Сущность, структура и динамика политической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:21, реферат

Описание

Единство политики и культуры при учете их своеобразия и нетождественности выражается в понятии «политическая культура», отражающем факт зависимости средств регуляции политической жизни от исторического развития, их возникновение в результате деятельности человека.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………...3

2.Политическая культура…………………………………………………………4

3.Структура политической культуры……………………………………………5

4. Динамика политической культуры, ее типы и особенности………………11

5.Заключение……………………………………………………………………..16

6.Список используемой литературы……………………………………………18

Работа состоит из  1 файл

сущность, структура и динамика политической культуры.doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ВИТУСА БЕРИНГА» 
 
 

«СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

(реферат) 
 
 
 

                  Выполнил: студентка группы

                  Научный руководитель: к.филос.н., доцент 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

г. Петропавловск-Камчатский

2010 г

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………...3

2.Политическая культура…………………………………………………………4

3.Структура политической культуры……………………………………………5

4. Динамика политической культуры, ее типы  и особенности………………11

5.Заключение……………………………………………………………………..16

6.Список используемой литературы……………………………………………18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Целью данного реферата будет изучить  влияние политических процессов на культуру.   

     Актуальность  проблемы: в последние годы произошло значительное обогащение представлений о сущности такого феномена как культура, о механизме, с помощью которого он регулирует общественную жизнь. Выявлена ограниченность подхода к культуре как к сумме, набору материальных и духовных ценностей, достижений, акцент перенесен на ее изучение как специфического способа человеческой деятельности, природа которого обусловлена ее творческим характером. Но также важно изучать какое социальное  и политическое значение имеет культура.

      Для понимания социального значения и роли политической культуры существенно  важно учитывать специфическую  диалектику культуры, смысл которой  заключается в противоречивом единстве творчества, обновления и сохранения достигнутого, образца, нормы. Разрывы этих двух аспектов культуры в теории и на практике оборачиваются серьезными потерями: искажением культурного процесса, сведением его к одной из сторон при игнорировании другой, попытками оторвать обновление от его исторических оснований или, наоборот, отношением к любой новации как к антикультуре.

     Существуют  некоторые весьма глубокие основания  единства и взаимообращенности политики и культуры: и та, и другая действуют  в качестве меры овладения, господства. Культура служит средством господства людей над природой, их субъективным миром, политика выражает власть людей над общественными отношениями, другими людьми. Культура влияет на способы осуществления власти, а ее собственное развитие находится в зависимости от политических преобразований. Например, политика в условиях тоталитарного общества способна серьезно деформировать содержание и функционирование всех сфер культуры. Среди основных каналов влияния культуры на политику называют социализацию индивидов, дающую возможность участия в политической жизни, создание и введение системы ценностей, формирование эталонов поведения, моделей институтов и социальных систем. Однако факт единства, взаимодействия политики и культуры не означает их тождества. Эти явления различаются по сферам действия и функционирования, смысл политики — в развитии и преобразовании власти, смысл культуры — в развитии и преобразовании личности.

     Единство  политики и культуры при учете  их своеобразия и нетождественности  выражается в понятии «политическая культура», отражающем факт зависимости средств регуляции политической жизни от исторического развития, их возникновение в результате деятельности человека. 
 
 

Политическая культура

     Политическая  культура — это совокупность средств, каналов, моделей поведения, через которые осуществляется вхождение человека в политику и его деятельность в ней. Ведь для определения ее качеств, направленности, социального значения важны форма связи между политическими институтами и личностью, сознанием и поведением людей в сфере политических отношений. Эта практическая функция сознания, идея единства всех духовных компонентов политической жизни, а также влияние прошлого политического опыта на актуальное политическое действие и отражается в категории политической культуры. Она воплощает комплекс специфических для политики средств регуляции и детерминации деятельности. Политическое событие, например, может быть вызвано голодом, а может наступить и как реакция на нарушение политических прав, привилегий и т. д. Естественно, уровень политической культуры людей, способных откликнуться на второй повод, выше, нежели людей, не подверженных воздействию таких специфичных только для политики стимулов. Политическое бескультурье — это состояние, когда данная сфера социальных отношении не рассматривается индивидом или социальной группой как сколько-нибудь значимая для обеспечения полноты существования, реализации их основных интересов и потребностей.

     Политическая  культура служит каналом взаимодействия личности и политической власти. Ее основное назначение заключается в осуществлении не отстранения, а присоединения людей к политической системе и политической деятельности Она связана с сущностными ее чертами: целенаправленностью, осуществлением властных функций в обществе, упорядочивающим воздействием на весь спектр социальных отношений.

     Эти свойства политической культуры фиксируются  в разнообразных ее определениях, принятых в современной политической теории: «особая модель ориентации в политических действиях» (Г. Алмонд); «система убеждений, верований и чувств, которые придают порядок и значимость политическому процессу и которые обеспечивают принятие основополагающих правил, направляющих поведение в политической системе» (Л. Пай); «система убеждений о моделях политического поведения и политических институтах» (С. Верба); «модель ориентации и поведения в политике» (В. Розенбаум); «совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан» (Е. Вятр); «идеологическое, надстроечное явление, особая разновидность культуры, качество, способ (формы, уровни и т. д.) духовно-практической деятельности и отношений, обеспечивающих отражение, закрепление и реализацию коренных классовых и общественных интересов...» (Н. Кейзеров).

     Современные представления о политической культуре исходят из признания органического единства в ней двух начал: духовного, идеологического и практического, деятельного. Формирование политической культуры, политическая социализация рассматриваются как деятельный процесс. Способность того или иного феномена стать элементом политической культуры в первую очередь определяется возможностями его влияния на достижение планируемых результатов деятельности. 

