Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:28, реферат
В ограниченных рамках данного реферата невозможно отразить все аспекты эволюционной теории Ч. Дарвина, поэтому целью реферата является освящение наиболее важных из них.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть истории возникновения и развития теории эволюции.
2. Отразить основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина.
3. Рассмотреть проблему отношения христианской религии к теории естественного отбора.
4. Рассмотреть отношение Ч. Дарвина к религии.
5. Отразить реальное использовании теории естественного отбора в настоящее время и дальнейшие ее перспективы.
ВВЕДЕНИЕ
Изучению эволюционного процесса в современной науке уделяется большое внимание, и этим занимаются все биологические дисциплины. Основываясь на данных специальных дисциплин, эволюционное учение изучает общие закономерности и движущие силы исторического развития жизни, впервые в общей форме вскрытые Ч. Дарвином.
Не вызывает сомнения, что эволюционный подход к изучению живой природы все больше становится методологической основой биологии в целом. Конкретный фактический материал, накапливаемый в разных разделах биологии, требует осмысливания с эволюционных позиций. Любые теории и гипотезы в биологии приобретают логическое завершение только тогда, когда они удовлетворяют эволюционному принципу.
Эволюционное учение и оказывается той главной силой, которая противостоит дроблению биологии и дает возможность широкого использования теоретических достижений каждой из дисциплин в соседних, подчас весьма далеких. Поэтому можно сказать, что эволюционное учение занимает центральное место в огромном и многообразном здании современной биологии, является в определенном смысле ее методологическим содержанием. Эволюционный подход стал основой мировоззрения современной биологии.
Эволюционный подход важен во всех без исключения областях биологии: описание отдельных групп фактов возможно и вне эволюционной интерпретации, но естественно-научное объяснение любых фактов в биологии вне эволюционного подхода оказывается невозможным.
Первую главу своего реферата я посвятила истории возникновения и развития теории эволюции. Этот раздел имеет важное общеобразовательное и методологическое значение, поскольку без истории нельзя понять и современность. Во второй главе я вкрации рассматриваю основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина. В следующей главе я рассматриваю проблему отношения христианской религии к теории естественного отбора. Здесь я привожу различные точки зрения затрагивающие данную проблему. Свое отношение высказывает доктор биологических наук, заведующий кафедрой биологической эволюции биологического факультета МГУ им. Ломоносова, священник Яков Кротов, также не равнодушным к проблеме религии и теории естественного остается духовный отец и философ А. Мень. Затрагивая данную проблему, напрашивается следующий вопрос: «А как сам Ч. Дарвин относится к религии»? отвечая на этот вопрос я привожу его личные записи из автобиографии «Воспоминания о развитии моего ума и характера». Не менее интересным остается отношение современной биологии (конец XX – начало XXI в.в.) к теории естественного отбора (синтетическая теория эволюции) которое я рассматриваю в главе 5. Заключительным шагом в своем реферате явилась последняя глава, где я отражаю реальное использовании теории естественного отбора в настоящее время и дальнейшие ее перспективы.
В ограниченных рамках данного реферата невозможно отразить все аспекты эволюционной теории Ч. Дарвина, поэтому целью реферата является освящение наиболее важных из них.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1.
Рассмотреть истории
2. Отразить основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина.
3.
Рассмотреть проблему
4. Рассмотреть отношение Ч. Дарвина к религии.
5.
Отразить реальное
ГЛАВА
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ
По мнению некоторых исследователей, источник эволюционных идей проистекает из космогоний древних религий. Идеи творения и развития вселенной и жизни идут в них параллельно друг другу, иногда тесно переплетаясь. Но мифический способ мышления мешает выкристаллизовать из них стройные концепции. Первую же такую концепцию из дошедших до нас разработал ученик Фалеса Милетского Анаксимандр.
