Современные глобальные проблемы человеческой цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:29, контрольная работа

Описание

Этимологический термин "глобализация" связан с латинским термином "глобус", то есть, Земля, Земной шар, и означает общепланетарный характер происходящих на ней процессов. Однако глобализация процессов - это не только их повсеместность. Она связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Это означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурно-экономических, политических и иных связей.

Содержание

Введение
1. Основные глобальные проблемы человечества, понятие и классификация
2. Проблемы экологии и концепции их преодоления
3. Демографическая ситуация в мире, ее возможные последствия
4. Проблема ресурсов в современном обществе
5. Военные конфликты в современном мире
6. Возможности человека в преодолении глобальных проблем
7. Концепции дальнейшей судьбы человечества
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по дисциплине.docx

— 49.48 Кб (Скачать документ)

 

В настоящее время человечество готовится использовать энергию  термоядерного синтеза. Однако прогноз  ученых на ближайшее будущее предполагает, что энергетическое благополучие развитых стран мира будет, как и прежде, строиться преимущественно за счет экономически слаборазвитых нефтедобывающих  стран. В то же время, даже если темпы  роста потребления нефти не будут  расти, то ее разведанных запасов  хватит приблизительно на полстолетия.

 

Сегодня нет точных данных относительно того, на какой срок человечество может считать себя обеспеченным ископаемым топливом и минеральным  сырьем. Однако понятно, что их запасы исчерпаемы и невозобновимы. Поэтому развитые страны сейчас отдают предпочтение развитию нематериалоемких производств, таких, как, например, электроника.

 

В отношении к энергетическим ресурсам страны Запада многому научил энергетический кризис 70-х г.г. С тех пор были приняты и реализованы серьезные меры по значительно более экономному потреблению нефтепродуктов, созданы запасы стратегического назначения.

 

Если даже предположить, что  в ближайшем будущем будет  внедрен термоядерный синтез, то понадобится  еще немалое время на создание соответствующих установок и  подготовку необходимых специалистов. Поэтому рассчитывать приходится на использование имеющихся энергоносителей, энергоустановок и традиционных технологий получения энергии. В  этой ситуации, по-видимому, следует  прислушаться к мнению тех ученых, которые рекомендуют добровольное самоограничение, как в производстве, так и в потреблении энергии.

 

5. Военные конфликты в  современном мире

 

Важным фактором теории глобальных проблем является осознание не только ограниченности природных ресурсов, но и возможной ограниченности бытия  человечества, его возможного самоуничтожения. С момента появления ядерного оружия и его использования в  августе 1945 года при бомбардировке  городов Хиросима и Нагасаки человечество стало смертным, появилась принципиальная угроза его существованию.

 

Накопленных запасов ядерного оружия достаточно для уничтожения  планеты не один раз, а многократно. Чтобы предотвратить опасность, необходимо выдвинуть на первый план задачу выживания человечества.

 

Длительное время в  центре интерсоциальных проблем находились вопросы противостояния двух общественно-экономических систем, двух идеологий. Мир был расколот на две противостоящие группировки: страны, ориентированные на США и соответствующий им политический порядок и страны, ориентированные на СССР и соответствующую общественно-политическую систему. Сейчас это противостояние ушло в прошлое, но интерсоциальная проблема не исчезла. Ее характер изменился с двухполюсного на многополюсной. Существует тенденция его превращения в однополюсной, так как в мире сегодня резко выделяется одна супердержава - США. Ни одна другая страна мира не может сравниться с ней по масштабам экономического и военного потенциала. Таким образом, особенности современного международного положения влияют на характер интерсоциальных проблем.

 

На место угрозы мировой  войны как следствия столкновения двух противоположных общественно-политических систем пришло множество локальных  конфликтов, каждый из которых имеет  свою меру глобальности. Сама угроза всеобщей военной катастрофы в современных  условиях не исключена полностью. Мировой  конфликт может быть вызван непреднамеренно, в результате расползания локальных  противоречий или утраты контроля над  ядерным оружием.

