Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:37, реферат
Вопрос о взаимосвязи математики и философии впервые был задан давным-давно. Аристотель, Бэкон, Леонардо да Винчи – многие великие умы человечества занимались этим вопросом и достигали великих результатов. Это не удивительно, ведь основу взаимодействия философии с какой-либо из наук составляет потребность использования аппарата философии для проведения исследований в данной области. Математика же, несомненно, более других точных наук поддается философскому анализу (в силу своей абстрактности). Наряду с этим прогрессирующая математизация науки оказывает активное воздействие на развитие философское мышление.
I. Введение………………………………………………………….3
II. Взаимосвязь математики и философии Древней Греции.
2.1. Появление математики в Древней Греции……………..…4
2.2. Милетская школа……………………………………….…..5
2.3. Пифагорейская школа…………..………….………………7
2.4. Элейская школа………………………………..……….….10
2.5. Демокрит……………………………………………..….…12
2.6. Платоновский идеализм…....……………………………..15
2.7. Система философии математики Аристотеля……………17
III. Заключение……….……………………………………………20
IV. Список литературы……………………………………………21
V. Приложения…………………………………………………….22
Аристотель был одним из первых, кто попытался
объяснить причины появления пифагорейской
концепции математики. Он видел их в пределах
самой математики: "Так называемые пифагорейцы,
занявшись математическими науками, впервые
двинули их вперед и, воспитавшись на них,
стали считать их началами всех вещей".
Подобна точка зрения не лишена основа
основания хотя бы в силу применимости
математических положений для выражения
отношений между различными явлениями.
На этом основа основании можно, неправомерно
расширив данный момент математического
познания, прийти к утверждению о выразимости
всего сущего с помощью математических
зависимостей, а если считать числовые
отношения универсальными, то "число
есть сущность всех вещей". Кроме того,
ко времени деятельности пифагорейцев
математика прошла длинный путь исторического
развития; процесс формирования ее основных
положений терялся во мраке веков. Таким
образом, появлялось искушение пренебречь
ими объявить математические объекты
чем-то первичным по отношению к существующему
миру. Именно так и поступили пифагорейцы.
В советской философской науке проблема
появления пифагорейской концепции математики
рассматривалась, естественно, с позиций
марксистско-ленинской философии. Так,
О.И.Кедровский пишет: "...Выработанная
им (Пифагором) концепция объективно оказалась
идеологией вполне определенных социальных
слоев общества. Это были представители
аристократии, теснимые демосом... Для
них характерно стремление уйти от тягот
земной жизни, обращение к религии и мистике".
Эта точка зрения, как и первая, не лишена
смысла; истина же, вероятно, находится
где-то посередине. Однако крах пифагорейского
учения следует связывать в первую очередь
не с вырождением аристократии как класса,
а с попыткой пифагорейцев извратить саму
природу процесса математического познания,
лишив математику таких важных источников
прогресса, как приложения к производству,
открытое обсуждение результатов исследований,
коллективное творчество, удержать прогресс
математики в рамках рафинированного
учения для посвященных. Кстати, сами пифагорейцы
подорвали свой основополагающий принцип
"число есть сущность всех вещей",
открыв, что отношение диагонали и стороны
квадрата не выражается посредством целых
чисел. Таким образом, уже в исходном пункте
своего развития теоретическая математика
была подвержена влиянию борьбы двух типов
мировоззрения - материалистического
и религиозно-идеалистического. Наряду
с влиянием мировоззрения на развитие
математического познания имеет место
и обратное воздействие.
2.4. Элейская
школа.
Элейская школа довольно интересна для исследования, так как это одна из древнейших школ, в трудах которой математика и философия достаточно тесно и разносторонне взаимодействуют. Основными представителями элейской школы считают Парменида (конец VI - V в. до н.э.) и Зенона (первая половина V в. до н.э.). Философия Парменида заключается в следующем: всевозможные системы миропонимания базируются на одной из трех посылок:
1)Есть только бытие, небытия нет;
2)Существует не только бытие, но и небытие;
3)Бытие и небытие тождественны.
Истинной Парменид признает только первую посылку. Согласно ему, бытие едино, неделимо, неизменяемо, вневременно, закончено в себе, только оно истинно сущее; множественность, изменчивость, прерывность, текучесть - все это удел мнимого. С защитой учения Парменида от возражений выступил его ученик Зенон. Древние приписывали ему сорок доказательств для защиты учения о единстве сущего (против множественности вещей) и пять доказательств его неподвижности (против движения). Из них до нас дошло всего девять. Наибольшей известностью во все времена пользовались зеноновы доказательства против движения; например, "движения не существует на том основании, что перемещающееся тело должно прежде дойти до половины, чем до конца, а чтобы дойти до половины, нужно пройти половину этой половины и т.д.". Аргументы Зенона приводят к парадоксальным, с точки зрения "здравого смысла", выводам, но их нельзя было просто отбросить как несостоятельные, поскольку и по форме, и по содержанию удовлетворяли математическим стандартам той поры. Разложив апории Зенона на составные части и двигаясь от заключений к посылкам, можно реконструировать исходные положения, которые он взял за основу своей концепции. Важно отметить, что в концепции элеатов, как и в дозеноновской науке фундаментальные философские представления существенно опирались на математические принципы. Видное место среди них занимали следующие аксиомы:
1. Сумма
бесконечно большого числа
2. Сумма любого, хотя бы и бесконечно большого числа непротяженных величин всегда равна нулю и никогда не может стать некоторой заранее заданной протяженной величиной.
Именно в силу тесной взаимосвязи общих
философских представлений с фундаментальными
математическими положениями удар, нанесенный
Зеноном по философским воззрениям, существенно
затронул систему математических знаний.
