Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 12:28, реферат
Осознание характеристик и тенденций современной цивилизации - : акцент на технико-технологическую оптимальность развития техники и технологии вне их человеческого измерения; быстрое изменение предметного мира, влияющего на образ жизни, динамику социальных связей; доминирование научной рациональности, ориентация на автономию личности; особое понимание власти, силы, их характера и природы. глобализация жизни (массовая культура, пища, одежда, образ жизни и т.п.). - приводит многих ученых к мысли, что перспектив развития у нее нет. В этом и состоит сущность кризиса техногенной цивилизации.
Введение
1. Понятие цивилизации, теории цивилизаций
1. Понятие цивилизации.
а. Теория марксистов
б. Теории Шпенглера и Тойнби
в. Теории отечественных философов
г. Современные теории цивилизации как единого процесса прогрессивного развития человечества
2. Понятие техники и различные теории техники
а. теория Х.Ортега-и-Гассета.
б. теория Х.Блюменберга
в. Теория М.Хайдеггера
г. Теория Ясперса
3. Взаимодействие техники и цивилизации
4. Теория электронного мозга
5. Кризис технологии
Заключение
Список литературы
29
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сибирский государственный индустриальный университет»
кафедра философии
РЕФЕРАТ
Техника и цивилизация: проблемы взаимодействия
Новокузнецк
2006
Содержание
Введение
1. Понятие цивилизации, теории цивилизаций
1. Понятие цивилизации.
а. Теория марксистов
б. Теории Шпенглера и Тойнби
в. Теории отечественных философов
г. Современные теории цивилизации как единого процесса прогрессивного развития человечества
2. Понятие техники и различные теории техники
а. теория Х.Ортега-и-Гассета.
б. теория Х.Блюменберга
в. Теория М.Хайдеггера
г. Теория Ясперса
3. Взаимодействие техники и цивилизации
4. Теория электронного мозга
5. Кризис технологии
Заключение
Список литературы
Введение
Значимость вопроса к чему может привести человека безудержное развитие техники настолько велика, что в настоящее время эта отрасль человеческой деятельности стала едва ли не главной проблемой понимания нашей ситуации. Реальность техники привела к тому, что в истории человечества произошел невероятный перелом, все последствия которого не могут быть предвидены и которые недоступны даже самой пылкой фантазии, хотя мы и находимся в самом центре того, что конституирует механизацию и технизацию нашей жизни.
Одно во всяком случае очевидно: техника только средство, сама по себе она не хороша и не дурна. Все зависит от того, что из нее сделает человек, чему она служит, в какие условия он ее ставит. Весь вопрос в том, что за человек подчинит ее себе, каким проявит он себя с ее помощью. Техника не зависит от того, что может быть ею достигнуто, в качестве самостоятельной сущности это бесплодная сила, парализующий по своим конечным результатам триумф средства над целью. Может ли случиться, что техника, оторвавшись от смысла человеческой жизни, превратится в средство неистового безумия нелюдей, или, что весь земной шар вместе со всеми людьми станет гигантской фабрикой, муравейником, который уже все поглотил, и теперь, производя и уничтожая, остается в этом вечном круговороте пустым циклом сменяющих друг друга, лишенных всякого смысла и содержания событий? Рассудок может конструировать такую возможность, однако, сознание нашей человеческой сущности будет твердить: это невозможно.
Итак, философская проблема техники существует. Технику изучали многие философы, но только в наше время эта проблема получила свое наибольшее распространение. Техника, преобразуясь сама, преобразует и человека, заставляет его жить в своем бешеном темпе. Философская мысль должна отчетливо понимать весь смысл этой реальности, и от того, насколько правильно, осмысленно мы подойдем к решению этих вопросов, напрямую зависит будущее человечества.
1. Понятие цивилизации, теории цивилизаций
1. Понятие цивилизации.
Понятие «цивилизация» появилось еще в античности и в разное время понималось неодинаково. Античности было характерно противопоставление гражданственности (civitas), порядка и правопорядка варварству — символу негативной реальности.
. В эпоху Просвещения появляется сам термин «цивилизация». Век Просвещения понимает цивилизацию как действие, направленное на выход из примитивного состояния, и как разумный абсолют, пригодный для всех времен и народов.
В XIX столетии понятие «цивилизация» обретает новое значение. Из идеала и философского абсолюта цивилизация в работах историков Реставрации, немецкой исторической школы превращается в историческую реальность, в которой уже прослеживаются не цивилизация, а цивилизации Позитивизм окончательно закрепил понимание цивилизации в двух аспектах — в пространстве и времени. В конце XIX в. последователь О. Конта Э. Литтре определяет цивилизацию как совокупность свойств, принадлежащих некоему обществу, расположенному на какой-то территории в определенный момент его истории.
