Средневековая философия Византии и арабских стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:17, реферат

Описание

Для Западной Европы началом средневековья принято считать 476 год – год завоевания Западной Римской Империи германцами. Восточная Римская Империя – Византия избежала варварского завоевания; в ее истории трудно провести такую же четкую грань между античностью и средневековьем, ибо все традиции греко-римского мира и эллинистического Востока – экономические, политические, культурные сохранились в Византии не прерываясь. Благодаря этому на протяжении многих столетий Византия стояла впереди других стран средневековой Европы как центр высокой и своеобразной культуры.

Содержание

Средневековая философия Византии

Введение
Неоплатонизм – основа философии средневековья.
Учение Псевдо-Дионисия Ареопагита
Мистицизм
5. Расцвет философско-богословской мысли в Византии
Философия Иоанна Дамаскина
6. Религиозный иррационализм средневековой Византии
7. Исихазм

2) Средневековая философия арабских стран.

Введение. Основные направления.
Перипатетизм арабоязычный. Источники развития.
Абу Юсуф Якуб Аль-Кинди
Абу Насер Аль-Фараби
Абу Али Ибн Сина (Авиценна)

3) Вывод
4) Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Философия.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)

Аль-Фараби принадлежат  многочисленные естественнонаучные сочинения. Немалое значение имеют его социально-политические трактаты, в которых он излагает свой взгляд на идеальное устройство общества. Это «Трактат о взглядах жителей добродетельного города» и «Гражданская политика», которые в области онтологии выказывают влияние неоплатонизма, а в исследовании добродетели в политическом аспекте, связанном с правильным устройством общества, правильными законами и правильными взглядами граждан, - влияние Платона. Всем людям, согласно Аль-Фараби, присуще стремление к совершенству, которое достижимо благодаря их сотрудничеству.  Добродетельным является такой город, жители которого исповедуют истинное знание, а их действия не отклоняются от такого знания. Подобный город, по сути, един, а классификация многочисленных  типов «заблудших» городов образуется из-за порчи одного из элементов (знания или действия) либо нарушения их баланса. В добродетельном городе царит совершенное единоначалие и строгая иерархия: глава владеет высшим искусством политики, а прочие граждане распределены по слоям, низшие из которых только служат, а промежуточные слои служат высшим и в то же время обслуживаются низшими. Совершенный глава не только обладает необходимыми качествами от природы, но и реализовал высшие способности познания: он достиг ступени актуального разума и сумел соединиться с действенным разумом, который управляет подлунным миром.

 

5. Абу  Али Ибн Сина (Авиценна)

 

 С именем Ибн Сины (980-1037) связан расцвет арабоязычного перипатетизма как самостоятельной школы классической арабской философии. Среди его произведений  - «Книга исцеления», содержащая разделы по логике, риторике, поэтике, грамматике, физике, психологии, математическим наукам (геометрия, арифметика, музыка, астрономия), метафизике, теории познания. Указания и наставления  написаны незадолго до смерти Ибн Сины и содержат изложение основ его философии. Некоторые произведения созданы на персидском («Книга знания»). Ряд важных произведений считаются утраченными; так, утерянное «Справедливое изложение» описывает споры «западных» и восточных «философов». До сих пор не решен вопрос о том, в самом ли деле Ибн Сина развивал «восточную» философию, существенно отличную от учений арабоязычного перипатетизма, чему сохранились лишь косвенные подтверждения.

Однако и дошедшие до нас тексты Ибн Сины содержат принципиальные новации в области  учения о вещи и способах ее познания. Они направлены на решение следующей проблемы, каким образом абсолютно явленное и абсолютно простое Первоначало может быть началом всего ряда вещей, в отношении которых оно выступает как «скрытое», причем значение этого Первоначала означало бы знание процесса выявления всего ряда знаний, зависимого от Первоначала? Как Первоначало служит «целым» для всех вещей, если понятие о нем исключает всякую множественность?

Чтобы ответить на  этот вопрос, следует рассмотреть ее в  абсолютной простоте и явленности –  как ее «саму», или «самость». Вне связи со всем прочим вещь бывает либо «необходимой благодаря самой себе», либо «возможной» благодаря себе», либо «невозможной благодаря себе». Деление вещей на необходимые, возможные и невозможные является фундаментальным, предшествует делению вещей на существующие и несуществующие. Необходимое благодаря самому себе всегда существует, поскольку вызывается к существованию самим собой. Таково первоначало – совершенно явленное благодаря своей абсолютной необходимости и в силу этого совершенно простое. Невозможное, благодаря самому себе, всегда влечет собственное несуществование и не может и не может существовать. Для возможного благодаря самому себе существование равновероятны, и в нем самом нет ничего, что могло бы отдать предпочтение одному перед другим. Поэтому возможное, в отличии от необходимого благодаря себе и невозможного благодаря самому себе, не способно ни существовать, ни несуществовать само по себе: оно непременно, в силу внутренней логики своего понятия, должно быть связано с чем-то иным, что рассматривается как «обеспечивающее перевес» одной из сторон его возможности. Благодаря этой связи с «иным» возможное предстает либо как существующее (и в таком случае оно «обладает необходимостью существования благодаря  другому»), либо как несуществующее (и в таком случае оно «имеет возможность существования благодаря другому»).

