Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:49, реферат
Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает о вселенной, но главная тема для него - человек. Он размышлял о законах бытия и сознания только с одной целью: чтобы человек стал человечнее. Идеи Канта подверглись трансформации, но продолжают жить. Особенно актуально они звучат на данном этапе развития человеческого общества - в период гумманизации всех отраслей знания, в том числе и философии.
Введение
1 Теория познания И. Канта.
2 Этическая концепция
3 В философии И. Канта выделяют два периода: «докритический»
и «критический». Объяснить каково различие между ними.
Заключение.
Список использованной литературы.
Философия
Теория познания И. Канта
Содержание:
Введение.3
1 Теория познания И. Канта.4
2 Этическая концепция И. Канта12
3 В философии И. Канта выделяют два периода: «докритический»
и «критический». Объяснить каково различие между ними.14
Заключение.16
Список использованной литературы.18
Введение
Приступая к описанию
теорий, концепций, жизненных периодов
известного немецкого философа Иммануила
Канта, следует подчеркнуть особую
важность изучения его творчества.
Канта принято называть основоположником
немецкой классической философии. Действительно,
почти все виды классического
и современного философствования так
или иначе восходят к творчеству
этого мыслителя. Его труды положили
начало знаменательной традиции в европейском
духовном развитии. Суть ее состоит
в том, что каждый дальнейший шаг
вперед рассматривается как
Актуальность темы: «Философия Иммануила Канта» не вызывает сомнения, так как именно творчество Канта явилось, с одной стороны, как бы завершением философии Просвещения, а сдругой ее нелицеприятной критикой.
Целью данной работы является изучение самых главных черт философии Канта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- рассмотреть теорию познания И. Канта;
- охарактеризовать этическую концепцию И. Канта;
- рассмотреть два
периода в философии И. Канта:
«докритический» и «
Предмет исследования –. теория познания, этическая концепция и периоды жизни великого немецкого философа И. Канта.
Объектом исследования является философия И. Канта.
Данная работа состоит из введения, трех вопросов, заключения и списка используемой литературы.
1 Теория познания И. Канта.
В своей теории познания И. Кант разрешает проблему: как, исходя из субъективности, из человеческого сознания, можно прийти к объективному знанию. Осознав стиль научного мышления, в «Критике чистого разума» Кант сформулировал свой знаменитый вопрос «Что я могу знать? » и взял на себя труд обоснования средствами разума самих условий и возможностей человеческого познания.
«Критику чистого
разума» Кант опубликовал в двух
изданиях: первое появилось в 1781, второе
– в 1787 г. «Критика чистого разума»
принадлежит к числу великих
произведений философии, содержание и
смысл которых всегда остаются неисчерпаемыми.
С тех пор как она появилась,
не было философа, который бы не обратился
к изучению этой работы и не пытался
бы дать ей свою интерпретацию. Каждый
вдумчивый читатель способен открыть
в этой работе что-то новое и интересное
для себя. И почти каждая эпоха
«читает» «Критику чистого разума»
по-своему, видит в ней свою актуальность.
Но дело не только в философах. «Критика
чистого разума» Канта занимала
умы многих представителей творческой
интеллигенции – ученых, художников,
писателей. На «Критику чистого разума»
откликались и откликаются
Кант видит задачу философии как раз в том, чтобы осуществить критику чистого разума. Он разъясняет: «Я разумею под этим не критику книг и систем, а критику способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремится независимо от всякого опыта, стало быть, решение вопроса о возможности или невозможности метафизики вообще и определении источников, а также объема и границ метафизики на основании принципов». Кант призывает отыскать корни всей проблематики, всего исследования чистого разума, этой дарованной человеку способности, этого общечеловеческого дара, чтобы выяснить, что чистый разум может и чего он не может, каковы его основания, как рождаются его принципы, формируются понятия.
Кант оперирует
столь знакомым нам понятием «научная
революция» и «революция в науке».