 

В отсутствие противостояния противоположных общественно-политических систем еще более очевидной стала  проблема установления справедливого  экономического порядка. Она связана  с неравномерностью мирового развития. Группы стран резко отличаются по уровню общественно-экономического развития и, соответственно, по уровню благосостояния населения. С одной стороны, это  сравнительно небольшая группа развитых стран, с другой - большое число  государств, в которых экономическое  развитие характеризуется отсталостью, а качество жизни населения является низким. Экономика отсталых стран  отличается, как правило, ярко выраженным сырьевым характером, то есть, она основана на добыче и экспорте сырьевых ресурсов. Общая тенденция современного развития увеличивает разрыв между развитыми  и отсталыми странами. Чем дальше эти страны находятся от уровня постиндустриального  общества, тем больше их стремление использовать военную силу для захвата  богатств других стран.

 

Учитывая наличие различных  интересов стран и регионов, можно  предположить, что военная сила еще  долго будет оставаться актуальным фактором в системе межгосударственных отношений. Однако в условиях "постиндустриального  общества" главным богатством постепенно начинает становиться информация в  широком смысле этого слова (не только знания, технологии, глобальные системы  телекоммуникации, но и культурная среда, которая производит, реализует  и обменивается информацией, материализует  ее в конкретных образцах техники, искусства, потребительских благ). Это богатство  не может быть захвачено или завоевано. Оно может быть только интегрировано  в культурное пространство похожего уровня развития, поэтому попытка  силой присоединить территорию постиндустриального  общества к любой другой национальной территории может оказаться равнозначной ее утрате. Таким образом, военная  сила как средство приращения богатства  в постиндустриальном обществе свою функцию выполнить не сможет. Поэтому  есть надежда, что военные методы решения конфликтов будут в дальнейшем применяться значительно реже, чем  в прошлом.

 

 

 

6. Возможности человека  в преодолении глобальных проблем

 

Один из основателей "Римского клуба" А.Печчеи считал, что истинная проблема человеческого вида на данной ступени его эволюции состоит в том, что он оказался полностью неспособным в культурном отношении приспособиться к тем изменениям, которые сам внес в этот мир.5

 

Это мнение основано на том  факте, что технологический переворот  привел к глубоким изменениям не только в производительных силах общества, но и в образе жизни и сознании людей. Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека и его взаимодействия с окружающей средой.

 

Поворот к человеку, к духовным основам его бытия, происшедший  в глобалистике, был не случаен. Это направление называют философско-антропологическим. Новый подход противостоит взгляду, который рассматривал глобальные проблемы лишь как результат социального устройства, особенностей экономики и техники, а человека - как пассивную жертву хода мирового развития. Главной проблемой и одновременно главным средством решения проблем современности видится теперь сам человек, его ценностные ориентиры и установки. Внимание сосредотачивается на "вечных" вопросах: о смысле человеческого существования, морали, целях человечества, но уже с позиций глобалистики, то есть все понятия рассматриваются с точки зрения их всеобщности и в контексте глобальной угрозы гибели человечества.

 

Ученые Римского клуба  приняли участие в обсуждении: несколько докладов были посвящены  вопросам образования, духовного развития человека, нравственным ориентирам, адекватным современности. Было обращено внимание на то, что именно система образования  во многом формирует человеческие качества и именно в ней закладывается  тот потенциал, который реализуется  в дальнейшем. Следовательно, от качества образования зависит, как будут  представлять люди свое место в мире, на какие ценности будут ориентироваться. От образования зависит формирование перспективного взгляда на ход мирового развития. В связи с этим образование выполняет глобальную миссию. Между тем значение и роль образования сейчас недооценивают. Часть населения планеты неграмотно или грамотно лишь отчасти. В государственных бюджетах многих стран расходы на образование незначительны. Творческий потенциал человека в процессе обучения реализуется не полностью, поскольку существующая система ориентирована на текущие запросы, а не на перспективу. Слабо поставлена переподготовка и переобучение кадров в ряде стран (в том числе, и в России).

 

Система образования должна быть непрерывной и постоянной, разноуровневой и разнообразной. Без воспитания соответствующих человеческих качеств невозможно применение экологически чистых технологий, разумное отношение к природным ресурсам, установление справедливого экономического порядка. Невозможна разумная формулировка целей современного человечества как единого целого.

 

Таким образом, философско-антропологический  подход выявил значимость темы образования  человека для решения глобальных проблем.

 

Этот подход дает объяснение тех причин, в силу которых люди нередко равнодушны к глобальной проблематике. Несерьезное отношение  людей во многом связано с трудностями  выработки мировоззрения, адекватного  сложившейся ситуации. В связи  с этим возникает потребность  в формировании глобального сознания, которое способно разобраться в  особенностях современной всемирной  цивилизации, обнаружить и учесть источники  современных глобальных проблем, определить пути их преодоления, уяснить будущие  перспективы человечества. Другими  словами, речь идет о смысле пребывания человека на Земле и в Космосе. От осознания задачи выживания человечества зависит решение всех других задач. В этом смысле глобальное сознание становится неотъемлемой частью культуры нового типа, в которой установка  на выживание является главной.

