Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:49, реферат
Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает о вселенной, но главная тема для него - человек. Он размышлял о законах бытия и сознания только с одной целью: чтобы человек стал человечнее. Идеи Канта подверглись трансформации, но продолжают жить. Особенно актуально они звучат на данном этапе развития человеческого общества - в период гумманизации всех отраслей знания, в том числе и философии.
Введение
1 Теория познания И. Канта.
2 Этическая концепция
3 В философии И. Канта выделяют два периода: «докритический»
и «критический». Объяснить каково различие между ними.
Заключение.
Список использованной литературы.
Естествознание, по
мнению Канта, осуществляет соединение
живого созерцания с рассудочной
деятельностью, пронизывающей опытное
знание. Получается, что природа
реальна только в «эмпирическом
смысле», как мир явлений –
феноменов. Понятие же «ноумен» –
это то, что «не есть объект нашего
чувственного созерцания», а есть «умопостигаемый
предмет». Это понятие введено
Кантом, чтобы подчеркнуть
Третья часть учения Канта о познавательных способностях человека о разуме и антиномиях. Именно исследование способностей разума и позволяет дать ответ на вопрос, как возможна метафизика (философия). Предметом метафизики, как и предметом разума, является Бог, свобода и бессмертие души. К ним обращаются соответственно теология, космология, психология. Однако при попытке дать научное содержательное знание о Боге, душе, свободе разум впадает в противоречия. Эти противоречия отличны по своей логической структуре, а особенно по содержанию, от обычных противоречий: возникает «двусторонняя видимость», т. е. не одно иллюзорное утверждение, а два противоположных утверждения, которые относятся как тезис и антитезис. Согласно Канту, и тезис и антитезис выглядят одинаково хорошо аргументированными. Если выслушивается только одна из сторон, то «Победа» присуждается ей. Такого рода противоречия Кант назвал антиномиями.
Тезис Антитезис
I антиномия
Мир имеет начало во времени
и ограничен в пространстве Мир не имеет начала во времени
и границ в пространстве, он
бесконечен во времени и в
пространстве
II антиномия
Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых людей и вообще существует только простое и то, что сложено из простого
Ни одна сложная вещь в мире не
состоит из простых вещей, и
вообще в мире нет ничего
простого
III антиномия
Причинность по законам природы
есть не единственная причинность,
из которой можно вывести все
явления в мире. Для объяснения
явлений необходимо еще допустить
свободную причинность (причинность через свободу) Нет никакой свободы, все совершается в мире по законам природы
IV антиномия
К миру принадлежит или как часть его
Противоречия эти для Канта неразрешимы. Однако Кант опровергает все существующие «теоретические» доказательства бытия Бога: его существование можно доказать лишь опытом. Хотя в существование Бога надо верить, так как этой веры требует «практический разум», т. е. наше нравственное сознание.
Учение Канта об
антиномиях сыграло громадную роль
в истории диалектики. Этим учением
перед философской мыслью было поставлено
множество философских проблем
и прежде всего проблема противоречия.
Встал вопрос об уяснении противоречивого
единства конечного и бесконечного,
простого и сложного, необходимости
и свободы, случайности и необходимости.
Антиномии послужили сильным
импульсом для последующих
Обстоятельную разработку кантовская теория получила в таких трудах, как «Основы метафизики нравственности»(1785), «Критика практического разума» (1788), «Метафизика нравов» (1792).
Понимание оснований и сути нравственных правил Кант считал одной из важнейших задач философии. Он говорил: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» Согласно канту, человек поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом: как явление среди других явлений природы человек подчинен необходимости, а как нравственное существо он принадлежит миру умопостигаемых вещей – ноуменов. И в этом качестве он свободен. Как нравственное существо человек подчиняется только нравственному долгу.
Нравственный долг
Кант формулирует в форме
В кантовском учении
о нравственности следует различать
«максимы» и «закон». Первые означают
субъективные принципы воли данного
единичного лица, а закон – это
выражение общезначимости, принцип
волеизъявления, имеющий силу для
каждой личности. Поэтому такой закон
Кант называет императивом, т. е. правилом,
которое характеризуется
Кант считал необходимым подробно исследовать всю совокупность нравственных обязанностей человека. На первое место он ставит долг человека заботится о сохранении своей жизни и соответственно здоровья. К порокам он относит самоубийство, пьянство, обжорство. Далее он называет добродетели правдивости, честности, искренности, добросовестности, собственного достоинства, которым противопоставлял пороки лжи и раболепия.
Важнейшее значение Кант придавал совести как «нравственного судилища». Двумя главными обязанностями людей в отношении друг к другу Кант считал любовь и уважение. Любовь он толковал как боговоление, определяя «как удовольствие от счастья других». Участливость он понимал как сострадание другим людям в их несчастьях и как разделение их радостей.
