Теория познания Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:49, реферат

Описание

Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает о вселенной, но главная тема для него - человек. Он размышлял о законах бытия и сознания только с одной целью: чтобы человек стал человечнее. Идеи Канта подверглись трансформации, но продолжают жить. Особенно актуально они звучат на данном этапе развития человеческого общества - в период гумманизации всех отраслей знания, в том числе и философии.

Содержание

Введение
1 Теория познания И. Канта.
2 Этическая концепция
3 В философии И. Канта выделяют два периода: «докритический»
и «критический». Объяснить каково различие между ними.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

кант.docx

— 35.47 Кб (Скачать документ)

Стремление Канта  создать философию, противостоящую «разрушительному скептицизму и  неверию», которые процветали во Франции  и робко пробивали путь в Германию во время движения «Бури и натиска», привело Канта к наиболее характерному для него «критическому» периоду.

Специфическая кантовская философия, заложившая основы всей немецкой классической философии, сформировалась после опубликования им трех «Критик» – «Критики чистого разума»(1781г.), «Критики практического разума»(1788г), «Критики способности суждения»(1790г). Все эти работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательные ступени обоснования системы  трансцендентального идеализма (так  Кант называл свою философскую систему). Второй период творчества «Канта назван «критическим» не только потому, что  «Критиками назывались основные произведения этого периода, а потому, что Кант поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествовавшей ему философии; противопоставить критический подход при оценке возможностей и способностей человека господствующему  до него, как он считал, догматическому подходу. В первой из этих книг Кант изложил учение о познании, во второй - этику, в третьей – эстетику и учение о целесообразности в  природе. Основу всех этих работ составляет учение о «вещах в себе» и «явлениях».

По Канту, существует мир вещей, независимый от человеческого  сознания (от ощущений, мышления), он воздействует на органы чувств, вызывая в них  ощущения. Такая трактовка мира свидетельствует  о том, что Кант подходит к его  рассмотрению как философ-материалист. Но как только он переходит к исследованию вопроса о границах и возможностях человеческого познания, его формах, то заявляет, что мир сущностей – это мир «вещей в себе», т. е. непознаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры (Бог, душа, бессмертие). Таким образом «Вещи в себе», по Канту, трансцендентны, т. е. потусторонни, существуют вне времени и пространства. Отсюда его идеализм получил название трансцендентального идеализма.

Заключение

Философию ХIХ века, в частности немецкую философию, называют классической. В это время  философия получила мощный импульс  развития от немецкого идеализма  Канта, Гегеля и Фихте. Капитализм, пережив  свою классическую, домонополистическую  стадию, обнаружил массу противоречий. Острые классовые конфликты, подмена  лозунгов свободы, равенства, братства, с помощью которых буржуазия  пришла к власти, сломав феодальные порядки, привели к конфликтам в  области идеологии. Это неизбежно  нашло отражение в философии. К тому же в это время от философии  отпочковывались науки, которые  до этого входили в ее «юрисдикцию»: социология, психология. Относительную  самостоятельность обрели этика  и эстетика.

Кант выдвинул принцип  самоценности каждой личности, которая  не должна быть приносима в жертву даже во имя блага всего общества. В эстетике вразрез с формализмом  в понимании прекрасного –  объявил высшим видом искусства  поэзию, т. к. она возвышается до изображения  идеал.

Социально-политические воззрения Канта, как и вся  его философия, пронизаны духом  аристократической прусской реакции. Время от времени в них слышится трусливый голос немецкого обывателя, тоскующего хотя бы о самых скудных  реформах. В духе своей философии  Кант пытается и правовые нормы вывести  из априорных положений. В основе права, по его мнению, лежат три  начала: храни твое личное право, не нарушай чужого, воздай каждому по справедливости. Эти нормы, по обычной  для Канта «традиции», носят абстрактно-формальный, бессодержательный характер. Ведущая идея Канта состоит при этом в том, что частная собственность благодаря своему априорному происхождению носит вечный, всеобщий и необходимый характер. Те же атрибуты приписываются Канту, основанному на частной собственности эксплуататорскому обществу. Целью государства является, по Канту, не «благополучие» людей, а суровое и непреклонное «долженствование», осуществление абстрактной и формальной «справедливости».

Кант – решительный  враг революции и демократии. Он не возражал против отдельных реформ, проводимых сверху, но при этом оговаривал необходимость соблюдения в них  крайней умеренности. Важнее всего  для Канта дух беспрекословного подчинения властям предержащим, требование «повиноваться той власти, у которой  имеется теперь сила». Власть, по Канту, имеет «только права и никаких  обязанностей». Все население государства  делится Кантом на «граждан» и  «только поданных», лишенных самых  элементарных прав. Все трудовое население  фактически отнесено им к категории  «только поданных».

В международных  отношениях, по Канту, «вообще господствует не право, а только сила». Кант ратовал  за «всемирное объединение народов», «всемирное гражданство», за ликвидацию национального суверенитета. В эволюции общественной жизни Кант считал основным содержанием этой эволюции моральное  совершенствование людей.

Кант создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. До наших  дней философы изучают работы Канта  и открывают в них что-то новое  и интересное для себя.

Список используемой литературы:

1 Асмус В. Ф., Философия  И. Канта, -М., 1957 г.

2 Большая советская  энциклопедия, -М.: Государственное  научное

издательство «Большая советская энциклопедия»,1953г.

3 Длугач Т. Б.  “И. Кант: от ранних произведений  к “Критике чистого

разума”, -М., Наука, 1990

4 История философии.  Философия ХV-XIX вв. под редакцией  профессора

Н. В. Мотрошиловой, -Москва: Издательство «Греко-латинский кабинет»

Ю. А. Шатилина

5 Кант И. Сочинения  в шести томах, т. 5, «Всеобщая  естественная история и теория  неба», стр. 201-377.

6 Карапетян А., Критический  анализ философии Канта., 2 изд., М., 1962г.

7 Лавриненко В.  Н. Философия. Учебное пособие, -М.: Издательство

«Юристъ», 1996г.

8 Философский словарь.  Под редакцией М. М. Розенталя, -М.: Издательство

«Политическая литература», 1975г.

9 Шашкевич П. Д., Теория познания И. Канта,-М., 1961 г.

Информация о работе Теория познания Канта