Сравнительный анализ западной и восточной систем ценностных ориентаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 02:30, реферат

Описание

Ценностные ориентации - элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации.

Работа состоит из  1 файл

+Печатать. Рожкова. З-В..doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)


Министерство  образования Республики Беларусь

 

Учреждение образования

«Могилевский государственный университет

им. А.А. Кулешова»

 

 

 

 

Реферат

 

по  философии на тему:

 

Сравнительный анализ западной и восточной  систем ценностных ориентаций

 

 

 

Исполнитель: студентка 2 курса группы «АФ-24»

факультета иностранных языков

Рожкова Анастасия Юрьевна

Проверил:   доцент Костенич В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Могилев 2013

 

Введение

 

Ценностные ориентации - элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации. Ценности – это обобщенные представления людей о целях и средствах их достижения, о нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества.

 

Ценностные ориентации - это, прежде всего предпочтения или  отвержения определенных смыслов как  жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии в ними. В этом отношении содержание, вкладываемое в понятие "Ценностные ориентации", соответствует изначальному значению слова "ориентация" (лат. oriens, orientis - восток) как имеющему значение определения своего положения в пространстве, прежде всего по отношению к востоку - доминантно означенной точке восхода Солнца, но переносимом в пространство смысловое, а через него - и в социальное.

 

 Ценности — важнейшие  компоненты человеческой культуры  наряду с нормами и идеалами. Человек, в отличие от представителей животного мира, существующих по заданной инстинктами программе, живет в системе ценностей, которая призвана удовлетворить духовные потребности личности и обеспечить ее социальную адаптацию в мире себе подобных. Совокупность ценностных ориентаций внутреннего мира индивида составляет один из главных компонентов Личности.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ ЦЕННОСТЕЙ ЗАПАДА, ВОСТОКА

 

Разделение культур  на западные и восточные подразумевает  не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов и методов познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно-экономических и политических структур.

Под понятием «Запада» в современной культурологии подразумевается культура Америки и Европы, под «Востоком», соответственно культуры стран Центральной, Юго-Восточной Азии, северной Африки, стран Ближнего Востока.

 

Западная культура представляет собой культуру, ориентированную на динамический образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности. Приоритет инициативы, идея значимости личности, творческое ее развитие лежат в основе западного общества. Социальная динамика западной культуры волнообразна и неравномерна. Продвижение от старого к новому протекает как ломка устаревших систем ценностей, политических и общественно-экономических структур. Запад, являясь носителем творческого начала, постоянного поиска, бунта и перемен и, в то же время, проявляя стремление к постоянному, всестороннему познанию окружающего мира и Вселенной чаще занимает сторону земного материалистического бытия, тем самым, разрушая гармонию, постоянство и органичность собственной духовной и материальной жизни, ее устоев, канонов и устоявшихся норм. “Национальный характер повсюду живуч. Но ни к какому народу это не относится в большей степени, чем к англичанам, которые, судя по всему, имеют нечто вроде патента на живучесть своей натуры. Такова первая и наиболее очевидная черта англичан…”

 

Восток, во многом в противоположность  Западу являет собой воплощение спокойствия, непротивления. Боясь разрушить  хрупкую гармонию мира человек культуры востока предпочитает не вмешиваться в развитие мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя течения жизни и бытия. Восток – это некое воплощение принимающего, женского принципа-начала он никогда не отступает от существующих в духовном мире заповедей (при этом часто ущемляя существование плоти, но при этом всегда стремясь к существованию гармонии и равновесию в мире).

На Востоке новое  не стремится разрушить и опровергнуть устоявшееся старое, нажитое веками, а органично вписывается, дополняя его. В отличие от западной культуры, направленной вовне, восточная стремится погрузиться во внутренний мир человека. Большинство восточных мыслителей и философов были убеждены, в том, что усовершенствовать мир можно, лишь обретя цельность и гармонию в самом себе. Если западная культура выбрала путь создания техники и технологий как средства общения с окружающим миром и природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом. Восток - это сжатость, глубина, тишина. Восток провозглашает принцип познания или, вернее сказать, постижения мира через отождествление, слияние с ним. Раствориться в окружающем, в Бытии, в мгновение оказаться Всем и одновременно мельчайшей частицей Всего.

