Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:28, реферат
В ограниченных рамках данного реферата невозможно отразить все аспекты эволюционной теории Ч. Дарвина, поэтому целью реферата является освящение наиболее важных из них.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть истории возникновения и развития теории эволюции.
2. Отразить основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина.
3. Рассмотреть проблему отношения христианской религии к теории естественного отбора.
4. Рассмотреть отношение Ч. Дарвина к религии.
5. Отразить реальное использовании теории естественного отбора в настоящее время и дальнейшие ее перспективы.
В XVI в. после снятия запрещения вскрытия трупов людей блестящих успехов достигает анатомия (А. Везалий. О строении человеческого тела. 1543). С созданием микроскопа расширяются возможности исследования живых существ: изучаются клеточное строение растений (Р. Гук, 1665), мир микроорганизмов, эритроциты и сперматозоиды (А. Левенгук, 1683), движение крови в капиллярах (М. Мальпиги, 1661) и др.
Ф. Реди в XVII в. экспериментально доказал невозможность самозарождения сколько-нибудь сложных животных (окончательно версия о самозарождении была развенчана Л. Пастером лишь в середине XIX в.).
Благодаря успехам систематики, сравнительной анатомии, биогеографии в XVII—XVIII вв. в естествознании происходит дальнейшее накопление фактического материала.
Уже в XVII в. идеи эволюции начинают все отчетливее прослеживаться в трудах натуралистов и философов. Так, Г.В. Лейбниц (1646—1716), развивая идеи Аристотеля, провозгласил принцип градации и предсказал существование переходных форм между растениями и животными. Принцип градации в дальнейшем был развит в представлении о «лестнице существ» от минералов до человека, которая для одних продолжала оставаться выражением аристотелевской идеальной непрерывности, а для других — доказательством естественного превращения (трансформизм) живой природы.
Дед Ч. Дарвина Эразм Дарвин (1731 — 1802) в поэтической форме утверждает принцип единства происхождения всех живых существ, указывает, что органический мир развивался миллионы лет. И. Кант (1724—1804) в «Космогонии» (1755) говорит о сотнях миллионов лет развития Земли. К. Линней в последние годы жизни приходит к ограниченному признанию эволюции, считая, что близкие виды внутри рода могли развиваться естественным путем, без участия божественной силы.
В конце XVIII в. обостряется борьба между сторонниками креационизма и трансформизма. Ж. Кювье (1769—1832) — непревзойденный авторитет того времени в области палеонтологии и сравнительной анатомии — на богатой фактической основе отстаивает сходство ископаемых и ныне существующих животных, наличие четырех изначально неизменных типов организации всех животных, идею постоянства видов. Он обосновывает принципы «условий существования организмов» и «корреляции частей тела», которые рассматривает как свидетельства предустановленной гармонии в природе («конечных причин»). Для объяснения факта смены фаун во времени Ж. Кювье развил представления о катастрофах на поверхности Земли в прошлом, уничтожавших живые существа. Развитие этих представлений А. д'Орбиньи привело к формулировке теории катастроф, согласно которой после каждой из катастроф происходило повторное сотворение животных.
Соотечественник и современник Ж. Кювье — Э. Жоффруа Сент-Илер (1772—1844) — стоял на противоположных позициях. Те же факты, которые Кювье использовал для подтверждения креационистских возрений, он рассматривал доказывающие трансформизм: организации животных как показатель общности происхождения, наличие отличающихся от ископаемых современных форм как доказательство изменения организмов под влиянием внутренних и естественных причин.
Разногласия между Сент-Илером по этим вопросам вылились в острую публичную дискуссию (1830), где победу одержал Кювье [25].
В целом можно сказать, что, несмотря на неоднократно высказывавшиеся гениальные догадки о развитии эволюции живой природы, до конца XVIII в. господствует «мысль о целесообразности установленных в природе порядков», о сотворении кошек для пожирания мышей, а мышей — чтобы быть пожираемыми кошками, а вся природа — чтобы доказать мудрость творца. Высказывавшиеся элементы эволюционизма еще не складывались в цельное эволюционное учение. Впервые такое учение было создано Ж. Б. Ламарком (1744—1829).
