Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:37, реферат
Вопрос о взаимосвязи математики и философии впервые был задан давным-давно. Аристотель, Бэкон, Леонардо да Винчи – многие великие умы человечества занимались этим вопросом и достигали великих результатов. Это не удивительно, ведь основу взаимодействия философии с какой-либо из наук составляет потребность использования аппарата философии для проведения исследований в данной области. Математика же, несомненно, более других точных наук поддается философскому анализу (в силу своей абстрактности). Наряду с этим прогрессирующая математизация науки оказывает активное воздействие на развитие философское мышление.
I. Введение………………………………………………………….3
II. Взаимосвязь математики и философии Древней Греции.
2.1. Появление математики в Древней Греции……………..…4
2.2. Милетская школа……………………………………….…..5
2.3. Пифагорейская школа…………..………….………………7
2.4. Элейская школа………………………………..……….….10
2.5. Демокрит……………………………………………..….…12
2.6. Платоновский идеализм…....……………………………..15
2.7. Система философии математики Аристотеля……………17
III. Заключение……….……………………………………………20
IV. Список литературы……………………………………………21
V. Приложения…………………………………………………….22
Министерство Образования РФ
УрГАХА
Кафедра
социальных наук
Реферат по философии на тему:
«Взаимосвязь
математики и философии Древней Греции»
Выполнила: студент группы 427
Екатеринбург 2009г.
Содержание.
I. Введение…………………………………………………………
II. Взаимосвязь математики и философии Древней Греции.
2.1. Появление математики в Древней Греции……………..…4
2.2. Милетская школа……………………………………….…..5
2.3. Пифагорейская школа…………..………….………………7
2.4. Элейская школа………………………………..……
2.5. Демокрит……………………………………………..….…
2.6. Платоновский идеализм…....…………
2.7. Система философии математики Аристотеля……………17
III. Заключение……….…………………………………………
IV. Список
литературы……………………………………………21
V. Приложения……………………………………………………
I. Введение.
Вопрос о взаимосвязи математики и философии впервые был задан давным-давно. Аристотель, Бэкон, Леонардо да Винчи – многие великие умы человечества занимались этим вопросом и достигали великих результатов. Это не удивительно, ведь основу взаимодействия философии с какой-либо из наук составляет потребность использования аппарата философии для проведения исследований в данной области. Математика же, несомненно, более других точных наук поддается философскому анализу (в силу своей абстрактности). Наряду с этим прогрессирующая математизация науки оказывает активное воздействие на развитие философское мышление.
Совместный
путь математики и философии начался в
IV веке до н.э. в Древней Греции. Не стесненное
рамками деспотизма, греческое общество
той поры было подобно почве, на которой
взросло то многое, что дошло до нас в сильно
измененном виде, однако, сохранив основную,
заложенную греками, идею: театр, драматургия,
философия, математика. Эта работа является
попыткой проследить за процессом формирования,
развития и взаимного влияния математики
и философии Древней Греции, а также привести
различные точки зрения на движущие силы
и результаты этого процесса.
II. Взаимосвязи математики и философии Древней Греции.
2.1. Появление
математики в Древней Греции.
Известно, что греческая цивилизация на ранней стадии своего развития отталкивалось от цивилизации древнего Востока. Каково же было математическое наследие, полученное греками. Из дошедших до нас математических документов можно заключить, что в древнем Египте были сильно развиты отрасли математики, связанные с решением экономических задач. Например, папирус Райнда (ок. 2000 до н.э.) начинался с обещания «научить совершенному и основательному исследованию всех вещей, понимания их сущности, познанию всех тайн». Фактически излагается искусство вычисления с целыми числами и дробями, в которое посвящались государственные чиновники для того, чтобы уметь решать широкий круг практических задач, таких, как распределение заработной платы между известным числом рабочих, вычисление количества зерна для приготовления такого-то количества хлеба, вычисление поверхности объемов и т.д. Все содержание известной нам египетской математики свидетельствует о том, что математические знания египтян предназначались для удовлетворения конкретных потребностей материального производства и не могли хоть сколько-нибудь серьезно быть связанными с философией. Математика Вавилона, как и египетская, была вызвана к жизни потребностями производственной деятельности. Сохранившиеся документы показывают, что основываясь на 60-тиричной системе исчисления, вавилоняне могли выполнять четыре арифметических действия, существовали таблицы корней, кубов и кубических корней, были известны правила суммирования прогрессий. Замечательные результаты были получены в области числовой алгебры. Хотя вавилоняне и не знали алгебраической символики, но решение задач проводилось по плану, задачи сводились к единому "нормальному" виду и затем решались по общим правилам, причем истолкование преобразований "уравнения" не связывалось с конкретной природой исходных данных.
