Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 09:40, реферат
Объектом исследования является массовая культура как философский феномен.
Введение………………………………………………………………………...3
Исторические условия и этапы становления массовой культуры…………..6
Экономические предпосылки и социальные функции “массовой” культуры………………………………………………………………………...9
Проблема типологии культуры……………………………………………….11
Личность как творец культуры, ее ценностей……………………………….14
Философские основы массовой культуры…………………………………...16
Элитарная культура как антипод массовой культуры………………………22
Заключение ……………………………………………………………………26
Литература……………………………………………………………………..29
Формируемое массовой культурой массовое сознание многообразно в своем проявлении. Однако оно отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью. Оно не может охватить все процессы в развитии, во всей сложности их взаимодействия. В практике массовой культуры массовое сознание имеет специфические средства выражения. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы. В массовой культуре формула (а в этом и есть сущность искусственно создаваемого образа — имиджа или стереотипа) — это главное. Подобная ситуация стимулирует идолопоклонство. Сегодня новомодные “звезды искусственного Олимпа” насчитывают не меньше фанатичных поклонников, чем старые боги и богини.
Массовая
культура в художественном творчестве
выполняет специфические
Отсюда и использование в массовой культуре таких жанров искусства как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные “версии жизни”, которые сводят социальное зло к психологическим и моральным факторам. Этому служат и такие ритуальные формулы массовой культуры, как “добродетель всегда вознаграждается”, “любовь и вера (в себя, в Бога) всегда побеждает все”.
Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность, массовая культура имеет весьма четкую мировоззренческую программу, которая базируется на определенных философских основаниях.
Проблема типологии культуры.
Для
решения сложной проблемы типологии
культуры необходимо найти объективные
закономерности развития этого важного
социального феномена. Для этого
используется концепция смены общественно-
Каждая такая формация порождает особый
тип культуры со своей системой материальных
и духовных ценностей и способов деятельности
для их создания. Общую схему исторических
типов культуры можно представить следующим
образом: первобытная культура, культура
рабовладельческого строя, культура азиатского
деспотического общества, культура феодального
общества, культура капиталистического
общества, социалистическая культура.
Каждая общественно - экономическая формация,
являясь качественно своеобразным историческим
этапом в процессе поступательного развития
общества, создает свой тип культуры, свою
специфическую, т. е. только ей присущую,
совокупность материальных и духовных
ценностей и способов деятельности для
их создания.
Первобытная культура возникла вместе с выделением человека из царства животных и просуществовала до смены первобытнообщинной формации классовым обществом, которая происходила в различных регионах в разное время (от IV тысячелетия до нашей эры в древнем Египте до I тысячелетия до нашей эры в Древней Греции).
В рамках первобытной культуры складываются и развиваются нравственные нормы и сама мораль как исторически первая форма общественного сознания. Формируются магические и мифологические воззрения, на базе которых на поздней стадии первобытнообщинной формации возникает искусство и религия. Величайшим достижением первобытного общества было формирование самого человека, его выделение из царства животных, что придало мощный начальный импульс всему развитию мировой культуры.
Культура
рабовладельческого общества отличается
большим динамизмом. Эксплуатация огромных
масс рабов, повлекшая за собой значительный
рост прибавочного продукта, дает возможность
ряду представителей класса рабовладельцев
сосредоточиться на создании духовных
ценностей, на осмыслении важнейших закономерностей
природы, общества и мышления. Крупные
достижения характерны здесь для многих
областей культуры - этики, права, политики,
философии, науки, искусства. Впервые появляются
трагедия, драма, поэзия и художественная
проза, как самостоятельные виды отражения
эстетической действительности. Формируется
научная методология, познанные закономерности
окружающего мира обосновываются с помощью
тщательно разработанной и логически
обоснованной системы доказательств.
Если в прошлые исторические эпохи личность
была растворена в первобытном коллективе
или общине, то при рабовладельческом
строе она (разумеется, личность свободного
человека, а не раба) получает большие
возможности для всестороннего развития
и становится предметом философских размышлений.
Характерно также то, что религия, выполняя
свои социальные функции, находится под
контролем государства.
В
эпоху феодализма культура базируется
на натуральном хозяйстве, которому
было свойственно простое
При капитализме формируется новая социально-этническая общность - нация. Это накладывает свой отпечаток на развитие культуры, приобретающей теперь сильное национальное своеобразие.
Таким образом, теория общественно-экономических формаций позволяет уловить общую логику развития мировой культуры, понять причины смены одних типов культуры другими, выявить сложные взаимоотношения между ними.
Личность, как творец культуры, ее ценностей.
Кто же действительный творец материальных ценностей, являющихся остовом, каркасом любой культуры? Прежде всего, та часть общества, которая с помощью своих трудовых навыков приводит в действие средства производства, т. е. трудящиеся массы. Определим основные аспекты участия трудящихся масс в развитии культуры.
