Средневековая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 09:52, контрольная работа

Описание

Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира «из ничего». В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена «служанкой религии», в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма..

Содержание

Вступление.

Основные черты средневековой философии.

Патристика. А. Августин: Первенство бога над миром, веры над разумом, души над телом.

Схоластика. Ф. Аквинский: Доказательство бытия Бога. Принцип гармонии, веры и разума.

Спор номинализма и реализма о природе общих понятий (универсалий).

Заключение.

Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 53.83 Кб (Скачать документ)

     Средневековая философия вошла в историю  мысли под именем схоластики, которое  уже с давних пор употребляется в нарицательном смысле как символ оторванного от реальности, пустого словопрения. И для этого, несомненно, имеются основания.

     Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно  рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку  теологии».

     Начиная примерно с XI века в средневековых  университетах возрастает интерес  к проблемам логики, которая в ту эпоху носила название диалектики и предмет которой составляла работа над понятиями. Большое влияние на философов XI--XIV веков оказали логические сочинения Боэция, комментировавшего «Категории» Аристотеля и создавшего систему тонких различений и определений понятий, с помощью которых теологи пытались ос мыслить «истины веры». Стремление к рационалистическому обоснованию христианской догматики привело к тому, что диалектика превратилась в одну из главных философских дисциплин, а расчленение и тончайшее различение понятий, установление определений и дефиниций, занимавшее многие умы, подчас вырождалось в тяжеловесные многотомные построения. Увлечение таким образом понятой диалектикой нашло свое выражение в характерных для средневековых университетов диспутах, которые иной раз длились по 10--12 часов с небольшим перерывом на обед. Эти словопрения и хитросплетения схоластической учености порождали к себе оппозицию. Схоластической диалектике противостояли различные мистические течения, а в XV -- XVI веках эта оппозиция получает оформление в виде гуманистической светской культуры, с одной стороны, и неоплатонической натурфилософии, с другой.

     3.Патристика. А. Августин: первенство бога над миром, веры над разумом, души над телом.

       В истории христианской патристики в IV-V вв. н.э. появляется фигура, которой  суждено было стать едва ли не в  центре духовной жизни средневековья. Это Аврелий Августин (Sanctus Aurelius Augustinus Августин Блаженный). В античности центр тяжести этики был в знании, то в средние века он – в вере, а значит, перенесен из разума в волю. Так, в частности, для Августина все люди суть не что иное, как воля. Наблюдая внутреннюю жизнь человека, и прежде сего свою собственную, Августин вслед за апостолом Павлом с сокрушением констатирует, что человек знает добро, однако же воля не подчиняется ему, и он не делает то, чего не хотел бы делать. «Я одобрял одно, -  пишет Августин, - а следовал другому…»(Августин. Исповедь. Киев, 1980. С. 210.) Это раздвоение человека Августин называет болезнью души, неподчинением ее самой себе, т.е. высшему началу в себе. Именно поэтому, согласно средневековым учениям, человек не может преодолеть своих греховных влечений без божественной помощи. В средние века человек больше не чувствует себя органической частью космоса – он как бы вырван из космической, природной жизни и поставлен над нею. По замыслу он выше космоса и должен быть господином природы, но в силу своего грехопадения он не властен даже над собой и полностью зависит от блаженного милосердия. У него нет даже того твердого статуса – быть выше всех животных, какой дала ему языческая античность. Августин вслед за апостолом Павлом открывает «внутреннего человека», целиком обращенного к надкосмическому Творцу. Глубиы души такого человека скрыты даже от него самого, они, согласно средневековой философии,  доступны только Богу. Но в то же время постижение этих глубин необходимо для человеческого спасения, потому что таким путем открываются тайные греховные помыслы, от которых необходимо очистится. По этой причине приобретает важное значение правдивая исповедь.

     Внимание  к внутренней душевной жизни, соотнесенной не только с внешним – природным или социальным – миром, только с трансцендентным Творцом, порождает у человека обостренное чувство своего я, которого в таком мире не знала античная культура. В философском плане это приводит к открытию самосознания как особой реальности – субъективной, но при этом более достоверной и открытой человеку, чем любая внешняя реальность.

     Наше  знание о собственном существовании, т.е. наше самосознание, по убеждению  Августина, обладает абсолютной достоверностью, в нем невозможно усомниться. Именно через «внутреннего человека» в себе мы получаем знание о собственном существовании; для этого знания мы не нуждаемся во внешних чувствах и в каких бы то ни было обьективных свидетельствах, которые подтверждали бы свидетельство самосознания.

       4.Схоластика. Ф. Аквинский: доказательство бытия Бога. Принцип             гармонии  веры и разума.

         
            Христианским философом, возвысившим разум до уровня веры в процессе богопознания и сформулировавшим развернутую систему доказательств бытия Бога, был Фома Аквинский. Фома Аквинский родился в 1225 году, умер в 1274. До сих пор во всех католических университетах его систему предписано преподавать как единственно истинную философию. Следовательно, его идеи имеют ценность не только архаико-историческую, а имеют современное звучание и остаются действенной силой формирования мировоззрения и мировосприятия людей.

