Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 02:32, курсовая работа
Выбор экономической стратегии фирмы - одно из главных решений, принимаемых фирмой, если не самое главное. Неверное решение, принятое на основании недостаточных данных (о которых может быть никто и не знал, что они недостаточны), может привести к разрушению фирмы. Норберт Винер, основатель кибернетики, вообще трактовал проблему управления как уменьшение энтропии управляемых решений.
Введение
1. Понятие условий неопределённости
2. Точка стратегического воздействия
3. Выбор экономической стратегии фирмы в условиях неопределённости
4. Психологические основы выбора в условиях неопределённости
Заключение
Список литературы
Точка
стратегического воздействия - это
время в жизни любого бизнеса,
когда его основы собираются измениться.
Это изменение может означать
возможность подняться к новым
вершинам. Но с той же вероятностью
это может быть сигналом начала конца.
Точка стратегического
Таким
образом, точка стратегического
воздействия является разрушительной
и созидательной силой
Всё это касается не только фирмы, но и человека. Даже если он не топ-менеджер, а обыкновенный наёмный работник, рано или поздно он столкнется с точкой стратегического воздействия. Кто знает, на что будет похожа его работа после того, как в его отрасли произойдёт катаклизм и поглотит компанию на которую этот человек работал? Кто знает, будет ли вообще существовать эта работа и, откровенно говоря, кого это заботит?
Точка
стратегического воздействия
До точки
стратегического воздействия
Основной
задачей высшего руководства
фирмы является своевременное выявление
точки стратегического
3. Выбор экономической стратегии фирмы в условиях неопределённости
Экономическую стратегию можно определить двояким образом. Она а) вырабатывает правила и приёмы, обеспечивающие экономически эффективное достижение стратегических целей; б) вырабатывает правила и приёмы достижения стратегических целей, базирующиеся на возбуждении заинтересованности всех участников процесса разработки и реализации стратегических программ в эффективном достижении этих целей. Главным в этих определениях является то, что экономическая стратегия предполагает эффективное достижение целей экономическими методами и средствами. Глобальная цель экономической стратегии - создание и поддержание конкурентного преимущества фирмы.
Экономических стратегий очень много - практически столько же, сколько и фирм (имеющих стратегию). Но большинство стратегий имеют определённые сходные элементы, которые позволяют отнести их к определённой базисной стратегии. М. Мескон, например, выделяет такие основные альтернативы как ограниченный рост (применяют большинство фирм, установление целей - от достигнутого, наименее рискованная и самая простая стратегия); рост (значительное повышение целей над предыдущим уровнем, применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями); сокращение (уровень целей ниже достигнутых); сочетание. Однако такая классификация создаёт слишком обобщённые группы. Более приемлемой представляется следующая широко-распространенная классификация экономических стратегий:
1. Стратегии концентрированного роста
1.1 Стратегия развития продукта;
1.2 Стратегия развития рынка;
1.3 Стратегия усиления продукта на рынке.
2. Стратегии интегрированного роста
2.1 Стратегия
обратной вертикальной
2.2 Стратегия
вперед идущей вертикальной
3. Стратегии диверсифицированного роста
3.1 Стратегия центрированной диверсификации;
3.2 Стратегия горизонтальной диверсификации;
3.3 Стратегия конгломеративной диверсификации.
4. Стратегии сокращения
4.1 Стратегия ликвидации;
4.2 Стратегия "сбора урожая";
4.3 Стратегия сокращения;
4.4 Стратегия сокращения расходов.
Как уже отмечалось выше, стратегии интегрированного роста (как обратная, так и вперёд идущая интеграция) служат одним из средств снижения неопределённости для фирмы. Рассмотрим теперь, как сочетаются с неопределённостью другие экономические стратегии.
