Техницизм и антитехницизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:05, реферат

Описание

В начале XXI века в условиях общего кризиса техногенной цивилизации, экспансии техники и технологии практически во все сферы общественной и личной жизни, а также происходящей компьютерно-информационной революции крайне актуализируются философские, мировоззренческие, ценностно-смысловые и социокультурные проблемы техники, технологии, технических наук и инженерной деятельности. Они по-настоящему становятся судьбоносными, от их решения зависит будущее мирового сообщества.
Ныне всё чаще говорят и пишут не о позитивной, а о негативной, разрушительной, даже демонической роли техники и технологии, о борьбе естественного и искусственного миров, «смерти человека», превращении его в нечто роботообразное, вообще о возникновении постчеловеческой цивилизации.
Целью данной работы является раскрытие вышеуказанных проблем и способствование формированию у будущих технических специалистов и научных работников гуманитарной и философской составляющей их профессиональной культуры. 

Содержание

Введение 3
1 Сущность и виды техники 5
2 Место и роль техники и технологии в общественном развитии 14
3 Гуманитарная культура против сциентизма и техницизма 21
Список используемых источников 28

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

     Необходимо  подчеркнуть, что современная техника тесно связана с наукой и технологией.

     Современная наука является чрезвычайно сложным  и многогранным общественным феноменом. В связи с этим следует заметить, что чем богаче определяемый предмет, тем более различными могут быть его определения. В литературе нет однозначного и общепринятого определения науки. И всё же существуют три основные концепции: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт.

     В современной философской, социологической  и науковедческой литературе становится господствующим понимание науки как отрасли духовного производства, особого вида человеческой деятельности и социального института общества.

     В частности в «Философском энциклопедическом  словаре» читаем: «Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности» [4].

     Современная наука представляет собой органическое единство трёх моментов. Здесь деятельность - её основа, своеобразная «субстанция», знание - системообразующий фактор, цель, средство и результат научного познания, а социальный институт - способ объединения учёных и организации их совместной деятельности.

     Взаимоотношения техники и науки рассматриваются  по-разному. Можно здесь выделить три позиции, точки зрения и модели.

     Первая - утверждает определяющую роль науки, при этом науку рассматривает, как  производство знаний, а технику - как  их практическое применение.

     Вторая - трактует науку и технику, как  независимые, самостоятельные явления, взаимодействующие на определённых этапах своего развития. При этом утверждается, что научное познание движет стремления учёных к истине, тогда как техника развивается для решения практических задач. Иногда техника использует научные результаты для своих целей, а иногда наука использует технические устройства для решения своих проблем.

     Третья - полагает, что ведущая роль принадлежит технике, а наука развивается под влиянием потребностей техники.

     Современная техника, в конечном счете, определяется развитием науки, которая является главным источником и фактором технического прогресса. Ныне технические новшества, новые виды технических устройств опираются на научные разработки. Технические проблемы стимулируют развитие науки, а научные открытия становятся основой создания новых видов техники. Если говорить в целом, то современная техника становится всё более и более наукоемкой. Однако в этой связи уместно заметить, что успешное развитие самой науки в значительной мере зависит от наличия у неё солидной технической базы. Техника, в свою очередь, обратно влияет на развитие науки. Современная наука имеет довольно солидный технический базис. В научной деятельности используются определенные технические устройства и приборы (счётчики, телескопы, ускорители элементарных частиц, компьютеры и др.), которые усиливают и расширяют возможности научно-исследовательской деятельности учёных.

     Техника, как уже отмечалось ранее, тесно  связана не только с наукой, но и  с технологией.

