Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 09:52, контрольная работа
Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира «из ничего». В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена «служанкой религии», в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма..
Вступление.
Основные черты средневековой философии.
Патристика. А. Августин: Первенство бога над миром, веры над разумом, души над телом.
Схоластика. Ф. Аквинский: Доказательство бытия Бога. Принцип гармонии, веры и разума.
Спор номинализма и реализма о природе общих понятий (универсалий).
Заключение.
Список используемой литературы.
Средневековая философия вошла в историю мысли под именем схоластики, которое уже с давних пор употребляется в нарицательном смысле как символ оторванного от реальности, пустого словопрения. И для этого, несомненно, имеются основания.
Главная
отличительная особенность
Начиная примерно с XI века в средневековых университетах возрастает интерес к проблемам логики, которая в ту эпоху носила название диалектики и предмет которой составляла работа над понятиями. Большое влияние на философов XI--XIV веков оказали логические сочинения Боэция, комментировавшего «Категории» Аристотеля и создавшего систему тонких различений и определений понятий, с помощью которых теологи пытались ос мыслить «истины веры». Стремление к рационалистическому обоснованию христианской догматики привело к тому, что диалектика превратилась в одну из главных философских дисциплин, а расчленение и тончайшее различение понятий, установление определений и дефиниций, занимавшее многие умы, подчас вырождалось в тяжеловесные многотомные построения. Увлечение таким образом понятой диалектикой нашло свое выражение в характерных для средневековых университетов диспутах, которые иной раз длились по 10--12 часов с небольшим перерывом на обед. Эти словопрения и хитросплетения схоластической учености порождали к себе оппозицию. Схоластической диалектике противостояли различные мистические течения, а в XV -- XVI веках эта оппозиция получает оформление в виде гуманистической светской культуры, с одной стороны, и неоплатонической натурфилософии, с другой.
3.Патристика. А. Августин: первенство бога над миром, веры над разумом, души над телом.
В истории христианской патристики в IV-V вв. н.э. появляется фигура, которой суждено было стать едва ли не в центре духовной жизни средневековья. Это Аврелий Августин (Sanctus Aurelius Augustinus Августин Блаженный). В античности центр тяжести этики был в знании, то в средние века он – в вере, а значит, перенесен из разума в волю. Так, в частности, для Августина все люди суть не что иное, как воля. Наблюдая внутреннюю жизнь человека, и прежде сего свою собственную, Августин вслед за апостолом Павлом с сокрушением констатирует, что человек знает добро, однако же воля не подчиняется ему, и он не делает то, чего не хотел бы делать. «Я одобрял одно, - пишет Августин, - а следовал другому…»(Августин. Исповедь. Киев, 1980. С. 210.) Это раздвоение человека Августин называет болезнью души, неподчинением ее самой себе, т.е. высшему началу в себе. Именно поэтому, согласно средневековым учениям, человек не может преодолеть своих греховных влечений без божественной помощи. В средние века человек больше не чувствует себя органической частью космоса – он как бы вырван из космической, природной жизни и поставлен над нею. По замыслу он выше космоса и должен быть господином природы, но в силу своего грехопадения он не властен даже над собой и полностью зависит от блаженного милосердия. У него нет даже того твердого статуса – быть выше всех животных, какой дала ему языческая античность. Августин вслед за апостолом Павлом открывает «внутреннего человека», целиком обращенного к надкосмическому Творцу. Глубиы души такого человека скрыты даже от него самого, они, согласно средневековой философии, доступны только Богу. Но в то же время постижение этих глубин необходимо для человеческого спасения, потому что таким путем открываются тайные греховные помыслы, от которых необходимо очистится. По этой причине приобретает важное значение правдивая исповедь.
Внимание к внутренней душевной жизни, соотнесенной не только с внешним – природным или социальным – миром, только с трансцендентным Творцом, порождает у человека обостренное чувство своего я, которого в таком мире не знала античная культура. В философском плане это приводит к открытию самосознания как особой реальности – субъективной, но при этом более достоверной и открытой человеку, чем любая внешняя реальность.
Наше знание о собственном существовании, т.е. наше самосознание, по убеждению Августина, обладает абсолютной достоверностью, в нем невозможно усомниться. Именно через «внутреннего человека» в себе мы получаем знание о собственном существовании; для этого знания мы не нуждаемся во внешних чувствах и в каких бы то ни было обьективных свидетельствах, которые подтверждали бы свидетельство самосознания.
4.Схоластика. Ф. Аквинский: доказательство бытия Бога. Принцип гармонии веры и разума.
Христианским
философом, возвысившим разум до уровня
веры в процессе богопознания и сформулировавшим
развернутую систему доказательств бытия
Бога, был Фома Аквинский. Фома Аквинский
родился в 1225 году, умер в 1274. До сих пор
во всех католических университетах его
систему предписано преподавать как единственно
истинную философию. Следовательно, его
идеи имеют ценность не только архаико-историческую,
а имеют современное звучание и остаются
действенной силой формирования мировоззрения
и мировосприятия людей.
