Сознание, его происхождение и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 12:27, реферат

Описание

Так как же соотносится объективное и субъективное в человеке и
его деятельности? Являются ли природная и социальная действительность лишь неким материалом, который человек может изменять, руководствуясь только своими желаниями? Или же они обладают собственными законами существования и развития, не зависящими от сознания человека? Сознание, мышление человека вполне самостоятельны или же их существование и развитие в той или иной мере определяются объектив
ным бытием?

Содержание

Введение…………………………………………………………..3
Понятие бытия……..………………………………………….4

Материя и основные формы ее существования…………….14

Сознание, его происхождение и сущность…………………19

Заключение…………………………………………………….. 23

Перечень используемой литературы………………………….24

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 53.53 Кб (Скачать документ)

3. относительная прерывность, т.е. раздельное существование материальных тел, каждому из которых присущи свои границы и размеры.

Общее свойство пространства - это трехмерность, т.е. все материальные процессы происходят в пространстве 3-х измерений. Кроме всеобщих свойств  пространство обладает и локальными свойствами. Например, симметрия и  асимметрия, месторасположение, расстояние между телами, конкретные формы и  размеры. Все эти свойства зависят  от структуры и внешней связи  тел, скорости их движения, взаимодействия с внешними полями. Пространство одной  материальной системы непрерывно переходит  в пространство другой системы, поэтому оно практически незаметно, отсюда его неисчерпаемость как в количественном так и в качественном отношении.

К всеобщим свойствам времени  относятся объективность, неразрывная  связь с атрибутами материи (пространством, движением и др.), длительность (выражающая последовательность существования  и смены состояний тел) образовывается из возникающих друг за другом моментов времени, которые составляют весь период существования тела от его возникновения  и до перехода в другие формы.  
Существование каждого тела имеет начало и конец, поэтому время существования этого тела конечно и прерывно. Но при этом материя не возникает из ничего и не уничтожается, а только меняет формы своего бытия. Отсутствие разрывов между моментами и интервалами времени характеризует непрерывность времени. Время одномерно, асимметрично, необратимо и направлено всегда от прошлого к будущему.

Специфические свойства времени:

1. конкретные периоды существования тел;

2. одновременность событий (они всегда относительны);

3. ритм процессов, скорость изменения состояний, темп развития процессов, и др.

Но не смотря на индивидуальные свойства, отличающие друг от друга  пространство и время, в мире нет  материи, которая бы не обладала пространственно-временными свойствами, так же, как время  и пространство не существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее. Весь опыт человечества, в том  числе данные научных исследований, говорит о том, что нет вечных предметов, процессов и явлений. Даже небесные тела, существующие миллиарды  лет, имеют начало и конец, возникают  и гибнут. Ведь, погибая или разрушаясь, предметы не исчезают бесследно, а превращаются в другие предметы и явления. Но для  философии, существовавшее время, прежде всего, а затем и пространство, есть порождение событий, актов в  глубине бытия, до всякой объективности. Первичный акт не предполагает ни времени, ни пространства, он порождает  время и пространство. Материя  вечна, несотворима и неучтожима. Она существовала всегда и везде, всегда и везде будет существовать.

 

3. Сознание, его происхождение и сущность.

Сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, ощущения, восприятия, настроения, воображение и самосознание. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Сознание может быть описано как точка зрения, как Я, или как то, что Томас Нагель называл существованием «чего-то что есть подобие» бытия этого что-то.

Многие философы рассматривают Сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать. Проблема того, чем же является Сознание и каковы его рамки, и в чём же смысл существования данного термина выступает предметом исследования философии сознания, психологии, нейробиологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта.

Проблемы практического рассмотрения включают в себя следующие вопросы: как можно определить наличие сознания у сильно больных или находящихся в коме людей; может ли существовать не-человеческое Сознание и как его можно измерить; в какой момент зарождается Сознание людей; могут ли компьютеры достичь сознательных состояний и пр. В общем смысле Сознание временами также означает состояние бодрствования и ответную реакцию на окружающий мир в противоположность состояниям сна или комы.

