Современные глобальные проблемы человеческой цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:29, контрольная работа

Описание

Этимологический термин "глобализация" связан с латинским термином "глобус", то есть, Земля, Земной шар, и означает общепланетарный характер происходящих на ней процессов. Однако глобализация процессов - это не только их повсеместность. Она связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Это означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурно-экономических, политических и иных связей.

Содержание

Введение
1. Основные глобальные проблемы человечества, понятие и классификация
2. Проблемы экологии и концепции их преодоления
3. Демографическая ситуация в мире, ее возможные последствия
4. Проблема ресурсов в современном обществе
5. Военные конфликты в современном мире
6. Возможности человека в преодолении глобальных проблем
7. Концепции дальнейшей судьбы человечества
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по дисциплине.docx

— 49.48 Кб (Скачать документ)

 

Суть ноосферной концепции связано с особым пониманием места человека в мироздании. Он включается важнейшим звеном в эволюцию природы и создает особую сферу - ноосферу, или сферу разума, которая выступает завершающим этапом в развитии биосферы (сферы жизни, обитания живых существ).8 С созданием ноосферы человечество берет на себя ответственность за весь строй природы, за ход и направленность дальнейшей ее эволюции. Согласно В.И. Вернадскому, она связана с тем, что значительная часть природного вещества в условиях современной цивилизации оказывается вовлеченной в сферу социальных взаимодействий, в круговорот культуры, духа. Могущество человека становится фактором, определяющим недопустимость хищнического отношения к природе. Человек должен научиться рассматривать происходящее с природой как происходящее с самим собой.

 

Л. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский и другие исследователи писали о  Всеедином уме, или софийности природы, имея в виду ее жизненно-одухотворяющее начало. Они настаивали на том, что к природе следует относиться как к единому живому целому. Н. Федоров говорил о "братском отношении к Космосу". Такие мысли обнаруживаются почти у всех представителей русского религиозно-философского направления. Его принято обозначать как "русский космизм".

 

В работе "Философия общего дела" Н. Федоров ставит все проблемы человеческого бытия в зависимость  от отношения человека к Космосу. Социальные, исторические, межличностные  отношения рассматриваются им на основе представления о человеке как о существе космическом. Человек  согласно своей физической и духовной природе обречен занимать определенное положение в Космосе. Из этого 9Н. Федоров выводит, с одной стороны, причины страданий, конфликтов, розни между людьми, а с другой - намечает перспективы для преодоления противоречий в будущем. По Федорову, с достижением человеком бессмертия изменятся все основные свойства его физического существа, такие, как способ размножения, способ питания; человек сможет мгновенно перемещаться в пространстве и т.п. Преображенный человек будет иметь право стать подлинным хозяином Вселенной, поскольку он перестанет выступать хищником по отношению к природе. Он будет не только сам находиться в гармонии с ней, но получит моральное право и возможность устранять природные несообразности, исправлять элементы природной дисгармонии.

 

Таким образом, с точки  зрения космической философии реальный земной человек принципиально не в состоянии коренным образом  разрешить проблемы, им самим созданные. Ставя задачи не частичного, а полного  и глобального разрешения проблем  бытия, космическая философия устремляется в отдаленную перспективу, к преображенному человеку, к преображенному миру. Поэтому  космизм далек от того, чтобы его  можно было использовать в качестве практического решения глобальных противоречий современности.

 

Главная ценность философии  космизма - в предельно широком  взгляде на человека и общество: они определяют самих себя через  отношение к природе, к Космосу. Социальные, экономические и иные формы бытия определяются тем, насколько  человек способен к заботливому  отношению к природе, насколько  люди сознают свою ответственность  за мироздание. Эти идеи были высказаны  космистами задолго до того, как человечество практически ощутило на себе всю тяжесть экологических и иных глобальных проблем.

 

Никогда еще на протяжении своей истории человечество не сталкивалось со столь многочисленными угрозами своему существованию, как в конце XX века. Экологический дисбаланс, дефицит  энергоносителей и продовольствия, перенаселение планеты - все это  образует взаимосвязанный комплекс проблем, решение которых жизненно необходимо уже в ближайшее время. Если человечество сумеет объединить свои усилия при решении глобальных проблем, то, возможно, удастся избежать гибели планеты и человека.

 

 

 

 

Заключение

 

Человечество в своей  неконтролируемой хозяйственной деятельности превысило порог возможностей Земли  и ее биосферы, вступив в эпоху  глобальной экологической катастрофы. Традиционная мировая система с  господствующим капиталистическим  способом производства стала обреченной, так как цивилизация стала  способна уничтожить саму себя.

