Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:29, контрольная работа
Этимологический термин "глобализация" связан с латинским термином "глобус", то есть, Земля, Земной шар, и означает общепланетарный характер происходящих на ней процессов. Однако глобализация процессов - это не только их повсеместность. Она связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Это означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурно-экономических, политических и иных связей.
Введение
1. Основные глобальные проблемы человечества, понятие и классификация
2. Проблемы экологии и концепции их преодоления
3. Демографическая ситуация в мире, ее возможные последствия
4. Проблема ресурсов в современном обществе
5. Военные конфликты в современном мире
6. Возможности человека в преодолении глобальных проблем
7. Концепции дальнейшей судьбы человечества
Заключение
Список литературы
В настоящее время человечество
готовится использовать энергию
термоядерного синтеза. Однако прогноз
ученых на ближайшее будущее
Сегодня нет точных данных относительно того, на какой срок человечество может считать себя обеспеченным ископаемым топливом и минеральным сырьем. Однако понятно, что их запасы исчерпаемы и невозобновимы. Поэтому развитые страны сейчас отдают предпочтение развитию нематериалоемких производств, таких, как, например, электроника.
В отношении к энергетическим ресурсам страны Запада многому научил энергетический кризис 70-х г.г. С тех пор были приняты и реализованы серьезные меры по значительно более экономному потреблению нефтепродуктов, созданы запасы стратегического назначения.
Если даже предположить, что
в ближайшем будущем будет
внедрен термоядерный синтез, то понадобится
еще немалое время на создание
соответствующих установок и
подготовку необходимых специалистов.
Поэтому рассчитывать приходится на
использование имеющихся
5. Военные конфликты в современном мире
Важным фактором теории глобальных проблем является осознание не только ограниченности природных ресурсов, но и возможной ограниченности бытия человечества, его возможного самоуничтожения. С момента появления ядерного оружия и его использования в августе 1945 года при бомбардировке городов Хиросима и Нагасаки человечество стало смертным, появилась принципиальная угроза его существованию.
Накопленных запасов ядерного оружия достаточно для уничтожения планеты не один раз, а многократно. Чтобы предотвратить опасность, необходимо выдвинуть на первый план задачу выживания человечества.
Длительное время в центре интерсоциальных проблем находились вопросы противостояния двух общественно-экономических систем, двух идеологий. Мир был расколот на две противостоящие группировки: страны, ориентированные на США и соответствующий им политический порядок и страны, ориентированные на СССР и соответствующую общественно-политическую систему. Сейчас это противостояние ушло в прошлое, но интерсоциальная проблема не исчезла. Ее характер изменился с двухполюсного на многополюсной. Существует тенденция его превращения в однополюсной, так как в мире сегодня резко выделяется одна супердержава - США. Ни одна другая страна мира не может сравниться с ней по масштабам экономического и военного потенциала. Таким образом, особенности современного международного положения влияют на характер интерсоциальных проблем.
На место угрозы мировой
войны как следствия
В отсутствие противостояния
противоположных общественно-
Учитывая наличие различных интересов стран и регионов, можно предположить, что военная сила еще долго будет оставаться актуальным фактором в системе межгосударственных отношений. Однако в условиях "постиндустриального общества" главным богатством постепенно начинает становиться информация в широком смысле этого слова (не только знания, технологии, глобальные системы телекоммуникации, но и культурная среда, которая производит, реализует и обменивается информацией, материализует ее в конкретных образцах техники, искусства, потребительских благ). Это богатство не может быть захвачено или завоевано. Оно может быть только интегрировано в культурное пространство похожего уровня развития, поэтому попытка силой присоединить территорию постиндустриального общества к любой другой национальной территории может оказаться равнозначной ее утрате. Таким образом, военная сила как средство приращения богатства в постиндустриальном обществе свою функцию выполнить не сможет. Поэтому есть надежда, что военные методы решения конфликтов будут в дальнейшем применяться значительно реже, чем в прошлом.
6. Возможности человека
в преодолении глобальных
Один из основателей "Римского клуба" А.Печчеи считал, что истинная проблема человеческого вида на данной ступени его эволюции состоит в том, что он оказался полностью неспособным в культурном отношении приспособиться к тем изменениям, которые сам внес в этот мир.5
Это мнение основано на том факте, что технологический переворот привел к глубоким изменениям не только в производительных силах общества, но и в образе жизни и сознании людей. Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека и его взаимодействия с окружающей средой.
Поворот к человеку, к духовным основам его бытия, происшедший в глобалистике, был не случаен. Это направление называют философско-антропологическим. Новый подход противостоит взгляду, который рассматривал глобальные проблемы лишь как результат социального устройства, особенностей экономики и техники, а человека - как пассивную жертву хода мирового развития. Главной проблемой и одновременно главным средством решения проблем современности видится теперь сам человек, его ценностные ориентиры и установки. Внимание сосредотачивается на "вечных" вопросах: о смысле человеческого существования, морали, целях человечества, но уже с позиций глобалистики, то есть все понятия рассматриваются с точки зрения их всеобщности и в контексте глобальной угрозы гибели человечества.
