Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:17, реферат
Для Западной Европы началом средневековья принято считать 476 год – год завоевания Западной Римской Империи германцами. Восточная Римская Империя – Византия избежала варварского завоевания; в ее истории трудно провести такую же четкую грань между античностью и средневековьем, ибо все традиции греко-римского мира и эллинистического Востока – экономические, политические, культурные сохранились в Византии не прерываясь. Благодаря этому на протяжении многих столетий Византия стояла впереди других стран средневековой Европы как центр высокой и своеобразной культуры.
Средневековая философия Византии
Введение
Неоплатонизм – основа философии средневековья.
Учение Псевдо-Дионисия Ареопагита
Мистицизм
5. Расцвет философско-богословской мысли в Византии
Философия Иоанна Дамаскина
6. Религиозный иррационализм средневековой Византии
7. Исихазм
2) Средневековая философия арабских стран.
Введение. Основные направления.
Перипатетизм арабоязычный. Источники развития.
Абу Юсуф Якуб Аль-Кинди
Абу Насер Аль-Фараби
Абу Али Ибн Сина (Авиценна)
3) Вывод
4) Список использованной литературы
Начиная с 10-11 веков в развитии богословско-философской мысли Византии можно проследить две тенденции:
1) рационалистически-
2) мистически- этическая. Сюда относится в первую очередь исихазм, находивший выражение в сочинениях, в основном монашеско-аскетических. Один из самых популярных и почитаемых ее представителей раннего периода – Иоанн Лествичник, 8 век; позднего периода – Григорий Палама. Иоанн Лествичник сосредоточил основное внимание на внутреннем мире человека и на практических приемах его усовершенствования в духе христианской этики смирения, послушания и внутреннего покоя, или тишины ( от греч. слова «исихия» - покой, безмолвие, отрешенность).
7. Исихазм
В течении исихазма наиболее ярко и последовательно выразилась суть византийского мистического богопознания. Вершиной исихазма является учение св. Григория Паламы, который утверждает возможность прижизненного обожения путем погружения в молчаливую непрерывную молитву и достижения такого экстатического состояния духа, когда молящийся энергийно соединяется с Богом. Божественные энергии есть благодать, посылаемая верующему Святым Духом. Через стяжение благодати (энергийное соединение с Богом) происходит просветление духа молящегося и преображение всей его природы, что и именуется его обожением. Однако восприятие благодати не есть пассивный процесс, но предполагает активную духовную работу по направлению человеческой энергии на соединение с благодатью Божьей. В воле человека выбрать это движение навстречу Богу.
Необходимым условием откровения в исихазме являются радикальный отказ, как от чувственных впечатлений, так и от рассудочной деятельности. Лишь очистившись, то есть, отринув все нечистое и даже чистое («оставив позади себя все небесные звуки и слова») можно прозреть истину. В стремлении к этому особому состоянию монахи предаются особо усердной молитве – «молитве Иисусовой», которая должна быть глубокой, «сердечной» и непрерывной. Для того чтобы ничего не отвлекало от молитвы, начинающим рекомендовалось «в глубине келий» принять особую позу тела: наклонив голову, смотреть туда, где находиться сердце, и, успокоив дыхание, отвлечься от впечатлений так, чтобы «время не ощущалось более». В таком состоянии должно было пребывать довольно долго – пока грустное настроение не сменялось неизреченной радостью, а взору не являлся «блистающий свет», который в исихазме называют «несотворенным» (божественным). Монахи, достигшие такого состояния, именовались покоящимися-исихастами.
Борьба мистического
и рационалистического
В контексте варлаамо-паламских полемик окончательно сформировалась мистическая традиция православия, и было завершено конституирование богословской концепции православия в целом.
1. Введение. Основные направления.