       IV веке. В XIII веке блистательный богослов и философ Фома Аквинский спас Европу от излишней духовности мистицизма. Фома обращается к Аристотелю и делает шаг, многим показавшейся еретическим он пытается примирить великого грека с Христом. В Аристотеле мыслитель видит авторитет разума, с позиций которого он сам идет к вере. Введя Аристотеля в христианский мир, приблизив Бога к миру, а мир к Богу, Фома тем самым как бы обручил Бога с материей человеческого духа. Отсюда у него новая интерпретация Боговоплощения, воплощения Бога в Христа Человекобога. В соответствии с христианской догмой о творении он размышляет о Боге и мире, однако, в этом процессе безликие космологические категории аристотелевской философии у него насыщаются полнотой человеческих смыслов. Размышляя в Сумме против язычников над проблемой Бог и разум, Фома говорит, что бытие Бога недоказуемо, и оно воспринимается только верой. Но, тем не менее, человек нуждается хотя бы в косвенных доказательствах Его бытия они успокаивают и подготавливают человека к восприятию божественных истин. В свою очередь, истины не ставят человека перед фактом, что жизнь без Бога невозможна, что мир, лишенный идеала, направления к совершенству, стремления к истине, благу, красоте такой мир бесчеловечен. Фома говорит, что центральный объект познания человека Бог. Наука и теология направлены к одному и тому же, но идут разными путями, поэтому функции их и методы различны. Все, что нельзя доказать или проверить с помощью опыта, относится к сфере теологии. К истинам, не подлежащим вообще суду разума и науки, относятся догматы веры. Такое решение проблемы получило название учение о двойственности истины, позже ставшее важнейшей стороной официальной доктрины Ватикана. Утверждая разум в качестве сущностной характеристики человека, в работе Сумма теологии Фома Аквинский исходит из отношений аналогии Бога и человека, конечного и бесконечного. Между Богом и человеком нет тождества, но и нет двуначалия. Все, что приписывается миру, с различной степенью интенсивности принадлежит и Богу.

       Фома выводит пять возможных  способов доказательства существования  Бога .

     1. Доказательство от движения все движущееся приводится в движение чем-то иным. Перводвигатель тот, кого зовут Бог.

      2. Доказательство от производящей, действующей причины все в мире чувственных вещей имеет свою причину. Бог первопричина.

      3. Доказательство от необходимости  и случайности все случайное имеет необходимость в чем-то другом. Бог первонеобходимость.

     4. Доказательство от степени совершенства  в мире имеются все ступени  совершенства. Бог первосовершенство, абсолютная ценность.

     5. Доказательство от божественного  управления миром все в мире ведет себя целенаправленно. Бог первоцель для всего и перворуководитель.

     Вывод чтобы подняться до умозрения  высоких духовных истин, надо начать с мира материального и вещей, быть может, достаточно низких. Путь богопознания оказался камнем преткновения в споре реалистов и номиналистов.

     Фома  выбирает путь умеренного реалиста. Реально  только отдельно существующее. Единственное абсолютно общее, являющееся единичностью, в которой совпадают все единичности, то есть абсолютная неединичная единичность  Бог. Фому Аквинского интересуют знания в связи с человеком центром  сотворенного мира. Человек есть самое совершенное в природе, каждый человек особая мысль Бога, осуществленная в особом творческом акте сознания души.

     Бог есть абсолютное бытие, в котором  сущность и существование совпадают. Человек не обладает качеством абсолютного  бытия, он лишь аналог бытия, он причастен  бытию. Мир, в котором мы живем и который мы воспринимаем, существует, говорит Фома. Непризнания этого факта делает работу нашего разума бессмысленной. Если вещи случайны в этом мире, они могут состояться или нет, исчезнув, превратиться в пыль, то с человеком дело обстоит иначе. У него есть разум, который является причиной свободы человека. Разум призван выявить возможности, пути следования к полноте бытия, тем самым исключив всякого рода случайности. За культом божественной личности у Фомы скрывается культ совершенного человека, актуальное бытие которого является необходимостью его свободы. Весь процесс богопознания основан на свободе человека.

     Вывод чтобы подняться до умозрения  высоких духовных истин, надо начать с мира материального и вещей, быть может, достаточно низких. Путь богопознания оказался камнем преткновения в споре реалистов и номиналистов.

     5.Спор  номинализма и  реализма о природе  общих понятий  (универсалий).

       Эпоха схоластики известна спором реалистов  и номиналистов.

       Реализм: Средневековое понятие реализма не имеет ничего общего с современным значением этого слова. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Реалисты, разделяя идеи Платона, считали, что общие понятия есть форма сущностного бытия. Наиболее известные последователи реализма: Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский, которого называли в Англии вторым Августином. Ансельм Кентерберийский знаменит своим онтологическим доказательством существования бога – он утверждал, что само понятие Бога доказывает его существование.

