Теория познания Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:49, реферат

Описание

Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает о вселенной, но главная тема для него - человек. Он размышлял о законах бытия и сознания только с одной целью: чтобы человек стал человечнее. Идеи Канта подверглись трансформации, но продолжают жить. Особенно актуально они звучат на данном этапе развития человеческого общества - в период гумманизации всех отраслей знания, в том числе и философии.

Содержание

Введение
1 Теория познания И. Канта.
2 Этическая концепция
3 В философии И. Канта выделяют два периода: «докритический»
и «критический». Объяснить каково различие между ними.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

кант.docx

— 35.47 Кб (Скачать документ)

Естествознание, по мнению Канта, осуществляет соединение живого созерцания с рассудочной  деятельностью, пронизывающей опытное  знание. Получается, что природа  реальна только в «эмпирическом  смысле», как мир явлений –  феноменов. Понятие же «ноумен» –  это то, что «не есть объект нашего чувственного созерцания», а есть «умопостигаемый  предмет». Это понятие введено  Кантом, чтобы подчеркнуть невозможность  познания «вещи в себе», что «вещь  в себе» – это лишь представление  о вещи, о которой мы не можем  сказать ни то, что она возможна, ни то, что она невозможна.

Третья часть учения Канта о познавательных способностях человека о разуме и антиномиях. Именно исследование способностей разума и позволяет дать ответ на вопрос, как возможна метафизика (философия). Предметом метафизики, как и предметом  разума, является Бог, свобода и бессмертие души. К ним обращаются соответственно теология, космология, психология. Однако при попытке дать научное содержательное знание о Боге, душе, свободе разум  впадает в противоречия. Эти противоречия отличны по своей логической структуре, а особенно по содержанию, от обычных  противоречий: возникает «двусторонняя  видимость», т. е. не одно иллюзорное утверждение, а два противоположных утверждения, которые относятся как тезис и антитезис. Согласно Канту, и тезис и антитезис выглядят одинаково хорошо аргументированными. Если выслушивается только одна из сторон, то «Победа» присуждается ей. Такого рода противоречия Кант назвал антиномиями.

Тезис Антитезис

I антиномия

Мир имеет начало во времени

и ограничен в  пространстве Мир не имеет начала во времени

и границ в пространстве, он

бесконечен во времени  и в

пространстве

II антиномия

Всякая сложная  субстанция в мире состоит из простых  людей и вообще существует только простое и то, что сложено из простого

Ни одна сложная  вещь в мире не

состоит из простых  вещей, и

вообще в мире нет ничего

простого

III антиномия

Причинность по законам  природы

есть не единственная причинность,

из которой можно  вывести все

явления в мире. Для  объяснения

явлений необходимо еще допустить

свободную причинность (причинность через свободу) Нет  никакой свободы, все совершается  в мире по законам природы

IV антиномия

К миру принадлежит  или как часть его

Противоречия эти  для Канта неразрешимы. Однако Кант опровергает все существующие «теоретические»  доказательства бытия Бога: его существование  можно доказать лишь опытом. Хотя в  существование Бога надо верить, так  как этой веры требует «практический  разум», т. е. наше нравственное сознание.

Учение Канта об антиномиях сыграло громадную роль в истории диалектики. Этим учением  перед философской мыслью было поставлено множество философских проблем  и прежде всего проблема противоречия. Встал вопрос об уяснении противоречивого  единства конечного и бесконечного, простого и сложного, необходимости  и свободы, случайности и необходимости. Антиномии послужили сильным  импульсом для последующих диалектических размышлений других представителей классической немецкой философии.

Обстоятельную разработку кантовская теория получила в таких  трудах, как «Основы метафизики нравственности»(1785), «Критика практического разума» (1788), «Метафизика нравов» (1792).

Понимание оснований  и сути нравственных правил Кант считал одной из важнейших задач философии. Он говорил: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным  удивлением и благоговением, чем  чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» Согласно канту, человек поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом: как явление среди  других явлений природы человек  подчинен необходимости, а как нравственное существо он принадлежит миру умопостигаемых вещей – ноуменов. И в этом качестве он свободен. Как нравственное существо человек подчиняется только нравственному долгу.

Нравственный долг Кант формулирует в форме нравственного  закона, или нравственного категорического  императива. Закон этот требует, чтобы  каждый человек поступал так, чтобы  правило его личного поведения  могло стать правилом поведения  всех. Если к поступкам, совпадающим  с велением нравственного закона, человека влечет чувственная склонность, то такое поведение, считает Кант, не может быть названо моральным. Поступок будет моральным только в том случае, если он совершается  из уважения к нравственному закону. Стержнем нравственности является «добрая  воля», которая выражает поступки, совершаемые  лишь во имя нравственного долга, а не ради каких-то других целей (например, из-за страха или чтобы выглядеть  в глазах других людей, ради корыстных  целей, например, выгоды и т. п.). Поэтому  кантовская этика нравственного  долга противостояла утилитаристским  концепциям, а также религиозно-теологическим  этическим учениям.

