Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:05, реферат
В начале XXI века в условиях общего кризиса техногенной цивилизации, экспансии техники и технологии практически во все сферы общественной и личной жизни, а также происходящей компьютерно-информационной революции крайне актуализируются философские, мировоззренческие, ценностно-смысловые и социокультурные проблемы техники, технологии, технических наук и инженерной деятельности. Они по-настоящему становятся судьбоносными, от их решения зависит будущее мирового сообщества.
Ныне всё чаще говорят и пишут не о позитивной, а о негативной, разрушительной, даже демонической роли техники и технологии, о борьбе естественного и искусственного миров, «смерти человека», превращении его в нечто роботообразное, вообще о возникновении постчеловеческой цивилизации.
Целью данной работы является раскрытие вышеуказанных проблем и способствование формированию у будущих технических специалистов и научных работников гуманитарной и философской составляющей их профессиональной культуры.
Введение 3
1 Сущность и виды техники 5
2 Место и роль техники и технологии в общественном развитии 14
3 Гуманитарная культура против сциентизма и техницизма 21
Список используемых источников 28
Гуманитарная культура есть «живая душа», мера человеческого в человеке, важнейшая интегральная характеристика степени духовного развития общества и личности, постижения ими ценностно-смыслового содержания своей жизнедеятельности, выражает гуманистический характер образа мыслей, чувств и действий.
Ядром и системообразующим фактором гуманитарной культуры является её аксиологический компонент (высшие духовные ценности), а основополагающим, ключевым принципом (ценностью) и целью - гуманизм.
Ценности
гуманитарной культуры как бы венчают
всю систему и иерархию человеческих
ценностей, занимая здесь ведущее
место. Они являются всеобщими, общечеловеческими,
«абсолютными» и
Гуманитарно-культурные ценности составляют духовно-бытийный фундамент человеческого сообщества, возвышают человеческий дух, обеспечивают сохранение и развитие самой главной ценности - человека. Они имеют не только общественное, но и индивидуально-личностное значение.
Резюмируя, можно сказать, что гуманитарная культура общества - это целостная, интегральная характеристика его духовности и «человечности», способ и мера свободной реализации сущностных сил человека в культурно- историческом процессе, в гуманитарной области и её результатах, есть творение самого человека, производство, распространение и потребление высших духовных ценностей, а также степень духовно-практического преобразования мира, прежде всего, социального, сообразно этим ценностям.
Гуманитарная культура выполняет целый ряд функций (гуманистическую, мировоззренческую, аксиологическую, социально-познавательную, общественно-преобразующую, социально-преемственную, образовательно-воспитательную и др.). Среди них основополагающей, ключевой и определяющей, конечно, является гуманистическая. Она противостоит всему антигуманному и бездуховному, абсолютному рационализму, сциентизму и техницизму, технократическому мышлению, сциентистско-технократической парадигме технического, инженерного образования. Люди всё больше понимают, что гуманитарно-культурный дефицит - самый опасный дефицит. Сциентистское и технократическое мышление, которые носят дегуманизированный характер, которым чужды общечеловеческие ценности, представляют серьёзную опасность для человечества.
Следовательно,
сейчас крайне актуализировались
Конечно, не следует сдерживать научно-технический прогресс, отказываться от новой техники и технологии, от научной рациональности, компьютеризации и информатизации человеческой жизнедеятельности, однако всему этому надо придать социально ориентированный, гуманистический и гуманитарный характер. Учёным, техническим специалистам и инженерам необходимо освободиться от сциентизма и техницизма, в своей деятельности ориентироваться на гуманитарную культуру и её ценности.
Следовательно, гуманитарная культура - это сама жизненность и судьба человечества, важный фактор гуманизации материального производства научно-технического прогресса, научной, технической и инженерной деятельности. Именно с ней, а не со сциентизмом и техницизмом, следует связывать переход человечества от техногенного общества к обществу гомогенному, гуманистическому.
1.
Орешников И.М. Философия
2. Философия техники: история и современность.- М., 1997.
3. Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники.- М., 1996.
4. Научно-технический прогресс: словарь.- М., 1987.
5. Спиркин А.Г. Философия: учебник.- М., 1999.
6.
Философия: учебник / под редакцией
В.Д. Губина. М.,- 2003