Существует множество, зачастую противоположных  по смыслу и значению определений  сознания, однако какждое из них  имеет право на существование….Вот  только некоторые из таких определений:

Сознание — это сам человек, то, что скрыто телесной оболочкой: характер, чувства, мышление. Не будет тела — останется Сознание.

Сознание  — способность идеального воспроизведения действительности (БСЭ)

Сознание — высшая, свойственная только человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения

Сознание — состояние человека в здравом уме

Сознание — свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.

Сознание — мысли и идеи человека, в их восприятии и ощущении, которые он способен изложить на языке.

Сознание — высшая функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении действительности.

Сознание — развертывание непроявленного бытия

Таким образом, можно утверждать, что тайна сознания равнозначна  тайне человеческого бытия. Сознание тождественно человеку, а человек  тождественен сознанию. Если придерживаться эволюционной теории в вопросе о  происхождении человека, то вполне логичным будет вывод о постепенном  усложнении (вплоть до возникновения  сознания) психической организации  обезьяноподобных предков человека, идущем параллельно с усложнением  их морфологической организации. Но гипотеза Дарвина о происхождении  человека из обезьяны уже не согласуется  с новыми открытиями в области  палеонтологии человека, культурной антропологии и генетики. Результаты исследований генетического материала  неандертальцев показали, что они  не являются прямыми предками человека. На вопрос: "Как появился первый человек?" в современной науке пока нет  удовлетворительного ответа. Следовательно, нет его и в отношении вопроса  о происхождении сознания. Но, тем  не менее, относительно сознания установлено  следующее:

1. Сознание не сводится  только к получению знаний  об окружающем мире с целью  приспособления к нему.

2. Сознание непосредственно  связано с функционированием  высокоразвитого мозга человека.

3. На развитие и функционирование  сознания оказывает формирующее  воздействие социальное и культурное  окружение.

4. Сознание исторично,  то есть развивается во времени.

5. Сознание имеет индивидуальные  и над-индивидуальные воплощения.

Важнейшим средством социализации человека и приобщения его к культуре, является язык. Под ним понимают систему знаков, с помощью которых  люди выражают свои мысли, общаются, хранят и передают информацию. Различают  естественные и искусственные языки. К первым относят речь, мимику, жесты, пластику человеческого тела, ко вторым - язык математики, язык живописи, дорожные знаки и другие. Между языком и  сознанием существует неразрывная  связь. Язык участвует в процессе предметного восприятия мира, является основанием памяти, выступает как  средство распознавания эмоций. Даже мысля про себя, люди пользуются так называемой "внутренней речью". Благодаря языку сознание может  становиться предметом исследования, объективироваться, становиться доступным  для других людей. История языка - это история сознания. Словарный  состав языка показывает, о чем  думает народ, а синтаксис - как он думает. Особенностями языка является его пластичность и внутренняя расчлененность.

Формирующее воздействие  на сознание оказывает и труд, под  которым понимается целесообразная деятельность человека по преобразованию окружающего мира с целью создания достойных условий жизни. В отличие  от животного, которое довольствуется тем, что предоставила в его распоряжение природа, человек имеет более  разнообразные потребности, удовлетворить  которые природа не в состоянии. Единственным способом удовлетворения человеческих потребностей является труд. В ходе труда происходит активное взаимодействие между человеком  и природой, причем цель и содержание такого взаимодействия задается самим  человеком. Природа выступает пассивным  объектом человеческих манипуляций. Благодаря  труду развились функции рук, появилась и оформилась речь, усовершенствовались  органы чувств, трансформировалась и  усложнилась психика. Труд как целесообразная деятельность начался с изготовления орудий труда, с помощью которых  происходило воздействие на природу. Чтобы привести к желаемому результату, орудия труда должны быть соразмерными как человеку, так и природному объекту, который подвергался воздействию. Труд невозможен без знаний о природе, и чем развитее трудовая деятельность, тем на более глубокие знания о  свойствах и законах природы  она опирается. Усложнение труда  и его социальной организации  влечет за собой развитие сознания человека. Это проявляется в постоянной корректировке смысложизненных  ценностей, в постепенном изменении  отношения человека к природе. Человек  все более сознает себя как  человек, то есть, как существо не только обладающее безграничными возможностями в этом мире, но и несущем ответственность за созданный им самим мир.  
Труд - это всегда усилие, преодоление упругости, сопротивления объекта. Для того чтобы развить физические качества - силу, выносливость, быстроту реакции - человек должен тренировать тело, напрягать мышцы, преодолевать сопротивление тренажеров, гимнастических снарядов, беговой дорожки и т.д. Для того чтобы развить сознание, также необходимы усилия воли, желание реализовать свою идентичность, подтвердить высокий статус человека.