а. теория марксистов
Свое видение понятия «цивилизация» предложили в XIX в. основоположники марксизма. Наряду с членением исторического процесса на ряд сменяющихся общественно-экономических формаций они делили историю человечества на ряд особых этапов: дикость, варварство и цивилизацию. Цивилизация, таким образом, представала как этап общественного развития, несущий целый ряд прогрессивных завоеваний.
В своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884г.) Ф. Энгельс настойчиво противопоставляет цивилизацию, с одной стороны, варварству, а с другой — коммунизму. В трактовке Энгельса доклассовое общество, цивилизация и коммунизм выступают как выражение закона отрицания отрицания, где тезис отрицается антитезисом, а последний находит свое отрицание в синтезе. В указанной работе отмечается, что «основой цивилизации служит эксплуатация одного класса другим2». Поэтому сущность цивилизации понимается как господство людей над людьми, приходящее на смену господства природы над людьми.
б. Теории Шпенглера и Тойнби
Начало XX столетия характеризуется поворотом от социального оптимизма к пессимизму в трактовке понятия «цивилизация». На Западе тон задают взгляды историков О. Шпенглера и А. Тойнби. В своей работе «Закат Европы» (1918—1922 гг.) Шпенглер противопоставляет цивилизацию как искусственное образование культуре как естественному развитию социальных систем. Цивилизация, по его мнению, означает гибель культуры, переход от «героических деяний» к «механической работе». Она провоцирует бунт, грядущую революцию, гибель Европы.
Культура в мировоззрении Шпенглера трактуется как «организм», который обладает жестким сквозным единством и обособлен от других подобных ему организмов. Он выделяет их восемь. Это египетская, индийская, вавилонская, китайская, «аполлоновская» (греко-римская), «магическая» (византийско-арабская), «фаустовская» (западноевропейская) и культура майя. Ожидается рождение русско-сибирской культуры. Каждому культурному организму отмерен заранее определенный (около тысячелетия) срок, зависящий от внутреннего жизненного цикла.
Многотомное энциклопедическое исследование Тойнби «Исследование истории» (1934-1961 гг.) содержит теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Движущая сила их развития — творческая элита. Удачно отвечая на «вызовы» истории, творческое меньшинство увлекает за собой большинство. Оригинальность «вызовов» и «ответов» составляет своеобразие данной цивилизации. Прогресс человечества Тойнби усматривал в духовном совершенствовании, в переходе к единой синкретической религии будущего.
В современной западной историографии, политике, философии понятие «цивилизация» утвердилось исключительно широко. Для него цивилизации — это стабильные глобальные структуры с медленными, длящимися столетия необратимыми процессами. Революции — лишь ничтожные вспышки в их бытии.
В. Теории отечественных философов
Отечественная традиция в толковании понятия «цивилизация» начинается в XIX в. и связана с вопросом об исторических судьбах русского народа. Западники (Т. Грановский, П. Чаадаев и др.) однозначно отождествляли цивилизацию вообще с западноевропейской цивилизацией. Они признавали единство исторического процесса, считали невозможным приписывать России какие-либо особенные законы общественного развития. они выступали за скорейшее слияние России с Европой.
В рамках славянофильства была сформулирована концепция «культурно-исторических типов» Н. Данилевского (1822—1885 гг.), во многом предвосхитившая идеи Шпенглера. Общечеловеческой культуры и цивилизации, по мнению Данилевского, никогда не было и не может существовать в будущем. Имеется лишь «всечеловеческое», которое есть не что иное, как только совокупность отдельных народов. В своем известном труде «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому» (1871 г.) выдающийся русский социолог выделяет десять «культурно-исторических типов» или, следуя современной терминологии, локальных цивилизаций: Различие между ними он видит в полноте воплощения культурной деятельности (религиозной, художественно-культурной, политической и общественно-экономической).
г. Современные теории цивилизации как единого процесса прогрессивного развития человечества
Доиндустриальная цивилизация. Новые теории изучают цивилизации как единый процесс прогрессивного развития человечества. В этом общемировом процессе выделяют три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную, начало которой положил промышленный переворот, и постиндустриальную.
Для доиндустриальной цивилизации характерно господство сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла (господствующий технологический способ производства – аграрно-ремесленный), преобладание экономики пропитания, преобладание экстенсивной технологии и ручных орудий труда (разнообразие орудий труда на основе мускульной энергии человека и животных).
Индустриальная цивилизация. В 60-80 годы ХУ111 в. началась промышленная революция. Сначала она началась в текстильной промышленности, затем охватила угледобычу, машиностроение, транспорт. Он не только привел к изменению экономической основы общества с сельского хозяйства на промышленное производство, но и впервые противопоставил человека природе. Во-первых, это качественно изменило все лицо современного общества. Машинное производство, центрами которого сделались города, оказалось способным прижиться в любой географической и культурной среде. Возникнув в рамках европейской цивилизации Нового времени, получившей ныне название Индустриальной, новый тип производства и основанных на нем общественных отношений стал активно подчинять себе мир, разрушая или приспособляя к своим потребностям все прежние общественные культуры.