В средние века развитие научного знания в странах мусульманского Востока значительно опережало европейскую науку. Это было обусловлено тем, что в этот период в Европе господствовали идеалистические воззрения, в то время как восточная культура впитывала в себя идеи античного материализма. В результате взаимодействия систем ценностей ислама, традиционных культур народов, водящих в арабский халифат, а в дальнейшем в Османскую империю, стала развиваться синкретическая культура, которую принято называть мусульманской. Наиболее характерными философскими течениями арабо-мусульманской философии были: мутуализм, суфизм, арабский перипатетизм. Наиболее значительным явлением по своему философскому содержанию был восточный перипатетизм (9-11 вв.). Выдающимися представителями аристотелизма были Аль-Фараби, Аль-Бируни, Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушд (Аверроэс).
Сильное влияние ислама
не позволило развивать независимы
Суфизм (араб. суф – шерсть; суфи, суфий – носящий шерстяной плащ) - религиозно-мистическое учение в исламе, возникшее в 8-9 вв. Под влиянием неоплатонизма, индийской философии, некоторых идей христианства центральное место в суфизме занимают аскетизм и крайний мистицизм.
Одно из самых парадоксальных явлений религиозной культуры Востока. И в тоже время одно из самых устойчивых.
На сегодняшний день уместно использовать определение, данное Тримингемом, поскольку является наиболее полным и сущностным: «Суфизм – это особое мистическое, религиозно-философское мировоззрение в рамках ислама, представители которого считают возможным посредством психологического опыта духовное общение с Богом». Существует несколько гипотез об исторических корнях суфизма. При их рассмотрении нельзя отрицать воздействие на суфизм различных не исламских воззрений, однако и заявлять о несамостоятельности суфизма, а тем более о том, что он возник не на базе ислама тоже нельзя. Учитывая влияние неисламских мотивов на суфизм можно вполне оправданно рассматривать его в качестве производной духовной эволюции самих мусульман.
Арабоязычный перипатетизм опирался на наследие античной мысли, прежде всего, на Аристотеля и неоплатоников. С этой школой связано широкое распространение аристотелевской логики (учение о понятии, суждении, силлогистика, о категориях, о противоречиях и противоположности), причем за пределами философии отдельные ее элементы были восприняты филологией и в фикхе (религиозно-правовой мысли). Некоторые положения аристотелевской силлогистики были развиты, а ряд неточностей исправлен. Обращение к античности включало также сферы политики, этики, поэтики и риторики. В качестве комментаторов античного наследия арабоязычные перипатетики были известны в Западной Европе и оказали существенное влияние на развитие поздней средневековой философии.
Помимо комментирования
и частичного развития античного
наследия, арабоязычному перипатетизму
принадлежит ряд новаций в
области философии. Они связаны
с осуществлением интенций теоретического
мышления, характерных для классического
периода арабо-исламской цивили
Развитие и влияние арабоязычного перипатетизма было подготовлено двумя основными факторами, и в первую очередь - распространением аристотелизма, в том числе институционализированного, на территориях, которые позже вошли в состав арабского халифата, в период непосредственно предшествующий арабским завоеваниям. Прежде всего, это касается территории Ирана. Т.к, весь состав эдесской школы бежал из Византии к Сасанидам после ее закрытия в 489 году императором Зеноном. Но и прежде иранские епископы воспитывались в школе, где изучались «Аналитики» Аристотеля и «Исагоге» Порфирия. В город Гундешапур государства Сасанидов полностью переместилась афинская школа после закрытия ее Юстинианом в 529 году. Здесь была создана академия с тремя факультетами (медицинский, астрономии, математики), а городе Райшахр существовали школы медицины, астрономии и логики.
Вторым фактором развития арабского перипатетизма было активное переводческое движение 9-10 вв., в результате которого на арабский язык был переведен практически весь аристотелевский корпус. Арабам были известны диалоги Платона, тексты Порфирия, Галена. Эти переводы и сейчас используются наукой для установления аутентичности отдельных текстов греческих мыслителей.
3. Абу Юсуф Якуб Аль-Кинди.
