Техника и цивилизация: проблемы взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 12:28, реферат

Описание

Осознание характеристик и тенденций современной цивилизации - : акцент на технико-технологическую оптимальность развития техники и технологии вне их человеческого измерения; быстрое изменение предметного мира, влияющего на образ жизни, динамику социальных связей; доминирование научной рациональности, ориентация на автономию личности; особое понимание власти, силы, их характера и природы. глобализация жизни (массовая культура, пища, одежда, образ жизни и т.п.). - приводит многих ученых к мысли, что перспектив развития у нее нет. В этом и состоит сущность кризиса техногенной цивилизации.

Содержание

Введение
1. Понятие цивилизации, теории цивилизаций
1. Понятие цивилизации.
а. Теория марксистов
б. Теории Шпенглера и Тойнби
в. Теории отечественных философов
г. Современные теории цивилизации как единого процесса прогрессивного развития человечества
2. Понятие техники и различные теории техники
а. теория Х.Ортега-и-Гассета.
б. теория Х.Блюменберга
в. Теория М.Хайдеггера
г. Теория Ясперса
3. Взаимодействие техники и цивилизации
4. Теория электронного мозга
5. Кризис технологии
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Готовый реферат.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)

Отмечается все более возрастающая зависимость человека от достижений техники, подавление активной деятельности, обострение морального кризиса, кризиса человеческой нравственности в условиях технической урбанизации. Все чаще высказываются опасения о возможности перехода технологического развития в такую фазу, когда развитие превратится в экспансию и станет неуправляемым.

Опасные последствия технического развития становятся все более очевидными. Критическая оценка техницистского оптимизма, радужных перспектив теории технократического благоденствия нашла отражение в художественных произведениях современных писателей, в том числе антиутопиях, например, «451 градус по Фаренгейту» Р.Брэдбери. эти произведения можно рассматривать как предостережение человечеству, критику технократического государства, в котором доведенные до совершенства наука и техника подавляют индивидуальность и свободу человека. в обществе технической цивилизации человек является не только конструктором мира, но и сам становится объектом конструирования. Целью знаменитой утопии «1984» Дж.Оруэлла было изображение общества будущего, развитие до абсурда концепции Дж.Бернхейма о революции управляющих, ее социологическая и литературно-художественная критика. Будущее общество, согласно Оруэллу, - это тоталитарный иерархический строй, покоящийся на изощренном физическом и духовном порабощении масс, общество всеобщего страха и ненависти.

Техническое порождает техническое. Это фундаментальный факт современности. Техносфера все больше поглощает не только биосферу, но и антропосферу. Сформулировав законы техноценоза, мы получаем в руки научный инструмент прогноза и расчета техники. Конечно, никто не отрицает негативных последствий технического развития, именно для их анализа отчасти и создавалась технетика. Но как раз на основе современных технологий только и возможно справиться с негативными последствиями техники. Вот яркий пример. В начале 70-х годов мировые запасы нефти по расчетам составляли 700 млрд. баррелей, это при сохранении уровня потребления на пятьдесят лет. В 1987 году мировые запасы нефти оценивались уже почти в 2900 млрд. баррелей. То же самое произошло и с другими запасами сырья. Случилось это потому, что изменилась технология разведки и добычи сырья, изменились способы их использования, хранения и доставки, были найдены альтернативные ресурсы. Человек может решить любые проблемы, в том числе и те, которые ставит развитие техники. Но поставить под контроль техническую эволюцию нельзя, лучше следовать ее законам.

Кроме того, благодаря развитию техники человек может получить первоклассную медицинскую помощь. В настоящее время при необходимости врачи могут заменить какой-либо человеческий орган искусственным, ничем не отличающимся от настоящего.

Но однако сегодня человек и природа уже не успевают адаптироваться к стремительному развитию технической цивилизации. И раньше технические новшества и изменения влекли за собой другие. Например, развитие металлургии повлекло за собой создание шахт и рудников, новых заводов и дорог, сделало необходимым новые научные исследования и инженерные разработки. Однако до середины 19 столетия эти трансформации и цепи изменений разворачивались с такой скоростью, что человек и отчасти природа успевали адаптироваться к ним (привыкнуть, создать компенсаторные  механизмы и другие условия). В 20 же столетии темп изменений резко возрос, цепи изменений почти мгновенно (с исторической точки зрения) распространялись во все стороны жизни. В результате отрицательные последствия научно-технического прогресса явно проступили на поверхность и стали проблемой. Кто-то может возразить, то негативные последствия – это естественная плата за удовлетворение наших потребностей. Но кто сказал, что жизнь человека сводится к удовлетворению его непрерывно растущих потребностей, обусловленных в значительной мере все тем же научно-техническим прогрессом, и этот же прогресс превращает человека в «постав», по выражению Хайдеггера, т.е. лишает его свободы.  Недаром ставится вопрос о высвобождении человека из-под власти техники, о том, что он должен пересмотреть свое отношение и к технике, и к природе. Вообще сегодня приходится пересматривать все основные составляющие традиционной научно-инженерной картины мира, включая саму идею инженерии. В частности, в эту идею входит и представление о том, что все проблемы можно решить научно-инженерным, рациональным способом. Вряд ли это так. Нужно учесть, что в социуме деятельности принадлежат различным культурным подсистемам и в этом плане подчиняются логике их жизни, в частности, ценностным отношениям. Особенностью же жизни культурных подсистем, в отличие от рационально организованной деятельности, является взаимодействие, борьба разноориентированных, иногда противоположных сил и ценностей.