В труде «Философия зоологии» (1809) Ж.Б. Ламарк дает эволюционное обоснование «лестницы существ». По его мнению, эволюция идет на основании внутреннего стремления организмов к прогрессу (принцип градации). Это «стремление к прогрессу» не определяется внешними причинами, они лишь нарушают правильность градации. Второй принцип, положенный Ламарком в основу своего учения, состоит в утверждении изначальной целесообразности реакций любого организма на изменение внешней среды и признания возможности прямого приспособления. Если это касается животных организмов, то вслед за изменением условий тотчас следует изменение привычек, посредством упражнения соответствующие органы изменяются в нужном направлении (первый «закон») и эти изменения передаются по наследству (второй «закон») [25].
Ламарк писал, что, «стремясь избегнуть необходимости окунать тело в воду, птица делает всяческие усилия, чтобы вытянуть и удлинить ноги. В результате длительной привычки, усвоенной данной птицей и прочими особями ее породы, постоянно вытягивать и удлинять ноги все особи этой породы как бы стоят на ходулях, так как мало-помалу у них образовались длинные голые ноги, лишенные перьев до бедра, а часто и выше» (Ламарк, 1955). Аналогичным образом, по его мнению, развиваются все специальные приспособления у животных. Вот как Ламарк объясняет образование рогов у животных: «Во время приступов ярости, особенно частых у самцов, их внутреннее чувство благодаря своим усилиям вызывает интенсивный приток флюидов к этой части головы и здесь происходит выделение у одних — рогового, у других — костного вещества, смешанного с роговым, в результате чего в этих местах образуются твердые наросты» (13, С. 354).
Эволюционные взгляды Ламарка были слабо аргументированы фактическим материалом и не получили широкого распространения среди современников. Однако впоследствии (в конце XIX— начале XX в.) некоторые его взгляды нашли новое распространение в гипотезах наследования приобретаемых свойств или адекватной изменчивости («неоламаркизм») [25].
Таким
образом, благодаря таким трудам многих
ученых идеи эволюции начинают привлекать
внимание не только биологов, но и всего
образованного общества. Однако эволюционные
идеи сами по себе, даже подкрепленные
фактами, не могут считаться эволюционной
теорией до тех пор, пока непонятыми еще
остаются движущие силы процесса эволюции.
ГЛАВА
2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ТЕОРИИ ЕСТЕСТВЕННОГО
ОТБОРА Ч. ДАРВИНА
Непреходящая заслуга Ч. Дарвина состоит в том, что он объяснил процесс развития и становления видов, вскрыв механизм эволюции. Именно это и превратило эволюционное учение в теорию эволюции.
В основе теории Дарвина лежат три постулата: биологические виды с течением времени изменяются; происходит это под воздействием естественного отбора; в природе идет жестокая борьба за существование, и выживает тот, кто лучше приспосабливается.
Основываясь на изучении большого числа фактов из области естествознания и практики растениеводства и животноводства, Ч. Дарвин приходит к выводу о существующем в природе стремлении к размножению каждого вида в геометрической прогрессии. «Борьба за Существование между всеми органическими существами во всем мире, которая неизбежно вытекает из геометрической прогрессии роста их численности. Это — доктрина Мальтуса, распространенная на оба царства — животных и растений. Так как особей каждого вида рождается гораздо больше, чем может выжить, и так как, следовательно, часто возникает борьба за существование, то из этого вытекает, что всякое существо, которое в сложных и нередко меняющихся условиях его жизни хотя незначительно варьирует в выгодном для пего направлении, будет иметь больше шансов выжить и таким образом подвергнется естественному отбору» [8, С. 23]. Это правило не знает исключений ни в животном, ни в растительном мире. Потенциально каждый вид способен произвести и производит гораздо больше особей, чем выживает их до взрослого состояния; юных особей всегда больше, чем взрослых. Однако число взрослых особей каждого вида растений и животных сохраняется более или менее постоянным. Появляется на свет огромное число особей, до взрослого состояния выживает лишь незначительная часть. Следовательно, остальные гибнут в «борьбе за жизнь», в «борьбе за существование» — таков первый важный вывод [21 ,С. 35- 38].
«Я должен предупредить,— пишет Ч. Дарвин,— что применяю этот термин (борьба за существование.— Л.Я. и Л.Ю.) в широком и метафорическом смысле, включая сюда зависимость одного существа от другого, а также включая (что еще важнее) не только жизнь одной особи, но и успех ее в оставлении после себя потомства» [6, С. 316].