Ученые Римского клуба приняли участие в обсуждении: несколько докладов были посвящены вопросам образования, духовного развития человека, нравственным ориентирам, адекватным современности. Было обращено внимание на то, что именно система образования во многом формирует человеческие качества и именно в ней закладывается тот потенциал, который реализуется в дальнейшем. Следовательно, от качества образования зависит, как будут представлять люди свое место в мире, на какие ценности будут ориентироваться. От образования зависит формирование перспективного взгляда на ход мирового развития. В связи с этим образование выполняет глобальную миссию. Между тем значение и роль образования сейчас недооценивают. Часть населения планеты неграмотно или грамотно лишь отчасти. В государственных бюджетах многих стран расходы на образование незначительны. Творческий потенциал человека в процессе обучения реализуется не полностью, поскольку существующая система ориентирована на текущие запросы, а не на перспективу. Слабо поставлена переподготовка и переобучение кадров в ряде стран (в том числе, и в России).
Система образования должна быть непрерывной и постоянной, разноуровневой и разнообразной. Без воспитания соответствующих человеческих качеств невозможно применение экологически чистых технологий, разумное отношение к природным ресурсам, установление справедливого экономического порядка. Невозможна разумная формулировка целей современного человечества как единого целого.
Таким образом, философско-антропологический подход выявил значимость темы образования человека для решения глобальных проблем.
Этот подход дает объяснение тех причин, в силу которых люди нередко равнодушны к глобальной проблематике. Несерьезное отношение людей во многом связано с трудностями выработки мировоззрения, адекватного сложившейся ситуации. В связи с этим возникает потребность в формировании глобального сознания, которое способно разобраться в особенностях современной всемирной цивилизации, обнаружить и учесть источники современных глобальных проблем, определить пути их преодоления, уяснить будущие перспективы человечества. Другими словами, речь идет о смысле пребывания человека на Земле и в Космосе. От осознания задачи выживания человечества зависит решение всех других задач. В этом смысле глобальное сознание становится неотъемлемой частью культуры нового типа, в которой установка на выживание является главной.
Глобальность сознания не предполагает обязательный скачок к новому человеку и новому человечеству. Неизвестно, возможно ли в принципе формирование совершенного человека. Но и обычный современный человек способен осознать и выполнить минимум разумных требований перед лицом глобальной опасности.
Глобальным угрозам
Развитие цивилизации
поставило различные части
Известный философ и социолог К. Манхейм отмечал, что общие для всех современных государств структурные проблемы таковы:
1) достижение национального единства;
2) участие народа в правлении;
3) включение государства
в мировой экономический
4) решение социальной проблемы."6 Под национальным единством при этом понималась нация как совокупность граждан определенного конкретного государства.
Глобальное сознание в одном из своих главных аспектов- есть сознание заботы о собственной стране, ее благополучии и процветании, так как взаимозависимость стран, характерная для современного мира, не может быть истолкована в том смысле, что мировое сообщество обязано выводить отдельную страну из кризиса и направлять ее по пути процветания. Ответственность за планету не может не начинаться с ответственности за свою страну, так как кризис государственности отдельно взятой страны осложняет мировую ситуацию в политическом аспекте; экологический и ресурсный кризисы ставят под угрозу экологическое равновесие и осложняют проблему ресурсов в мировом масштабе; экономический кризис приводит к социальным последствиям в других странах.
В настоящее время позиция активизма, на которую раньше ориентировалось общество, исчерпала свои возможности. Стремление к господству человека над природой и связанное с ним стремление к господству человека над человеком не могут сейчас служить ничему позитивному. Однако не может служить ничему позитивному и попытка вернуться к прошлым формам бытия человека и его отношения к природе. В рамках глобального сознания необходим пересмотр всех основных видов отношений: отношений человека к природе, отношений между социальными общностями (классами, социальными группами, нациями и др.), отношении человека к человеку, отношения к прошлому, истории, предкам. Необходимость пересмотра прежних отношений возникает перед лицом глобальной угрозы. Глобальное сознание ставит в центр своего рассмотрения вопрос о человеке, о его способности справиться с ситуацией, о его перспективах выживания.
7. Концепции дальнейшей судьбы человечества
Прообраз глобального сознания в ряде аспектов просматривается в концепции ноосферы. Ее выдвинул французский естествоиспытатель и философ П. Тейяр де Шарден (1881-1955). Независимо от него, аналогичную идею глубоко разработал выдающийся русский ученый В.И. Вернадский (1863-1945).
Тейяр де Шарден рассматривал человека как заранее запланированный свыше итог эволюции, космического целого. Эволюцию Вселенной он разделил на стадии "преджизни", "жизни", "мысли" и "сверхжизни". На этапе "мысли" появляется человек, сгущающий в себе психическую энергию, творящий "ноосферу", персонализирующий мир. "Сверхжизнь" знаменует собой состояние единения душ людей после завершения истории в космическом Христе. Человечество движется в ходе истории по пути универсализации связей между странами и народами к состоянию "большой монады". Ученый верил в силу союза христианства и гуманизма, призванных сплотить всех людей планеты, выдвигал идею единства науки и мистики в качестве панацеи от всех бед современности.
Информация о работе Современные глобальные проблемы человеческой цивилизации