Кант осуждал все пороки, в которых выражается человеконенавистничество: недоброжелательность, неблагодарность, злорадство. Главной добродетелью он считал человеколюбие.
Таким образом, философия нравственности И. Канта содержит богатую палитру добродетелей, что свидетельствует о глубоком гуманистическом смысле его этики. Этическое учение Канта имеет огромное теоретическое и практическое значение: оно ориентирует человека и общество на ценности моральных норм и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов.
Кант был убежден,
что неизбежная конфликтность
Нельзя не отметить
и такую ныне актуальную проблему,
которая рассматривается в
Кант считает необходимым средством борьбы против этого зла гласность, рассмотрение политики с точки зрения ее гуманистического смысла, устранения из нее бесчеловечности. Кант утверждал: «Право человека должно считаться священным, каких бы жертв это ни стоило господствующей власти».
2 Этическая концепция И. Канта.
Среди философских
трактатов по этике особенно выделяются
труды И. Канта. Этика Канта во
многих отношениях явилась вершиной
философии морали нового времени. Среди
классиков немецкой философии Кант
уделил наибольшее внимание нравственности
(причем именно ее специфике), и его
этическая концепция, последовательно
развитая в целом ряде специальных
трудов, была наиболее разработанной,
систематической и завершенной.
Кант поставил целый ряд критических
проблем, связанных с определением
понятия нравственности. Одна из заслуг
Канта состоит в том, что он
отделил вопросы о
Изучение этики Канта продолжает развиваться с 20-х годов. Существует много разнообразных оценок этики Канта. С точки зрения метафизики, наиболее ценными являются идеи Канта о свободе и об автономии этики.
Современные исследования
кантовской этики являются попыткой
дать новые способы ее переосмысления
и новые подходы реконструкции
критической этики. Критическая
этика Канта своим исходным пунктом
имеет осознание практики, в которой
воплощается разумное поведение
человека. Подобно тому как теоретическая
философия выясняет вопрос о возможности
истины и научного знания, вся практическая
философия посвящена
Учение о нравственности
находится в центре всей системе
Канта. Канту удалось обозначить,
если и не объяснить полностью, целый
ряд специфических черт морали. Нравственность
не есть психология человека как такового,
она не сводится ни к каким-то присущим
всем людям элементарным стремлениям,
чувствам, влечениям, побуждениям, ни к
каким-то особенным уникальным переживаниям,
эмоциям, побуждениям, отличным от всех
остальных психических
Постановка Кантом проблемы автономности этики, рассмотрение этического идеала, размышления о практическом характере нравственности и т. д. признаются неоценимым вкладом в философию.
3 «Докритический» и «критический» периоды в философии И. Канта.
«Докритический» период философии И. Канта - это период в творческой деятельности Иммануила Канта, начиная с окончания им Кенигсбергского университета и до 1770 года. Данное название не означает, что в этот период Кант не обращается к критике каких-то идей и взглядов. Напротив, он всегда стремился к критическому освоению самого различного мыслительного материала.
Для него характерно серьезное отношение к любому авторитету в науке и философии, о чем свидетельствует одна из первых его печатных работ «Мысли об истинной оценке живых сил», написанная им еще в студенческие годы, в которой он ставит вопрос: можно ли критиковать великих ученых, великих философов? И он приходит к выводу, что можно, если у исследователя есть аргументы, достойные аргументов оппонента.
Кант предлагает
рассмотреть новую, до него неизвестную
немеханическую картину мира. В 1755 году
в работе «Всеобщая естественная
история и теория неба» он пытается
решить эту задачу. Все тела во Вселенной
состоят из материальных частиц –
атомов, которые обладают внутренне
присущими им силами притяжения и
отталкивания. Эта идея положена Кантом
в основу его космогонической
теории. В первоначальном состоянии,
считал Кант, Вселенная представляла
собой хаос рассеянных в мировом
пространстве разнообразных материальных
частиц. Под влиянием присущей им силе
притяжения они движутся (без внешнего,
божественного толчка!) по направлению
друг к другу, причем «рассеянные
элементы с большой плотностью, благодаря
притяжению, собирают вокруг себя всю
материю с меньшим удельным весом».
На основе притяжения и отталкивания,
различных форм движения материи
Кант строит свою космогоническую теорию.
Он считал, что его гипотеза происхождения
Вселенной и планет объясняет
буквально все: и происхождение
их, и положение орбит, и происхождение
движений. Напоминая слова Декарта
«Дайте мне материю и движение,
и я построю мир! », Кант считал,
что ему лучше удалось
Эта космогоническая гипотеза Канта оказала огромное влияние как на развитие философской мысли, так и науки. Материалистические идеи его космогонической теории наталкивали самого Канта на критическое отношение к господствующей тогда формальной логике, которая не допускала противоречий, в то время как реальный мир во всех его проявлениях был полон ими. Одновременно перед Кантом стояла уже и в его «докритический» период деятельности проблема возможности познания и прежде всего научного познания.