Сознание, его происхождение и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 12:27, реферат

Описание

Так как же соотносится объективное и субъективное в человеке и
его деятельности? Являются ли природная и социальная действительность лишь неким материалом, который человек может изменять, руководствуясь только своими желаниями? Или же они обладают собственными законами существования и развития, не зависящими от сознания человека? Сознание, мышление человека вполне самостоятельны или же их существование и развитие в той или иной мере определяются объектив
ным бытием?

Содержание

Введение…………………………………………………………..3
Понятие бытия……..………………………………………….4

Материя и основные формы ее существования…………….14

Сознание, его происхождение и сущность…………………19

Заключение…………………………………………………….. 23

Перечень используемой литературы………………………….24

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 53.53 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………..3

  1. Понятие бытия……..………………………………………….4

 

  1. Материя и основные формы ее существования…………….14

 

  1. Сознание, его происхождение и сущность…………………19

 

     Заключение…………………………………………………….. 23

 

     Перечень используемой литературы………………………….24

 

 

Введение

Рассматриваемые в данной контрольной работе проблемы, связанные с пониманием бытия, материи и сознания, исключительно важны для философии. Их значимость станет достаточно очевидной, если учесть следующее: человек отличается от животного  прежде всего использованием орудий труда,  вследствие чего его деятельность становится целенаправленной.  Бобр,  например,  обнаружив потребное ему дерево, начинает его грызть;  человек же в этой ситуации воспользуется пилой или топором. Животное, иначе говоря, непосредственно действует на потребный ему объект; человек же непосредственно действует на орудие труда (каковое  само по себе его не интересует), в силу чего потребный объект становится целью.  Поэтому познавательное отношение к действительности - существенная предпосылка целенаправленной деятельности человека по изменению природной и социальной действительности. Ведь постановка разумной,  достижимой цели возможна лишь при  знании того,  что в объективной действительности есть,  а чего в ней нет, что ее законам противоречит, а что - нет (и, следовательно, является возможным),  и,  наконец,  при знании того,  что действительно нужно человеку.  Выбор цели, следовательно, опирается на определенное понимание мира и человека. Это означает, что определенное понимание сущности и возможностей человека базируется на определенном понимании  объективного,  материального  и субъективного,  идеального. (С учетом этого понятно значение основного вопроса философии как вопроса об отношении мышления и бытия). 
   Так как же соотносится  объективное и субъективное  в человеке и 
его деятельности?  Являются ли  природная и социальная  действительность  лишь неким материалом,  который человек может изменять, руководствуясь только своими желаниями? Или же они обладают собственными законами существования и развития, не зависящими от сознания человека? Сознание, мышление человека вполне самостоятельны или же их существование и развитие в той или иной мере определяются объектив 
ным бытием? Для ответа на эти и связанные с ними вопросы и требуется изучение бытия, материи и сознания. 
 

 

Вопрос 1. Понятие Бытия

 

В структуре философского знания онтология  как учение о бытии занимает ведущее  место среди всех ее разделов. И  это не случайно, поскольку от выяснения  смысла категории бытия непосредственно  зависит жизненно – ориентирующая  направленность любой философии, ее способность разрешения перманентно  волнующей человека проблемы соотношения  времени и вечности и, в конечном счете, возможности преодоления  небытия, т.е. конечности собственной  жизни. Поэтому, вполне понятно, онтологические проблемы всегда интересовали философскую  мысль, но особо острое звучание обретают они в те периоды истории, когда  общество переживает переломные моменты  развития в рамках устоявшегося культурного  пространства, в координатах которого начинает рушиться привычная связь  времен, обнажается хрупкость существования  не только отдельного микрокосма, но макрокосма в целом. В настоящее время в мировой философии нет единой точки зрения по вопросу о том, что такое бытие. Мы придерживаемся достаточно распространенной точки зрения на то, что бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека.