«Природа» человеческой деятельности во многом зависит именно от культурных ее составляющих и содержит два различных слоя – акты деятельности, организуемые на рациональной основе, и культурные компоненты (подсистемы), живущие по иной логике. Именно поэтому большинство проблем, встающих сегодня в обществе, не удается решить научно-техническим способом.

Традиционная идея инженерии исчерпала себя. Сегодня необходимо формулировать идею инженерии заново. Основной вопрос здесь следующий. Как реализовать силы природы, как использовать их для человека и общества, согласую это использование с целями и идеалами человечества. Последнее предполагает: снижение деструктивных процессов, безопасное развитие цивилизации, высвобождение человека из-под власти техники, улучшение качества жизни и другие. Возникает, однако, проблема: совместимо ли это с необходимостью обеспечивать приемлемый и достойный уровень существования для миллиардов людей на планете и восстанавливать природу планеты.

Другая проблема, - как контролировать изменения, вызванные современной инженерной деятельностью, проектированием и технологией. Дело в том, что большинство таких изменений (изменении е природных процессов, трансформация человека, неконтролируемые изменения природы) поддаются расчету только в ближайшей зоне. Например, уже на региональном, а тем более, планетарном уровне трудно или невозможно просчитать и контролировать выбросы тепла, вредных веществ и отходов, изменение грунтовых и подземных вод. Не менее трудно получить адекватную картину региональных и планетарных изменений техники, инфраструктур, деятельности или организаций. Трансформация образа жизни и потребностей человека, происходящая под воздействием техники, также плохо поддается описанию и тем более точному прогнозированию.

Безусловно, должно измениться и само понимание техники. Прежде всего необходимо преодолеть натуралистическое представление техники. Ему на смену должно прийти понимание техники, с одной стороны, как проявления сложных интеллектуальных и социокультурных процессов (познания и исследования, инженерной и проектировочной деятельности, развития технологий, сферы экономических и политических решений), с другой – как особой среды обитания человека, навязывающей ему средовые архетипы, ритмы функционирования, эстетические образы.

 

4. Теория электронного мозга

 

Есть множество точек зрения на то, к чему приведет дальнейшее развитие техники. Вот, например, мнение Александра Болонкина, доктора технических наук, старшего научного сотрудника НАСА в США. Человечество есть следующий уровень развития биологического мира. Но в стремительном прогрессе последнего столетия (авиация, космос, освоение ядерной энергии) как-то незаметно прошел тот факт, что в недрах того же человечества зародился новый более высокий уровень сложных систем, основанный не на биологической основе, а на несравненно более высоком электронном принципе. Имеется в виду создание в конце 40- гг. электронно-вычислительной машины.

Правда, в 50-е годы среди фантастов, да и ученых, разгорелись бурные дискуссии об электронном мозге, но большинство пришло к выводу, что компьютер не более, чем электронный калькулятор, может работать только по заданной программе и никогда с человеческим мозгом сравняться не в состоянии.

С 50-х годов бурными темпами стали развиваться область науки, называемая «искусственный интеллект», и отрасль инженерии, называемая «робототехника».

Роботы, руководимые компьютерами, могут, в определенной степени, распознавать зрительные образы, узнавать речь, корректировать свои движения, выполнять сложные работы. Создано огромное число самых разных программ, включая игры.

Программы порой столь совершенны, что в решении поставленных задач средний человек не может с ними тягаться. Например, есть программы, ищущие и доказывающие новые теоремы математической логики, а современные шахматные программы может не обыграть даже хороший гроссмейстер.

Искусственный интеллект и робототехника базируются на компьютерах и развиваются почти так же стремительно, как и компьютеры, ибо зависят от быстродействия и памяти последних. Быстро развивается и производство промышленных роботов.

