Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:39, курсовая работа
Мыслители с давних пор стремились открыть тайные пружины, управляющие глобальными социальными процессами и миниатюрными механизмами взаимодействия двух и более человек. Возможно, они делали это с меньшим успехом, чем открывали законы мироздания. Правда, это можно объяснить чрезвычайной сложностью предмета изучения – человеческого общества. Ведь до сих пор никто точно не знает, когда именно оно возникло. Историки говорят: 40 тыс.лет назад, человеческий род возник более 2 млн.лет назад.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПРЕДЫСТОРИЯ 4
1.1. Античность. 4
1.2.Новое время (XV – XVII вв.) 4
1.3. Классический этап (середина XIX- начало XX в.) 6
2.ОБЩЕСТВО: СУЩНОСТЬ, ТИПЫ, РАЗВИТИЕ 10
2.1. Система общественно-экономических формаций.
Капитализм и социализм. 11
2.2.Теория трех стадий 13
2.3. Прогресс и регресс в развитии общества 15
3.СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА 17
3.1. Индивиды 17
3.2. Социальные институты 18
3.3. Социальные общности и их виды 20
3.3.1. Социальная стратификация 22
3.3.2. Основные страты современных обществ 24
3.3.3. Социальная мобильность и социальные сдвиги 26
3.3.4. Особенности стратификации
советского общества 29
3.3.5. Особенности социальной стратификации
современной России 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПРЕДЫСТОРИЯ 4
1.1. Античность. 4
1.2.Новое время (XV – XVII вв.) 4
1.3. Классический этап (середина XIX- начало XX в.) 6
2.ОБЩЕСТВО: СУЩНОСТЬ, ТИПЫ, РАЗВИТИЕ 10
2.1. Система общественно-экономических формаций.
Капитализм и социализм. 11
2.2.Теория трех стадий 13
2.3. Прогресс и регресс в развитии общества 15
3.СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА 17
3.1. Индивиды 17
3.2. Социальные институты 18
3.3. Социальные общности и их виды 20
3.3.1. Социальная стратификация 22
3.3.2. Основные страты современных обществ 24
3.3.3. Социальная мобильность и социальные сдвиги 26
3.3.4. Особенности стратификации
советского общества 29
3.3.5. Особенности социальной стратификации
современной России 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ВВЕДЕНИЕ
Мыслители с давних пор стремились
открыть тайные пружины, управляющие
глобальными социальными
Первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы Платон и Аристотель. Затем наступила очень долгая, растянувшаяся на 2 тыс. лет, историческая пауза, прежде чем появились выдающиеся ученые и мыслители (Н.Макиавелли, Т.Гоббс, Ф.Бэкон, Ж.Ж.Руссо, А.Гельвеций, И.Кант и др.), которые серьезно обогатили знания об обществе. Наконец, в XIX в. Рождается наука социология1, вобравшая в себя лучшие достижения человеческой мысли об обществе и благодаря применению конкретно-научных методов продвинувшая знания об обществе дальше.
К предыстории отнесем античность и Новое время. Здесь выделяются четыре фигуры: Платон, Аристотель, Н.Макиавелли и Т.Гоббс. К собственно истории социологии относится период с середины XIX по начало XX в., когда жили и творили О.Конт, К.Маркс, Э.Дюркгейм и М.Вебер.
В работе будут охарактеризованы главные элементы социальной структуры общества:
Подробно рассматривается социа
Платон (427-347 до н.э.) и Аристотель (384-322 до н.э.) изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество. Поскольку в античности общество и государство не различали, то оба понятия использовали в качестве синонимов.
Платон в своем труде «Государство» подчеркивал особую роль разделения труда и создал первую в мире теорию стратификации, согласно которой любое общество делится на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих государство от смуты и беспорядка; низший – ремесленники и крестьяне. Высший класс, имея огромные привилегии, постоянно злоупотребляет властью. Чтобы этого не происходило, знать должна лишиться частной собственности, которая, согласно Платону, развращает нравы людей. К управлению обществом следует допускать людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых. Они должны вести суровый образ жизни и не предаваться земным утехам.
Аристотель. Согласно его учению, опорой порядка выступал средний класс. Кроме него существуют еще два класса – богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если:
Несовершенства общества, учил Аристотель, исправляются не уравнительным распределением, а моральным совершенствованием людей. Законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частной собственностью может владеть каждый, она не вредит нравам людей и развивает здоровые эгоистические интересы. Человеком управляет множество стремлений, но главное среди них – любовь к деньгам. При коллективной собственности все или большинство бедны и озлоблены. С другой стороны, не менее опасно для государства и чрезмерное неравенство людей. Аристотель превозносил общество, в котором средний класс сильнее других.
Николо Макиавелли (1469-1527) первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Главное произведение Н.Макиавелли «Государь» как бы продолжает основную линию рассуждения платоновского «Государства», но акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Макиавелли считал, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей.
Первый закон: нашими действиями правят честолюбие и мотив власти. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками – страсть приобрести, то , чего их лишили.
Второй закон: умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Ведь и подданные не очень спешат с выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но придя к ней, необязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных. А где зависимость, там нерешительность, малодушие и легкомыслие.
Третий закон: творить зло надо сразу, а добро – постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах. Единовременная жесткость переносится с меньшим раздражением и считается более справедливой, чем растянутая во времени. Наказание не нуждается в оценке и ответной благодарности (как поощрение).
Томас Гоббс (1588-1679) разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе. У животных нет борьбы за почести и звания, поэтому у них нет ненависти и зависти - причин мятежей и войн. У людей все это есть. Неверно думать, что люди от рождения склонны к сотрудничеству. Если бы человек любил другого по естественному побуждению, то он искал общения со всеми в равной мере. Но он предпочитает общество тех, кто ему выгоднее. Именно природа человека толкает его искать не друзей, а почета и выгод.