Роль первоначала состоит  в том, чтобы передать необходимость  тому, что само по себе имеется как  возможное. Сделать это может  только то, что уже необходимо - либо благодаря иному, либо благодаря  самому себе. Поскольку любое необходимое  в коечном счете необходимо благодаря Первоначалу, последнее оставляет скрытое основание любой вещи. Так, абсолютная явленность Первоначала самого по себе переводится в его скрытность, которая вместе с тем тождественна его явленности.

В соответствии с этой концепцией, которая получила в истории философии название концепции разделения самости и существования, модифицируется и аристотелевская теория 4-х причин вещи: материальная и формальная причины никак не связаны с необходимостью вещи, целевая причина осмысляется  как действенная причина

действенности действенной  причины, а необходимость существования  влечет действенная причина. По существу, познание действенной причины и  оказывается познанием истинности вещи.

Поскольку любой причинно-следственный ряд восходит  к Первоначалу как к Первопричине, которая и обеспечивает истинность всякой вещи, удачная стратегия познания должна обеспечивать постижение Первопричины, иначе знание останется хотя и правильным, но принципиально неполным. Любые промежуточные причины доступны традиционным методам рационально-логического познания. Отсюда вытекает значение логики, изложению которой Ибн Сина уделяет большое внимание. Но Первопричина по своей сути доступна не логическому познанию, а тому, что Ибн Сина называет «чистое схватывание разумом».  

Речь идет о непосредственном выявлении в сознании человека предмета в его полноте. Своей непосредственностью  этот тип познания отличается от логического, которое всегда опосредовано исходным знанием и способам перехода от него к неизвестному.

Непосредственное познание Ибн Сина обозначает также как «интуиция». В переводах Аристотеля этом термином передавали «проницательность» - свойство разума непосредственно схватывать вывод, минуя промежуточные ступени. Для Ибн Сины такое чистое схватывание оказывается единственно возможным и самостоятельным способом познания абсолютно простого и явленного предмета. В качестве предмета интуиции для любого человека выступает его «самость», которая не может быть от себя закрыта и схватывает себя всегда правильно, причем такое познание не зависит ни от каких предпосылок. Однако осознание данной явленности отлично от нее самой и может прерываться как это бывает у спящий или пьяных, не способных вспомнить эту постоянную явленность: осознание самосознания составляет в гносеологии Ибн Сины особую проблему. Если даже осознание собственного самосознания требует усилий, то тем более нетривиальным оказывается осознание явленности Первопричины. У Ибн Сины отсутствует онтологическое обоснование возможности такого познания, но в суфизме, где оно разработано, была поставлена и проблема, логически имплицируемая авиценновскими построениями: почему явленность Первоначала человеческой самости, если она в принципе возможна, оказывается непостоянной? Отсюда значение проблематики, связанной с «пробуждением внимания», что необходимо для того, чтобы человеческое осознание смогло высвободиться от «занятости» иным ради искомого выявления. Первоначало и самость человека оказываются двумя совершенно простыми предметами непосредственного познания.

Физика стала областью школьной систематизации аристотелизма. Ибн Сина и другие перипатетики подробно изложили классификацию движения как  типов изменения (количественное, качественное и пространственное), понимание физического  движения как принудительного или естественного на основе понятия естественного места и стремления к нему. Эта теория неотъемлема от учения о четырех первоэлементах и не сводимых друг к другу качествах (жар, сухость, холод, влажность). Тело понимается как оформленная материя, делимая потенциально до бесконечности, актуально всегда до какого-то предела: с помощью этой теории арабоязычный перипатетизм противостоял атомизму мутакаллимов, хотя тщательно воспроизводимая античная аргументация против атомизма не всегда достигала своей цели, поскольку мутакаллимы могли не признавать реальное существование доступных чувственному восприятию атомов в реальном пространстве-времени.

Среди представителей позднего арабоязычного перипатетизма наибольшая известность принадлежит Ибн Рушду (1126-1198) (лат. Аверроэс), знаменитому комментатору Аристотеля и других античных и арабоязычных авторов. Из собственный произведений Ибн Рушда наибольшей известностью пользуются капитальный труд «Шаткость «Шаткости»», и небольшой трактат «Рассуждение», вносящее решение относительно связи между философией и религией, в которой автор стремится доказать не просто допустимость, но обязательность для мусульманина занятия философией, истины, которой в случае их противоречия  авторитетным религиозным текстам должны безусловно иметь приоритет перед последними. Этот пафос первенства философии совершенно исчезает в теории «двух истин» на средневековом Западе. Положения философии Ибн Рушда породили на Западе известное течение  «латинского аверроизма». 

 

  1. Вывод   

 

Несмотря на некоторую однотонность средневековой философии, она стала значительным этапом в развитии философского познания мира. Заслуживает внимания стремление  этой философии полнее постичь духовный мир человека, приобщить его к более высокому, Богу. Следует отметить, что религиозное возвеличивание человека как «образа и подобия» Бога способствовало продвижению вперед в философском понимании человека. Философия сделала шаг от натуралистических представлений к осознанию индивидуальности человеческого духа и историчности человека.

Средневековая философия  внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, разработав и  уточнив все логически возможные  варианты  соотношения рационального, эмпирического и априорного, соотношения, которое станет впоследствии уже  не только предметом схоластических споров, но и фундаментом для формирования основ естественнонаучного и философского знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список использованной литературы.

 

  1. А.А. Радугин «Философия: курс лекций». М.: Центр, 2004.
  2. «Философский словарь» под редакцией И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986.
  3. «Введение в философию». Часть 1. М.: Политиздат, 1989.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Средневековая философия Византии и арабских стран