Если прогресс электроники будет продолжаться такими, же темпами (а никаких оснований к снижению их не предвидится), то в ближайшие 50-100 лет, максимум к концу следующего 21-го столетия, электронные компьютеры по своим возможностям сравняются с человеческим мозгом. Путь, который потребовал у биологического человечества десятки миллионов лет, они пройдут за полтора – два столетия.

Кто-то скажет, что мы получим великолепных слуг, роботов свободных от человеческих страстей и эмоций, которые не будут требовать повышения зарплаты, пищи, зрелищ и бытовых удобств, поддаваться национальным или религиозным страстям, устраивать войны и резню друг друга. Единственной их заботой будет работа и служба человечеству!

Вот тут и кроется главное заблуждение. Развитие электронного мозга на этом не остановится. Наступит стадия самосовершенствования, которая пойдет в миллионы раз быстрее, чем совершенствование человеческого мозга путем биологического отбора. Усовершенствование биологической системы, на которое мы потратили сотни лет, у электронного мозга займет не более нескольких месяцев...

За короткое время электронный мозг превзойдет человеческий в сотни и тысячи раз. Ему не надо будет тратить десятки лет на освоение той или иной области знания, изучение иностранных языков, истории. опытных данных, материалов конференций или дискуссий ученых. Он сможет пользоваться всей базой данных, суммой знаний. накопленных человечеством за всю историю Земли, и процесс «обучения» любой отрасли знания или языку будет занимать ровно столько времени, сколько занимает перезапись в свою индивидуальную память базы данных или программ. В настоящее время. в самом худшем случае, такая перезапись требует минуты, а в будущем хватит и доли секунды.

Научный и технологический прогресс резко ускорится. И что же отсюда вытекает? А то, что, как только электронный мозг достигнет человеческого уровня, получится, что человечество выполнило свою историческую миссию и не нужно более ни природе, ни Богу, ни простой целесообразности.

Первое возражение против этой мысли, к которому пришло большинство участников дискуссии 50-х годов: искусственный разум невозможен, ибо человеческий мозг чрезвычайно сложен, компьютеры всегда будут работать только по заложенной в них программе и т.п. – просто несерьезное. Все предсказания прошлого о технической невозможности чего-то (если только они не опирались на фундаментальные законы природы, например предсказание невозможности создания вечного двигателя) оказывались неверными.

Степень сложности электронного мозга растет так стремительно, что превзойдет многократно степень сложности человеческого мозга в ближайшем будущем.

То, что электронный мозг работает по определенной программе, не недостаток. Человеческий мозг также работает (возможно, со случайными отклонениями) по определенной программе, заложенной в нас воспитанием, образованием, жизненным опытом, программе, изменяемой под влиянием внешних обстоятельств. Программа, по которой будет работать электронный мозг, также может меняться. Уже в настоящее время создаются самосовершенствующиеся программы и просто программы по созданию других программ.

Скептики обычно говорят: компьютер никогда не сможет заниматься творческим трудом, например, создавать высокохудожественные произведения, писать картины, музыку, открывать новые физические принципы и законы. Высокохудожественные книги, стихи, картины, кино и музыка электронному мозгу и ни к чему – это чисто человеческая (эмоциональная) потребность. Хотя и сейчас есть программы даже для персональных компьютеров, пишущие стихи и музыку. Что же касается открытия новых принципов и физических законов, построения новых теорий, то тут человек не сможет тягаться с мозгом более высокого уровня.

Большинство людей думает, что с созданием электронного мозга и начнется рай для человечества. Роботы, управляемые электронным мозгом, будут без отдыха трудиться, создавая изобилие благ. А человечество будет тратить время на удовольствия, развлечения, искусство, командовать электронными мозгами или, в лучшем случае, заниматься творческим трудом.

Очередное и глубокое заблуждение. Не было в истории и никогда не будет ситуации, чтобы высший умственный уровень был слугой у более низкого уровня. Весь мир микроорганизмов, растений и животных – это наши предки. Но служим ли мы прислугой даже у ближайших сородичей – человекообразных обезьян? Человек (и то не всякий и не всегда) готов признать равноправным с ним другого человека, то есть существо того же умственного уровня, но никогда не признает за таковых обезьян. Более того, мы без всяких угрызений совести разводим полезных нам животных, убиваем их, когда нужно, употребляем в пищу, без пощады уничтожаем вредные растения и микроорганизмы. А на ближайших сородичах – обезьянах проводим медицинские опыты и проверяем новые препараты. И это при том, что все мы относимся к одной биологической формации.

А как к человечеству будет относиться формация, построенная на совершенно другом, электронном принципе? Да точно так же, как мы относимся к более низким уровням: использовать, когда мы им полезны, и уничтожать, когда будем мешать.

Информация о работе Техника и цивилизация: проблемы взаимодействия