Техника и цивилизация: проблемы взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 12:28, реферат

Описание

Осознание характеристик и тенденций современной цивилизации - : акцент на технико-технологическую оптимальность развития техники и технологии вне их человеческого измерения; быстрое изменение предметного мира, влияющего на образ жизни, динамику социальных связей; доминирование научной рациональности, ориентация на автономию личности; особое понимание власти, силы, их характера и природы. глобализация жизни (массовая культура, пища, одежда, образ жизни и т.п.). - приводит многих ученых к мысли, что перспектив развития у нее нет. В этом и состоит сущность кризиса техногенной цивилизации.

Содержание

Введение
1. Понятие цивилизации, теории цивилизаций
1. Понятие цивилизации.
а. Теория марксистов
б. Теории Шпенглера и Тойнби
в. Теории отечественных философов
г. Современные теории цивилизации как единого процесса прогрессивного развития человечества
2. Понятие техники и различные теории техники
а. теория Х.Ортега-и-Гассета.
б. теория Х.Блюменберга
в. Теория М.Хайдеггера
г. Теория Ясперса
3. Взаимодействие техники и цивилизации
4. Теория электронного мозга
5. Кризис технологии
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Готовый реферат.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)

Проблематика лекций Ортеги весьма широка. Техника и жизнь, техника и благосостояние, критика идеи прогресса технического детерминизма, техника и угрозы европейской культуре, направлен­ность развития техники и типы культур, связь техники с точной и строгой наукой, изменчивость и лабильность техники, периодиза­ция развития техники, в основе которой отношение "человек - ма­шина", превращение человека в придаток машины, техницизм как способ мысли, возникший вместе с Галлилеем и получивший в наши дни свою высшую форму, - вот круг проблем, обсуждавшихся Орте­гой.

Вопрос о технике перерастает в его лекциях в вопрос о бытии человека в мире. Ортега исходит из того, что человеческое суще­ствование, пребывание в мире вовсе не похоже на пассивное при­сутствие, что "человек - это онтологический кентавр, одна поло­вина которого вросла в природу, а другая выходит за ее пределы, т.е. ей трансцендентна"[4 c.56]. Жить, согласно этому философу, означает иметь дело с миром, обращаться к миру, действовать в нем, заботиться о нем. Жизнь в его интерпретации, тождественна деятельному производству, активному творчеству. А оно немыслимо без технических изобретений и создания технических средств. Реализация человеком своего бытия в мире невозможна без сбере­жения человеком своих усилий, которое осуществляется благодаря технике и в технике. Миссия техники - освобождение человека от его слитности с природой, от затраты усилий, перенесение усилий на мир технических средств, на машины.

б. теория Блюменберга

 

Имя немецкого философа Ханса Блюменберга неизвестно нашему чи­тателю. Между тем, он - профессор университетов Гамбурга, Гис­сена, Бохума, Мюнстера, член Академии наук и литературы, автор более 150 монографий и статей, освященных различным проблемам современной философии - от философии языка до истории науки, от эстетики до философии техники. В центре внимания Блюменберга - своеобразие науки и картины мира в культуре нового времени. Вступив в полемику с концепцией М. Хайдеггера о новом времени как времени картины мира, он обращается к феноменологии Гус­серля и ее анализу происхождения науки нового времени, роли науки в кризисе европейской цивилизации и ее интерпретации фе­номена технизации мира.

Согласно Блюменбергу, феноменология раскрыла существо техниза­ции, не ограничившись анализом мира машин, созданных человеком, а показав, что технический элемент уже содержится в естествен­нонаучной постановке вопросов, характерной для науки нового времени и особенно для Галилея. Блюменберг подчеркивает непре­ходящую ценность анализа Гуссерлем технизации, в том числе и для исследования трансплантации европейской науки в иные куль­туры, обращая внимание на то, что в этом процессе отсутствует внутренняя мотивация принятия решений о поддержке и заимствова­нии тех или иных технических нововведений и исследовательских направлений. Экспорт науки, а точнее ее практически полезных достижений также свидетельствует о технизации науки, об опусто­шении ее смысла.

 

в. Теория М.Хайдеггера

Философская концепция техники М.Хайдеггера (1889-1976) проти­востоит антропологии техники и ее можно назвать онтологией тех­ники. В центре его работ - онтологическая интерпретация тех­ники, ее связи с бытием, анализ ее в контексте отношения чело­века с бытием. Он не приемлет примелькавшееся представление о технике как средстве и как воплощении человеческой деятельности инструментальный и антропологический подходы к технике. Неявно полемизируя с Ортегой-и-Гассетом и К. Ясперсом, Хайдеггер видит в технике способ конструирования мира. Техника несет с собой и выражает в себе новое отношение человека к миру, новый способ раскрытия бытия. В  этом техника родственна искусству и сопря­жена с истинным познанием. Подобно искусству техника - творче­ство, отлагающееся в произведении, а поскольку всякое произве­дение выводит из потаенности в открытость, техника относится к той же области, где сбывается истина.