Если же сравнивать математические науки
Египта и Вавилона по способу мышления,
то нетрудно будет установить их общность
по таким характеристикам, как авторитарность,
некритичность, следование за традицией,
крайне медленная эволюция знаний. Эти
же черты обнаружи- ваются и в философии,
мифологии, религии Востока. Как писал
по этому поводу Э.Кольман, "в этом месте,
где воля деспота считалась законом, не
было места для мышления, доискивающегося
до причин и обоснований явлений, ни тем
более для свободного обсуждения".
2.1 Милетская
школа
Анализ древнегреческой математики и философии следует начать с милетской математической школы, заложившей основы математики как доказательной науки. Милетская школа - одна из первых древнегреческих математических школ, оказавшая существенное влияние на развитие философских представлений того времени. Она существовала в Ионии в конце V - IV вв. до н.э.; основными деятелями ее являлись Фалес (ок. 624-547 гг. до н.э.), Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.) и Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.). Рассмотрим на примере милетской школы основные отличия греческой науки от догреческой и проанализируем их. Если сопоставить исходные математические знания греков с достижениями египтян и вавилонян, то вряд ли можно сомневаться в том, что такие элементарные положения, как равенство углов у основания равнобедренного треугольника, открытие которого приписывают Фалесу Милетскому, не были известны древней математике. Фалес стремится доказать то, что эмпирически было получено и без должного обоснования использовалось в египетской и вавилонской математике. Возможно, в период наиболее интенсивного развития духовной жизни Вавилона и Египта, в период формирования основ их знаний изложение тех или иных математических положений сопровождалось обоснованием в той или иной форме. Однако, как пишет Ван дер Варден, "во времена Фалеса египетская и вавилонская математика давно уже были мертвыми знаниями. Можно было показать Фалесу, как надо вычислять, но уже неизвестен был ход рассуждений, лежащих в основе этих правил".
Иония, где проходила деятельность милетской школы, была достаточно развитой в экономическом отношении областью. Поэтому именно она прежде прочих вступила на путь низвержения первобытнообщинного строя и формирования рабовладельческих отношений. В VIII-VI вв. до н.э. земля все больше сосредотачивалась в руках крупной родовой знати. Развитие ремесленного производства и торговли еще в большей мере ускоряло процесс социально-имущественного расслоения. Отношения между аристократией и демосом становятся напряженными; со временем эта напряженность перерастает в открытую борьбу за власть. Калейдоскоп событий во внутренней жизни, не менее изменчивая внешняя обстановка формируют динамизм, живость общественной мысли. Напряженность в политической и экономической сферах приводит к столкновениям в области религии, поскольку демос, еще не сомневаясь в том, что религиозные и светские установления вечны, так как даны богами, требует, чтобы они были записаны и стали общедоступными, ибо правители искажают божественную волю и толкуют ее по-своему. Однако нетрудно понять, что систематическое изложение религиозных и мифологических представлений (попытка такого изложения была дана Гесиодом) не могло не нанести серьезного удара религии. При проверке религиозных измышлений логикой первые, несомненно, показались бы конгломератом нелепостей.