 

В настоящее время для  объединения людей в целях  разрешения глобальных проблем имеются  определенные предпосылки. Однако пути решения глобальных проблем могут  быть различными.

 

Многие философы у нас  и за рубежом рассматривают будущее  человечества исходя из процесса развертывания  воли человека как фактора истории. Учитывая неодномерность этого явления, они полагают, что единой научной модели будущего человека нет и быть не может. А основными факторами, которые будут определять развитие человечества, окажется все возрастающая множественность принципов, лежащих в основе человеческой активности. Однако все исследователи согласны с тем, что большую роль должно сыграть повышение общей культуры человека. В новом обществе должна доминировать установка на информационное обогащение, приобретение нового знания, овладение им в процессе непрерывного образования.

 

Возможности современной  вычислительной техники позволяют  учесть огромное число параметров мирового развития и на этой основе выявить  отдаленные последствия современных  тенденций. Выбор оптимальной социально-экономической  системы диктуется исключительно  ее способностью противостоять глобальной экологической катастрофе.

 

Судьба человечества, по всем имеющимся прогнозам, будет решаться в первую половину XXI столетия. Человечество может выйти из глобальной экологической  катастрофы, кардинально реконструировав  мировую систему, переведя ее из состояния  стихийного процесса в состояние  управляемого программного развития.

 

Пока не существует четкого  ответа на вопрос о путях дальнейшего  развития человечества. Разработки ученых в области глобалистики и социально-экономических наук отстают от стремительного протекания разрушительных процессов на планете, когда сфера глобальной экономики стала не менее напряженной, чем социальная и экономическая сферы. Человечество ждет теорию, которая позволила бы дать конкретные рекомендации политикам о стратегии развития всего мира. Без разработки такой теории человечество не может выжить в обществе, где количественные характеристики происходящих процессов превысили предел антропогенной нагрузки.

 

 

 

 

Список литературы

 

 

 

1.  Алимов А.А. Случевский  В.В. Век XX: экология и идеология. - Л: 1988.

 

2.  Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. - М: 1997.

 

3.  Василенко В.Н.  Экологические конфликты общества  как предмет социологии и социальной  экологии// Социологические исследования. 1998. №3.- С.13-19.

 

4.  Вернадский В.И.  Научная мысль как планетарное  явление. - М: 1991.

 

5.  Вернадский В.И.  Несколько слов о биосфере//Русский  космизм. Антология философской  мысли.- М: 1993

 

6.  Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. - М: 1987.

 

7.  Глобальные проблемы  и перспективы цивилизации//Ред. В.Е. Ермолаева. - М:1994.

 

8.  Кузнецов В. Экологическая  безопасность человека// Основы безопасности  жизни. №1. 2000.- С.41-43.

 

9.  Максимов Н. Прогноз  роста населения Земли.//Знание-сила. № 9-10. 1999.- С.34-35.

 

10.  Манхейм К. Диагноз  нашего времени. - М:1994.

 

11.  Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс И. За пределами роста. - М:1994.

 

12.  Моисеев Н.Н.  Человек и ноосфера.- М: 1990.

 

13.  ПанфиловА.А.,Сосунова И.А. Государственная экологическая политика: узловые проблемы формирования//Социально-политический журнал. 1997. №6. - С.28.

 

14.  Печчеи А. Человеческие качества. - М: 1980.

 

15.  Прогноз численности  населения земного шара на 2150 год.// Общество и экономика. №10-11. 1998.-С.172-185.

 

16.  Радугин А.А.  Философия. Курс лекций. - М: 1995.

 

17.  Реймерс Н.Ф. Природопользование. - М: 1990.

 

18.  Русский космизм.  Антология философской мысли. - М: 1993.

 

19.  Семенова С.Г.  Русский космизм..// Русский космизм. Антология философской мысли. - М:1993.

 

20.  Сорокин П.А.  Человек, цивилизация, общество. - М:1992.

 

21.  Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М:1987.

 

22.  Тойнби А. Постижение  истории. - М:1991.

 

23.  Федотов А.П.  Проблемы разработки научной  теории современного мира.//Социально-политический  журнал. №5.1997. - С.236.

 

24.  Чумаков А. Н.  Философия глобальных проблем. - М: 1994.

 

25.  Шаповалов В.Ф.  Вопросы философии. От классики  к современности. Учебное пособие.-М:1998.

 

26.  Шпенглер О. Закат  Европы. - М:1993.

 

27.  Яницкий О.Н. Экологическая социология как риск рефлексии//Социально-политический журнал.№6. 1999. - С.50 -60.

 

28.  Ясперс К. Смысл  и назначение истории. - М:1991.


Информация о работе Современные глобальные проблемы человеческой цивилизации