Структура политической культуры

     Структура политической культуры выражает собой  механизм формирования целенаправленного политического действия, регуляции политических отношений, когда знания переходят в ценности, а затем в цели и модели поведения людей в сфере политических отношений.

     Важнейший компонент любой политической культуры — это ценности, такие политические знания и представления, которые рассматриваются субъектом политического действия в качестве нерасторжимых с его существованием, придают значимость, смысл его поступкам, ориентируют его действия в быстротекущем мире политики. Их потеря переживается как личная трагедия, крушение привычного и дорогого круга факторов, определяющих границы и принципы бытия. Ценности — это мотивационный базис политической культуры, а их деградация или истощение оборачивается ее разрушением. Политическая культура в таком случае перестает быть авторитетной инстанцией, способной регулировать поведение людей, начинается интенсивный поиск иной системы ценностей и политических ориентации.

     Такая роль ценностей в политике находит  свое объяснение в специфике самого процесса ориентации деятельности, которая просто не может быть стерильно рациональной. Ведь она практически всегда происходит в условиях дефицита, отсутствия полной информации об объекте и требует осуществления выбора на основе субъективных предпочтений.

     Важнейшую роль в определении характера политической культуры, господствующей в обществе, играют две пары ценностей: во-первых, порядка (ориентирующие субъекта на поддержание стабильности социальной системы, обеспечение сохранности условий ее функционирования) и развития (направляющие его усилия прежде всего на обеспечение социальных изменений), и, во-вторых, равенства (когда наиболее важным качеством социальной системы признается ее способность предоставить каждому индивиду одинаковые условия или, в другом варианте — возможности для существования) и свободы (когда важнейшим назначением политики или общества в целом считается снятие внешних ограничений деятельности индивида). Оптимальным для политической культуры служит равномерное распределение предпочтений членов общества между этими ценностями. Но в реальной политической культуре, как правило, существует преобладание того или иного элемента пары, оно складывается исторически, а также под воздействием того или иного типа идеологии. Известны, например, различия в предпочтениях американцев и европейцев: если 74% опрошенных американцев считают себя приверженцами свободы и только 20% — равенства, то предпочтения европейцев равномерно распределены между этими двумя важнейшими ценностями.

     В нашем обществе господствует тип политической культуры, характеризующийся четко обозначенным сдвигом политических предпочтений в сторону ценностей изменения и равенства в ущерб ценностям порядка и свободы. Сдвиг этот произошел давно и сохраняется по сию пору, распространяется на всех участников политического процесса.

     Целенаправленность  и результативность политического  действия в немалой степени зависят  от такого компонента политической культуры, как информированность ее носителей, она делает политическую культуру более  динамичной, открытой, повышает степень ее воздействия на ход политических процессов, расширяет арсенал средств, моделей политического поведения, способов осуществления политической власти и воздействия на нее. Богатство информации и ее доступность формирует важное для рациональной политической культуры качество политического реализма, освобождающего человека от подчинения мифологизированным представлениям, ложной статистике, искаженным данным о своем месте среди других народов и обществ.

     Роль  информации в ломке устоявшихся стереотипов в поведении и мышлении людей, в отказе от привычных иллюзий зачастую порождает негативную оценку ее действия как фактора прежде всего разрушительного, связанного с отказом от накопленного, созданного, воспитанного. Но деструктивные возможности информированности не следует преувеличивать в свете учета ощутимых пределов ее воздействия на сознание и поведение людей. К тому же объективные эмпирические исследования «доказывают, что установки, прочно усвоенные человеком из своего окружения или из собственного опыта, слабо меняются под влиянием массовых коммуникаций» . Приходящая с информированностью осведомленность увеличивает интеллектуальную основу политического действия, выводит его из-под влияния случайных и иррациональных факторов, всякого рода политико-идеологических химер, не имеющих никакого отношения к действительному положению вещей. Например, одной из таких известных химер было убеждение советских солдат в момент ввода союзнических войск в августе 1968 г. в Чехословакию, что тем самым они предотвращают неминуемое вторжение в эту страну армии ФРГ.

     Связь политической культуры с регуляцией политических отношений, ее практическая направленность требуют наличия  в ее структуре элемента, в котором  бы и происходил переход от ценностей, идеалов политической деятельности, к средствам — практическим факторам ее регуляции. Для этого тот или иной фрагмент политического сознания должен приобрести качество нормативности, стать правилом поведения, принятым в данной политической общности и регулирующим отношения в ней. «Нормативная регуляция означает, что индивиду или группе в целом предписывается, «задается» определенный — должный — вид поведения, его форма, тот или иной способ достижения цели, реализации намерений и т. д.; «задается» должная форма и характер отношений и взаимодействий людей в обществе». В нормах сознание обретает властные функции, что позволяет политической культуре обеспечивать выполнение таких ее важнейших задач, как регуляция общественных отношений, ориентация поведения людей на политические ценности и идеалы, политическая социализация, приобщение индивидов и социальных групп к активной политической деятельности.

     Среди норм, в том числе и политических, выделяют спонтанно возникающие  нормы — обычаи (например, неписаные  правила отношений между чиновниками, многие нормы дипломатического этикета); и санкционированные нормы— предписания, специально установленные для регулирования определенного вида политических отношений (уставы политических организаций, программы партий, регламенты деятельности органов власти, международные договоры и т. д.). В политике ведущая роль принадлежит именно нормам-предписаниям. Они характеризуются четко очерченными границами отношений, на которые распространяются их регулирующие действия, детальной регламентацией предпринимаемых действий, как правило, оговаривают санкции за нарушение.

Информация о работе Сущность, структура и динамика политической культуры