       Номинализм: Термин «номинализм» происходит от латинского «nomen» - «имя». Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие «человек» получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто либо из животных. Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как первое определение уже однозначно определяет сущность человека. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей. Наиболее известным номиналистом был Пьер Абеляр Концептуалисты занимали промежуточную позицию между реалистами и номиналистами, считая что бытие есть самостоятельные вещи внутри своей сущности.

       Одной из проблем средневековой философии  было решение вопроса об универсалиях. В переводе с латинского этот термин (universalia) обозначает общие понятия, то есть наиболее широкие, обобщающие большой класс предметов. Так, например, универсалиями являются понятия «человек», «животное», «растение», «небесное тело» и многие другие. Вопрос заключался в том, существуют ли эти общие понятия реально, сами по себе, так же, как и вещи или же они – всего лишь названия и поэтому существуют только в качестве слов и не во внешнем мире, а в нашем уме. Мы, скорее всего, придерживаемся той точки зрения, что реально существуют конкретные предметы, а общие понятия – это только их обозначения и находятся в нашем сознании. Так, например, мы говорим, что нет дерева вообще, то есть такого предмета, в котором были бы собраны все возможные на земле деревья. Как нет и животного вообще, и человека вообще, а есть только конкретные, индивидуальные, единичные животные и люди, а общие понятия - это названия для больших групп сходных между собой предметов. Так считаем мы. Но ведь можно посмотреть на эту проблему совершенно иначе, что и сделал, как мы уже видели, античный философ Платон, полагавший, что идея или общее понятие, или универсалия существует реально, но в невидимом и высшем мире, а видимые нами конкретные вещи – всего лишь ее порождения. Средневековые философы, разделявшие точку зрения Платона, стали называться реалистами, так как считали универсалии реально существующими объектами, а их позиция получила название реализма. Противоположная точка зрения стала называться номинализмом (в лат. nomen – имя), так как ее представители полагали, что универсалии – это только имена и существуют не сами по себе, но лишь в человеческом сознании в качестве понятий или терминов, а реально же существуют, считали они, единичные, конкретные, чувственно воспринимаемые нами предметы. Таким образом, средневековый реализм не имеет ничего общего с современным значением этого слова и является идеалистическим философским воззрением, в то время как номинализм, несомненно, ближе к материализму. Понятно поэтому, что философией средневековья был реализм, номиналистические же взгляды появились и стали распространенными в эпоху упадка Средних веков, в рассветных сумерках Возрождения.

       Реализм и номинализм имели свои разновидности. Так реализм был крайним и  умеренным.

         Крайний реализм утверждал, что  универсалии существуют до вещей  (universalia ante rem), в высшем и недоступном нашему восприятию мире, а все вещи – это производные от них сущности; любой видимый нами предмет обусловлен невидимой и вечной идеей (универсалией), его порождающей. Как видим, крайний реализм восходит к платоновскому учению.

       Умеренная форма реализма говорила, что универсалии  существуют в самих вещах (universalia in re), в качестве их неизменных и определяющих оснований. Мир идей (универсалий) и мир вещей едины и образуют всю окружающую нас действительность. В любом предмете присутствует какая-либо идеальная сущность – универсалия, которая и делает его из бесформенной материи нормальной вещью. Умеренный реализм, поэтому, восходит к теории Аристотеля.

         Номинализм также был крайним  и умеренным. 

       Умеренный номинализм полагал, что универсалии  существуют после вещей (universalia post rem), в нашем сознании в виде обобщенных названий этих вещей – понятий. Хотя последние и не существуют объективно и являются только терминами и словами, они имеют немаловажное значение: ведь с помощью понятий мы разбиваем действительность на различные сферы и области, упорядочиваем ее, в силу чего нам легче в ней ориентироваться и ее познавать. Поскольку понятие в латинском языке – это «концепт (conceptus)», то умеренный номинализм называется также концептуализмом.

         Крайний же номинализм считал  общие понятия совершенно бессмысленными: если они не существуют реально,  то незачем о них вообще  говорить. Например, существует конкретное  дерево – мы его видим и  осязаем, и вполне можем рассуждать  о нем и познавать этот предмет,  как и любой другой, который  действительно существует. Но что  такое дерево вообще? Слово или  пустой звук, за которым не  стоит никакой реальности, никчемное  название, полностью лишенное смысла. Невозможно какую-либо вещь обозначить  более общим названием, подвести  ее под некое более широкое  понятие, потому что она –  ровно столько, сколько в ней  есть – единичный конкретный  предмет и ничего общего в  себе не содержит. Поэтому универсалии, говорили крайние номиналисты – это всего лишь сотрясения воздуха (flatus votic) и их существование никому не нужно, почему и следует от них вообще отказаться, а в рассмотрение принимать только конкретные, индивидуальные, реально существующие предметы.

Информация о работе Средневековая философия