Современная массовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 09:40, реферат

Описание

Объектом исследования является массовая культура как философский феномен.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Исторические условия и этапы становления массовой культуры…………..6
Экономические предпосылки и социальные функции “массовой” культуры………………………………………………………………………...9
Проблема типологии культуры……………………………………………….11
Личность как творец культуры, ее ценностей……………………………….14
Философские основы массовой культуры…………………………………...16
Элитарная культура как антипод массовой культуры………………………22
Заключение ……………………………………………………………………26
Литература……………………………………………………………………..29

Работа состоит из  1 файл

реферат по философии.docx

— 54.07 Кб (Скачать документ)

  Федеральное Государственное Образовательное  Учреждение

  Высшего Профессионального Образования

  Омский  Государственный Аграрный Университет

  Институт  Ветеринарной медицины 
 
 
 
 
 

  Реферат по дисциплине: философия

  Тема: «Современная массовая культура» 
 
 
 
 

                                                                    Выполнила: студентка

                                                      группы 201-С

                                                            Кондрашова Е.С.

                                                                              Проверил: Мещеляков Д.А. 
 
 
 
 

  Омск-2010 

Содержание  работы:

Введение………………………………………………………………………...3

Исторические  условия и этапы становления массовой культуры…………..6

Экономические предпосылки и социальные функции “массовой”  культуры………………………………………………………………………...9

Проблема типологии  культуры……………………………………………….11

Личность как творец культуры, ее ценностей……………………………….14

Философские основы массовой культуры…………………………………...16

Элитарная культура как антипод массовой культуры………………………22

Заключение ……………………………………………………………………26

Литература……………………………………………………………………..29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Актуальность темы исследования.

      В настоящее время обновление социокультурного пространства большинства стран носит динамичный характер. Уходят в прошлое многие традиции, на первый план выступают те свойства и качества культуры, которые порождены глобальными тенденциями. В условиях стремительных социокультурных трансформаций особый интерес представляет изучение способности человека к самореализации в социокультурных изменениях. Процессы коренных перемен затрагивают в настоящее время не только экономическую сферу, но и культурные основания. В обществе, вступившем в постиндустриальную стадию развития, массовая культура стала ведущей культурной формой, под влиянием процессов глобализации она превратилась в феномен общемирового масштаба. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема взаимодействия личности и массовой культуры.  
Глобальные процессы в современном обществе, а также распространение различных инновационных идей, в том числе идеологии постмодернизма, обостряют необходимость адаптации личности к условиям разнонаправленных культурных потоков, структурированных мультикультурных феноменов. Вместе с тем приоритеты общественного сознания смещаются в сторону признания высшей ценности личности и необходимости поиска адекватных способов ее реализации в условиях современного развития. Обращение к анализу российской массовой культуры, основных черт массового человека, позволяет наметить наиболее перспективные направления выхода из нестабильной ситуации, характерной для современного российского общества.  
Объект исследования. 
Объектом исследования является массовая культура как философский феномен.  
Предметом исследования выступает личность в условиях современной массовой культуры

Цель.  
   Целью является культурфилософский анализ взаимодействия массовой культуры и личности в современной социокультурной реальности.  
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:  
• рассмотреть концептуальные подходы к исследованию массовой культуры и на их основе уточнить теоретическое понимание данного феномена. 
• рассмотреть новые проявления массовой культуры в условиях информационного общества, выявить взаимосвязь средств массовой коммуникации и массовой культуры;  
• рассмотреть особенности массового человека как «продукта» массовой культуры, обозначить роль информационной культуры в формировании массового человека;  
• выявить способы самореализации личности в условиях массовой культуры переходного периода в России.  
Научная новизна исследования состоит в следующем:  
• определены основные концептуальные походы к исследованию массовой культуры, позволяющие рассматривать данный феномен в непосредственной связи с теми общественными и культурными процессами, которые определили сущность европейской культуры;  
• уточнено теоретическое понимание массовой культуры, раскрыта ее сущность и конкретизированы функции;  
• проанализирован современный этап развития массовой культуры

• установлены факторы формирования и этапы развития отечественной массовой культуры, раскрыты ее основные черты и особенности;  
• в рамках культурфилософского анализа выявлена проблема бытия личности в культуре, определены особенности массового человека как объекта массовой культуры;  
• выявлены адаптационные способы самореализации личности в условиях массовой культуры трансформирующегося российского общества.  

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Исторические  условия и этапы  становления массовой культуры.

      Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам  выделить две социальные формы существования  культуры: массовую культуру и элитарную  культуру. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все  люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой  аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

      Когда же и как появилась массовая культура? По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд  точек зрения.

      Приведем  в качестве примера, наиболее часто  встречающиеся точки зрения в научной литературе:

      1.Предпосылки  массовой культуры формируются  с момента рождения человечества, и уж, во всяком случае, на заре  христианской цивилизации. В качестве  примера обычно приводятся упрощенные варианты Священных книг (например, “Библия для нищих”), рассчитанные на массовую аудиторию.