Однако, современная техника связана с забвением бытия и его открытости. В этом исток той угрозы, которую несет с собой тех­ника. Она формирует сугубо технический способ конструирования мира, где природа оказывается поставщиком энергии и материалов, ставится на службу производству как добыванию новых материалов, новой энергии, нового сырья. Техника из раскрытия потаенности бытия превращается в производящее, добывающее раскрытие, для которого бытие, ставшее сущим, поставлено как состоящее-в-нали­чии, функционально используемое человеком. Своеобразие совре­менного сознания заключается в том, что онтологическая природа техники, ее сопряженность с Тайной Бытия исчезает, элиминиру­ется из сознания. Вещь конституируется в горизонте техники, утрачивает свою индивидуальность и самостоятельность, подчиня­ясь власти собирательного начала - поставления бытия как со­стоящего-в-наличии. Способ обнаружения сущности техники, форма раскрытия потаенности бытия, правящего современной техникой, не будучи чем-то техническим Хайдеггер называет поставом (Gestell).

Особенностями этого способа отношения человека к бытию, кото­рое с наибольшей силой выражено в технике и которое, по Хай­деггеру составляет миссию и судьбу человека, являются:

1) превращение природы в материал и источник поставления энер­гии;

2) унификация, не постигающая многообразие и дифференцирован­ность бытия;

3) функционализация, умаляющая индивидуальную самостоятель­ность вещи;

4) противопоставление субъекта и объекта при котором объект включен в систему добывающего предоставления, сознание дистан­цировано от сущего, а субъект, отождествляемый с опредмечива­нием становится лишь моментом развития технических средств;

5) подчинение всего и вся планирующему и проектирующему рас­чету ;

6) установка на господство, которая не ограничивается лишь осуществлением воли, а является способом онтологической консти­туции и мира, и вещи, и природы;

7) решающее значение производства, редуцирующегося к труду, обрабатывающему добыванию и изготовлению;

8) утилизация всего и вся и замещение природных вещей эрза­цами;

9) нарастание риска вместе с техническим прогрессом и опас­ности техники для всей цивилизации, связанное с тем, что добы­вающее производство оказывается забвением бытия, что техника влечет за собой отвлечение от истины бытия, его овеществление;

10) технизация естествознания и всей науки, которая возникла вместе с поворотом новоевропейского мышления в XVII в. и при­вела к усугублению технизации мира.

Учение Хайдеггера о технике, с особой силой подчеркнувшего риск и опасность техники для современной цивилизации и одновре­менно неустранимость технического орудования человеком вещами, является составной частью его критики современной цивилизации, его философии языка и концепции метафизики. Метафизика для него - не просто этап развития философской мысли, сменяемый фунда­ментальной онтологией. Это - определенный способ бытия, отноше­ния человека к миру, который связан с превращением бытия в су­щее, творчества - в добывающее производство, произведения - в постав, с господством утилитарно - добывающего производства и труда, с забвением истины бытия - его Тайны.

г. Теория К.Ясперса

Достаточно широко вопрос сущности техники освящен в работах К. Ясперса. Вот какое толкование техники дает этот философ. "Техника возникает, когда для достижения цели вводятся проме­жуточные средства. Непосредственная деятельность, подобно дыха­нию, движению, принятию пищи еще не является техникой. Лишь в том случае, если эти процессы совершаются неверно и для того, чтобы выполнять их правильно говорят о технике дыхания и т. п."[22 c. 117]

Далее Ясперс выделяет характерные черты техники, к которым от­носит следующие:

Рассудок. "Техника покоится на деятельности рассудка, на исчис­лении в сочетании с предвидением возможностей и с догадками. Техника оперирует механизмами, превращает свои данные в коли­чества и отношения. Она является частью общей рационализации как таковой." [22 c. 117]

Власть. Использование техники дает человеку власть над приро­дой. "Техника господствует над природой посредством самой при­роды". [22 c. 118] Она дает умение, методы которого являются внешними по отношению к цели. Господство техники основывается на знании - вот почему говорится, что знание - это сила.  

Смысл техники. Власть имеет смысл только при наличии цели. Це­лями властвования над природой являются облегчение жизни человека, сокращение ежедневных усилий, затрачиваемых на существо­вание, увеличение удобств. "Смысл техники, - пишет Ясперс, - состоит в освобождении от власти природы. Ее назначение - осво­бодить человека как живое существо от подчинения природе с ее бедствами, угрозами, оковами. Поэтому принцип техники заключа­ется в целенаправленном манипулировании материалами и силами для реализации назначения человека." [22 c. 118] Однако, это еще не все. Животное неразрывно связано со своей средой обитания, принимает ее не сознавая этого. Человек же выводит созданную им среду в беспредельность. Он ощущает эту среду не только в следствие освобождения от нужды, но и вследствии воздействия на него красоты. По мере расширения человеческой среды он утверждает свою реальность.