Еще в древности математика, рассуждает
он, совершила свою революцию, встав
на путь науки. Рождение математики как
науки в глубокой древности имело,
согласно Канту, характер революционного
взрыва, т. е. революции в науке. Кант
утверждает, что естествознание вступило
на путь научной революции значительно
позже. Это произошло, по его мнению,
при переходе от позднего средневековья.
Революционный переворот пришел
вместе с учением Коперника и
с последующим осмыслением
Суть науки, суть человеческого познания, по Канту, заключается в том, что человек не тащится на поводу у природы. В математике, например, человек изобретает, строит геометрические фигуры, причем он делает это соответственно некоторой необходимости, согласно определенным принципам. В естествознании дело обстоит, согласно Канту, аналогичным образом. Естествоиспытатель ставит эксперимент, опыты, производит расчеты и, значит, заставляет природу отвечать на свои вопросы. Иными словами революционную перемену, которая должна произойти в философии, в метафизике, Кант видит в том, чтобы раскрыть творческий, конструктивный характер человеческого познания, человеческого мышления, деятельности человеческого разума. Речь идет об осмыслении исторического факта: наука не рождается вместе с природой, даже если это наука о природе. Наука конструктивное и творческое создание человеческого ума.
В предисловии ко
второму изданию «Критики чистого
разума» Кант с самого начала стремится
выразить свое отношение к коренной
проблеме: мир и познание, мир
и человек. Кант показывает, что здесь
заключен единственный способ теоретически
обнаружить истоки человеческой свободы,
понять человека как свободное существо.
Путь доказательства – тщательное
обнаружение того, что человек
есть по природе своей творческое
существо, способное производить
новые знания, делать то, чего не делает
природа, или по крайней мере вносить
некоторые существенные дополнения
к миру природы. Наука и искусство
– яркие взлеты, впечатляющие воплощения
исконного человеческого
Система Канта глубоко противоречива. Кант пытался «примирить» непримиримое: веру и знание, религию и науку, рациональное и иррациональное. «Я должен был, - писал Кант в Критике чистого разума», - ограничить область знания, чтобы дать место вере».
Одно из центральных понятий, без которого «Критику чистого разума» просто нельзя постигнуть, - понятие априорного (apriori).
Есть очень обширная совокупность человеческих знаний, результатов человеческого познания, которые имеют всеобщий и необходимый характер. Это утверждения науки, утверждения философии. Они образуют «мир» законов, принципов и постулатов. Всеобщие и необходимые положения обычно оцениваются очень высоко – как высшая цель, задача всего человеческого знания и познания. Эти положения, как правило, оформляются в суждения, начинающиеся со слов «все» или «вся», означающие, что некоторые принципы или положения утверждаются применительно к целому классу вещей, событий, состояний. Например, естествознание кантовского времени выдвигало такой тезис: все тела протяженны. Это была истина физического знания того времени, принцип, положенный в основание механики. Или высказывалось другое положение: все тела имеют тяжесть. И Кант призывает задуматься над вопросом, что объединяет оба положения? Ответ таков: оба положения суть высказывания всеобщего и необходимого характера. Ибо не только для физиков, но и вообще для людей, сколько-нибудь знакомых с физическим знанием, они имеют всеобщее и необходимое значение. При этом всеобщие и необходимые постулаты отличаются от тех знаний, которые тоже могут быть сформулированы в форме некоторых всеобщих суждений, но на деле всего лишь претендуют на всеобщность и остаются эмпирическими знаниями. Например, когда-то говорили: «Все лебеди белые». А потом обнаружилось, что есть еще и черные лебеди. Кант различает два вида знания (и познания): опытное, основанное на опыте (от а posteriori) и внеопытное (от а priori – априорное). Способ образования обоих видов знания различен.
Всякий раз, когда мы говорим: «Все тела протяженны», мы как бы отвлекаемся от многообразия, неисчерпаемости опыта. Всеобщее знание мы добываем каким-то иным способом, а не посредством простого эмпирического обобщения. Согласно Канту, это и есть знание, которое следует называть априорным, внеопытным, причем не сегодня или завтра, а в принципе и всегда априорным. Оно не выведено из опыта, потому что опыт никогда не заканчивается. В том и состоит природа таких знаний и познаний, что при высказывании теоретических всеобщих и необходимых суждений мы мыслим совершенно иначе, нежели при простом обобщении данных опыта. Можно знать из опыта, что это и ли то тело протяженно, но, заявляя, что «все тела протяженны», мы совершаем внеопытный скачок мысли, т. е. мысль совершает переход в ту сферу, которая непосредственно опытом не обусловлена.