Абу Юсуф Якуб Аль-Кинди(800-870), прозванный также «философом арабов», сделал первые шаги в развитии арабоязычного перипатетизма. Вместе с тем он находился под влиянием неопифагореизма, что проявилось в числе прочего в том внимании, которое он уделял математическим наукам. В Трактате «О количестве книг Аристотеля» Аль-Кинди определяет предмет философии и необходимые для ее изучения предпосылки. Предметом аристотелевских произведений служит логика, физика, психология и метафизика; такое же деление философских дисциплин мы встречаем в авиценновских Указаниях о наставлениях, с той разницей, что учение о душе развито там Ибн Синой в разделе, носящим название «суфизм» и посвященном обоснованию «ирфан» (мистического постижения) Бога. В трактате «О первой философии» и других произведениях Аль-Кинди определяет основные категории философского знания: «субстанция» и девять акциденций, что соответствует десяти категориям логики Аристотеля. Этика – наука о нравственных качествах и об управлении ими венчает, согласно Аль-Кинди, философское познание, а обретение добродетели является целью человеческой жизни. Предварительным условием философского познания является овладение математическими науками, поскольку без них невозможно постичь количество и качество – средства получения знания о субстанции, первом предмете философского знания.
Подлинное знание – это знание истинности вещи, последнее означает знание ее причины. С одной стороны, истина вещи заключена в ее определении, которое, получается, посредством указания на известные четыре аристотелевские причины. С другой стороны, Аль-Кинди утверждается, что имеется «Первая причина», знание о которой образует «первую философию», причем эта причина предшествует всему прочему во всех отношениях, а знание о ней явно неявно содержит в себе знание обо всем. Это признание обозначает коллизию, характерную для онтологии и гносеологии арабоязычного перипатетизма. Первая причина в принципе познается не так, как познается аристотелевская «субстанция», будучи абсолютно простой и не обусловленной никакими иными причинами, а значит, ее познание требует применения принципиально иного подхода. Вместе с тем два пути познания – прямое исследование вещей через их причины и познание Первой причины и из неё всех прочих – по видимому, не противоречат друг другу. Тому есть и онтологическое обоснование, общепризнанное в арабском перипатетизме: причины любой вещи, если их упорядочить должным образом, восходят к Первой причине. Всё знание делится на чувственно постигаемое и умопостигаемое, что соответствует делению предметов познания на единичные и общие. Оба вида знания объективны и не противоречат друг другу. Общее в соответствии с нормативным положением аристотелизма, обосновывает частное. Однако знание о первой причине не является общим, и хотя оно неявно содержит в себе все знание о следствиях, это знание не может быть эксплицировано. Этот комплекс проблем послужил предметом дальнейших размышлений арабоязычных перипатетиков.
4. Абу Насер Аль-Фараби
О роли, которую сыграл Абу Насер Аль-Фараби в арабо-исламской культуре, свидетельствует присвоенное ему почетное звание «второй учитель». Аль-Фараби принадлежат или приписываются многочисленные трактаты по аристотелевской логике, в том числе школьного характера. Он разъясняет смысл одной из центральных категорий арабоязычного перипатетизма – «разум», как она фигурирует в сочинениях Аристотеля, и
критикует её понимание в каламе, доказывает отсутствие противоречия между взглядами «двух мудрецов» - Платона и Аристотеля. В небольшой «Книге гемм» он показывает, что Первоначало является абсолютно «явным», причем его явленность служит причиной явления всего прочего в бытии, но вместе с тем и совершенно скрытым, а истинность Первоначала определяется им как переход этой явленности в скрытость и наоборот. Явленность Первоначала означает и его совершенную простоту, поскольку, хотя оно и является «целым», тем е менее совершенно исключает всякую множественность внутри себя. Диалектика явленности-скрытости, составившая развитие линии, указанной еще Аль-Кинди, связывает это учение с общим направлением теоретизирования в арабо-исламской мысли и дальнейшим его развитием у Ибн Сины.
Информация о работе Средневековая философия Византии и арабских стран