Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:39, курсовая работа
Мыслители с давних пор стремились открыть тайные пружины, управляющие глобальными социальными процессами и миниатюрными механизмами взаимодействия двух и более человек. Возможно, они делали это с меньшим успехом, чем открывали законы мироздания. Правда, это можно объяснить чрезвычайной сложностью предмета изучения – человеческого общества. Ведь до сих пор никто точно не знает, когда именно оно возникло. Историки говорят: 40 тыс.лет назад, человеческий род возник более 2 млн.лет назад.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПРЕДЫСТОРИЯ 4
1.1. Античность. 4
1.2.Новое время (XV – XVII вв.) 4
1.3. Классический этап (середина XIX- начало XX в.) 6
2.ОБЩЕСТВО: СУЩНОСТЬ, ТИПЫ, РАЗВИТИЕ 10
2.1. Система общественно-экономических формаций.
Капитализм и социализм. 11
2.2.Теория трех стадий 13
2.3. Прогресс и регресс в развитии общества 15
3.СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА 17
3.1. Индивиды 17
3.2. Социальные институты 18
3.3. Социальные общности и их виды 20
3.3.1. Социальная стратификация 22
3.3.2. Основные страты современных обществ 24
3.3.3. Социальная мобильность и социальные сдвиги 26
3.3.4. Особенности стратификации
советского общества 29
3.3.5. Особенности социальной стратификации
современной России 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Из таблицы видно, что наиболее продолжительной в человеческой истории была доиндустриальная стадия – несколько тысячелетий. В этот бесконечно долгий период одни и те же орудия и методы производства существовали веками. Позднее же историческое время как бы сжимается, особенно в XXв., когда на протяжении жизни даже одного поколения людей техника и технологии обновляются многократно. Это свидетельствует о существовании своеобразного закона «ускорения ритма истории»3,который означает, что на каждую следующую стадию развития общества уходит меньше времени, чем на предыдущую. Среди причин этого:
Еще одна тенденция во всемирной истории просматривается в виде закона неравномерности социально-экономического развития обществ. И в самом деле, если одни общества (особенно некоторые африканские страны) еще не преодолели даже «индустриальный барьер», то другие (американское, германское, французское), видимо, уже вступили в постиндустриальную стадию.
Что касается России, то она, к сожалению, еще не достигла многих показателей развитого индустриального общества.
- нет полноправной
частной собственности и
- нет полноценной конкуренции,
рациональных налогов,
- нет эффективной, высокопроизводительной экономики ( и особенно по-настоящему современного сельского хозяйства);
- не обеспечен высокий
уровень качества жизни и
- нет стабилизирующего общество среднего класса;
- нет эффективной судебной системы;
- не отлажен механизм
реальной демократии и
2.3. Прогресс и регресс в развитии общества
Все общества находятся в постоянном развитии, в процессе изменений и перехода из одного состояния в другое. При этом выделяют два направления и три формы движения общества.
Направления и формы движения в обществе
Два направления движения общества | |
Прогресс- это движение общества |
Регресс- это движение общества |
|
|
Например, прогресс науки и техники |
Например, разрушение людьми окружающей среды |
Прогресс просматривается и в самих человеческих отношениях. Все больше людей понимают, что они должны научиться жить вместе и соблюдать законы общества, должны уважать чужие жизненные стандарты и уметь искать компромиссы, должны подавлять собственную агрессивность, ценить и беречь природу и все то, что создали предыдущие поколения. Это отрадные признаки того, что человечество неуклонно движется к отношениям солидарности, гармонии, добра.
3. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
Общество отличается
сложным строением и
Главными элементами социальной структуры являются:
Главные элементы социальной структуры
Все эти элементы переплетены
сложными, многообразными и многочисленными взаимосвязям
Охарактеризуем эти элементы социальной структуры.
3.1. Индивиды
Рассмотрим первый элемент социальной структуры общества – индивид.
Личность |
Человек как носитель определенных неповторимых черт |
Индивид |
Один из представителей рода людей, отдельный человек |
Человек |
Собирательный образ человеческого рода в целом |
Таким образом, если индивид «экземплярен» (т.е. повторяет черты всех других людей), то личность всегда оригинальна, поскольку здесь имеются ввиду только те качества, которые присущи данному человеку. Отсюда следует, что каждый человек, с одной стороны, индивид (один из рода людей), а с другой – личность ( человек, имеющий свою индивидуальность). И если понятия «человек» и «индивид» объединяют всех людей, то «личность» отличает их друг от друга.
Появившись на свет, каждый человек, или индивид, начинает постепенно усваивать человеческую культуру, входить в общество, самоутверждаться среди других людей и становиться личностью. Процесс вхождения индивида в общество называется социализацией.