Таким образом, всякое всеобщее и необходимое теоретическое знание, истинное знание, по мнению Канта, априорно – доопытно и внеопытно по самому своему принципу.
Априорные познания,
поскольку они выражаются в суждениях,
Кант делит на аналитические и
синтетические априорные
Еще один вид априорных суждений те, в которых устанавливаемое предикатом знание оказывается новым по сравнению со знанием, уже заключенным в субъекте. Тут имеет место новое соединение познаний и знаний, новый их синтез. Поэтому Кант называет данные суждения синтетическими априорными суждениями. Пример: «все тела имеют тяжесть». Оно прежде всего априорное, ибо содержит всеобщее и необходимое знание, но, кроме того, синтетическое, ибо понятие тяжести не заключено (для кантовского времени) в понятии тела – для присоединения, синтезирования его надо расширить и обновить знание, а значит, осуществить новые позиции. Аналитические суждения Кант называет поясняющими, а синтетические расширяющими суждениями. Синтетические суждения требуют нового обращения к опыту
Аналитические суждения, по Канту, все априорны: они требуют обращения к опыту, а значит, не дают в подлинном смысле нового знания. Синтетические суждения могут быть эмпирическими и априорными. Они всегда, по Канту, дают новое знании
Особое внимание Канта априорные синтетические суждения привлекают потому, что они воплощают в себе удивительную способность человека добывать всеобщие и необходимые и вместе с тем новые знания, опираясь на особые познавательные способности, действия, приемы познания. Всего ярче такая способность - яркая, творческая – воплощается в науке. Истины науки, постоянно добываемые и обновляемые, и суть, согласно разъяснением Канта, априорные синтетические суждения. Иными словами, раз такие суждения уже существуют, они возможны.
В центре внимания «Критики чистого разума» – философская проблема познания, делающего возможным истинное знание науки и практики, притом именно новое всеобщее и необходимое знание.
Вторая часть учения Канта о познавательных способностях человека учение о рассудке. Рассудок – это способность мыслить предмет чувственного созерцания. Это познание через понятие, способность составлять суждения. Кант заявляет, что значит состояние «я мыслю», надо поставить проблему единства субъекта и объекта в познании и тем самым проблему сознания и познания. Он пишет: «Рассудок есть, вообще говоря, способность к знаниям». Кант разрабатывает систему категорий рассудка:
1) количество: единство, множество, целокупность,
2) качество: реальность, отрицание ограничение,
3) отношения: присущность,
самостоятельность
4) модальность: возможность
– невозможность,
Наряду с оперированиями категориями, рассудок мыслит предметы и явления как подчиненные трем законам: сохранения субстанции, причинности, взаимодействия субстанции. Будучи всеобщими и необходимыми, эти законы принадлежат не самой природе, а только человеческому рассудку. Для рассудка – они высшие априорные законы связи всего того, что рассудок может мыслить. Сознание человека само строит предмет не в том смысле, что порождает его, дает ему бытие, а в том смысле, что оно сообщает предмету ту форму, под которой он только может познаваться – форму всеобщего и необходимого знания.
Поэтому у Канта получается, что природа как предмет необходимого и всеобщего знания строится самим сознанием: рассудок диктует законы природе. Таким образом, Кант приходит к выводу, что сознание само создает предмет науки – общие и необходимые законы, которые позволяют «упорядочивать» мир явлений, внося в него причинность, связь, субстанциональность, необходимость и т. п. Кант создает своеобразную форму субъективного идеализма, не только когда утверждает, что пространство и время – это лишь формы живого созерцания, а не объективные свойства вещей, но и когда указывает на производность связей и законов рассудка.