Наряду с этой линией, отождествляющей
бытие с природной, физической реальностью
и исключающей тем самым сознание
из бытия, в Новое время формируются
другие варианты толкования категории
бытия, исходя из решения центральной
проблемы философских исследований
– разработки универсальных методов
истинного познания. И рационализм,
и эмпиризм, несмотря на существенные
разногласия в вопросах познания,
приходят к идее необходимости построения
такой концепции бытия, которая
обосновывала бы научные знания и
развитие науки. Понятие бытия здесь
осмысливается в контексте анализа
сознания познающего субъекта и субстанциональных
основ, гарантирующих, в конечном счете,
объективность (истинность) получаемого
знания. Представленность, заданность
объекта в мыслительных или чувственных
актах сознания субъекта становится
критерием, удостоверяющим бытийственность
вещи. По Декарту, который олицетворяет
весь новоевропейский рационализм,
субстанциальная основа мысли о
бытии обнаруживается в чистом акте
самосознания («когито»). В «когито»
Я открывает мышление как первый,
непосредственно данный сознанию объект
– мыслящую субстанцию, в то время
как существование другой, материальной
субстанции открывается ему опосредованно,
через Бога. Мыслящая субстанция, наделенная
атрибутом непротяженности, неделима,
поэтому является предметом метафизики.
Напротив, телесная субстанция, обладая
атрибутивным свойством протяженности,
делима на части, имеет форму и
движется. Она составляет предмет
физической науки. Поскольку «когито»
обнаруживает бытие, ограниченное нашим
«Я», постольку через ощущение неполноты
существования «Я» в самосознании
возникает необходимость признания
безграничного, бесконечного бытия
– Бога (Абсолюта). Именно Бог, которым
сотворены и поддерживаются в единстве
духовная и материальная субстанции, выступает
гарантом объективности научного знания.
Таким образом, онтологическая основа
науки найдена. В отличие от Декарта для
Спинозы Бог как субстанция – это творящая
сила, тождественная себе, в конечном счете,
во всех творениях, т.е. Бог и природа одно
и то же (пантеизм), это то начало, которое
исключает существование какого-либо
другого начала, а, следовательно, является
причиной самого себя. Поэтому бытие везде
присутствует в универсуме, небытия вообще
нет. Пантеистическому монизму Спинозы
противостоит плюрализм субстанций Лейбница.
Под субстанцией он понимает простейшее,
неделимое, неповторимое, самодостаточное,
активное и способное к восприятию (перцепции)
начало бытия – монаду. Говоря иначе, монада
– это духовный атом бытия. Количество
монад бесконечно. В зависимости от силы
восприятия, или перцепции, образуется
восходящая в развитии иерархия монад,
«единая лестница живых существ» от бесконечно
малых перцепций (неорганический мир)
до отчетливых перцепций, способных к
саморазличению и познанию (человек). Все
монады стремятся к взаимосогласованности
в соответствие с предустановленной гармонией,
источником которой является воля Бога
(монады монад), т.е. бытие осуществляется
как наилучший мир из возможных.
В отличие от классического рационализма
новая философия эмпиризма, ориентируясь
на опытное знание, практически отказывается
от понятия субстанции. Оно просто теряет
всякий смысл для науки, потому что в этом
абстрактном, предельно обобщенном понятии
нельзя, согласно Бэкону, «ухватить» бытие.
Под бытием эмпирики понимают единичное
фактическое существование. Последовательно
развивая указанный принцип, Беркли и
Юм приходят к выводу – бытие есть очевидные
данности нашего сознания. «Быть – значит
быть воспринимаемым», по Беркли, иного
существования, кроме субъект–объектного,
невозможно, т.е. существующие вещи есть
комбинации наших ощущений, «коллекции
идей». Понятия же, не обладающие наглядностью
(в первую очередь «субстанция»), объявляются
фикциями ума. Для Юма бытие – это фактичность
данного момента нашего опыта, понимаемого
как поток «впечатлений», причины которых
неизвестны и непостижимы. Существует
ли объективный мир за пределами опыта
– проблема неразрешимая. Таким образом,
делая проблематичным субстанциальное
бытие, а по сути изгоняя его из философии,
эмпиризм тем самым пытается преодолеть
традиционную метафизику. Бытие и субстанция
разъединяется друг с другом, а это смертельный
приговор метафизической философии как
учению об умопостигаемом бытии.