Говоря о соотношении  сознания и материи нельзя не отметить, что это один из  «основных  вопросов философии». Что же является первичным: материя или сознание? Быть первичным – это причинно предшествовать другому, быть основой для существования другого, определять его и быть главным содержанием мира. Решается данный вопрос двумя подходами:

1. Монистический подход. Монистический подход кладет  в основу мира одно из двух  начал (сознание или материю)  и содержит в своём составе  два основных течения: материализм  и идеализм. Если в основу кладется  материя, то это - материализм,  течение философии, где первичным  выступает материя, а вторичным  – сознание, которое производно  от материи. Материализм ищет  объяснение мира из самого  себя без внешних материи факторов.  Если в основу мира кладется  сознание, то это - идеализм, течение  в философии, где первичным  выступает сознание, а вторичным  является подчиненная духу материя.  Идеализм в свою очередь делится  на две формы: субъективный идеализм, где первичным выступает сознание субъекта (индивидуальное человеческое сознание), как формирующее для человека его мир; объективный идеализм, где первичным выступает некое Высшее Сознание, существующее независимо как от материального мира, так и от человека.

2. Дуалистический подход  – отказ от решения вопроса;  равнозначно кладет в основу  мира оба начала – и материю,  и сознание.

 

Заключение

Иногда говорят: основной вопрос философии - это вечный вопрос, который никогда  не может быть решен. Это - недоразумение. Вечный - да, но это не значит - неразрешимый. Он постоянно решается и разрешается, хотя, конечно, с разной степенью успешности. Успешно он решается тогда, когда  кто-то открывает новый закон  природы, делает правильный выбор в  сложной ситуации, возводит здания и мосты: ведь если все это и  многое другое произошло, осуществилось, то это означает, что сознание правильно  отобразило сложное бытие и успешно  реализовалось в нем. Говоря в  более общем плане, основной вопрос решается каждым человеком, группой  людей и всем человечеством всякий раз, когда они решают мировоззренческие, методологические и социальные проблемы, давая себе и другим ответы на кантовские вопросы: на что я смею надеяться, что я могу знать и что я  должен делать, чтобы быть человеком. Решается этот вопрос и в том смысле, что обе неразрывные стороны  лежащего в его основе противоречивого  отношения (как бытие, так и сознание) в результате многовекового опыта  человеческой деятельности осмысливаются  все глубже и конкретнее. И. Кант явно ошибался, считая, что мир как  целое не дан человеку в опыте. Мир как целое присутствует в  каждом моменте, в каждой форме человеческой деятельности в виде универсальных  форм этой деятельности. Человек способен двигаться по логике любого предмета, поэтому в человеческой, т. е. социальной, форме бытия, как в капле росы - солнце, отражается весь вечный и бесконечный  мир. Социум - это малая модель Большого Мира. Что мы с уверенностью можем  сказать о последнем? Только то, что  запечатлевается в универсалиях - философских категориях: ведь они  как бы в одну "скобку" берут, объединяют собой и Бытие и  Сознание.

Человеческая чувственно-предметная деятельности есть уникальное и реальное единство Бытия и Сознания, материального  и идеального, объективного и субъективного. Именно чувственно-предметная деятельности позволяет обосновать возможность  взгляда на мир со стороны, т.е. обосновать возможность разделов философии, трактующих о том, что видит человек, вырвавшийся  из своей индивидуалистической "пещеры".

В обосновании такого мировидения, как это ни парадоксально, объединяются старые противники - объективный идеализм и материализм. Как тот, так и  другой признают наличие некоей объективной  реальности, хотя и трактуют ее по-разному.

Информация о работе Сознание, его происхождение и сущность