     Технология  обычно трактуется как совокупность процессов, способов, методов, принципов и правил, применяемых при изготовлении какого-либо вида продукции в любой сфере производственной деятельности. Важнейшим компонентом технологии является технологический процесс, последовательность направленных на создание заданного объекта действий (технологических операций), каждое из которых основано на каких-либо естественных процессах (физических, химических, биологических и др.) и человеческой деятельности. Сегодня термином «технология» обозначают также научную и учебную дисциплину, дающую изложение и обоснование общих принципов и практического опыта разработки конкретных технологий, и особую форму фундаментального и прикладного научно-технического знания, переходную от естественно-научных исследований к техническим разработкам [4]. Можно даже сказать, что техника без технологии и соответствующей деятельности человека «мертва». Именно технология, основанная прежде всего на технических и инженерных знаниях, становится действующей силой, выступает как фактор развития техники, обязательным условием её нормального функционирования.

      Подчеркнем, что происходящая научно-техническая, а том числе компьютерно-информационная, революция, представляет собой синтез, своеобразный «сплав» радикальных  изменений в области науки, техники  и технологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

    2 МЕСТО И РОЛЬ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ

     Современный мир - это «технизированное пространство»  и «технологизированное» время. Мы живем и действуем не в первозданном мире, а фактически в «техносфере».

     Техника и технология в современном обществе занимают важнейшее место. Они практически воздействуют на все стороны общества, в значительной мере определяют развитие материально-производственной, бытовой и духовной сфер, радикально изменяют его систему коммуникации и информации, воздействуют на общественную и личную жизни людей, в корне преобразуют весь их образ жизни.

     Многие  философы, учёные и политики утверждают, что компьютерно- информационная революция  и новые информационные технологии создают принципиально иной тип  цивилизации и общества, формируют «постиндустриальное» «информационное общество».

     Однако  оценка места и роли технологии в  современном общественном развитии далеко неоднозначна, существуют техницистские, антитехницистские и более умеренные  позиции, хотя в наши дни, пожалуй, растут антитехницистские взгляды и настроения людей. Так, еще в 30-е гг. XX в. О.Шпенглер в книге «Человек и техника» утверждал, что человек, властелин мира, сам стал рабом машин. По его мнению, техника вовлекает всех нас, помимо нашего желания, в свой бег, подчиняет собственному ритму. И в этой большой гонке человек, считавший себя властелином, будет загнан насмерть. «Бунт машин и роботов» - излюбленная и расхожая тема современной массовой культуры кино, фантастической и публицистической литературы.

     Научно-техническая, в том числе и компьютерно-информационная, революция, в корне преобразует  технику и технологию, материально- техническую базу общества, производительные силы, сферу материального производства, изменяет характер, содержание и условия труда человека.

     Внедрение новой техники и технологии существенным образом изменяет человеческий труд функционально, повышает его производительность и эффективность.

     Напомним, что основными трудовыми функциями  человека являются:

  1. транспортная - перемещение сырья или заготовок к рабочему месту и продукта труда от рабочего места;
  2. технологическая - обработка, изменение предмета труда, его формы, структуры и т.п.;
  3. энергетическая - преобразование или трансформация энергии;
  4. контрольно-управляющая - контроль и управление техникой и технологическими процессами, всеми трудовыми функциями производства в целом;
  5. функция обработки информации и принятия решений.

     Ныне  все эти функции в основном берет на себя техника, человек всё  более и более вытесняется  из непосредственного производства. Короче говоря, осуществляются коренные изменения в технологическом способе производства, в способе соединения человека к техники в трудовом процессе. Коренные же изменения в технологическом способе производства, в свою очередь, вызывают «цепную реакцию» изменений в технике, производстве, во всех сферах общества.

     Однако  далеко не всё так просто, ибо  современная техника и технология порождают не только позитивные, но и негативные явления и процессы в сфере материального производства, да и в обществе в целом.

     В XX столетии расширился состав сфер отчуждения, обострились старые, появились новые формы, вызванные прежде всего компьютерно- информационной революцией, экспансией техносферы, культом денег, коммерциализацией общественных отношений.

     Усиливается технико-технологическое отчуждение, угрожающее человеческому существованию, его духовному, телесно-физическому развитию и самореализации личности.