В кантовском учении о нравственности следует различать  «максимы» и «закон». Первые означают субъективные принципы воли данного  единичного лица, а закон – это  выражение общезначимости, принцип  волеизъявления, имеющий силу для  каждой личности. Поэтому такой закон  Кант называет императивом, т. е. правилом, которое характеризуется долженствованием, выражающим обязательность поступка. Кант подразделяет императивы на гипотетические, исполнение которых связывается с наличием определенных условий, и категорические, которые обязательны при всех условиях. Что касается нравственности, то в ней должен быть только один категорический императив, как высший ее закон.

Кант считал необходимым  подробно исследовать всю совокупность нравственных обязанностей человека. На первое место он ставит долг человека заботится о сохранении своей  жизни и соответственно здоровья. К порокам он относит самоубийство, пьянство, обжорство. Далее он называет добродетели правдивости, честности, искренности, добросовестности, собственного достоинства, которым противопоставлял пороки лжи и раболепия.

Важнейшее значение Кант придавал совести как «нравственного судилища». Двумя главными обязанностями  людей в отношении друг к другу  Кант считал любовь и уважение. Любовь он толковал как боговоление, определяя  «как удовольствие от счастья других». Участливость он понимал как сострадание  другим людям в их несчастьях и  как разделение их радостей.

Кант осуждал все  пороки, в которых выражается человеконенавистничество: недоброжелательность, неблагодарность, злорадство. Главной добродетелью он считал человеколюбие.

Таким образом, философия  нравственности И. Канта содержит богатую  палитру добродетелей, что свидетельствует  о глубоком гуманистическом смысле его этики. Этическое учение Канта  имеет огромное теоретическое и  практическое значение: оно ориентирует  человека и общество на ценности моральных  норм и недопустимость пренебрежения  ими ради эгоистических интересов.

Кант был убежден, что неизбежная конфликтность частнособственнических интересов может посредством  права приводиться к определенной согласованности, исключающей необходимость  прибегать к силе для разрешения противоречий. Право Кант трактует как проявление практического разума: человек постепенно приучается быть если не морально добрым человеком, то, во всяком случае, хорошим гражданином.

Нельзя не отметить и такую ныне актуальную проблему, которая рассматривается в социальной философии И. Канта как проблема первенства морали по отношению к  политике. Кант выступает против таких  принципов аморальной политики: 1) при  благоприятных условиях захватывай чужие территории, подыскивая затем  оправдания этим захватам; 2) отрицай  свою виновность в преступлении, которое  ты сам совершил; 3) разделяй и властвуй.

Кант считает необходимым  средством борьбы против этого зла  гласность, рассмотрение политики с  точки зрения ее гуманистического смысла, устранения из нее бесчеловечности. Кант утверждал: «Право человека должно считаться священным, каких бы жертв  это ни стоило господствующей власти».

2 Этическая концепция  И. Канта.

Среди философских  трактатов по этике особенно выделяются труды И. Канта. Этика Канта во многих отношениях явилась вершиной философии морали нового времени. Среди  классиков немецкой философии Кант уделил наибольшее внимание нравственности (причем именно ее специфике), и его  этическая концепция, последовательно  развитая в целом ряде специальных  трудов, была наиболее разработанной, систематической и завершенной. Кант поставил целый ряд критических  проблем, связанных с определением понятия нравственности. Одна из заслуг Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании  Бога, души, свободы — вопросы  теоретического разума — от вопроса  практического разума: что я должен делать? Практическая философия Канта  оказала огромное воздействие на следующие за ним поколения философов (А. и В. Гумбольдты, А. Шопенгауэр, Ф. Шеллинг, Ф. Гельдерлин и др.).

Изучение этики  Канта продолжает развиваться с 20-х годов. Существует много разнообразных  оценок этики Канта. С точки зрения метафизики, наиболее ценными являются идеи Канта о свободе и об автономии  этики.

Современные исследования кантовской этики являются попыткой дать новые способы ее переосмысления и новые подходы реконструкции  критической этики. Критическая  этика Канта своим исходным пунктом  имеет осознание практики, в которой  воплощается разумное поведение  человека. Подобно тому как теоретическая  философия выясняет вопрос о возможности  истины и научного знания, вся практическая философия посвящена человеческой практике, причем рассмотрение соотношения  действительной свободы и морального закона является одной из существенных проблем осмысления кантовской практической философии. По Канту, единство критической  философии с кантовской философией морали следует искать в фундаментальном  положении человека в мире и в  понимании единства его и раздвигающего  границы знания поведения. Действительно, моральное поведение требует  не только осознания долженствования, но и практического выполнения долга.