Трудящиеся
составляют главный элемент
Ну
а как же быть с личностью? Значительная
часть духовных ценностей создается
профессиональными творцами. Да и
в области материальной культуры
творческой личности принадлежит многое.
Вошел в историю водопровод, сделанный
рабами в Риме, но ведь и он был
спроектирован древними римскими архитекторами,
хорошо знавшими свое дело. Поэтому, творческая
личность играет весьма заметную роль
в развитии культуры. Но, прежде чем
личность сможет начать активные действия,
она должна сформироваться в обществе.
Это влияние общества на личность
характеризуется многими
Каковы основные направления влияния личности на ход мировой истории и развитие культуры? Здесь можно указать три основные возможности, предоставляемые личности историческим процессом.
Во-первых, своей деятельностью, если эта деятельность совпадает с направлением общественного прогресса, она может значительно ускорить темпы исторического развития, внести заметный вклад в мировую культуру. В таком случае говорят о прогрессивном воздействии личности на ход истории.
Во-вторых,
ее деятельность может иметь направление,
противоположное направлению
В-третьих, личность может оказать противоречивое воздействие на исторический прогресс. Существует не так уж много личностей, деятельность которых может быть оценена однозначно - либо позитивно, либо негативно. Гораздо чаще личности на одних этапах своей деятельности ускоряют ход истории, а на других - замедляют. Часто встречается ситуация, когда личность в одно и то же время одними сторонами своей деятельности оказывает прогрессивное воздействие на общество, а другими - регрессивное.
Философские основы массовой культуры.
Одной из старейших философских школ прошлых веков была греческая школа — киренаиков, основанная в V веке до н. э., другом Сократа — Аристиппом. Это школа создала этическое учение — гедонизм. Гедонисты утверждают, что чувство наслаждения является целью всего поведения человека. Идеи гедонизма развили эпикурейцы. Наличие у массовой культуры столь древних идейных источников является аргументом против тех теорий, которые утверждают, что только одни технические средства породили, якобы, в XX веке новый тип “глобальной культуры”. Но, конечно, наиболее интенсивно мировоззренческо - методологические основы феномена массовой культуры начинают формироваться с момента восхождения на историческую арену буржуазии. Именно с этого момента развлекательная ветвь гедонистической функции художественной культуры становится одной из определяющих в массовой культуре.
В качестве идейной основы современной массовой культуры выступает философия позитивизма. Позитивизм в эстетике проявился как натурализм. Для него характерно сведение от социального к биологическому.
Примером художественного (практического) решения эстетических принципов, законов биологизма в позитивизме является серия западных детективных романов. В сюжетах этих произведений за совершенными преступлениями стоит один социальный мотив — деньги. Но в финалах романов выясняется, что преступления организовали психи-маньяки, уголовники-шизофреники, не способные отвечать за свои поступки. Серьезный социальный мотив оказывается подмененным мотивом биологическим. Зависимость социологии от биологии стала мировоззренческой платформой для многих произведений массового искусства. Принцип эскейпизма, то есть стремление любыми путями увести реципиента от противоречий реального мира, объявить их несуществующими или заставить о них забыть, прочно занял ведущее место в подобных произведениях.
Обрела
второе дыхание и практическое воплощение
в массовой культуре ключевая идея
английского позитивиста Г. Спенсера
(1820-1903). Суть ее состоит в том, что
индивидуализм, конкурентная борьба и
выживание наиболее приспособлены, необходимы
для поступательного развития общества.
Спенсеровский социальный дарвинизм,
в своих крайних формах, стал основой для
расизма и экспансионизма. Идеи расизма,
национал-шовинизма пустили глубокие
корни в общественном сознании мира. И
как следствие этого они существуют в
продукции массовой культуры. Именно эти
идеи пропагандируют теорию тотального
противостояния культур, религий, рас,
твердят о непримиримости, враждебности
различных культур.
В рамках позитивистской концепции социального дарвинизма реанимируется и так называемый “культ казенного оптимизма”, перерастающий, порой, в настоящий национал-шовинизм. По всему миру ведутся ожесточенные кампании за создание парадных произведений художественной культуры. Это, как правило, ведет лишь к появлению отлакированных картин вымышленной жизни, которые не всегда адекватны реальной ситуации. Данная позитивистская концепция реализует и концепцию так называемой “американской мечты”. Американская мечта — это совокупное представление об “исключительности” развития Америки и то, что каждый американец имеет равные возможности в достижении счастья и успеха. В контексте американской жизни содержание понятия “американская мечта” менялось, наполнялось различным смыслом, превратилось в официальный лозунг, своего рода эквивалент “американского образа жизни”.
Ситуация
по созданию псевдореалистических художественных
произведений была характерна до недавнего
прошлого и в нашей стране. Парадно-официальные
книги, фильмы, спектакли о наших
гигантских стройках, колхозах-миллионерах
и прочее — это и есть проявление
все той же позитивистской концепции
социального дарвинизма, правда уже
в нашей отечественной