     Современная техника существенно воздействует не только на машинно-производственную, но и бытовую сферу человеческой жизни. Здесь получила массовое распространение бытовая техника (холодильники, стиральные машины, пылесосы и т.п.), которая создает комфорт, удобство, эстетическую среду в наших служебных помещениях, в квартирах, а в принципе, увеличивает свободное время, которое может быть плодотворно использовано человеком для своего духовного, интеллектуального и физического развития, для самосовершенствования, самообразования и самовоспитания.

     Яркой характеристикой эпохи научно-технической  революции, новейшей техники и технологии служит массовая культура.

     Массовизация  культуры непосредственно связана  с развитием средств массовой коммуникации и информации, которые, благодаря своей технической  мощи, видоизменили способы производства, хранения и распространения культурной продукции, культурных ценностей, создали массовую аудиторию потребителей.

     Массовая  культура - сложное и весьма противоречивое общественное образование, которое  по-разному оценивается исследователями, но чаще всего негативным образом. Однако, думается, эта культура имеет и некоторые положительные моменты. удовлетворяет определенные потребности людей, выполняет развлекательную, зрелищную и компенсаторскую функции, а отдельные её талантливые продукты имеют эстетическую ценность, способны положительно повлиять на духовный мир людей.

     Техника и технология оказывают существенное воздействие на мир искусства  и архитектуры, на эстетическую культуру и деятельность, предоставляют им новые технические средства, ведут к возникновению новых видов искусства и архитектуры, влияют на содержание художественного творчества, масштаб распространения эстетических ценностей, обусловливают развитие производственной эстетики, художественного конструирования, дизайна, технической эстетики, вызывают определенные изменения в стиле художественного мышления.

     Современные технические средства привели к  появлению новых видов искусства (телевизионное кино, видеофильмы, компьютерная графика и др.), существенно усилили  возможности музыкальной культуры, изобразительного искусства, художественной фотографии.

     В настоящее время процесс компьютеризации  культуры, искусства, науки и образования  всё усиливается и усиливается. В техногенном, рыночном обществе создается  своеобразный «художественный рынок». СМИ в массовом порядке транслируют рекламу, комиксы, клипы, «чернуху», «порнуху», боевики, псевдонаучные передачи, культивируют насилие, агрессию, аморализм, разврат, героизируют и эстетизируют преступников, «авторитетов», проституток и т.п.

     Иными словами, СМИ практически перестают  выполнять свою гуманистическую, культурно-воспитательную и эстетическую функции, становясь  в основном фактором развлечения  и отвлечения, внушая населению мысль  о том, что жизнь есть игра, ни к чему в ней не надо относиться серьезно, «надо жить играючи». Кроме того, с помощью СМИ осуществляется манипулирование массовым сознанием и поведением людей.

     Телефон, особенно мобильный, - также подарок  научно-технической революции человечеству. Однако он существенно сокращает непосредственное общение между людьми, общение «лицом к лицу», возможность быстро сообщить информацию изживает культуру письма, которая отличалась содержательной и чувственно-эмоциональной наполненностью, личностно-информационным характером.

     Интернет - самое динамично развивающееся явление в жизни современного общества, способствующее усилению глобализации мира, диалогу этнокультур, их взаимообогащению. Хотя всё же Интернет в первую очередь выполняет информационную и развлекательную функции. Заметим ещё и то, что всемирные поисковые системы могут дать сведения о личной жизни людей всем, независимо от цели поиска. В результате этого возникает угроза разглашения информации о частной жизни личности, что лишает её безопасности, свободы в частной жизни.

     Современные технические, компьютерно-информационные и технологические средства широко используются в науке, позволяют  получать громадный объем информации, хранить и обрабатывать её, в значительной мере освобождают учёного от рутинной, механической работы, усиливают его познавательные возможности, расширяют его арсенал исследования.

     В то же время они применяются и  в системе образования, в которой  выполняют такие основные функции, как информационная, познавательная, обучающая и контролирующая. Эти  средства также обеспечивают программированное и дистанционное образование.

Информация о работе Техницизм и антитехницизм