Качественное
отличие исследований Фалеса и его последователей
от догреческой математики проявляется
не столько в конкретном содержании исследованной
зависимости, сколько в новом способе
математического мышления. Таким образом, материалистическое
мировоззрение Фалеса и его последователей
не является каким-то загадочным, не от
мира сего порождением "греческого
духа". Оно является продуктом вполне
определенных социально-экономических
условий и выражает интересы исторически-конкретных
социальных сил, прежде всего торгово-ремесленных
слоев общества. На основании всего
вышеперечисленного еще нельзя с большой
уверенностью утверждать, что именно воздействие
мировоззрения явилось решающим фактором
для возникновения доказательства; не
исключено ведь, что это произошло в силу
других причин: потребностей производства,
запросов элементов естествознания, субъективных
побуждений исследователей. Однако можно
убедиться, что каждая из этих причин не
изменила принципиально своего характера
по сравнению с догреческой эпохой непосредственно
не приводит к превращению математики
в доказательную науку. Например, для удовлетворения
потребностей техники было вполне достаточно
практической науки древнего Востока,
в справедливости положений которой можно
было убедиться эмпирически. Сам процесс
выявления этих положений показал, что
они дают достаточную для практических
нужд точность. Можно считать одним из
побудительных мотивов возникновения
доказательства необходимость осмысления
и обобщения результатов предшественников.
Однако и этому фактору не принадлежит
решающая роль, так как, например, существуют
теории, воспринимаемые нами как очевидные,
но получившие строгое обоснование в античной
математике (например, теория делимости
на 2).
2.3. Пифагорейская
школа.
На основании данного выше исследования милетской школы можно лишь убедиться в активном влиянии мировоззрения на процесс математического познания только при радикальном изменении социально-экономических условий жизни общества. Однако остаются открытыми вопросы о том, влияет ли изменение философской основы жизни общества на развитие математики, зависит ли математическое познание от изменения идеологической направленности мировоззрения, имеет ли место обратное воздействие математических знаний на философские идеи. Можно попытаться ответить на поставленные вопросы, обратившись к деятельности пифагорейской школы. Пифагореизм как направление духовной жизни существовал на протяжении всей истории Древней Греции, начиная с VI века до н. э. и прошел в своем развитии ряд этапов. Вопрос о их временной длительности сложен и до сих пор не решен однозначно. Основоположником школы был Пифагор Самосский (ок. 580-500 до н.э.). Ни одна строка, написанная Пифагором, не сохранилась; вообще неизвестно, прибегал ли он к письменной передаче своих мыслей. Что было сделано самим Пифагором, а что его учениками, установить очень трудно. Свидетельства о нем древнегреческих авторов противоречивы; в какой-то мере различные оценки его деятельности отражают многообразие его учения. В пифагореизме выделяют две составляющие: практическую ("пифагорейский образ жизни") и теоретическую (определенная совокупность учений). В религиозном учении пифагорейцев наиболее важной считалась обрядовая сторона, затем имелось в виду создать определенное душевное состояние и лишь потом по значимости шли верования, в трактовке которых допускались разные варианты.
По сравнению с другими
Числа у пифагорейцев выступают основополагающими универсальными объектами, к которым предполагалось свести не только математические построения, но и все многообразие действительности. Физические, этические, социальные и религиозные понятия получили математическую окраску. Науке о числах и других математических объектах отводится основополагающее место в системе мировоззрения, то есть фактически математика объявляется философией. Как писал Аристотель, "...у чисел они усматривали, казалось бы, много сходных черт с тем, что существует и происходит, - больше, чем у огня, земли и воды... У них, по-видимому, число принимается за начало и в качестве материи для вещей, и в качестве выражения для их состояний и свойств... Например, такое-то свойство чисел есть справедливость, а такое-то - душа и ум, другое - удача, и можно сказать - в каждом из остальных случаев точно также". Если сравнивать математические исследования ранней пифагорейской и милетской школ, то можно выявить ряд существенных различий. Так, математические объекты рассматривались пифагорейцами как первосущность мира, то есть радикально изменилось само понимание природы математических объектов. Кроме того, математика превращена пифагорейцами в составляющую религии, в средство очищения души, достижения бессмертия. И наконец, пифагорейцы ограничивают область математических объектов наиболее абстрактными типами элементов и сознательно игнорируют приложения математики для решения производственных задач.
Информация о работе Взаимосвязь математики и философии Древней Греции