Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 02:32, курсовая работа
Выбор экономической стратегии фирмы - одно из главных решений, принимаемых фирмой, если не самое главное. Неверное решение, принятое на основании недостаточных данных (о которых может быть никто и не знал, что они недостаточны), может привести к разрушению фирмы. Норберт Винер, основатель кибернетики, вообще трактовал проблему управления как уменьшение энтропии управляемых решений.
Введение
1. Понятие условий неопределённости
2. Точка стратегического воздействия
3. Выбор экономической стратегии фирмы в условиях неопределённости
4. Психологические основы выбора в условиях неопределённости
Заключение
Список литературы
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИИ
И ДИЗАЙНА»
Кафедра
экономической теории
по дисциплине
«Микроэкономика» на тему:
Выбор в условиях неопределенности
2011
План
Введение
1. Понятие условий неопределённости
2. Точка стратегического воздействия
3. Выбор экономической стратегии фирмы в условиях неопределённости
4. Психологические
основы выбора в условиях
Заключение
Список
литературы
ВВЕДЕНИЕ
Практически каждое решение принимается человеком в условиях неопределённости, то есть недостатка информации о существующих фактах и вероятных будущих событиях. Данное утверждение относится и к принятию решения фирмой. Покупает ли человек ботинки - он не знает насколько хорошие нити приобрёл производитель и как скоро последние порвутся. Поглощает ли фирма конкурента - она не знает насколько данные публичных отчётов соответствуют реальному положению дел в компании и не запретит ли данную сделку антимонопольный комитет.
Неопределённость
увеличивается в геометрической
прогрессии с удалением предполагаемого
события во времени. А поскольку
всё, что касается стратегии, относится
к долговременному временному интервалу,
то условия неопределённости в применении
к стратегии приобретают
Выбор экономической стратегии фирмы - одно из главных решений, принимаемых фирмой, если не самое главное. Неверное решение, принятое на основании недостаточных данных (о которых может быть никто и не знал, что они недостаточны), может привести к разрушению фирмы. Норберт Винер, основатель кибернетики, вообще трактовал проблему управления как уменьшение энтропии управляемых решений.
Впрочем, если бы не было условий неопределённости, человек для принятия решений не был бы нужен. Выбор из существующих альтернатив, даже имеющих вероятностный (но определённый!) характер, вполне может осуществить компьютер на основании разработанного алгоритма.
Человек же преодолевает условия неопределённости волевым решением, которое зачастую противоречит известным данным и тем не менее оказывается верным.
Именно
в условиях неопределённости на первое
место выходят такие качества
менеджера, как искусство и интуиция.
1. Понятие условий неопределённости
Прежде
чем учитывать условия
Неопределённость следует отличать от риска. Под риском понимают ситуацию, в которой люди не знают точно, что случится, но представляют вероятность каждого из этих исходов. Неопределённость же означает недостаток информации о вероятных будущих событиях. Причём одна и та же ситуация для одного человека может являться ситуацией риска, а для другого - неопределённости, причём она очень легкоможет перейти из одного вида в другой. Предположим, у нас есть урны двух типов: в урнах первого типа находится 5 чёрных и 5 красных шаров, в урнах второго типа - 9 чёрных и 1 красный шар. На каждой урне повешена метка, указывающая на тип урны. Пусть все урны находятся в одной комнате, а в другой находятся два человека. Один из них заходит в комнату с урнами и берёт одну урну наугад. Он не знает, какова вероятность вынуть из урны красный шар - ситуация неопределённости. Потом он смотрит на метку и узнаёт вероятности - ситуация риска. Затем он отрывает метку и выносит урну к другому человеку. Тот не знает вероятность вытащить красный шар. По поводу одной и той же урны эти два человека находятся в разных ситуациях - риска и неопределённости. Если же первому человеку сказать, что метки были наклеены как попало, и тип урны не обязательно соответствует типу метки, то снова оказался бы в ситуации неопределённости. Если бы метки в самом деле были приклеены таким образом, а человеку об этом бы не сказали, то он опять-таки находился бы в условиях неопределённости, хотя и считал бы, что находится в ситуации риска.
С этой точки зрения интересно сопоставить неопределённость и так называемые "объективные законы развития". Последние утверждают, что общество, экономика развиваются по определённым законам. Однако можно ли говорить о какой-либо объективности в случае, когда неизвестны ни будущие события, не их вероятности. Возьмём, например, эффект Пигу. Данная цепочка абсолютно логична и, по идее, должна действовать. Ну а если человек не знает: что он вообще может взять кредит, что ставка процента снизилась, что в данной ситуации он может легче расплатиться за кредит. И разумные меры макроэкономического регулирования не дадут никакого (по крайней мере ожидаемого) эффекта.
Выделяют
следующие источники
* экономическая среда;
* нормативно-законодательная среда;
* технико-технологическая среда;
* внутренняя среда.
Можно выделить и другую классификацию источников неопределённости. Она основывается на схеме анализа, описанной К. Боумэном в книге "Основы стратегического менеджмента" и дополненной Э. Гроувом в его бестселлере "Выживают только параноики":
Потенциальные конкуренты
Поставщики Потребители
Конкуренты Заменители
Возможность того, что то, что делает ваш бизнес
может быть сделано другим способом.
Всё, с
чем взаимодействует наш
Выделяют следующие виды неопределённости:
1. Перспективная неопределённость (появление непредусмотренных факторов);
2. Ретроспективная неопределённость (отсутствие информации о поведении объекта в прошлом. В данном случае возможны три варианта: информацию можно восстановить, информацию можно восполнить перспективной, информацию нельзя ни восстановить, ни восполнить);
3. Техническая
неопределённость (невозможность предсказать
результаты принимаемых
4. Стохастическая неопределённость;
5. Неопределённость состояния природы;
6. Неопределённость
целенаправленного
7. Неопределённость целей (нельзя выбрать одну цель или выбор неоднозначен);
8. Неопределённость условий;
9. Лингвистическая
неопределённость (особенно значима
в условиях современной России,
поскольку многие англоязычные
экономические термины не
10. Неопределённость действий.
Необходимо отметить, что неопределённость не есть что-то безусловно отрицательное для фирмы и она не должна обязательно снижать уровень неопределённости. Неопределённость затрудняет принятие решений фирмой, но она мешает и принятию решений конкурентов. Поэтому фирма может (и должна) сама создавать дополнительную неопределённость. Всякая ошибка конкурентов - предоставленная нам возможность. Соответственно "предприятие должно стремиться расширять собственные области решений и сужать аналогичные поля конкурентов".
Как же
фирма может снизить
2. Точка стратегического воздействия
Итак, неопределённость оказывает значительное влияние на фирму и должна учитываться при выборе экономической стратегии компании. Но во много раз больше влияние неопределённости в точке стратегического воздействия (SIP, strategic inflection point). Понятие точки стратегического воздействия (в отечественной литературе получила распространение аббревиатура SI-точка) было введено Эндрю Гроувом, СЕО корпорации Intel в его книге "Выживают только параноики", сразу ставшей бестселлером на Западе.
"Вещи,
по отношению к которым я
имею тенденцию быть