Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:05, реферат
В начале XXI века в условиях общего кризиса техногенной цивилизации, экспансии техники и технологии практически во все сферы общественной и личной жизни, а также происходящей компьютерно-информационной революции крайне актуализируются философские, мировоззренческие, ценностно-смысловые и социокультурные проблемы техники, технологии, технических наук и инженерной деятельности. Они по-настоящему становятся судьбоносными, от их решения зависит будущее мирового сообщества.
Ныне всё чаще говорят и пишут не о позитивной, а о негативной, разрушительной, даже демонической роли техники и технологии, о борьбе естественного и искусственного миров, «смерти человека», превращении его в нечто роботообразное, вообще о возникновении постчеловеческой цивилизации.
Целью данной работы является раскрытие вышеуказанных проблем и способствование формированию у будущих технических специалистов и научных работников гуманитарной и философской составляющей их профессиональной культуры.
Введение 3
1 Сущность и виды техники 5
2 Место и роль техники и технологии в общественном развитии 14
3 Гуманитарная культура против сциентизма и техницизма 21
Список используемых источников 28
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
В начале XXI века в условиях общего кризиса техногенной цивилизации, экспансии техники и технологии практически во все сферы общественной и личной жизни, а также происходящей компьютерно-информационной революции крайне актуализируются философские, мировоззренческие, ценностно-смысловые и социокультурные проблемы техники, технологии, технических наук и инженерной деятельности. Они по-настоящему становятся судьбоносными, от их решения зависит будущее мирового сообщества.
Ныне всё чаще говорят и пишут не о позитивной, а о негативной, разрушительной, даже демонической роли техники и технологии, о борьбе естественного и искусственного миров, «смерти человека», превращении его в нечто роботообразное, вообще о возникновении постчеловеческой цивилизации.
Короче говоря, современное человечество оказалось перед лицом ряда сложных глобальных проблем, возникла реальная угроза экологическом и антропологической катастроф, самому его существованию и жизни на Земле. Другими словами, оно переживает переломный период в своем развитии, эпоху «переоценки ценностей», поиска выхода из глобального кризиса техногенной цивилизации с её сциентистской, техницистской и природопокорительной парадигмами. Безусловно, решающую роль здесь призвана сыграть философия, являющаяся ценностно-смысловым способом освоения человеком мира, особым типом мировоззрения, самосознанием и критикой эпохи, рефлексией над предельными и универсальными основаниями бытия, культуры и человеческой жизнедеятельности, осмысленной стратегией существования и развития человеческого рода. В этой связи думается, что лишь гуманитарно-культурная парадигма способна спасти человечество от гибели и самоуничтожения, от грядущих катастроф, войн, столкновения цивилизаций, терроризма и пр. Именно данная парадигма, считающая человека не просто «фактором», а высшей ценностью и целью общественного развития, противостоит крайнему прагматизму, сциентизму, техницизму, всему антигуманному и бездуховному [1].
Целью данной работы
является раскрытие вышеуказанных проблем
и способствование формированию у будущих
технических специалистов и научных работников
гуманитарной и философской составляющей
их профессиональной культуры.
Вопрос о сущности техники является основополагающим и ключевым в философском исследовании данного сложного и многогранного феномена.
Истоки понятия «техника» уходят в глубь веков. Древнегреческое слово «технэ» переводится на русский язык как «искусство, мастерство, умение, искусная деятельность». Понятие техники встречается уже у Платона и Аристотеля в связи с анализом искусственных орудий труда. Так, Платон под техникой понимает всё то, что связано с человеческой деятельностью, все искусственное, в отличие от естественного.
В
Средние века техника считалась
отблеском божественного
В Новое время человек видел в технике преимущественно силу своего собственного разума, ока понималась как совокупность всех тех средств, процедур и действий, которые относятся к искусному производству всякого рода, но прежде всего к производству орудий труда и механизмов.
В марксистской традиции техника понимается как система искусственных органов общественного человека, как вещный элемент производительных сил общества.
Ныне
слово «техника» ассоциируется
у большинства людей с
Современное
содержание понятия «техника»
В
современной литературе существуют
различные трактовки и
Понятно, что для определения техники прежде всего необходимо зафиксировать её сущностные признаки. Некоторые авторы полагают, что главные из них следующие.
- Техника представляет собой артефакт (искусственное образование), она специально изготавливается, создается человеком (мастером, техником, инженером). При этом используются определенные замыслы, идеи, знания, опыт.
- Техника является «инструментом», другими словами, всегда используется как средство, орудие, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность (в силе, движении, энергии, защите и т.д.).
- Техника - это самостоятельный мир, реальность. Техника противопоставляется природе, искусству, языку, всему живому, наконец, человеку.
- Техника представляет собой специфический инженерный способ
использования силы энергии природы.
- Техника в современном мире неотделима от широко применяемой технологии.
- Технология в широком современном понимании - это совокупность принципов, образующих своего рода «техносферу», состояние которой определяется и уже достигнутой технологией, и различными социокультурными факторами и процессами [2].
Однако эти сущностные признаки техники признаются далеко не всеми исследователями.