В наиболее полной мере категория бытия постигается через ее противопоставление понятию ничто. И хотя наше сознание испытывает, казалось бы, непреодолимые трудности представить себе то, чего нет, тем не менее, ничто заключает глубокий философский смысл. Как ни парадоксально, но без взаимопереходов бытия и ничто друг в друга вообще невозможным было бы движение, время, пространственная дифференциация вещей, т.е. всякое бытие. Ничто есть необходимое условие осуществления любой без исключения конкретной формы бытия (нечто). Тогда, спрашивается, каково содержание понятия «ничто», есть ли ему объективные аналоги или это просто фикция воспаленного мышления? Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что все конкретные формы бытия появляются как небывшие раньше и рано или поздно исчезают, т.е. однажды рождаются и однажды умирают. Если все сущее временно, преходяще, тогда необходимо понять суть того состояния, которое предшествует бытию (предсущее) и в равной мере следует после бытия (послесущее) конкретного нечто, т.е. то, из чего возникает новое образование и то, во что оно переходит после своего существования как определенной реальности (в мире, ведь, ничего бесследно не исчезает). В описании состояния предсущего и послесущего как раз и заключается предназначение философской категории ничто. Ничто как то, чего пока еще или уже нет, т.е. как отсутствие конкретного бытия, можно считать тождественным небытию. Однако ничто необходимо означает не только отсутствие бытия, его неопределенности, неявленности, неоформленности, неупорядоченности и т.п., но и возможность его становления, причем возникновения таких новых форм, которых ранее вообще не существовало. Другими словами, состоянию ничто/небытия присуще свойство творческой активности: разрушать сколь бы устойчивыми ни были существующие формы и созидать бесконечное множество новых форм бытия.

Все известное многообразие конкретных форм бытия в системе «мир–человек»  на основе логического обобщения  можно свести к четырем основным.  

   – Во-первых, к бытию неочеловеченной («первой») и  очеловеченной («второй») природы. Вещи, состояния, системы «первой» природы характеризуются тем, что существуют первично и независимо от человека, подчиняясь собственным закономерностям. Очеловеченная природа представляет комплексную природно-социальную реальность, состоящую из вещей, произведенных человеком с целью удовлетворения своих потребностей. Способом же преобразования естественной природы в искусственную является трудовая деятельность. 

 – Во-вторых, к бытию человека. С одной стороны, человек как  телесно-организованное существо  включен в цепь объективных  закономерностей неорганической  и органической природы, в общий  процесс космической эволюции  и полностью зависим от него. С другой стороны, как духовно-культурное  существо человек способен реализовать  себя всесторонним образом, быть  свободным в своих проявлениях,  а, следовательно, по своим  сценариям активно изменять не  только бытие окружающего мира, но и собственное бытие. 

   – В-третьих, к бытию духовного, которое включает в себя единство всевозможных форм, состояний деятельности психики, сознания (чувств, мыслей, образов, идей, переживаний, верований, убеждений, оценок, стереотипов, норм, идеалов и т.д.) как отдельных людей, так и организованных в социальные группы, общество в целом.

– И, наконец, в-четвертых, к бытию  социального, состоящего из бытия общества как исторически развивающейся  системы, целостной совокупности социальных групп и форм совместной деятельности людей и бытия человека в структуре  общественных отношений. 