Социализация идет по двум взаимопереплетающимся направлениям:
Двусторонний процесс социализации индивида
Социализация начинается в самом раннем детстве и не прекращается по существу до глубокой старости. Она охватывает все процессы приобщения индивида к культуре: его обучение и воспитание; взаимодействие с другими людьми; освоение им ценностей и норм общества, различных социальных ролей и видов совместной деятельности; приобретение определенных прав и обязанностей, взглядов, привычек и т.д. В результате человек из биологического существа постепенно превращается в существо социальное, способное жить и действовать в обществе.
Сферами социализации являются семья, учебные заведения, трудовые коллективы, круг друзей, средства массовой информации и т.д. При таком процессе непрерывной социализации все новых и новых людей происходят накопление и передача культурного опыта от поколения к поколению ( на научном языке так называемая культурная трансмиссия), обеспечивающая самобытность, устойчивость и в то же время обновление каждого общества.
3.2. Социальные институты
Наряду с индивидами и социальными общностями в структуру общества входят и так называемые социальные институты. В процессе взаимодействия людей складываются и закрепляются определенные традиции, взгляды, правила, нормы, образцы поведения и организационные формы общественной жизни. С этим и связано понятие социальных институтов.
Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей.
Среди огромного разнообразия форм в зависимости от сферы их действия выделяют четыре основные группы социальных институтов.
Каждая из них, как и каждый институт в отдельности, выполняют свои определенные функции.
Приведенная ниже группировка социальных институтов весьма условна и не означает, что они существуют изолированно друг от друга. Естественно, что складываясь веками, социальные институты не остаются неизменными. Они развиваются и совершенствуются вместе с движением общества вперед.
При этом важно, чтобы
управляющие обществом органы не
запаздывали с организационным (
и особенно с законодательным) оформлением
назревших изменений в
Основные группы социальных институтов
3.3. Социальные общности и их виды
Социальными общностями называют группы людей, объединенных какими-либо общими признаками: общими интересами, ценностями, общим делом и т.д. Существует множество взаимопересекающихся видов общностей, которые отличаются друг от друга по самым разным критериям. Можно, в частности, классифицировать социальные группы по следующим трем показателям:
Классификация социальных общностей
Основные виды социальной общности
Так, по степени устойчивости различают:
По размерам тоже выделяют три основные группы:
По содержанию социальные общности можно разделить на пять групп:
Наряду с терминами
«социальная общность» и «
Наибольшее внимание социологов привлекают социально-экономические общности, которые предполагают деление общества по таким признакам, как происхождение людей, их образование, доходы, положение в производстве. С этим связана проблема так называемой социальной стратификации.
В любом обществе неизбежно социальное неравенство. Одни люди более трудолюбивы, усердны, предприимчивы и могут иметь хорошее образование и высокие заработки. У других меньше энергии, а значит, и успехов в жизни. Кроме этого, кто-то может оказаться счастливым наследником высоких титулов и больших состояний, а кому-то в этом плане «не повезло».
Таким образом, из-за неравенства общество напоминает «слоеный пирог», в котором можно выделить несколько социальных пластов, различающихся по уровню благосостояния людей, или по степени их обеспеченности жизненными благами. На основе этого можно выстроить своеобразную иерархическую лестницу благополучия, разместив на ее ступеньках (по вертикали) социальные слои людей (страты7) с примерно одинаковым уровнем жизнеобеспечения. Такое разделение общества по уровню благосостояния людей на страты (слои), расположенные друг под другом, называется социальной стратификацией. Для стратификации населения в разные исторические эпохи и в разных обществах применялись различные принципы и виды страт. При этом можно выделить три основные системы стратификации.
Таблица 3
Сравнительная характеристика
основных исторических типов стратификации
Системы стратифи-кации |
Страты |
Краткая характеристика общества | |
название |
определение | ||
Кастовая |
Касты (от лат.castus – чистый) |
Замкнутые социальные группы, принадлежность к которым определялась исключительно рождением человека |
Закрытое общество со строго изолированными высшими и низшими кастами, каждая из которых имела особые профессии, нормы поведения, права (особенно характерно для индусов8) |
Сословная |
Сословия |
Обособленные социальные группы, принадлежность к которым в основном передавалась по наследству ( но могла быть и куплена за деньги или дарована властью) |
Закрытое феодальное общество, разделенное на высшие, привилегированные (дворянство, духовенство) и непривилегированные (ремесленники, купцы, крестьяне) сословия, но допускающее межсословные перемещения (например, браки) |
Классовая |
Классы (от лат.classis – разряд) |
Социальные группы, принадлежность к которым определялась экономическим положением людей (капиталист, наемный рабочий, купец и т.д.) |
Открытое индустриальное (капиталистическое )общество с делением на высшие и низшие классы, но с возможностью для всех свободно продвигаться наверх в зависимости от своих способностей и трудолюбия. |