И всё же большинство авторов исходят из того, что техника является совокупностью искусственных средств, орудий человеческой деятельности.
«Техника... - система искусственных органов и средств человеческой деятельности, предназначенных для её облегчения и повышения эффективности, применяемых для осуществления процесса производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества» [3].
Часто техника определяется как совокупность механизмов и машин. В частности, в одном из словарей сказано: «Техника - совокупность механизмов и машин, а также система средств управления, добычи, хранения, энергии и информации, создаваемых в целях производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества» [4].
Данное определение техники фиксирует ряд ее сущностных признаков, но в целом всё же является неудачным. Главный его недостаток заключается в том, что оно не охватывает «немеханическую технику», допустим, ее химические и биологические виды.
В литературе порой встречаются определения техники, в которых соединяются характеристики её как средства, мастерства, умения, а также приемов и операций этой деятельности. Так, А.Г.Спиркин в учебнике по философии пишет: « Под техникой понимается система созданных средств и орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса» [5].
В
последнее время стали
Думается, что такая широкая трактовка техники вряд ли правомерна, она носит эклектический характер, соединяет в себе чуть ли не все значения понятия «техника». В результате этого практически невозможно представить технику в качестве самостоятельного феномена, раскрыть её своеобразие, место и роль в развитии общества.
Важно заметить, что относительно давно сложилось представление о том, что техника, в отличие от природы, не является естественным образованием, она создана человеком, есть произведенный человеком материальный, вещественный объект и инструмент человеческой деятельности. Она часто называется артефактом. Латинское слово «артефактум» означает буквально «искусственно созданный». Словом, можно сказать, что техника есть совокупность артефактов.
Таким
образом, наиболее удачным является
определение техники как
Итак, учитывая всё вышесказанное, можно заключить, что техника, взятая в собственном, самостоятельном и узком смысле слова, есть совокупность искусственных, материальных средств и одновременно результатов целесообразной, научной человеческой деятельности, предназначенных для преобразования мира, природного, общественного и человеческого бытия, для усиления, облегчения и повышения эффективности деятельности, прежде всего трудовой, для создания комфортной среды их обитания, есть важнейший компонент производительных сил и материальной культуры общества.
Правда, в результате экспансии техники, технизации мира, общественного и человеческого бытия она приобретает относительно самостоятельный онтологический статус, становится техносферой («техносом»), то есть приобретает более широкий смысл, является особым миром, определенным способом существования человека, неотъемлемой средой его обитания.
Известно, что термин «среда» широко используется в биологии, географии и медицине и понимается, как нечто внешнее по отношению к живому существу, в том числе и к человеку как нечто окружающее его. В этой связи надо отметить, что техносфера сейчас становится внутренней средой существования человека и общества, приобретает всеобщий характер, является обязательным элементом социального пространства в современной цивилизации.
И всё же техника нужна главным образом как средство, орудие, удовлетворяющее ту или иную человеческую потребность (в силе, энергии, защите и т.п.). В этом плане техника является инструментом, но это такой инструмент, от которого ныне зависит уже судьба цивилизации.
В технике, благодаря профессиональной деятельности технических специалистов, инженеров, технические идеи, замыслы, проекты и знания материализуются, «овеществляются». В то же время научно-технический уровень работников, эксплуатирующих технику, их знания, опыт, навыки и умения, «оживляют» технические устройства, орудия труда, обеспечивают их нормальное, эффективное и безопасное функционирование прежде всего в производственной сфере. Современная техника многообразна. К сожалению, в литературе отсутствует пока единая и общепринятая типология техники. Чаще всего, однако, её разделяют на следующие функциональные отрасли: производственную технику, технику транспорта и связи, технику научных исследований, военную технику, технику процесса обучения, технику культуры и быта, медицинскую технику, технику управления.
Называют также и такие виды техники, как строительная, космическая, компьютерная, игровая, спортивная и др. Обычно отмечается, что ведущее место в системе техники принадлежит производственной технике, внутри которой выделяются промышленная, сельскохозяйственная и строительная техника, техника связи и транспорта.
Сейчас много пишут и говорят о компьютерной, информационной технике, которая носит универсальный характер, может быть использована в самых различных областях человеческой жизнедеятельности.
Принято технику подразделять на пассивную и активную. Пассивная техника включает: связующую систему производства (особенно в химической промышленности), производственные площади, технические сооружения, технические средства распространения информации (телефон, радио, телевидение).
Активная техника состоит из орудий (инструментов), которые делятся на орудия ручного труда, орудия умственного труда и орудия жизнедеятельное человека (очки, слуховые аппараты, некоторые протезы и т.п.), машин (производственных, транспортных, военных), аппаратуры управления машинами, технологическими, производственными и социально-экономическими процессами.
Помимо горизонтального структурного анализа «разреза» совокупной техники, о котором говорилось выше, исследователи используют и вертикальный. В этом случае отношения между различными элементами системы техники есть отношения общего и частного. В свете этого «разреза» выделяются следующие уровни техники: совокупная техника, технические системы и отдельные технические средства.