О схеме Анаксимандра мы знаем от историка I века до н. э. Диодора Сицилийского. В его изложении, когда молодая Земля осветилась Солнцем, её поверхность сначала затвердела, а потом забродила. Возникли гнильцы, покрытые тонкими оболочками. В этих оболочках и зародились всевозможные породы животных [10]. Несмотря на оригинальность, расcуждения Анаксимандра чисто умозрительны.
Другой античный мыслитель, Ксенофан, подкреплял свои взгляды наблюдениями. Так, он отождествлял окаменелости, что находил в горах, с отпечатками древних растений и животных: лавра, раковин моллюсков, рыб, тюленей. Из этого он заключал, что суша некогда опускалась в море, неся гибель наземным животным и людям, и превращалась в грязь, а когда поднималась, отпечатки засыхали [11].
Гераклит, несмотря на пропитанность его метафизики идеей постоянного развития и вечного становления, не создал никаких эволюционных концепций. Хотя некоторые авторы все же относят его к первым эволюционистам [14].
Проблему наследственности впервые осветил Алкмеон, врач из ранних пифагорейцев. Он первым из греков пришел к выводу, что мыслящим органом человека является головной мозг. Отсюда он вывел, что сперма должна зарождаться именно в нем, а в половые органы она попадает по сосудам. При зачатии «воспроизводится пол того из родителей, от кого истекло больше семени» [24]. Из этой фразы берет исток идея о комбинировании наследственных свойств, которую развил сицилийский врач, поэт и натурфилософ Эмпедокл.
В его трактате «О природе» есть места, которые позволяют записать его в предтечи атомистам:
«Но
и другое тебе я поведаю: в мире сем тленном
Нет никакого рожденья, как нет и губительной
смерти:
Есть лишь смешенье одно с размещеньем
того, что смешалось,
Что и зовут неразумно рождением темные
люди» [24].
В другом месте Эмпедокл выдвигает идею, которая напоминает принцип естественного отбора:
«Выросло много голов, затылка лишенных и шеи, голые руки блуждали, не знавшие плеч, одиноко очи скитались по свету без лбов, им ныне присущих. …Блуждали одночленные органы…Но как скоро тесней божество с божеством сочеталось, купно тогда одинокие члены сошлись, как попало, множество также других прирождался к ним беспрерывно» [24].
То
есть, если верить Эмпедоклу, из земли
могут вырастать отдельные
Единственным автором, у которого можно найти идею постепенного изменения организмов, был Платон. В своем диалоге «Государство» он выдвинул печально знаменитое предложение: улучшение породы людей путем отбора лучших представителей. Без сомнений, это предложение основывалось на известном факте отбора производителей в животноводстве. В современную эпоху необоснованное приложение этих идей к человеческому обществу развились в учение о евгенике, лежащее в основе расовой политики Третьего рейха.
У «великана мысли» Аристотеля (IV в. до н. э.) встречаются высказывания о развитии живой природы, основанные на знании общего плана строения высших животных, гомологии и корреляции органов. Аристотель, видимо, одним из первых высказал предположение о существовании переходных форм между животными и растениями. Аристотель и своих «Physicae Auscultationes», заметив, что дождь идет не затем, чтобы способствовать урожаю хлебов, точно так же как и не для того, чтобы испортить хлеб, который молотят на дворе, применяет тот же аргумент и к организму, он добавляет: «Так что же препятствует, чтобы таким же образом обстояло в природе дело и с частями (животных), чтобы, например, по необходимости передние зубы вырастали острыми, приспособленными для разрывания, а коренные — широкими, годными для перемалывания пищи, так как не ради этого они возникли, но это совпало (случайно)? Так же и относительно прочих частей, в которых, по-видимому, наличествует „ради чего". Где все (части) сошлись так, пак если бы это произошло ради определенной цели, то эти сами собой выгодно составившиеся (существа) сохранились. Те же, у которых получилось иначе, погибли и погибают. . .» [1, С. 97—98]. Его фундаментальные произведения «О частях животных», «Истории животных», «О возникновении животных» оказали большое влияние на последующее развитие биологии [25].
