные страты современных обществ 24
3.3.3. Социальная мобильность и социальные сдвиги 26
3.3.4. Особенности стратификации
советского общества 29
3.3.5. Особенности социальной стратификации
современной России 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Разделение труда вносит в общество разнообразие, и чем оно больше, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Символом обмена, его юридической формой выступает договор. Обмен предполагает, что два человека берут на себя взаимные обязательства, вступают во взаимодействие. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация. Договор покупателя с продавцом или предпринимателя с рабочим — форма социального взаимодействия. Их отношения регламентируются правами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.
В примитивных обществах, основанных на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на органической солидарности, личность и коллектив дополняют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий.
Макс Вебер (1864—1920) — соотечественник К.Маркса — жил в одно время с Э.Дюркгеймом. Тем не менее, взгляды их существенно различались. Дюркгейм и Маркс отдавали приоритет обществу. Маркс главным для прогресса считал экономические факторы, верил в историческую миссию пролетариата. Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Коллективное сознание — скорее метафора, нежели точное понятие. «Класс», «государство», «общество» — собирательные понятия. Мы говорим о капиталисте, предпринимателе, рабочем или короле как о среднем, типичном, представителе данного слоя. Но предпринимателя или рабочего вообще не существует. Это абстракция, придуманная учеными для того, чтобы одним именем обозначать целые совокупности фактов, людей, явлений. Иначе их можно назвать идеальными типами.
Второй и более главный шаг — поиск мотивов, которые могут раскрыть содержательную связь явлений. Статистика и изучение мотивов, которые игнорировали О.Конт, К.Маркс и Э. Дюркгейм, — взаимодополнительные части социологического исследования. Таково ядро научного метода.
Итак, развитие представлений об обществе шло по нарастающей — от Платона и Аристотеля к Макиавелли и Гоббсу, а от них к Конту и Марксу. С каждым шагом знания об обществе углублялись и обогащались. Наивысшим достижением стали идеи Дюркгейма и Вебера.
Таблица 1
Различные подходы
к определению понятия «
Э.Дюркгейм |
Общество есть надиндивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях |
М.Вебер |
Общество есть взаимодействие людей, выступающих продуктом социальных действий |
К.Маркс |
Общество есть исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, которые возникают в процессе их совместной жизни и деятельности. |
Современное
философское определение |
Общество есть группа людей, возникающая благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности |
В связи с понятием общества в человеческой истории выделяют два главных периода: период до социального существования человека (когда люди жили разрозненно в естественно-природном состоянии) и период их социального существования (когда они объединились в общество). Общество можно определить как самую крупную совокупность людей, устойчиво связанных между собой разнообразным взаимодействием, общей территорией, историей и культурой.
Относительно времени появления человека современного вида (homo sapiens) существует множество версий. По одной из них, анатомически современный человек возник примерно 200 тыс. лет назад, а поведенчески современный человек – около 50 тыс. лет. Отталкиваясь от этих данных, возьмем за точку отсчета существование человеческих обществ 50-40 тыс. лет назад. Сначала ( примерно первые три-четыре десятка тысячелетий) это были простые общества первобытных людей, основанные на их кровно-родственных связях и родоплеменной организации общества, без имущественного расслоения, без классов и государства.
Позднее,
ОБЩЕСТВА | |
простое |
сложное |
Возникло 50-40 тыс.лет назад |
Возникло 10-6 тыс.лет назад |
|
|
Общество, государство, страна – понятия близкие, но не тождественные. Если общество – это сами люди, живущие вместе и взаимодействующие друг с другом, то государство – управляющие ими органы власти, а страна – определенная территория, на которой они обустроились и живут.
Итак,
В зависимости от используемого критерия существуют различные типы обществ. Так, к примеру, по наличию письменности различают дописьменные и письменные общества. По демократичности социально-политических отношений и открытости внешнему миру – открытые и закрытые. По виду господствующей религии – общества исламские, православные, католические и др. Однако наибольший интерес ученых вызывает различение обществ по социально-экономическим признакам. Здесь популярны два подхода или две системы: марксистская ( формационный подход) и теория трех стадий современных западных социологов (цивилизационный подход).
