Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:22, реферат
Цель работы — рассмотреть проблему общественного сознания в философии, его уровни и формы. Поставленные задачи должны быть решены путем выделения общественного сознания как знания об обществе — в отличие от знания о природе и самом познании. Общественное сознание — духовная жизнь общества: взгляды и представления людей, политические, правовые, моральные и другие теории. Общественное сознание определяется общественным бытием. Оно формируется социальными связями и отношениями, и его содержание всеобще.
Задача философии — дать методологический ключ к познанию тех процессов, которые происходят в сознании конкретных обществ. Чтобы эту задачу выполнить, философия должна создать некую идеальную модель общественного сознания, исследование которой и позволяет выработать методологические принципы подхода к его научному анализу.
Общественное сознание является сложным, структурным явлением, состоящим из множества элементов, каждый из которых имеет свою специфику.
Введение 3
Общественное сознание: сущность, уровни, виды, относительная самостоятельность и активная роль в жизни человека. 4
Обыденное и теоретическое сознание 6
Общественная психология и идеология 7
Формы общественного сознания 9
Политическое сознание 11
Правосознание 12
Нравственное сознание 14
Религиозное сознание 15
Эстетическое сознание 16
Научное сознание 17
Заключение 21
Список литературы 22
Понимание права предполагает понимание того, что законно или незаконно, и осознание того, что исполнение его обязательно. По словам Ф.М. Достоевского, подавлять в себе долг и не признавать обязанности, требуя в то же время всех прав себе, есть только свинство. Право — необходимое условие существования свободных людей в обществе. Если ты хочешь быть свободным, ты должен ограничить свою свободу, дабы предоставить свободу другим.
Итак, обыденно-практический уровень правосознания стремится оценить действующие законы с позиции их соответствия нравственным требованиям, а теоретическое правовое мышление рассматривает действующее право с позиции его социального и политического смысла, его соответствия рациональным требованиям, объективно обусловленным реальным процессом общественной и политической жизни. Это можно рассматривать как противоречие, а можно и как взаимодополнение. Такие два подхода основываются на практике: в жизни реализуется и тот, и другой.
Нравственное сознание -
одна из форм общественного сознания,
являющаяся, как и другие его формы,
отражением общественного бытия. Оно
содержит в себе исторически изменяющиеся
нравственные отношения, представляющие
собой субъективную сторону морали.
В основе нравственного сознания
находится категория
Мораль возникла раньше других
форм общественного сознания, еще
в первобытном обществе, и выступала
регулятором поведения людей
во всех сферах общественной жизни: в
быту, в труде, в личных отношениях.
Она имела всеобщее значение, распространялась
на всех членов коллектива и закрепляла
в себе все общее, что составляло
ценностные основы общества, которых
складывались взаимоотношения между
людьми. Мораль поддерживала общественные
устои жизни, формы общения. Она
выступала как совокупность норм
и правил поведения, выработанных обществом.
Правила морали были обязательны
для всех, они не допускали исключений
для кого-либо, ибо в них отражены
существенные условия жизни людей,
их духовные потребности. Нравственное
сознание пронизывает все сферы
деятельности человека. Можно выделить
профессиональную мораль, бытовую мораль
и мораль семейную. При этом моральные
требования имеют идейную основу,
они связаны с пониманием того,
как человек должен себя вести. Нравственное
поведение должно соответствовать
соответствующим идеалам и
Религиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания, и совершенно очевидна подчиненность его конкретным общественно-историческим условиям.
Религиозное сознание являлось
ведущей формой общественного сознания
в течение более, чем двух тысячелетий,
вплоть до эпохи Просвещения. С развитием
науки, философии, правосознания, морали,
религии значительно уступает свои
позиции. Возникает атеизм как учение,
опровергающее религиозные
Религиозное сознание как
одна из сторон духовной жизни может
взаимодействовать с другими, поэтому
здесь могут иметь место
Эстетическое сознание в
системе форм общественного сознания
занимает особое место. Выделившись
в особую ветвь духовной культуры,
оно в то же время выполняет
синтезирующие функции, поскольку
в структуру эстетического
Эстетическое сознание формируется
в процессе эстетической деятельности
и определяется как целостное, эмоционально
насыщенное отражение действительности.
Объективной основой
Эстетическое сознание имеет
сложную структуру, включающую потребности,
идеалы, взгляды, оценки, чувства, теории,
которые очень тесно связаны
друг с другом и взаимозависимы.
В эстетическом отношении в одинаковой
степени оцениваются и
Если в других формах общественного
сознания рациональное познание действительности,
ее упорядоченное и
Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.
Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только в неположенный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т.е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.
Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое другое. В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом.
Существенным компонентом
научного познания является философское
истолкование данных науки, составляющее
ее мировоззренческую и
Наука — это сложное многогранное общественное явление: вне общества наука не может ни возникнуть, ни развиваться, но и общество на высокой ступени развития немыслимо без науки.
В разные периоды истории роль науки была неодинакова, но значение ее понималось уже в глубокой древности. В античности наука существовала как результат произошедшего разделения субъектов умственного и физического труда. В качестве самостоятельной формы общественного сознания наука стала функционировать, начиная с эпохи эллинизма, когда целостная культура античности начала дифференцироваться на отдельные виды и формы духовной деятельности. Становление собственно научных, обособленных и от философии, и от религии форм знания обычно связывают с именем Аристотеля, заложившего первоначальные основы классификации различных знаний. Однако тогда элементы научного знания оказывали еще весьма слабое влияние на производство; последнее осуществлялось главным образом рабами с помощью ручных орудий на основе эмпирических знаний, веками выработанных навыков. В условиях феодализма натуральное хозяйство продолжало обходиться ручными орудиями и ограничивалось преимущественно индивидуальным искусством и опытом мастеров. Однако и в средневековье происходил процесс развития знания, хотя порой и в скрытой форме, как, например, химия (химическое мышление) в форме алхимии.
Роль науки в развитии производства возрастала по мере расширения и обобществления производства. Зарождавшийся в недрах феодального общества капитализм поставил такие практические проблемы, которые могли быть разрешены уже только научно: производство достигало масштабов, делавших необходимым применение механики, математики и других наук. Наука все больше становилась духовным содержанием производительных сил, ее достижения воплощались в технических нововведениях. Весь последующий ход истории представляет собой неуклонный и все углубляющийся процесс «онаучивания» производства.
Этот процесс осуществляется многообразными путями, прежде всего путем создания теоретической основы для конструирования все более совершенных инструментов и машин.
Вместе с небывалым ранее прогрессом естественных наук получили новый импульс к развитию и гуманитарные дисциплины. Происходило повышение интереса к познанию не только материального мира, но и закономерностей духовной жизни.
Дальнейшее развитие науки
обусловливается неуклонно