      2.Истоки  массовой культуры связаны с  появлением в Европейской литературе XVII-XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дефо (1660-1731) — автора широко известного романа “Робинзон Крузо” и еще 481 жизнеописания людей, так называемых рискованных профессий: следователей, военных, воров, проституток и т. д. и нашего соотечественника Матвея Комарова (1730-1812) — создателя нашумевшего бестселлера XVIII-XIX веков “Повести о приключениях английского милорда Георга” и других не менее популярных книг. Книги обоих авторов написаны блестящим, простым и ясным языком.

      3.Большое  влияние на развитие массовой  культуры оказал и принятый  в 1870 году в Великобритании  закон об обязательной всеобщей  грамотности, позволивший многим  освоить главный вид художественного творчества XIX века— роман.

      И все-таки все вышеизложенное — это предыстория массовой культуры. А в собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX-XX веков. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со временем расхожей: “Если Рим дал миру право, Англия — парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно- техническую революцию и массовую культуру”.

      Феномен появления массовой культуры представляется следующим образом. Для рубежа XIX-XX веков стала характерной всеобъемлющая  массовизация жизни. Она затронула  все ее сферы: экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века.

      X. Ортега-и-Гассет (1883-1955) в работе “Восстание  масс” (1930 г.) выводит само понятие  “масса” из определения “толпа”.  Толпа в количественном и визуальном  отношении есть множество, а  множество с точки зрения социологии  и есть масса, — поясняет  Ортега. И далее он пишет: “Общество  всегда было подвижным единством  меньшинства и массы. Меньшинство  — совокупность лиц, выделенных  особо, масса — невыделенных  ничем. Масса — это средний  человек. 
Таким образом, чисто количественное определение — “многие” — переходит в качественное”

      Очень познавательна для анализа нашей  проблемы книга американского социолога, профессора Колумбийского университета Д. Белла “Конец идеологии” (1960 г.), в которой особенности современного общества определяются возникновением массового производства и массового потребления. Здесь же автор формулирует пять значений понятия “масса”:

      1.Масса  — как недифференцированное множество (т. е. противополож- ность понятию класс).

      2.Масса  — как синоним невежественности (как об этом писал и X. Ортега-и-Гассет).

      3.Массы  — как механизированное общество (т. е. человек воспринимается  как придаток техники).

      4.Массы  — как бюрократизированное общество (т. е. в массовом обществе  личность теряет свою индивидуальность  в пользу стадности).

       5. Массы — как толпа. Здесь  заложен психологический смысл.  Толпа не рассуждает, а повинуется  страстям. Сам по себе человек  может быть культурным, но в толпе—   это варвар.

      И. Д. Белл делает вывод: массы — есть воплощение стадности, унифицированности, шаблонности.

      Еще более глубокий анализ “массовой  культуры” сделал канадский социолог М.Маклюэн (1911-1980). Он так же, как и Д. Белл, приходит к выводу о том, что средства массовой коммуникации порождают и новый тип культуры. В своих работах “Галактика Гуттенберга” (1962 г.), “Понимание средств связи” (1964 г.), “Культура нагие дело” (1970 г.) Маклюэн подчеркивает, что отправной точкой эпохи “индустриального и типографского человека” явилось изобретение И. Гуттенбергом в XV веке печатного станка. Современные же средства массовой информации, создав, по словам Маклюэна, “глобальную деревню”, создают и “нового племенного человека”. Этот новый человек отличается от того “племенного”, жившего когда-то на земле тем, что его мифы формирует “электронная информация”. По словам Маклюэна, Определяя искусство ведущим элементом духовной культуры, Маклюэн подчеркивал эскейпистскую (т. е. уводящую от реальной действительности) функцию художественной культуры.

      Конечно, в наши дни масса существенно  изменилась. Массы стали образованными, информированными. Кроме того, субъектами массовой культуры сегодня являются не просто масса, но и индивиды, объединенные различными связями. Поскольку люди выступают одновременно и как  индивиды, и как члены локальных  групп, и как члены массовых социальных общностей, постольку субъект “массовой  культуры” может рассматриваться  как двуединый, то есть одновременно и индивидуальный и массовый. В  свою очередь понятие “массовая  культура” характеризует особенности  производства культурных ценностей  в современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры. При этом массовое производство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией.

       
Экономические предпосылки  и социальные функции  “массовой” культуры.

      Истоки  широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются  в коммерциализации всех общественных отношений, на которую указывал еще  К. Маркс в “Капитале”. В этом сочинении К. Маркс рассмотрел через  призму понятия “товар” все многообразие социальных отношений в буржуазном обществе.

      Стремление  видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена — массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное  производство — все это во многом означает перенесение в сферу  художественной культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит в других отраслях индустриального производства. К тому же многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изначально предопределяет их (будь-то кино, дизайн, ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции — это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру - это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов.

      В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название “средний класс”. Процессы его формирования и функционирования в области культуры наиболее конкретизировано изложены в книге французского философа и социолога Э. Морена “Дух времени” (1962 г.). 
Понятие “средний класс” стало основополагающим в западной культуре и философии. Этот “средний класс” стал и стержнем жизни индустриального общества. Он же и сделал столь популярной массовую культуру.

      Массовая  культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Происходит отказ от рационального начала в сознании. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у реципиента (т. е. у зрителя, слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип — пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека, и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения.

Информация о работе Современная массовая культура