Наиболее радикальному просмотру
метафизика с ее принципом
тождества мышления и бытия
подвергается в критической философии
Канта. Суть научного познания
заключается вовсе не в интеллектуальном
созерцании умопостигаемой сущности
(субстанции) предмета, а в деятельности
по его конструированию в границах
познавательных способностей субъекта.
Мир чувственных предметов, созданных
познающим, представляет опытную
данность. Быть, по Канту, значит
актуально или потенциально присутствовать
в опыте. Однако это не значит, что
Кант следует традиции эмпирической философии.
Дело в том, что предмет как факт опыта
не дается нашими органами чувств, а производится
в результате соединения (синтеза) чувственной
материи (ощущений) и априорных форм трансцендентального
субъекта, хотя сами по себе априори статусом
существования не обладают. В мире опыта
или явлений нет места традиционным метафизическим
сущностям – субстанциям души, природы,
Богу как абсолютно началу сущего, поэтому
Кант их объявляет принципиально недоступными
познанию «вещами в себе», и лишь в виде
идей разума они приобретают регулятивный
характер.
Разрушенный кантовской гносеологией,
один из основополагающих устоев
классического рационализма принцип
тождества бытия и мышления
пытается реанимировать философия
Гегеля. Однако в его учении
мышление (мировой дух, абсолютная
идея), являясь субстанцией мира,
источником всего существующего,
не абсолютно совпадает с бытием,
а полагает внутреннее различие,
противоречие. Первоначально бытие
есть полная неопределенность, совершенно
бессодержательное понятие, которое
равнозначно небытию, ничто. Вследствие
преодоления противоречия между
ними абсолютная идея раскрывает
себя в категориях наличного
бытия (начальное «нечто»), качества,
количества, меры и т.д. Первое
противоречие в истории абсолюта
сохраняется и в дальнейшем, но
приобретает иные формы, и во
всех этих формах присутствует
бытие. Вся мировая история
(естественная и человеческая) выступает
у Гегеля как последовательность
стадий и форм саморазвертывания
мирового духа на пути абсолютного самопознания.
Последующее неклассическое
развитие философской мысли за
редким исключением отходит от
рассмотрения бытия как субстанции,
и, следовательно, идея тождества
бытия и мышления, изначально
гарантирующая постижение истины,
«прозрачность» отношений человека
к миру, предается забвению. В
работах С. Кьеркегора, Э. Гуссерля,
М. Шелера, Н. Гартмана, М. Хайдеггера,
Ж. П. Сартра, М. Мерло-Понти,
Х.-Г. Гадамера и многих других
представителей современной философии
складывается новая онтология, которая
ориентируется на бытие человека в мире,
считая, что только через «погружение»
в поток человеческой жизни, где объективное
и субъективное неразделимо, могут быть
прояснены тайны бытия мира, ибо человеческое
бытие единственное в универсуме, способное
к вопрошанию Бытия. Поскольку Бытие запредельно,
трансцендентно конечному человеческому
миру и не тождественно его мышлению, человек
не может сказать, что это такое, но он
способен обнаружить его воздействие
на собственную жизнь, промыслить его
формы проявления в индивидуальном существовании.
Сталкиваясь с трансценденцией и обнаруживая
конечность (смертность) собственного
бытия, человек оказывается способным
открыть смысл своего существования и
подлинным образом реализовать себя в
мире.
Вопрос 2. Материя и основные
формы ее существования.