Вопрос о бытии столь же древней, как и сама философия. Уже первые философы, начиная с основоположника  милетской школы Фалеса, в центр  своих размышлений ставят проблему устройства космического мироздания. Философская мысль при этом стремится  не только построить картину мира, но самое главное – обосновать свой собственный предмет. В отличие  от разрозненных на то время конкретных научных знаний, опытным путем  постигающих сущее, философия пытается найти во всем многообразии существующего  нечто единое – первоначало. Такое  неизменное начало (та же вода у Фалеса), лежащее в основе всех вещей, само лишено чувственной конкретности,  невозможно объяснить, почему одна вещь, существуя  точно также как и другие, оказывается вдруг способной обеспечивать их единство. Первоначало есть особого рода бытие, принципиально не доступное и запредельное опыту -  субстанциальное бытие или трансценденция.  Эта таинственная, доступная только разуму сущность как вечное начало и порождающая причина и есть предмет размышлений метафизической философии, т.е. собственно философии, поскольку древние греки любой вид научной деятельности называли философией. В качестве же необходимого условия, через посредство которого осуществляется  переход от единой сущности ко многому (конкретному бытию) и наоборот, у них вводится понятие  небытия. Однако в учении Гераклита категория бытия принимает иной онтологический  поворот. Мыслитель из Эфеса вообще отрицает наличие неизменного единого бытия  за пределами  множественного мира. Само  первовещество – огонь – предстает как подвижное  начало, непрерывная  борьба  противоположностей, вечное становление, т. е. то, что несовместимо с качественной устойчивостью, бытием. В  аспекте постоянной  изменчивости становление равнозначно небытию, ничто. Но с другой стороны, огонь не есть хаотический процесс, он  в то же время логос, т.е. внутренне закономерен, разумен, стремится к гармоничной упорядоченности. Логос как закон полагает в вечном потоке становления преходящую устойчивость, единство, а, следовательно, существование. Вещь одновременно существует и не существует. Против такой противоречивости в гераклитовой трактовке бытия категорически возражает его современник из Элеи Парменид, который впервые вводит в философию понятие бытия как такового, как чистого существования в отличие от бытия как сущего (вода, апейрон, огонь, атомы и т.п.). По Пармениду, истинно мыслить бытие, значит, мыслить непротиворечиво. Другими словами, бытие абсолютно исключает небытие, иначе не избежать противоречия в мыслях, признав несуществующее существующим. Следуя логике непротиворечия, элеаты вынуждены утверждать, что бытие едино, неделимо, неподвижно, вне пространства и времени (вечно) и не способно из себя ничего порождать. Это абсолютно устойчивое, завершенное и совершенное сущее наподобие шара, где материальное (телесное) и  духовное (бестелесное) слито в одну наиболее тонкую реальность – свет. Конечно, такой шар, имеющий предел, но не имеющий пространственной границы, невозможно представить. Но дело все в том, что бытие не представимо, оно мыслимо.  Органам чувств (поскольку они постигают лишь отдельные вещи, множественность) единое и неподвижное, а, следовательно, ни на что не воздействующее бытие вообще не доступно. Его можно усмотреть только умом с помощью интеллектуальной интуиции. Таким образом, в онтологическом учении Парменида провозглашается специфичность философского мышления и знания:  в своих основаниях оно должно быть независимым от эмпирического чувственного мира. Показания же органов чувств признается источником иллюзий, заблуждений, равных мнимому бытию (небытию). 

 Дальнейшее развитие древнегреческой  онтологии по пути синтеза  осуществляется Платоном. Бытие  – это мир идей как самостоятельных  духовных сущностей. Идеи вечны,  неделимы, неизменны и в тоже  время – это причины и цели  стремления мира чувственных  вещей, где все временно, преходяще,  возникает, изменяется и исчезает. Вещи здесь существуют благодаря  причастности к сверхчувственным  идеям (эйдосам) как своим первообразам. Вещь получается несовершенной  копией, бледной тенью идеи –  сущности, т.е. бытием задаются  формы проявления вещественного  мира. Однако для существования  чувственно воспринимаемого мира  недостаточно лишь бытия, наряду  с последним его необходимым  источником служит материя –  некое бесформенное, пассивное, пластичное  начало, чистая возможность чего-то, тождественная небытию. Потенции  этой первоматерии в соответствии  с идеями-образцами реализуются  в вещественные формы. Таким  образом, чувственный мир порождается  как единство бытия (идей) и  небытия (материи). Сами умопостигаемые  идеи, будучи самодостаточными, субстанциальными  единицами бытия,  иерархически организованы. Источник их организации, конечно, должен находится вне бытия, это  некое особое непостижимое сверхбытие – единое, оно же высшее благо, к которому все стремится и потому выступает условием всякого бытия.  

