Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 09:40, реферат
Объектом исследования является массовая культура как философский феномен.
Введение………………………………………………………………………...3
Исторические условия и этапы становления массовой культуры…………..6
Экономические предпосылки и социальные функции “массовой” культуры………………………………………………………………………...9
Проблема типологии культуры……………………………………………….11
Личность как творец культуры, ее ценностей……………………………….14
Философские основы массовой культуры…………………………………...16
Элитарная культура как антипод массовой культуры………………………22
Заключение ……………………………………………………………………26
Литература……………………………………………………………………..29
Активность в познании мира, любовь к своему отечеству, стремление к физическому и духовному совершенству были характерны для человека античного мира. Школы и гимназии, литература и театр, история и философия служили для формирования таких качеств. Глубокая религиозность в сочетании со строго определённой иерархией культурных ценностей, нашедших выражена в социальной структуре общества, были характерны для средневекового западноевропейского общества. В нём на первый план выходили проблемы формирования личности глубоко верующей, не сомневающейся в догматах веры и готовой отстаивать их, не считаясь ни с чем. Человек средневековья должен был смириться со своей ролью в обществе, которая была обусловлена его социальным происхождением. Человеческая плоть изначально объявлялась греховной, препятствующей проявлению высшей духовной сущности человека. В эпоху Ренессанса обнаружилось, что человек заключает в себе не только духовное, но и чувственное начало. Человек должен был стремиться не только к духовному, но и к физическому совершенству. Активность человека Нового времени была направлена не только во внутренний мир, но и в большей степени на окружающую его среду. Отсюда освоение вновь открытых материков и земель, быстрое развитие торговли, промышленности, науки. Человек загорался верой в беспредельные возможности своего разума.
Буржуазное
общество, требующее от своих членов
определённого уровня образования,
как будто создаёт условия
для доступности культуры и возможности
культурного творчества для всех.
В буржуазном обществе мир культуры,
рассматривается индивидом
В
капиталистическом обществе отчуждающее
действие системы духовного производства
распространяется и на представителей
самого господствующего класса. Хотя осуществляемые
им функции управления значение общесоциальных,
всеобщих, но, став собственностью этого
класса, они сразу начинают терять содержательность
всеобщности. Деятельность служителей
этого класса становится уже не средством
удовлетворения потребностей общества,
а средством удовлетворения их индивидуальных
потребностей. Всеобщее же содержание
этой деятельности и им самим представляется
как чуждое. Таким образом, класс, отстранивший
другие классы от развития, сам становится
духовно ограниченным. Монополия творчества
неизбежно, в конце концов, оборачивается
творческим бесплодием самих "монополистов".
В капиталистическом обществе творческие
личности выступают как рабочая сила,
а произведения — как потребительская
стоимость. Поэтому художника из сферы
"массовой культуры" оценивают, прежде
всего, по производительности, по распространению,
по реакции аудитории, прежде всего, по
прибыли и показателям убытка. Основной
чертой "массовой культуры" являются
рыночные умонастроения, которые трактуют
искусство, науку, религию, политику как
предметы потребления, подчинённые соображениям
прибыли, а не внутренней логике содержания.
Литература:
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992.
Асафьев Б. В. Русская живопись. М., 1965.
Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1995.
Ницше Ф. Так говорил Заратустра /Ницше Ф. Соч. В 2-х. Т. 2., М,1990.
Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.
Стернин
Г. Ю. Художественная жизнь России. 1890-1910
гг. М., 1988.