В стратегиях концентрированного роста неопределённость не очень высока, поскольку меняется только один компонент (добавляется новый продукт в стратегии развития продукта, новый сегмент в стратегии развития рынка). С другой стороны, неопределённость в этом случае оказывает большее влияние, поскольку фирма делает ставку на один продукт/рынок и в случае непредвиденных неблагоприятных изменений она может оказаться в очень затруднительном положении. Однако это не означает, что фирма должна обязательно диверсифицировать свою деятельность в соответствии с пословицей о том, что не стоит класть все яйца в одну корзину. Как говорил Марк Твен "положите все яйца в одну корзину и СЛЕДИТЕ ЗА ЭТОЙ КОРЗИНОЙ". Компания Intel, следующая стратегии усиления продукта на рынке, является одной из самых высокодоходных и быстрорастущих компаний в мире, сделав ставку на один продукт - микропроцессоры для персональных компьютеров и серверов. Но она стала и заложницей этой стратегии, поскольку в соответствии с эмпирическим законом развития компьютерной техники вынуждена удваивать мощность процессора каждые 18 месяцев.
Стратегии
диверсифицированного роста предполагают
большую суммарную
Стратегии сокращения связаны с наименьшей неопределённостью - в этом случае, как правило, не велик срок действия стратегии, фирма не пытается сделать что-либо новое. Однако и применяются данные стратегии достаточно редко.
Определение
экономической стратегии
Области стратегических альтернативных решений (полей) ограничиваются детерминантами стратегических полей. Детерминантами выбора рынка являются:
* непреодолимые для фирмы барьеры входа на рынок;
* правовые
и общественно-политические
* привлекательность рынка;
* эффект общих потерь (от снижения продаж на основном рынке);
* тенденции и потенциал глобализации;
* необходимость
вступления одновременно на
* плановые
установки более высокого
* этические ограничения.
Детерминантами позиции фирмы по отношению к конкурентам являются:
* структура рыночного предложения;
* реакция конкурентов;
* свойства продвигаемого товара;
* способность
пробиться на рынок и
* плановые
установки более высокого
Ключевыми факторами при выборе экономической стратегии являются:
* сильные стороны отрасли и сильные стороны фирмы;
* цели
фирмы (они придают
* интересы
и отношение высшего
* финансовые ресурсы;
* квалификация работников;
* обязательства
фирмы по предыдущим стратегиям
(создают инерционность в
* степень зависимости от внешней среды;
* временной
фактор.
4. Психологические основы выбора в условиях неопределённости
До сих пор, говоря о выборе экономической стратегии, мы говорили о выборе фирмы. Но ведь фактически выбор экономической стратегии осуществляет не какая-то абстрактная организация, а человек (единолично или коллегиально). Поэтому важно определить как человек (высший менеджер) принимает решение в условиях неопределённости. Выбор альтернативы является своего рода вершиной в процессе принятия решения. Многие не любят этот этап, пытаются избежать его или переложить на другого, так как в ходе данного этапа принимающий решение вынужден брать на себя определённые обязательства.
Хороший анализ альтернатив позволяет резко сузить рамки выбора. При выборе альтернативы могут использоваться 3 подхода: учёт прошлого опыта, проведение эксперимента, исследование и анализ. Однако учёт прошлого опыта может помочь не всегда - опыт-то прошлый, а ситуация - новая. Проведение эксперимента может обойтись очень дорого, на его проведение скорее всего уйдёт довольно много времени и после окончания эксперимента время для принятия решения может быть упущено. Кроме того, в экономике проводить эксперименты довольно затруднительно вследствие уникальности каждой ситуации.
Наиболее общий и, возможно, наиболее эффективный метод - исследований и анализа. Он предусматривает решение проблемы на основе поиска взаимосвязей между наиболее возможными её переменными, ограничениями и основами, которые рассматриваются по отношению к поставленным целям. Метод также предусматривает разложение проблемы на части и изучение каждой из них. Важным инструментом метода является разработка и проигрывание различных моделей решений с использованием количественных методов и ЭВМ. Процесс выбора стратегии состоит из этапов разработки, доводки и анализа (оценки). На практике эти этапы трудно разделить, так как они представляют собой разные уровни одного процесса анализа, но используют разные методы. На первом этапе стратегии создаются - нужно создать их как можно больше. На втором - стратегии дорабатываются до уровня адекватности целям и формируется общая стратегия. На третьем - анализируются альтернативы в рамках общей стратегии, стратегия наполняется конкретным содержанием.