Гениальность Ч. Дарвина состояла в том, что из сопоставления фактов борьбы за существование и всеобщей изменчивости признаков и свойств он пришел к заключению о неизбежности в природе избирательного уничтожения одних особей и размножения других — естественного отбора. В процессе борьбы за существование ничтожные на первый взгляд различия дают определенные преимущества одним особям и приводят к гибели других. В конечном итоге в живых остаются лишь особи, обладающие определенными, в конкретных условиях благоприятными свойствами, отличающими их от остальных особей этого вида. Неизбежным результатом отбора оказалось возникновение приспособлений и на этой основе — таксономического и экологического разнообразия [21].
Изложение основных положений своей эволюционной теории Ч. Дарвин опубликовал в 1859 г. в книге: «Происхождение видов путем естественного отбора». Публикация была ускорена тем, что к сходным выводам о ходе эволюции в природе пришел также А. Уоллес, сообщивший в своем письме Ч. Дарвину. «Труд мой теперь (1858 год) почти закончен; но так как мне потребуется еще много лет для его завершения, а здоровье мое далеко не цветущее, меня убедили опубликовать это краткое изложение. Особенно побудило меня сделать это то, что м-р Уоллес, изучающий теперь естественную историю Малайского архипелага, пришел к почти точно тем же выводам, к которым пришел и я по вопросу о происхождении видов. В 1858 году он прислал мне статью по этому вопросу с просьбой переслать ее сэру Чарлзу Лайеллю (Charles Lyell), который препроводил ее в Линнеевское общество» [8, С. 21]. Уже в Амазонии Уоллес утвердился во мнении, что в основе удивительной способности животных приспосабливаться к окружающей среде лежит некий природный принцип. Он же определяет разнообразие видов. В незыблемые границы между видами Уоллес не верил, его наметанный глаз слишком часто замечал переходные формы, а разум подсказывал, что они – элементы бесконечного природного многообразия. Записные книжки Уоллеса передают его потрясение разнообразием красок и форм экзотической природы: «Меня охватила дрожь волнения, пока бабочка, величественно взмахивая крыльями, приближалась ко мне. Вынув ее из сачка, я наслаждался ее свежей, живой красотой, словно блеском драгоценного камня в безмолвных сумерках лесных дебрей» [22, С. 37].
Таким
образом, открытие главного механизма
эволюции делало эволюционный процесс
событием, органически вытекающим из самого
существования живых организмов; в результате
отпала необходимость прибегать к сверхъестественным
силам при объяснении явлений изменения
и развития органического мира.
ГЛАВА
3. ОТНОШЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ
РЕЛИГИИ К ТЕОРИИ ЕСТЕСТВЕННОГО
ОТБОРА
Как относились христиане к теории происхождения человека? Первоначально учение о том, что "человек произошел от обезьяны", многих шокировало. Из-за незаслуженного презрения к обезьянам это казалось чем-то постыдным. Разразилась целая буря (к счастью, непродолжительная). На известном Оксфордском диспуте епископ Уилберфорс иронически спрашивал у защитника дарвинизма Гексли: по какой линии он считает себя потомком обезьяны - по линии бабушки или дедушки? Гексли ответил в тон, что предпочитает происходить от мартышки, чем от человека, который сует нос в то, чего не понимает. Пастор Седжвик, натуралист, учитель Дарвина, подписал свое письмо к нему такими словами: "В прошлом ваш друг, ныне - один из потомков обезьяны". Но скоро страсти стали утихать. [16].
Постепенно
стали понимать, что произошло
недоразумение. "Убеждение, что человек
имеет такое же естественное происхождение,
как и остальные живые
В
результате проблемой палеоантропологии
стали заниматься многие христианские
ученые. Среди них первое место
занимают Анри Брейль, Гуго Обермайер
и Пьер Тейяр де Шарден. Церковная
точка зрения на этот вопрос нашла
свое отражение в энциклике папы Пия XII
"Humani generis" - "О человеческом роде",
в которой говорится, что Церковь рекомендует
изучать эволюционную теорию "в той
мере, в какой исследования говорят о происхождении
человеческого тела из уже существовавшей
живой материи, но придерживаться того,
что души непосредственно созданы Богом"
[16].
3.1. Протестантский фундаментализм и креационизм
Отрицание всех результатов исследований и наблюдений, подтверждающих эволюцию Вселенной, жизни и человеческого тела, и толкование библейского текста в буквальном смысле (как реалистических картин космо- и биогенеза). Эту концепцию сегодня защищает главным образом протестантский фундаментализм, который пытается придать ей наукообразный вид. Против такого решения говорят не только убедительные данные естествознания, но и отказ церкви от библейского вербализма.