Виды техники. Ясперс различает технику, производящую энергию и технику, производящую продукты. К технике он относит "..всякое оперирование материалами и силами природы для получения полез­ных вещей и объектов."

Открытие и повторяющаяся работа. Техника - это совокупность от­крытых человеком приемов и действий, которые можно затем повто­рять сколько угодно раз. В этом заключается различие между творческой и трудовой деятельностью.

Искажения. Возникают тогда, когда орудия и действия перестают быть опосредующими действиями и становятся самоцелью, и тогда абсолютной целью становятся средства.

Таково понимание техники наиболее крупными ее исследователями.

 

 

3. Взаимодействие техники и цивилизации

Техника призвана прежде всего обеспечить удовлетворение многих потребностей и добиться этого минимальной ценой, а также создавать новые возможности, производя вещи и давая жизнь новым явлениям. Техника уменьшает, а зачастую и сводит на нет человеческие усилия и добивается этого, облегчая человеку жизнь. Ресурсосберегающим по отношению к человеку свойством техники является и ее надежность. Разве неудивительно, что человек тратит силы, чтобы их сберечь? Конечно, техника – это меньшее усилие, с помощью которого удается сберечь большее, и это ясно и понятно. Но тогда остается загадочным совершенно другое: на что будет потрачено сбереженное и тем самым высвобожденное усилие: или иначе: если посредством технического рвения  человек освобождается от срочные дел, к которым призывает его природа, то что же он будет делать без них, как заполнит свою жизнь? Ибо ничего не делать – значит опустошать жизнь, т.е. не жить, а это несовместимо с человеческим существованием. Данный вопрос вовсе не из области фантастики – уже сейчас он укоренился в реальности. Его ставил даже такой, безусловно, тонкий и проницательный мыслитель, как Кейнс; в самом скором времени – если, конечно, не будет регресса – техника позволит человеку трудиться не больше одного или двух часов в день. Что же человек будет делать все остальное время? Фактически такая реальность сегодня уже налицо: во многих странах рабочий день длится 8 часов, люди трудятся только 5 дней в неделю. И все говорит о том, что в ближайшем будущем трудовая неделя сократится до четырех дней. Как распорядиться таким огромным количеством свободного времени, чем заполнить ту зияющую пустоту, которая откроется в жизни?

Техносфера все больше поглощает не только биосферу, но и антропосферу. Тезис Хайдеггера о превращении природы и человека в функциональный элемент техники подтверждается.

В начале 20 века научно-технический прогресс стал восприниматься как один из важнейших факторов, способствующих позитивному развитию человечества, повышению материального благосостояния и улучшению качества жизни.

В 1930-хх годах широкое распространение получает «технократическая концепция», предлагающая новое видение возможностей и путей развития человечества, новые ценностные ориентации, серьезные институциональные перемены, включая новое понимание власти в технократическом обществе. Обращение к технике в первой трети 20 века можно оценить как поиск нового прочного основания социальной стабильности. Технический прогресс начинает признаваться ведущей силой в развитии общества. Перспективы технического развития представляются в это время достаточно обещающими, все активнее используются понятия научно-технической революции, научно-технического прогресса. Большие надежды связываются с формирующей технической, инженерной интеллигенцией как новым, прогрессивным, духовно «здоровым» слоем социума.

К концу 1920-х гг. образ техники постепенно освобождается от некоторых негативных черт, приобретенных в результате того, что противостоящие в первой мировой войне широко использовали свой индустриально-технический потенциал. Техника стала представляться в социально-нейтральном свете, что выгодно отличало ее  от иных движущих сил социального развития, таких, как революции, борьба за передел мира и т.д.

Успех «технократической концепции», развиваемой в странах Западной Европы и США, во многом был обусловлен надеждами людей на достижение устойчивого социального прогресса и роста благосостояния в обществе. Предполагалось, что с помощью новых научных открытий будут наконец разрешены острые социальные противоречия, преодолены последствия социокультурного кризиса. Обсуждались проблемы рациональной организации общества, рационального управления на основе четкого, «инженерного» расчета потребностей и возможностей человека. на смену свойственному классической философии культу разума приходит культ научно-технического знания начинают связывать надежды на обретение прочного фундамента социальной стабильности.

Однако наряду с материальными, производственными и прочими достижениями, неограничиваемое развитие техники привело к появлению новых проблем. Как оказалось, комплекс негативных последствий технологического развития весьма широк. И прежде всего это проблемы, связанные с функционированием системы «человек – общество - природа»: исчерпание природных ресурсов, нарушение экологического равновесия, загрязнение природной среды и т.д. Комплекс последствий «технизации» общества расширился еще и потому, что в 20 века техника, обретая некое самостоятельно и, как кажется, неуправляемое существование, начинает проникать во внутреннюю жизнь человека и модифицировать ее. Наряду с экологическими природоохранными проблемами стали появляться проблемы личностного, социально-психологического и правового характера.

Информация о работе Техника и цивилизация: проблемы взаимодействия