Окружающий человека материальный
мир представляет бесконечное множество
предметов и явлений, обладающих
самыми разнообразными свойствами. Не
смотря на различия всем им присущи
два важнейших признака: 1) все
они существуют независимо от сознания
человека, и 2) способны воздействовать
на человека, отражаться нашим сознанием.
Понятие материи является фундаментальным
в философии. Так как понятие
материи связано с общим миропониманием,
оно лежит в основе любой философии,
поскольку понимание материи
в истории философии развивалось
и материализмом и идеализмом.
Однако в различных философских
системах его содержание понимается
по-разному. Для идеалистической
философии, например, характерно то, что
она или совсем отвергает существование
материи или отрицает ее объективность.
Так, выдающийся древнегреческий философ
Платон рассматривает материю как
проекцию мира идей. Сама по себе материя
у Платона ничто. Философский
материализм - философское направление,
которое исходит из того, что мир
материален, существует объективно, вне
и независимо от сознания, что материя
первична, никем не сотворена, существует
вечно, что сознание, мышление - свойство
материи, что мир и его закономерности
познаваемы. Наиболее полно и разносторонне
учение о материи развивалось в материалистической
философии, которая исходила из первоосновы
материи, рассматривает ее как субстанцию,
уделяя особое внимание взглядам на атрибуты
материи. В историческом развитии воззрение
на материю во многом определялось в развитии
знаний об атрибутах материи на основе
обобщения естественно-научных знаний
о природе (Атрибуты: движение и взаимодействие,
противоречивость движения, пространственное
отражение, причинность, необходимость
и закономерность.
На протяжении длительного исторического
периода (Античность – конец 19 в.) материя
отождествлялась с теми фундаментальными
элементами вещества, которые были известны
науке на той или иной ступени исторического
развития. В античной философии материя
чувственно воспринималась вещественными
первоначалами (огонь, воздух, вода, земля).
В философии 19 в. в соответствии с естественно-научными
представлениями, материя отождествлялась
с атомами как с мельчайшими частицами
вещества и свойства вещества рассматривались
как универсальные, всеобщие свойства
материи (механические свойства вещества,
масса покоя, инертность и т.п.). Таким образом,
хотя в материалистической философии
материя и определялась как субстанция,
то есть всеобщая, универсальная объективно
существующая субстанция, она истолковывалась
в соответствии с историческим ограничением
естественно-научных знаний о материальных
природных вещах. Таким образом, в этом
подходе уже существовало противоречие
– материя объективно вне зависимости
от сознания, но вместе с тем определялась
через ограниченность нашего сознания
на определенном этапе развития. Это противоречие
в определении материи обнаружилось на
рубеже 19-20 в.в. в связи с открытиями в физике,
а именно в связи с открытием структуры
строения атома (ядро и электроны). И именно
элементарные взаимодействия и определяют
структурную целостность атома. Исходя
из представлений о строении вещества,
что атом как мельчайшая частица вещества
отождествляется с материей, а атом представляет
собой элементарные взаимодействия, то
материя превращается в нечто невещественное
явление, то есть нематериальна. Эти изменения
в понимании материи явились причиной
принципиального нового подхода к определении
материи как субстанции. Новый подход
к материи как и субстанции был разработан
с позиции диалектико-материалистического
подхода, в соответствии с которым Материя
– это философская категория для обозначения
объективной реальности, которая познается
человеком и существует независимо от
него и его познания. Подобное определение
материи обосновано в работе В.И. Ленина.
Определение категории материи
отвлекается от всего многообразия
конкретных свойств вещей, изучаемых
наукой и решает только одно всеобщее
свойство – объективное существование:
Любой предмет независимо от его
многообразия конкретных свойств и
независимо от того имеет ли наука
знания об этом предмете является материей
если он существует объективно, вне
и независимо от сознания. При таком
определении категории материи,
философские учения о ней как
субстанции не зависят от истории
определенного естественно-научного
знания о многообразии конкретных свойств
материальных вещей. Таким образом, определение
материи как субстанции необходимо отличать
от исторического научного знания о многообразии
свойств материальных вещей.