Для индустриальной цивилизации характерно - развитая и сложная система разделения труда, его специализация, фабричная организация производства (промышленный характер экономики: мануфактуры, фабрики, заводы), преобладание промышленного производства над аграрным, бурное развитие промышленности, постоянное обновление отраслевой структуры промышленности, высокий уровень капитальных вложений в развитие производства, связь науки, техники, производства.
Таким образом, развитие техники и технической деятельности вызвало развитие цивилизации и послужило его объективной основой.
Постиндустриальная цивилизация. Затем в конце хх века в результате научно-технической революции цивилизация переходит на 3-ю стадию своего развития – постиндустриальную.
Для этой стадии характерно: преобладание так называемой третичной сферы в экономике – сферы науки, образования, услуг, устранение тяжелого и монотонного физического труда, ведущая роль науки, знаний и информации, развитие информационной техники и технологий, внедрение информационных технологий во все сферы, применение ресурсосберегающих технологий (замена природного сырья синтетическим сырьём), развитие высоких и безлюдных технологий, автоматизация и компьютеризация производственных процессов, превращение информации в главный стратегический ресурс мировой экономики, интеграция национальных, региональных и мировых экономик на базе информационных технологий и телекоммуникаций.
2. Понятие техники и различные теории техники
Само понятие «техника» имеет очень много значений. Это и комплекс инструментов, орудий, машин, некая искусственная среда, и деятельность человека, связанная с особым способом преобразования природы, а также система ценностей и норм, регулирующих жизнь человека в цивилизованном мире. Будучи одной из форм активности человека, техника появилась вместе с ним. В натуралистической традиции греческое techne интерпретировалось как искусство изготовления, творения чего-либо. За современным значением техники осталась лишь область изобретений, ремесленного труда, связанная с воплощением идеи в конкретном (а посему преходящем, изменчивом) материале природы.
При изучении феномена техники в философии техники рассматриваются такие проблемы, как определение сущности, источника происхождения техники, закономерностей ее развития, отношения и взаимосвязи техники и общества, техники и природы, анализ социальных, экономических, социально-психологических условий, риска и последствий научно-технического прогресса, этические и нравственные проблемы научно-технического прогресса.
Техника стала предметом профессионального философского анализа сравнительно недавно. Конечно же мыслители Древней Греции, эпохи Возрождения, и Нового времени обращались к рассмотрению теоретических и философских проблем техники, однако, первые зачатки именно философии/ техники/ возникли в XIX веке в Германии, Франции, в начале XX века - в России (работы П. А. Энгельмейера). Середина нашего столетия породила могучий всплеск внимания к этой проблеме. Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Томас Веблен, Олвин Тоффлер и ряд других философов (в т. ч. наших соотечественников) поставили острейшие проблемы об онтологическом статусе и генезисе техники, ее сущности, феноменологических характеристиках и перспективах будущего развития
а. теория Х.Ортега-и-Гассета.
Можно сказать, что ни один крупный мыслитель ХХ века не обошел своим вниманием феномен техники в процессе технизации современной культуры. Среди наиболее значительных философов техники следует отметить культурно - историческую концепцию (Ф. Дессауэр, Т. Литт), феноменологию Э. Гуссерля, философию жизни (А. Бергсон, О. Шпенглер), экзистенциализм (К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер), философскую антропологию (А. Гелен, Г. Плесснер), Эсхатологическую метафизику Н. А. Бердяева, неомарксизм франкфуртской школы (Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др.)
Начнем с трудов крупнейшего испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета (1883-1955), которые пользуются широкой известностью в нашей стране. Это один из философов, оставивших глубокие и оригинальные размышления о технике. Ортега исходит из того, что техника - это практические действия, которые изменяют или преобразуют природу. В эти действия обязательно входят изобретения и технические устройства. Техника, согласно Ортеге и есть совокупность таких актов, которые преображают природу ради удовлетворения потребностей человека. "человек творит новые, благоприятные обстоятельства." [4 с. 27] В противовес приспособлению к среде, которое характерно для отношения животного к природе, человек благодаря технике приспособляет среду к себе. Такова исходная предпосылка его анализа техники. В ходе ее конкретизации Ортега показывает, что техника - это действия, которые не ограничиваются удовлетворением человеческих потребностей, а действия избыточные, направленные на изобретение чего-то, на выполнение плана деятельности. Тем самым, техника уменьшает усилия человека, и, изменяя обстоятельства, улучшает его жизнь. "Техника, - отмечает Ортега, - это главным образом усилие ради сбережения усилий" [4 c.39]
Информация о работе Техника и цивилизация: проблемы взаимодействия