IV веке. В XIII веке блистательный богослов и философ Фома Аквинский спас Европу от излишней духовности мистицизма. Фома обращается к Аристотелю и делает шаг, многим показавшейся еретическим он пытается примирить великого грека с Христом. В Аристотеле мыслитель видит авторитет разума, с позиций которого он сам идет к вере. Введя Аристотеля в христианский мир, приблизив Бога к миру, а мир к Богу, Фома тем самым как бы обручил Бога с материей человеческого духа. Отсюда у него новая интерпретация Боговоплощения, воплощения Бога в Христа Человекобога. В соответствии с христианской догмой о творении он размышляет о Боге и мире, однако, в этом процессе безликие космологические категории аристотелевской философии у него насыщаются полнотой человеческих смыслов. Размышляя в Сумме против язычников над проблемой Бог и разум, Фома говорит, что бытие Бога недоказуемо, и оно воспринимается только верой. Но, тем не менее, человек нуждается хотя бы в косвенных доказательствах Его бытия они успокаивают и подготавливают человека к восприятию божественных истин. В свою очередь, истины не ставят человека перед фактом, что жизнь без Бога невозможна, что мир, лишенный идеала, направления к совершенству, стремления к истине, благу, красоте такой мир бесчеловечен. Фома говорит, что центральный объект познания человека Бог. Наука и теология направлены к одному и тому же, но идут разными путями, поэтому функции их и методы различны. Все, что нельзя доказать или проверить с помощью опыта, относится к сфере теологии. К истинам, не подлежащим вообще суду разума и науки, относятся догматы веры. Такое решение проблемы получило название учение о двойственности истины, позже ставшее важнейшей стороной официальной доктрины Ватикана. Утверждая разум в качестве сущностной характеристики человека, в работе Сумма теологии Фома Аквинский исходит из отношений аналогии Бога и человека, конечного и бесконечного. Между Богом и человеком нет тождества, но и нет двуначалия. Все, что приписывается миру, с различной степенью интенсивности принадлежит и Богу.
Фома выводит пять возможных
способов доказательства
1. Доказательство от движения все движущееся приводится в движение чем-то иным. Перводвигатель тот, кого зовут Бог.
2. Доказательство от
3. Доказательство от
4.
Доказательство от степени
5.
Доказательство от
Вывод чтобы подняться до умозрения высоких духовных истин, надо начать с мира материального и вещей, быть может, достаточно низких. Путь богопознания оказался камнем преткновения в споре реалистов и номиналистов.
Фома
выбирает путь умеренного реалиста. Реально
только отдельно существующее. Единственное
абсолютно общее, являющееся единичностью,
в которой совпадают все
Бог есть абсолютное бытие, в котором сущность и существование совпадают. Человек не обладает качеством абсолютного бытия, он лишь аналог бытия, он причастен бытию. Мир, в котором мы живем и который мы воспринимаем, существует, говорит Фома. Непризнания этого факта делает работу нашего разума бессмысленной. Если вещи случайны в этом мире, они могут состояться или нет, исчезнув, превратиться в пыль, то с человеком дело обстоит иначе. У него есть разум, который является причиной свободы человека. Разум призван выявить возможности, пути следования к полноте бытия, тем самым исключив всякого рода случайности. За культом божественной личности у Фомы скрывается культ совершенного человека, актуальное бытие которого является необходимостью его свободы. Весь процесс богопознания основан на свободе человека.
Вывод чтобы подняться до умозрения высоких духовных истин, надо начать с мира материального и вещей, быть может, достаточно низких. Путь богопознания оказался камнем преткновения в споре реалистов и номиналистов.
5.Спор номинализма и реализма о природе общих понятий (универсалий).
Эпоха схоластики известна спором реалистов и номиналистов.
Реализм: Средневековое понятие реализма не имеет ничего общего с современным значением этого слова. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Реалисты, разделяя идеи Платона, считали, что общие понятия есть форма сущностного бытия. Наиболее известные последователи реализма: Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский, которого называли в Англии вторым Августином. Ансельм Кентерберийский знаменит своим онтологическим доказательством существования бога – он утверждал, что само понятие Бога доказывает его существование.
Номинализм: Термин «номинализм» происходит от латинского «nomen» - «имя». Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие «человек» получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто либо из животных. Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как первое определение уже однозначно определяет сущность человека. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей. Наиболее известным номиналистом был Пьер Абеляр Концептуалисты занимали промежуточную позицию между реалистами и номиналистами, считая что бытие есть самостоятельные вещи внутри своей сущности.
Одной
из проблем средневековой
Реализм и номинализм имели свои разновидности. Так реализм был крайним и умеренным.
Крайний реализм утверждал,
Умеренная форма реализма говорила, что универсалии существуют в самих вещах (universalia in re), в качестве их неизменных и определяющих оснований. Мир идей (универсалий) и мир вещей едины и образуют всю окружающую нас действительность. В любом предмете присутствует какая-либо идеальная сущность – универсалия, которая и делает его из бесформенной материи нормальной вещью. Умеренный реализм, поэтому, восходит к теории Аристотеля.
Номинализм также был крайним и умеренным.
Умеренный номинализм полагал, что универсалии существуют после вещей (universalia post rem), в нашем сознании в виде обобщенных названий этих вещей – понятий. Хотя последние и не существуют объективно и являются только терминами и словами, они имеют немаловажное значение: ведь с помощью понятий мы разбиваем действительность на различные сферы и области, упорядочиваем ее, в силу чего нам легче в ней ориентироваться и ее познавать. Поскольку понятие в латинском языке – это «концепт (conceptus)», то умеренный номинализм называется также концептуализмом.
Крайний же номинализм считал
общие понятия совершенно