В применении к материи -
это изменение вообще. Движение -
это атрибут, неотъемлемое свойство
материи. Материи неподвижной, неизменно
пребывающей в состоянии абсолютного
покоя не существует. Материя и
движение неразрывны. Эта основополагающая
идея материализма была высказана английским
материалистом Толангом: «материя не существует
без движения, движение - без материи».
Движение есть единственный способ существования
материи. Представление о материи, лишенной
движения имеет одним из своих источников
метафизическое понимание соотношения
покоя и движения. В этом случае, движение
мыслится как переход от одного состояния
покоя к другому под воздействием внешних
сил. В частности, Ньютон предполагал существование
абсолютного пространства, по отношению
к которому возможен абсолютный покой.
Однако в реальной действительности мы
сталкиваемся с ситуацией, характеризующейся
тем, что движение абсолютно, а покой -
лишь относителен, потому, что при неизменности
координат данного тела в системе, связанной
с каким - либо другим телом или системой
тел, это тело изменяет свои координаты
в системах, связанных с другими телами.
(Механистический аспект). С другой стороны,
покой относителен в том плане, что в состоянии
этого относительного покоя происходят
изменения разноуровнего характера ( движение
частиц и т.д.) В виде относительного покоя
мы можем характеризовать наличие в рамках
действительности, относительной устойчивости,
позволяющей телам на протяжении определенного
времени сохранятся как телам (сохранять
качественную определенность). Изменение
– это результат взаимодействия или совместного
воздействия вещей друг на друга, в процессе
которого осуществляется перераспределение
энергии и вещества от одного к другому.
Качественно различным видам материи
соответствуют свои особые, качественно
различающиеся между собой формы движения.
Наиболее приемлемыми и общепризнанными
формами движения являются:
1. Механическая форма движения
(изменения, обусловленные содержанием
механики)
2. Физическая форма (типа расширения
металла и др.)
3. Химическая форма движения
(мобильность молекул, движение изменение
химических связей)
4.Биологическая (рост растений
организмов)
*Социальная (реформы, процессы
воспитания, политические передряги).
В последнее время некоторые
пытаются включить сюда еще другие
формы. Пространство и время - это всеобщие
формы существования материи. Как и материя,
пространство и время объективны, независимы
от сознания. Структура и свойства движущейся
материи определяют структуру и свойства
пространства и времени. Пространство
и время зависят не только от материи,
но и друг от друга. Это обнаруживается
даже при простом механическом перемещении:
по положению солнца на небе можно определить
время, а для определения координат космического
корабля нужно задать время. Более глубоко
связь пространства и времени раскрыла
теория относительности. Она ввела единое
понятие четырехмерного пространства
и времени пространства Минковского.
Так данные современного естествознания
подтверждают единство материи, движения,
пространства и времени. Пространство
- есть форма бытия материи, характеризующая
ее протяженность, сосуществование и взаимодействие
материальных тел во всех системах. Время
- форма бытия материи, выражающая длительность
ее существования, последовательность
смены состояний всех материальных систем.
Время и пространство обладают общими
свойствами. К ним относятся:
1. объективность и независимость
от сознания человека;
2. их абсолютность как атрибутов
материи;
3. неразрывная связь друг с
другом и движением;
4. единство прерывного и непрерывного
в их структуре;
5. зависимость от процессов
развития и структурных изменений в материальных
системах;
6. количественная и качественная
бесконечность.
Различают монологические (направление,
непрерывность, необратимость) и метрические
(связанные с измерениями) свойства пространства
и времени. Наряду с общими характеристиками
пространства и времени, им свойственны
некоторые особенности, которые характеризуют
их как различные атрибуты материи, хотя
и тесно связанные между собой.
Так, к всеобщим свойствам
пространства относятся:
1. протяженность, т.е. взаимное
расположение и существование различных
тел, возможность прибавления или уменьшения
какого-либо элемента;
2. связность и непрерывность,
которая проявляется физическим воздействием
через поля различного характера перемещения
тел;