Обобщая, можно сказать, что в древности была достаточно глубоко разработана идея единства всей природы. Ярким выражением такого подхода стала знаменитая «лестница существ» Аристотеля, начинающаяся минералами и кончающаяся человеком. Однако идея лестницы существ была далека от идеи развития: высшие ступени не воспринимались как продукт развития низших ступеней. В основе рассуждений о единстве природы лежали представления о движении материи. Причины же движения по-разному толковались представителями разных философских школ. Метафизический, отвлеченно-умозрительный характер взглядов древних мыслителей не позволил объединить идею единства природы с идеей развития природы от простого к сложному.
После
почти двухтысячелетнего
На существование мира христианским учением отводилось около 6 тыс. лет; столетиями сохраняется мнение о том, что за 4004 года до н. э. мир был создан Господом Богом. Изучение природы было фактически запрещено; сотни талантливых ученых, тысячи древних книг были уничтожены за это время. Только в Испании на кострах за столетия инквизиции было сожжено около 35 тыс. человек и более 300 тыс. подвергнуты пыткам.
Неудивительно, что в такой обстановке естественно-научные знания накапливались крайне медленно. В трактовке явлений органического мира господствовали взгляды различных схоластических школ. Допускались и взаимное превращение разных видов, возможность самозарождения даже млекопитающих (например, мышей из тряпок), книги были наполнены описаниями фантастических.
Однако и в Средневековье звучали призывы к объективному изучению природы. Так, немецкий монах Альберт Больштедский (1206— 1280) публикует многотомную энциклопедию со специальными разделами, посвященными растениям и животным. Опираясь на данные Аристотеля, Плиния, Галена, он дает основы классификации, описывает поведение животных. Другими крупными сводами средневековых знаний о живой природе были многотомное «Зеркало природы» Венсена де Бове (XIII в.), «Поучение Владимира Мономаха» (XI в.), ходившие в списках на Руси, «О поучениях и сходствах вещей» доминиканского монаха Иоанна Сиеннского (начало XIV в.). В сочинениях Средневековья растения или животные часто интересуют авторов не сами по себе, а как символы, обозначающие и выражающие идею творца.
Выдающийся английский мыслитель XIII в. Роджер Бэкон (1214— 1292) выступил против схоластики и веры в авторитеты, против невежества. Не авторитеты, а опыт и наблюдения являются истинными мерилами подлинного научного знания, утверждал он. Бэкон был брошен в монастырскую тюрьму, его труды были изданы лишь столетия спустя.
С наступлением эпохи Возрождения вновь получают распространение сочинения античных натуралистов (Аристотеля, Плиния, Платона, Теофраста и др.). В результате развития торговли и мореплавания быстро растут знания о многообразии органического мира, проводится инвентаризация флоры и фауны. Современная история естествознания и начинается, по существу, со второй половины XV в.— с начала эпохи Возрождения, ставшей великим поворотом в развитии человеческой мысли.
Крупнейший английский философ Ф. Бэкон (1561 — 1626), обосновав индуктивный метод, закладывает основы экспериментального, опытного подхода в научных исследованиях. Только опыт и наблюдения являются надежными источниками подлинного знания, и от этого знания «зависит благосостояние всего мира». Этот призыв был широко подхвачен естествоиспытателями. Его самый известный труд «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы» составлял часть задуманного Бэконом сочинения под названием «Великое восстановление наук», над которым он работал всю свою жизнь. В своих философских трудах он подверг критике средневековую схоластику, учившую строить рассуждения от общего к частному. Бэкон призывал опираться на опыт и идти обратным путем — от частного к общему, подчеркивал важность не просто знания, а знания, становящегося творческой силой. Простая ученость, не способная воплотиться в живые дела, мертва [20, с. 26]. «Я работал подлинно бэконовским методом и без какой-бы то ни было теории собирал в весьма обширным масштабе факты...путем просмотра печатных материалов, в беседах с искусными животноводами и растениеводами-садоводами и очень много читая», — говорил Дарвин, уделявший особое внимание наблюдениям и сбору информации, строивший свои выводы на основе фактов [7, С.128-129].