 “...Японский характер можно сравнить  с   деревцем,   над   которым  долго  

трудился   садовод,  изгибая, подвязывая, подпирая   его. Если   даже избавить   потом   такое   деревце   от   пут   и  подпорок, дать волю молодым побегам,     то под их свободно разросшейся кроной  все   равно сохранятся   очертания, которые были когда-то приданы стволу   и главным   ветвям...”                                       

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТЕЙ  В СИСТЕМЕ “ВОСТОК – ЗАПАД”

 

Система ценностей формируется  под воздействием мышления. Восточная, природоцентристская парадигма мышления складывалась в соответствии с тем типом мышления, который К. Г. Юнг назвал интровертивным. Для него характерны иррациональные способы познания мира, обращенность на внутренний мир, на самопознание, предметность. Этот тип мышления отличает холистичное, целостное восприятие действительности, континуальность - непрерывность, в соответствии с которой в первую очередь осваиваются не отдельные, конкретные сущности, а постигается Абсолют, то есть нерасчлененное бытие. Тип мышления, который Юнг связал с Западом, называется экстравертивным и для него характерны рациональность, абстрактность, обращенность на внешний мир, оперативность - мир постигается путем деятельностного освоения.

 

Характеристики мышления настолько точно совпадают с  ценностными установками, что их описывают близкими, почти синонимичными понятиями: холизм – Абсолют, интровертивность – самопознание, созерцательность – консервативность, дискретность – индивидуализм, экстравертивность – познание, преобразование внешнего мира, активность – новаторство.

 

Общей чертой для ценностных систем Востока является то, что  верхние этажи иерархии ценностей  занимают категории бытия, наиболее близкие к Абсолюту, Универсуму: сам по себе Космос, Вселенная; затем  – Порядок, закон, по которому существует все в природе; Природа как форма существования космоса, Абсолют явленный. Следующие по нисходящей этажи ценностной иерархии занимает общество как целостная форма существования человека. При этом человек в восточной системе ценностей не занимает никакое место, ибо это частность. Личность как ценностная категория на Востоке возникнуть в принципе не может. Человек всегда будет восприниматься как мельчайшая частица мироздания, в котором все будет старше и важнее человека, ибо природа может существовать без человека, а человека без природы нет. При этом все в природе живет и существует по естественному закону. Жизнь – есть осуществление этого закона. И только человек в природе наделен субъективной волей, что позволяет ему нарушать этот естественный ход вещей. Поэтому человек может выступать и как антиценность – как существо, наделенное грехом, чем не наделено больше ничто и никто в природе.

 

Ценностные системы  Запада возникли в пределах рационального  типа мышления. И в соответствии с ним (дискретность, моторика, экстравертивность, экспериментирование) иерархия ценностей будет практически противоположной Востоку. Человек здесь выступает как венец творения в религиозной системе мышления или царь природы в атеистической, или мера всех вещей как философское кредо. В экстравертивном, рациональном типе мышления человек уже мыслит, оперируя, действуя. Для него сама мысль есть действие. Поэтому вершину иерархии ценностей здесь занимает не просто человек, а именно активная личность. И личность имеет на Западе приоритет перед обществом. В свою очередь природа по отношению к обществу занимает подчиненное положение. Общество будет реализовывать инновационный тип развития. Новации займут даже высокое место в иерархии ценностей. Такое общество ориентируется на установку «все новое - лучшее». Природа в этой системе ценностей (в соответствии с экстравертивным типом мышления) противопоставлена человеку. Более того, она еще является объектом его деятельности, причем достаточно малоценным, ибо человек обладает большей ценностью.

 

Отношение к ценности “Семья”

Семья представляет собой  малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном  родстве, члены которой связаны  общностью быта, взаимной помощью, моральной  ответственностью.

