Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:29, контрольная работа
Этимологический термин "глобализация" связан с латинским термином "глобус", то есть, Земля, Земной шар, и означает общепланетарный характер происходящих на ней процессов. Однако глобализация процессов - это не только их повсеместность. Она связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Это означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурно-экономических, политических и иных связей.
Введение
1. Основные глобальные проблемы человечества, понятие и классификация
2. Проблемы экологии и концепции их преодоления
3. Демографическая ситуация в мире, ее возможные последствия
4. Проблема ресурсов в современном обществе
5. Военные конфликты в современном мире
6. Возможности человека в преодолении глобальных проблем
7. Концепции дальнейшей судьбы человечества
Заключение
Список литературы
Суть ноосферной концепции связано с особым пониманием места человека в мироздании. Он включается важнейшим звеном в эволюцию природы и создает особую сферу - ноосферу, или сферу разума, которая выступает завершающим этапом в развитии биосферы (сферы жизни, обитания живых существ).8 С созданием ноосферы человечество берет на себя ответственность за весь строй природы, за ход и направленность дальнейшей ее эволюции. Согласно В.И. Вернадскому, она связана с тем, что значительная часть природного вещества в условиях современной цивилизации оказывается вовлеченной в сферу социальных взаимодействий, в круговорот культуры, духа. Могущество человека становится фактором, определяющим недопустимость хищнического отношения к природе. Человек должен научиться рассматривать происходящее с природой как происходящее с самим собой.
Л. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский и другие исследователи писали о Всеедином уме, или софийности природы, имея в виду ее жизненно-одухотворяющее начало. Они настаивали на том, что к природе следует относиться как к единому живому целому. Н. Федоров говорил о "братском отношении к Космосу". Такие мысли обнаруживаются почти у всех представителей русского религиозно-философского направления. Его принято обозначать как "русский космизм".
В работе "Философия общего
дела" Н. Федоров ставит все проблемы
человеческого бытия в
Таким образом, с точки
зрения космической философии реальный
земной человек принципиально не
в состоянии коренным образом
разрешить проблемы, им самим созданные.
Ставя задачи не частичного, а полного
и глобального разрешения проблем
бытия, космическая философия
Главная ценность философии космизма - в предельно широком взгляде на человека и общество: они определяют самих себя через отношение к природе, к Космосу. Социальные, экономические и иные формы бытия определяются тем, насколько человек способен к заботливому отношению к природе, насколько люди сознают свою ответственность за мироздание. Эти идеи были высказаны космистами задолго до того, как человечество практически ощутило на себе всю тяжесть экологических и иных глобальных проблем.
Никогда еще на протяжении
своей истории человечество не сталкивалось
со столь многочисленными угрозами
своему существованию, как в конце
XX века. Экологический дисбаланс, дефицит
энергоносителей и
Заключение
Человечество в своей неконтролируемой хозяйственной деятельности превысило порог возможностей Земли и ее биосферы, вступив в эпоху глобальной экологической катастрофы. Традиционная мировая система с господствующим капиталистическим способом производства стала обреченной, так как цивилизация стала способна уничтожить саму себя.
В настоящее время для объединения людей в целях разрешения глобальных проблем имеются определенные предпосылки. Однако пути решения глобальных проблем могут быть различными.
Многие философы у нас и за рубежом рассматривают будущее человечества исходя из процесса развертывания воли человека как фактора истории. Учитывая неодномерность этого явления, они полагают, что единой научной модели будущего человека нет и быть не может. А основными факторами, которые будут определять развитие человечества, окажется все возрастающая множественность принципов, лежащих в основе человеческой активности. Однако все исследователи согласны с тем, что большую роль должно сыграть повышение общей культуры человека. В новом обществе должна доминировать установка на информационное обогащение, приобретение нового знания, овладение им в процессе непрерывного образования.
Возможности современной
вычислительной техники позволяют
учесть огромное число параметров мирового
развития и на этой основе выявить
отдаленные последствия современных
тенденций. Выбор оптимальной социально-
Судьба человечества, по всем имеющимся прогнозам, будет решаться в первую половину XXI столетия. Человечество может выйти из глобальной экологической катастрофы, кардинально реконструировав мировую систему, переведя ее из состояния стихийного процесса в состояние управляемого программного развития.
Пока не существует четкого ответа на вопрос о путях дальнейшего развития человечества. Разработки ученых в области глобалистики и социально-экономических наук отстают от стремительного протекания разрушительных процессов на планете, когда сфера глобальной экономики стала не менее напряженной, чем социальная и экономическая сферы. Человечество ждет теорию, которая позволила бы дать конкретные рекомендации политикам о стратегии развития всего мира. Без разработки такой теории человечество не может выжить в обществе, где количественные характеристики происходящих процессов превысили предел антропогенной нагрузки.
Список литературы
1. Алимов А.А. Случевский В.В. Век XX: экология и идеология. - Л: 1988.
2. Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. - М: 1997.
3. Василенко В.Н.
Экологические конфликты
4. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. - М: 1991.
5. Вернадский В.И.
Несколько слов о биосфере//
6. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. - М: 1987.
7. Глобальные проблемы
и перспективы цивилизации//
8. Кузнецов В. Экологическая безопасность человека// Основы безопасности жизни. №1. 2000.- С.41-43.
9. Максимов Н. Прогноз
роста населения Земли.//
10. Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М:1994.
11. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс И. За пределами роста. - М:1994.
12. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера.- М: 1990.
13. ПанфиловА.А.,Сосунова
И.А. Государственная экологическая политика:
узловые проблемы формирования//Социально-
14. Печчеи А. Человеческие качества. - М: 1980.
15. Прогноз численности населения земного шара на 2150 год.// Общество и экономика. №10-11. 1998.-С.172-185.
16. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. - М: 1995.
17. Реймерс Н.Ф. Природопользование. - М: 1990.
18. Русский космизм. Антология философской мысли. - М: 1993.
19. Семенова С.Г. Русский космизм..// Русский космизм. Антология философской мысли. - М:1993.
20. Сорокин П.А.
Человек, цивилизация,
21. Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М:1987.
22. Тойнби А. Постижение истории. - М:1991.
23. Федотов А.П.
Проблемы разработки научной
теории современного мира.//
24. Чумаков А. Н. Философия глобальных проблем. - М: 1994.
25. Шаповалов В.Ф.
Вопросы философии. От
26. Шпенглер О. Закат Европы. - М:1993.
27. Яницкий О.Н. Экологическая
социология как риск рефлексии//Социально-
28. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М:1991.
Информация о работе Современные глобальные проблемы человеческой цивилизации