 

Глобальность сознания не предполагает обязательный скачок к  новому человеку и новому человечеству. Неизвестно, возможно ли в принципе формирование совершенного человека. Но и обычный современный человек  способен осознать и выполнить минимум  разумных требований перед лицом  глобальной опасности.

 

Глобальным угрозам человечество должно противостоять единым фронтом, координируя свои усилия. Но это  не означает, что сотрутся различия между странами и народами, между  классами и социальными группами, нивелируются интересы наций и национальных экономик. Современный мир немыслим без различия интересов - индивидов, отдельных групп, государств и т.д. Однако история развития человечества убеждает в том, что стремление уничтожить различие интересов приводит только к тотальной несвободе.

 

Развитие цивилизации  поставило различные части человечества в зависимость друг от друга. Эта  зависимость есть императив отношений  современного общества - как на межгосударственном, межгрупповом, так и межиндивидуальном уровнях. Однако отдельное государство не должно даже в свете всеобщей взаимозависимости отрекаться от своих национальных интересов. Ему предлагается только научиться считаться с интересами других государств.

 

Известный философ и социолог К. Манхейм отмечал, что общие  для всех современных государств структурные проблемы таковы:

 

1) достижение национального  единства;

 

2) участие народа в правлении;

 

3) включение государства  в мировой экономический порядок;

 

4) решение социальной проблемы."6 Под национальным единством при этом понималась нация как совокупность граждан определенного конкретного государства.

 

Глобальное сознание в  одном из своих главных аспектов- есть сознание заботы о собственной стране, ее благополучии и процветании, так как взаимозависимость стран, характерная для современного мира, не может быть истолкована в том смысле, что мировое сообщество обязано выводить отдельную страну из кризиса и направлять ее по пути процветания. Ответственность за планету не может не начинаться с ответственности за свою страну, так как кризис государственности отдельно взятой страны осложняет мировую ситуацию в политическом аспекте; экологический и ресурсный кризисы ставят под угрозу экологическое равновесие и осложняют проблему ресурсов в мировом масштабе; экономический кризис приводит к социальным последствиям в других странах.

 

В настоящее время позиция  активизма, на которую раньше ориентировалось общество, исчерпала свои возможности. Стремление к господству человека над природой и связанное с ним стремление к господству человека над человеком не могут сейчас служить ничему позитивному. Однако не может служить ничему позитивному и попытка вернуться к прошлым формам бытия человека и его отношения к природе. В рамках глобального сознания необходим пересмотр всех основных видов отношений: отношений человека к природе, отношений между социальными общностями (классами, социальными группами, нациями и др.), отношении человека к человеку, отношения к прошлому, истории, предкам. Необходимость пересмотра прежних отношений возникает перед лицом глобальной угрозы. Глобальное сознание ставит в центр своего рассмотрения вопрос о человеке, о его способности справиться с ситуацией, о его перспективах выживания.

 

 

 

7. Концепции дальнейшей  судьбы человечества

 

Прообраз глобального  сознания в ряде аспектов просматривается  в концепции ноосферы. Ее выдвинул французский естествоиспытатель и  философ П. Тейяр де Шарден (1881-1955). Независимо от него, аналогичную идею глубоко разработал выдающийся русский  ученый В.И. Вернадский (1863-1945).

 

Тейяр де Шарден рассматривал человека как заранее запланированный  свыше итог эволюции, космического целого. Эволюцию Вселенной он разделил на стадии "преджизни", "жизни", "мысли" и "сверхжизни". На этапе "мысли" появляется человек, сгущающий в себе психическую энергию, творящий "ноосферу", персонализирующий мир. "Сверхжизнь" знаменует собой состояние единения душ людей после завершения истории в космическом Христе. Человечество движется в ходе истории по пути универсализации связей между странами и народами к состоянию "большой монады". Ученый верил в силу союза христианства и гуманизма, призванных сплотить всех людей планеты, выдвигал идею единства науки и мистики в качестве панацеи от всех бед современности.

Информация о работе Современные глобальные проблемы человеческой цивилизации