Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:21, реферат
Единство политики и культуры при учете их своеобразия и нетождественности выражается в понятии «политическая культура», отражающем факт зависимости средств регуляции политической жизни от исторического развития, их возникновение в результате деятельности человека.
1.Введение………………………………………………………………………...3
2.Политическая культура…………………………………………………………4
3.Структура политической культуры……………………………………………5
4. Динамика политической культуры, ее типы и особенности………………11
5.Заключение……………………………………………………………………..16
6.Список используемой литературы……………………………………………18
Роль,
место таких норм в политической
деятельности можно уподобить месту
права как системы
Специфическим для политики видом норм служат политические символы, способствующие сплочению больших масс людей, четкой ориентации их политического поведения. Политическая символика — мощный фактор социализации, акцентировки социального внимания на наиболее значимых для данной политической системы ценностях. Политический символ — это условный образ важнейших политических идеалов, важнейшее средство их пропаганды и утверждения, зримое выражение приверженности их носителя к определенной позиции в политике. Именно такую смысловую нагрузку несут на себе гербы государств, эмблемы политических партий, цвета национальных флагов, ордена и многое другое.
Символы выполняют объединяющую и мобилизующую роль, служат средством агитации, обозначения политической позиции и даже устрашения противника. Вообще знаковые системы, с помощью которых организуется и направляется политическая жизнь, весьма разнообразны: это стиль политической речи и административной документации, характерные обороты выступлений, политических деклараций и документов, специфические политические литургии (национальные праздники, официальные визиты, церемонии), это и архитектура официальных зданий и монументов, принятый в данной среде стиль одежды.
Нормы упорядочивают политические и социальные отношения, становясь принципами деятельности политических организаций. Поэтому политическая культура включает не только приемлемые и желательные образцы поведения, но и способы его организации, а также способы организации, функционирования власти. Она является не только показателем, фактором политического поведения масс, но и моделью строительства аппарата управления и руководства. Эти проявления политической культуры взаимосвязаны и обусловливают друг друга.
Решающее значение для воплощения политической культуры в реальные политические отношения имеет свойство идеологических принципов становиться принципами организации. Когда это происходит, мы имеем дело с политическими институтами — политическими отношениями, возникающими и функционирующими на основе норм. Так возникают партии, различные виды государственной службы и государственных органов, гражданство, правосудие, средства массовой информации.
Уровень
политической культуры общества и каждого
его отдельного члена определяется
мерой включения идейно-
В политическую культуру включаются не только достижения, нормы, идеалы, к которым люди стремятся в политике, но и средства, которые они используют для достижения, реализации этих идеалов. Именно в средствах осуществляется решающий, критический для политики переход от идеи к политической практике. Средства деятельности вообще служат важнейшим культурным феноменом, в значительной степени определяют уровень развития культуры данного общества. Можно сказать, что каждая эпоха отличается не столько тем, к чему люди стремятся в политике, сколько тем, как, какие средства они используют для достижения этих целей и идеалов.
Всякое значительное преобразование в политике требует обновления, внесения разнообразия в средства ее осуществления. При этом необходимо иметь в виду, что средства — это, видимо, наименее подвижный элемент политической культуры, а набор используемых средств, степень их распространения, мера усвоения обществом и эффективность определяются двумя важнейшими факторами. Во-первых, существует ощутимая зависимость возможности использования средств от накопленного людьми исторического опыта, только через такую проверку и подтверждение та или иная норма политического поведения становится его средством — социально приемлемым и распространенным способом достижения желаемых политических результатов. Во-вторых, богатство или бедность арсенала средств политического действия зависит от общей культуры общества, именно в этой сфере формируются, закладываются предпосылки выбора средств, адекватных целям.
Выбор направлений, средств политики определяется таким компонентом политической культуры, как политическая ориентация — готовность субъекта к определенному типу политического действия. Видов политической ориентации множество, их можно разделить по нескольким основаниям. По отношению к различным видам политической деятельности выделяют следующие:
I.