Учение о нравственности находится в центре всей системе  Канта. Канту удалось обозначить, если и не объяснить полностью, целый  ряд специфических черт морали. Нравственность не есть психология человека как такового, она не сводится ни к каким-то присущим всем людям элементарным стремлениям, чувствам, влечениям, побуждениям, ни к  каким-то особенным уникальным переживаниям, эмоциям, побуждениям, отличным от всех остальных психических параметров человека. Нравственность, конечно, может  принимать форму тех или иных психологических явлений в сознании человека, но лишь через воспитание, через подчинение стихии чувств и  побуждений особой логике морального долженствования. Вообще, мораль не сводится к «внутренней механике» душевных импульсов и переживаний человека, а имеет нормативный характер, то есть вменяет человеку определенные действия и сами побуждения к ним по их содержанию, а не по психологическому облику, эмоциональной окраске, душевному настрою и т. п. В этом прежде всего и состоит объективно - долженствовательная природа моральных требований по отношению к индивидуальному сознанию. Этим методологическим разграничением “логики чувств” и “логики морали” Канту удалось обнаружить суть нравственного конфликта в сфере индивидуального сознания в конфликте долга и склонностей, влечений, желаний, непосредственных стремлений. Долг по Канту — односторонняя и прочная цельность, реальная альтернатива моральной мягкотелости и противостоит последней как принципиальность компромиссам. Одна из исторических заслуг Канта в развитии понятия морали состоит в его указании на принципиальную всеобщность нравственных требований, которая отличает мораль от многих иных схожих с ней социальных нормативов (обычаев, традиций). Парадокс кантовской этики состоит в том, что, хотя моральное действие и направлено на осуществление природного и морального совершенства, достичь его в этом мире невозможно. Кант пытался наметить и разрешение парадоксов своей этики, не прибегая к идее Бога. Он видит в нравственности духовный источник коренного преобразования и обновления человека и общества.

Постановка Кантом проблемы автономности этики, рассмотрение этического идеала, размышления о  практическом характере нравственности и т. д. признаются неоценимым вкладом  в философию.

3 «Докритический»  и «критический» периоды в  философии И. Канта.

«Докритический» период философии И. Канта - это период в  творческой деятельности Иммануила  Канта, начиная с окончания им Кенигсбергского университета и  до 1770 года. Данное название не означает, что в этот период Кант не обращается к критике каких-то идей и взглядов. Напротив, он всегда стремился к  критическому освоению самого различного мыслительного материала.

Для него характерно серьезное отношение к любому авторитету в науке и философии, о чем свидетельствует одна из первых его печатных работ «Мысли об истинной оценке живых сил», написанная им еще в студенческие годы, в  которой он ставит вопрос: можно  ли критиковать великих ученых, великих  философов? И он приходит к выводу, что можно, если у исследователя  есть аргументы, достойные аргументов оппонента.

Кант предлагает рассмотреть новую, до него неизвестную  немеханическую картину мира. В 1755 году в работе «Всеобщая естественная история и теория неба» он пытается решить эту задачу. Все тела во Вселенной  состоят из материальных частиц –  атомов, которые обладают внутренне  присущими им силами притяжения и  отталкивания. Эта идея положена Кантом в основу его космогонической  теории. В первоначальном состоянии, считал Кант, Вселенная представляла собой хаос рассеянных в мировом  пространстве разнообразных материальных частиц. Под влиянием присущей им силе притяжения они движутся (без внешнего, божественного толчка!) по направлению  друг к другу, причем «рассеянные  элементы с большой плотностью, благодаря  притяжению, собирают вокруг себя всю  материю с меньшим удельным весом». На основе притяжения и отталкивания, различных форм движения материи  Кант строит свою космогоническую теорию. Он считал, что его гипотеза происхождения  Вселенной и планет объясняет  буквально все: и происхождение  их, и положение орбит, и происхождение  движений. Напоминая слова Декарта  «Дайте мне материю и движение, и я построю мир! », Кант считал, что ему лучше удалось осуществить  замысел: «Дайте мне материю, и я  построю из нее мир, т. е. дайте  мне материю, и я покажу вам, как  из нее должен возникнуть мир».

Эта космогоническая  гипотеза Канта оказала огромное влияние как на развитие философской  мысли, так и науки. Материалистические идеи его космогонической теории наталкивали самого Канта на критическое  отношение к господствующей тогда  формальной логике, которая не допускала противоречий, в то время как реальный мир во всех его проявлениях был полон ими. Одновременно перед Кантом стояла уже и в его «докритический» период деятельности проблема возможности познания и прежде всего научного познания.

Информация о работе Теория познания Канта