2.1. Система общественно-экономических формаций. Капитализм и социализм.
Ключевые критерии формационной системы марксистов – формы собственности на средства производства и классовая структура общества. По ним выделяют пять общественно-экономических формаций, или типов общества.
Марксистская
концепция общественно-
Собственность на средства производства |
Общественно-экономическая форвация |
Основные классы |
коммунизм |
Без классов | |
|
Коммунистическая |
|
социализм |
Рабочие и крестьяне |
Капиталисты и рабочие | ||
Феодалы и крестьяне | ||
Рабовладельцы и рабы | ||
Без классов |
При этом рабовладельческое, феодальное и капиталистическое общества рассматриваются как классово-антагонистические, эксплуататорские и кризисные, враждебные человеку труда. А коммунистическое ( на первой фазе – социалистическое) – как наиболее справедливое и гармоничное, в котором нет разделяющей частной собственности, все равны, в меру сил и охотно трудятся и в котором трудящиеся имеют подлинную свободу, демократию и высокий уровень благосостояния. Однако реальный опыт развития обществ в XX в. Подобные выводы не подтвердил.
Исторический опыт десятков стран мира свидетельствует, что капиталистический способ производства в целом экономически более эффективен, т.к.частая собственность, свободное предпринимательство и рынок ( с его «вольными» ценами, игрой спроса и предложения, конкуренцией) жестко заставляют самостоятельных производителей действовать рационально, результативно и с постоянной оглядкой на потребителя. Однако в мире нет ничего совершенного, и у капитализма неизбежны свои проблемы, «плохие времена», свои плюсы и минусы. В связи с этим можно различать четыре основных типа капитализма.
Характеристика основных типов капитализма
Тип капитализма |
Основные характеристики общества |
Начальный капитализм |
|
Бюрократический капитализм |
|
Олигархический капитализм |
|
Демократический капитализм |
|
Разумеется, реальная действительность «хитроумнее» и «шершавее» представленных гладких схем. В ней все может быть в сложном переплетении. Так, в России конца XX в. Затейливо сплелись воедино элементы начального, бюрократического и олигархического «капитализмов». А до «народного капитализма» похоже еще весьма далеко.
2.2. Теория трех стадий
Она выдвинута на рубеже 1950-1960-х гг. такими западными социологами, как американцы Даниел Белл ) и Уолт Ростоу, француз Раймон Арон (1905-1983) и др. Эта концепция отражает смену технологических эпох (цивилизаций)2во всемирной истории и отталкивается прежде всего от характера и уровня развития экономики (какая из сфер является ведущей, каковы техника и технологии, организация производства, роль науки и знаний в жизни людей и т.д.). Согласно ей, в глобальном развитии человечества выделяют три типа общества:
Главные различия между ними представлены в таблице.
Таблица 2
Сравнительная характеристика трех стадий развития общества
Отличительные признаки |
Стадии общественного развития | ||
Доиндустриальное обществл |
Индустриальное общество |
Постиндустриальное общество | |
Период возникновения |
6 тыс.лет назад |
250 лет назад |
Последняя четверть XX в. |
Ключевая сфера экономики |
Сельское хозяйство |
промышленность |
Сфера услуг (прежде всего наука и образование) |
Организационно-технические характеристики экономики |
Малопроизводительное натуральное хозяйство на базе ручного труда и примитивной техники |
Массовое товарное производство на основе общественного разделения труда и машинных технологий |
Высокоразвитая рыночная
экономика, эффективно использующая НТР,
автоматизацию и информационно- |
Основы развития |
традиции |
Последовательный НТП, дух предприниматель-ства и конкуренции, свободы и демократии |
Бурная НТР, теоретические знания и информация, компетентность и профессионализм, зрелая демократия |
Ведущую роль в обществе играют |
Церковь и армия |
Промышленно-финансовые корпорации |
Университеты (как центры научных идей) |
Ведущие социальные группы |
Священники и феодалы |
бизнесмены |
Научно-технические специалисты |