Установка на политическое
II.
Ориентация на политически
III.
Готовность к политически
Политические
ориентации различают также по отношению
к типам политических изменений.
Здесь выделяются консервативная и
революционаристская
Следует иметь в виду, что база консервативных ориентации в политике может быть очень широкой, включать в себя людей, обладающих как высоким, так и достаточно низким социальным статусом, но боящихся перемен, оборачивающихся подчас ухудшением их и без того нелегкого положения. Консерватизм — это не только и не всегда узость мышления, приверженность традиционным методам решения политических проблем, недоверие ко всему, что выходит за привычные рамки ограниченного политического опыта, но и вполне оправданное стремление к сохранению достигнутого, преемственности в политике. Интеллектуальным основанием консерватизма служит представление об обществе как неуправляемой сложности, возникающей в ходе естественного развития и не поддающейся регуляции. Приверженность социальной стабильности исходит из убеждения, что, поскольку люди несовершенны, они не могут создать совершенное общество.
В отличие от консерватизма революционаризм, наоборот, упрощает социальную реальность, исходит из возможности полного знания законов и важнейших принципов ее бытия, строительства социальных отношений по избранному проекту.
Третьим возможным основанием для различения политических ориентации может быть отношение к средствам политической деятельности. Здесь необходимо выделить политический радикализм, определяющими признаками которого служат склонность к решительным действиям, стремление к быстрому и простому пути решения сложных проблем, непоколебимая уверенность в собственной правоте. Нацеленность на форсирование событий, предопределяющая выбор жестких средств политического действия, рано или поздно приводит к разрыву целей и средств политического действия. Цели могут быть весьма благородными, а средства их реализации — низкими, античеловечными. Формой политического радикализма служит экстремизм с такими его неизбежными атрибутами, как стремление к политической идентификации через конфликт, конфронтацию с другими политическими силами, демонстрацию пренебрежения к законам, отбрасывание политического оппонента.
Противоположная
радикализму реформистская
В
состав политической культуры входит
также обширная группа компонентов,
с помощью которых
Динамика политической культуры, ее типы и особенности
Содержание политической культуры в огромной степени зависит от уровня исторического развития и меняется в ходе политических перемен, хотя очень часто и не поспевает за ними синхронно. Для отражения процесса изменения политической культуры в ходе истории, специфики политической культуры определенной политической общности или ее части вводится понятие типа политической культуры, фиксирующее наиболее общие черты поведения и политического мышления людей, живущих в определенный момент истории, одной исторической среде и обладающих сходными стереотипами поведения, реакциями на события и политические стимулы. Поскольку оснований для выделения типов может быть достаточно много и в таком качестве могут выступать и исторические эпохи, и различные формы отношения к политике, и характер политической деятельности, и социальные слои, группы ее осуществляющие, а также регионы и типы мировоззрения, то естественно, что видов типологии политической культуры тоже может быть много.
В
современной политологии для
анализа и сравнения
I. Патриархальная политическая культура, ее основным признаком служит отсутствие в обществе, где она господствует, интереса к политической системе;
II. Подданническая
политическая культура, характеризующаяся
сильной ориентацией на
III. Активистская политическая культура, с такими ее сущностными чертами, как заинтересованность в политической системе и активное участие в ней.
В современном обществе господствуют и взаимодействуют два основных типа политической культуры: подданническая и, активистская, или политическая культура участия. Рассмотрим, характерные черты каждого из этих типов.
Признанным достоинством подданнического типа политической культуры служит ее способность быть фактором действенной и быстрой мобилизации огромных масс людей, направления их энергии на совершение социально необходимых или, как потом может оказаться, надуманных преобразований. Носителем целесообразности этих преобразований является не индивид — непосредственный участник событий, благодаря энергии которого они и осуществляются, а история, дающая впоследствии оценку полезности и необходимости проделанной работы.
Информация о работе Сущность, структура и динамика политической культуры