Что побуждает людей создавать общество? Взаимное опасение. Оно сбивает людей в группы, помогая выжить в конкуренции. Но, объединившись, люди стремятся вовсе не к общественному благополучию, а к собственной выгоде и почестям. Поэтому, человеческое общество никогда не будет очень большим и очень устойчивым. Оно стабильно, если слава и почет возданы всем. Но так не бывает. Обойденным всегда оказывается большинство, почет достается немногим, следовательно, общество со временем обязательно распадется. Страх не разъединяет, а объединяет людей, вынуждает заботиться о взаимной безопасности. Государство – наилучший способ удовлетворить такую потребность. Поэтому причина возникновения стабильного, длительно существующего общества – взаимных страх, а не любовь и расположение.
Естественное состояние дограждагнского общества, считал Т.Гоббс,- война всех против всех, или социальная борьба за выживание. Иное дело гражданское общество – высший тип развития. Оно покоится на общественном договоре и юридических законах. У него три формы правления: демократия, аристократия, монархия. Только с появлением государства возникают собственность в истинном смысле слова и соответствующие учреждения (суд, правительство, армия, полиция) защищающие ее. В результате прекращается война против всех.
Этот этап отличается от предшествующего тем, что европейское общество окончательно и бесповоротно вступило на путь капиталистического развития. Наиболее яркие мыслители названного периода О.Кони и К.Маркс (застали начальную стадию капитализма), а также Э.Дюркгейм и М.Вебер (жили в условиях продвинутого капитализма). Естественно, что они описывали совершенно разные общества, отсюда и различие их взглядов.
Огюст Конт (1798-1857) начал творить раньше К.Марса, поэтому он выразил в своем творчестве идеалы прогресса, политической и экономической свободы, надежду на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал просто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание. Новая наука называется «социология». Открытые наукой законы общества надо преподавать в школах и университетах, дабы научить людей правильно и разумно строить свои взаимоотношения.
О. Конт настолько уверовал в свое детище, что во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину — выше математики, физики и биологии, а преобразующую роль социологии в обществе (она должна произвести революцию в умах людей) считал столь же важной, как и роль религии. Социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы. Свои открытия она совершает при помощи четырех методов: наблюдения, эксперимента, сравнения и исторического метода. Причем применяться эти методы должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор называют позитивизмом.
Конт совершил поистине коперниканский переворот в социологии, определив ее предмет и методы. По его мнению, наука должна раз и навсегда отказаться от нерешаемых вопросов. К ним Конт относил те, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты. Прежде всего, это философские суждения, оторванные от жизни.
Конт преклонялся не только перед созданной им социологией, но и перед человеческим обществом, которое она призвана описывать. Отдельный индивид для него — почти ничто, а точнее, абстракция. Общество же есть высшая реальность. Под ним подразумевалось все человечество или какая-то его часть, связанная консенсусом (всеобщим согласием). Учение Конта состояло из двух частей — социальной статики, описывающей законы существования, и социальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества.
Карл Маркс (1818 — 1883) на возможности капитализма смотрел более пессимистично, нежели Конт. Он воочию наблюдал «зверства первоначального накопления»: рост преступности и нищеты в городах, разорение крестьянства, сказочное обогащение кучки буржуев, продажу своих детей в рабство и т. п. Поэтому Маркс выдвинул совершенно иной подход к пониманию общества. Его считают автором теории социального конфликта. Если для Конта и Дюркгейма главное — стабилизация общества, то для Маркса — его уничтожение и замена новым, более справедливым. Считается, что вся мировая социология возникла и формировалась чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. В самом деле, Маркс выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи — за реформистский.
В отличие от Конта, Маркс придавал аномалиям, т. е. негативным сторонам капитализма, а именно эксплуатации, обнищанию, преступности, не относительное, а абсолютное значение. Их нельзя устранить полностью или частично в рамках капитализма. Это такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм.
Антагонизм — непримиримое противоречие основных классов любого общества. Всюду, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, т. е. живет за его счет, присваивает неоплачиваемый труд. Рабовладение и феодализм все больше накапливают такой антагонизм, а капитализм доводит его до логической точки. Антагонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя, ибо эксплуататоры добровольно не отдадут награбленное и не поменяются местами с теми, кого они эксплуатируют. Эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.
Эмиль Дюркгейм (1858 — 1917) застал свою страну на качественно ином этапе развития. Капитализм превратился в мировую систему, охватившую все континенты. Крупные банки, предприятия и офисы, машинная индустрия, пароходы, автомобили и аэропланы определяли лицо европейского общества рубежа XX в.
Дюркгейм предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически. Под социальными фактами он понимал коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды. Считать все это фактами, доступными объективному изучению наряду с магнетизмом или гравитацией, было по тем временам революционным шагом. Но Дюркгейм был уверен, что названные явления существуют независимо от индивида наподобие природных фактов. Собрав обширный фактический материал, он доказал, что число самоубийств в разных социальных группах неодинаково: у католиков их меньше, чем у протестантов, а у горожан больше, чем у сельчан. Почему так происходит? Дело в том, что чем выше уровень интеграции (сплоченности, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. Горожане и протестанты больше разобщены и индивидуалистичны, нежели сельчане и католики.
Как видим, одни социальные факты (самоубийства) Дюркгейм объяснял при помощи других социальных фактов (интеграция), не анализируя психологические или физические причины, например расстройство памяти или рост человека..
Немало заслуг у Дюркгейма и перед научной теорией. Он считал, что социальная солидарность цементирует и сплачивает человеческое общество, а разделение труда, т.е. специализация и распределение людей по профессиям, создает общественное целое. Солидарность покоится на коллективном сознании — совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества. Коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы и традиции.