 

На протяжении всей истории  семья существовала не столько, как проявление инстинкта природы, а сколько, как общественный порядок, модель существования человеческих индивидов в обществе. До последнего времени повсеместно считалось, что человек без семьи - ущербный человек. Конечно, семья всегда создается для продолжения рода, рождения и совместного воспитания детей, но одновременно семья - «основополагающая ячейка общества», простейший экономический элемент социума.

 

На Западе отмечают тенденцию к сокращению доли брачных союзов и откладыванию женитьбы (замужества). Молодые люди в странах Западной и Северной Европы теперь не спешат связывать себя брачными узами: за последние два десятилетия средний возраст вступления в первый брак возрос на пять лет и теперь, европейские мужчины и женщины обзаводятся семьями после 30 лет.

 

Этому способствуют изменения  в экономике и общественной морали: быт налажен, внебрачные отношения  становятся нормальным явлением, социальный статус с семейным положением связан все меньше. Детей рожают и в  браке, и вне брака. Понятие «незаконнорожденный», по сути, утратило юридическую силу.

 

Сегодня юридическое  оформление брака – это лишние хлопоты. Во-вторых, брак накладывает  определенные обязательства. В-третьих, его можно расторгнуть. И выходит, что сегодня жить в браке сложнее, чем в одиночку, а обретаемые трудности не компенсируются обретаемыми преимуществами.

Некоторые специалисты  считают, что современные нормы  и ценности - следствие нового образа жизни, который стал складываться с  переходом к индустриальному  обществу. “…В Англии же сама идея о том, чтобы несколько поколений жили под одной крышей, представляется совершенно не совместимой с канонами частной жизни. Английские бабушки могут очень любить своих внуков, они с удовольствием будут угощать их по субботам и воскресеньям, они охотно возьмут их к себе на пару недель во время отпуска родителей. Но они никогда не согласятся быть для них постоянными бесплатными няньками, слишком ценя свою независимость.”

 

На Востоке, особенно в таких развитых странах как Китай и Сингапур, семья по-прежнему мыслится как основа общества и гарантия счастья и спокойствия для ее членов. Строгие запреты на половую жизнь до брака, как и жизнь в неофициальном браке, в последние годы ослабли, однако матери-одиночки здесь по-прежнему редкость, разводов мало, а о стариках принято заботиться в семье, а не сдавать их в «дома престарелых». Нередко семья является частью разветвленного клана родственников, члены которого обязаны помогать друг другу. Часто крупные расходы, например, оплату образования, берут на себя дальние родственники. Дети обязаны демонстрировать уважение к старшим - это важнейшая составляющая «сыновнего почтения», заповеданного еще Конфуцием: «Сыновнее почтение - основа всех добродетелей. Она начинается с почтения к отцу, продолжается в верности повелителю, а заканчивается нахождением своего места в жизни».

 

По иронии судьбы самый  большой удар по традиционному сыновнему  почтению нанесла политика ограничения  рождаемости: появилось поколение  «единственных детей», на которых  родители буквально молятся и  которые, не имея братьев и сестер, не научились с детства считаться с другими и делиться. “…в японской семье, где также существует право первородства, дело обстоит совершенно иначе. Отчий дом, а на селе семейный надел играют там роль некоего страхового фонда, к которому при необходимости вправе обращаться все родственники. Целиком наследуя отцовское имущество, старший сын одновременно принимает на себя роль и ответственность главы семьи, причем не только по отношению к престарелым родителям, но и к младшим братьям. Если кто-то из них остался без работы, он может рассчитывать, что его жену и детей всегда приютят в родительском доме.”

 

Отношение к  ценности “Патриотизм”

Естественной потребностью гражданина и проявлением его  патриотизма является чувство гордости, глубокое уважение и почитание символов своей страны. Патриотизм выражается в мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения человека и проявляется в его поступках и деятельности. Вместе с тем, патриотизм проявляется и в коллективных чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Патриотизм — это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан на основе индивидуальной свободы. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения, каждого человека. Таким образом, патриотизм выступает элементом гражданского общества, а его недооценка приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ общества. Патриотизм по своей сути и смыслу — нравственная основа жизнеспособности общества. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения.

Информация о работе Сравнительный анализ западной и восточной систем ценностных ориентаций