 Ученик Платона Аристотель  критикует своего учителя, считая, что с помощью неподвижных  идей принципиально невозможно  объяснить природный, постоянно  изменчивый мир. Если нет устойчивого  существования, то о таком мире  нельзя получить строгого знания (объяснения), можно лишь иметь  безразличное к истине мнение. Тем самым наука о природе  вообще лишается всякого смысла. В результате критики Аристотель  приходит к признанию единичного  бытия вещи как субстанции (сущности). Благодаря сущности вещь существует  самостоятельно, сама по себе. Единичное  бытие представляет конкретное  единство материи и формы. Под  материей, как и у Платона, понимается  пассивное, неопределенное, бесконечно  делимое начало. Поэтому она потенциально  способна принимать любые формы.  Форма же, как активное, неделимое  начало превращает материю из  потенциального в действительное  бытие, оформляет ее в чувственно воспринимаемый мир вещей. Таким образом, опираясь на принцип гилеоморфизма (взаимосвязи материи и формы), Аристотель преодолевает платоновское противопоставление идеальной сущности и материальной вещи и создает учение о многоуровневом распределяющемся от умопостигаемого до чувственного бытии. Аристотель выделяет особую науку – метафизику, которая в отличие от частных наук, изучает «сущее и его атрибуты сами по себе», а также начала или «причины» бытия. Согласно  его началом бытия, всякое единичное существование содержит в себе четыре причины: материальную (то, из чего вещи состоят, их субстрат), формальную (благодаря чему образуется облик вещи, ее сущность), действующую (источник возникновения и движения, превращения возможности в действительность) и целевую (то, ради чего производятся изменения, конечное предназначение). При этом Аристотель допускает сведение действующей и целевой причин к формальной, т.е. концепция «начал бытия» раскрывает суть принципа гилеоморфизма. Постоянное наличие формы как действующей причины и цели (энтелехии) полагает вечность движения  и времени в мире. В свою очередь, вечное материальное движение существует в силу наличия за пределами мира первоначала – перводвигателя. Сам перводвигатель, по Аристотелю, должен быть вечным и неподвижным, поскольку только покоящееся может быть абсолютной причиной подвижного, а также бестелесным (ибо телесное есть возможность движения), т.е. чистой формой – целью, что тождественно уму. Такой лишенной материи, вечный, неподвижный, мыслящий себя перводвигатель есть Бог. 

 В основе средневековой онтологии  лежит учение креационизма, согласно  которому все сущее в мире  свободно творится Богом из  ничего. Фактически безличностное  космическое античное бытие персонифицируется  в образе Бога: Бог – единственное  абсолютное начало (вечен, неизменен,  самотождествен, ни от чего не  зависимый, но все другое от  него зависимо) и в то же  время абсолютное Благо, Совершенство, Истина. Только Бог обладает предельной  полнотой бытия, поэтому и может  все, что  захочет творить своим всемогуществом, будучи запредельным (трансцендентным) сотворенному миру. Все сотворенное лишь «причастно бытию», но не есть само бытие. В своей причастности Богу как высшему Благу тварный  мир является благим, здесь нет места злу. Об этом вещает «Исповедь» Августина: «От полноты благости Твоей возникла вся тварь; от нее Тебе никакой пользы; происходя от Тебя, она не равна Тебе и, однако, должно быть место и ей, доброй, потому что от Тебя она получила существование». Зло, по Августину, привносится в мир человеком как следствие его свободной воли. Зло есть недостаток, порча божественной субстанции – Блага, а поэтому – небытие. Бог как творец определяет иерархию бытия, где человеку и природе отводиться разные места. Созданный по образу и подобию самого Творца человек возвышается над природой, призванный ею повелевать. Природа же занимает нижнюю ступень бытия, причем, природная вещь рассматривается как символ творящего божественного Слова. Увидеть в вещи ее божественный язык – в этом суть познания вещи, а какова вещь сама по себе средневековую христианскую философию не интересует. Природа – просто безжизненная материя, прах земной.  Отношение Бога к миру вещей становится главной проблемой средневековой схоластики. Это проблема универсалий (общих понятий): как понимать универсалии – как реально существующие в божественном уме идеи (реализм), как идеи, существующие в человеческом уме (концептуализм), или как имена, обозначающие классы конкретных вещей (номинализм).  

 В эпоху Возрождения на  основании диалектических идей  А. Кузанского, открытий в естествознании  Коперника, Бруно, Галилея формируется  концепция о множественности  и бесконечности систем в природе  и о наличии Бога не вне  мира как его творца, а в  самом природном мире, что придавало  смысл и единство бытию. Тенденция  натурализации бытия завершается  конструированием механической  картины мира в Новое время,  в основе которой  были положены идеи Ньютона и Лапласа. Эскиз ее прост: мир состоит из материальных систем, перемещающихся в пространстве и взаимодействующих между собой по законам механики. В этом мире Бога нет, у него только одна роль – придать материи движение в виде первотолчка, исходного импульса энергии. И больше Бог не нужен, с этого момента мир уже существует и изменяется в силу жестокой естественной причинности.

Информация о работе Сознание, его происхождение и сущность