Целый ряд важнейших математических построений,
считавшихся до этого несомненно истинными,
в свете зеноновских построений выглядели
как противоречивые. Рассуждения Зенона
привели к необходимости переосмыслить
такие важные методологические вопросы,
как природа бесконечности, соотношение
между непрерывным и прерывным и т.п. Они
обратили внимание математиков на непрочность
фундамента их научной деятельности и
таким образом оказали стимулирующее
воздействие на прогресс этой науки. Следует
обратить внимание и на обратную связь
- на роль математики в формировании элейской
философии. Так, установлено, что апории
Зенона связаны с нахождением суммы бесконечной
геометрической прогрессии. На этом основании
советский историк математики Э. Кольман
сделал предположение, что "именно на
математический почве суммирования таких
прогрессий и выросли логико-философские
философские апории Зенона". Однако
такое предположение, по-видимому, лишено
достаточных оснований, так как оно слишком
жестко связывает учение Зенона с математикой
при том, что имеющие исторические данные
не дают основания утверждать, что Зенон
вообще был математиком. Итак, философские
рассуждения элеатов, с одной стороны,
явились мощным толчком для принципиально
новой постановки важнейших методологических
вопросов математики, а с другой - послужили
источником возникновения качественно
новой формы обоснования математических
знаний.
2.5. Демокрит.
Аргументы Зенона вскрыли внутренние противоречия, которые имели место в сложившихся математических теориях. Тем самым факт существования математики был поставлен под сомнение. Какими же путями разрешались противоречия, выявленные Зеноном?
Простейшим выходом из создавшегося положения бал отказ от абстракций в пользу того, что можно непосредственно проверить с помощью ощущений. Такую позицию занял софист Протагор. Он считал, что "мы не можем представить себе ничего прямого или круглого в том смысле, как представляет эти термины геометрия; в самом деле, круг касается прямой не в одной точке". Таким образом, из математики следует убрать как ирреальные: представления о бесконечном числе вещей, так как никто не может считать до бесконечности; бесконечную делимость, поскольку она неосуществима практически и т.д. Таким путем математику можно сделать неуязвимой для рассуждений Зенона, но при этом практически упраздняется теоретическая математика. Значительно сложнее было построить систему фундаментальных положений математики, в которой бы выявленные Зеноном противоречия не имели бы места. Эту задачу решил Демокрит, разработав концепцию математического атомизма. Демокрит был, по мнению Маркса, "первым энциклопедическим умом среди греков". Диоген Лаерций (III в. н.э.) называет 7О его сочинений, в которых были освещены вопросы философии, логики, математики, космологии, физики, биологии, общественной жизни, психологии, этики, педагогики, филологии, искусства, техники и другие. Аристотель писал о нем: "Вообще, кроме поверхностных изысканий, никто ничего не установил, исключая Демокрита. Что же касается его, то получается такое впечатление, что он предусмотрел все, да и в методе вычислений он выгодно отличается от других".
Вводной частью научной системы Демокрита была "каноника", в которой формулировались и обосновывались принципы атомистической философии. Затем следовала физика, как наука о различных проявлениях бытия, и этика. Каноника входила в физику в качестве исходного раздела, этика же строилась как порождение физики. В философии Демокрита прежде всего устанавливается различие между "подлинно сущим" и тем, что существует только в "общем мнении". Подлинно сущими считались лишь атомы и пустота. Как подлинно сущее, пустота (небытие) есть такая же реальность, как атомы (бытие). "Великая пустота" безгранична и заключает в себе все существующее, в ней нет ни верха, ни низа, ни края, ни центра, она делает прерывной материю и возможным ее движение. Бытие образуют образуют бесчисленные мельчайшие качественно однородные первотельца, различающиеся между собой по внешним формам, размеру, положению и порядку, они далее неделимы вследствие абсолютной твердости и отсутствия в них пустоты и "по величине неделимы". Атомам самим по себе свойственно непрестанное движение, разнообразие которого определяется бесконечным разнообразием форм атомов. Движение атомов вечно и в конечном итоге является причиной всех изменений в мире. Задача научного познания, согласно Демокриту, чтобы наблюдаемые явления свести к области "истинного сущего" и дать им объяснение исходя из общих принципов атомистики. Это может быть достигнуто посредством совместной деятельности ощущений и разума. Гносеологическую позицию Демокрита Маркс сформулировал следующим образом: "Демокрит не только не удалялся от мира, а, наоборот, был эмпирическим естествоиспытателем". Содержание исходных философских принципов и гносеологические установки определили основные черты научного метода Демокрита:
а) В познании исходить от единичного;
б) Любые предмет и явление разложимы до простейших элементов (анализ) и объяснимы исходя из них (синтез);
в) Различать существование "по истине" и "согласно мнению";
г) Явления действительности - это отдельные фрагменты упорядоченного космоса, который возник и функционирует в результате действий чисто механической причинности.
Математика по праву должна считаться у Демокрита первым разделом собственно физики и следовать непосредственно за каноникой. В самом деле, атомы качественно однородны и их первичные свойства имеют количественный характер. Однако было бы неправильно трактовать учение Демокрита как разновидность пифагореизма, поскольку Демокрит хотя и сохраняет идею господства в мире математической закономерности, но выступает с критикой априорных математических построений пифагорейцев, считая, что число должно выступать не законодателем природы, а извлекаться из нее. Математическая закономерность выявляется Демокритом из явлений действительности, и в этом смысле он предвосхищает идеи математического естествознания. Исходные начала материального бытия выступают у Демокрита в значительной степени как математические объекты, и в соответствии с этим математике отводится видное место в системе мировоззрения как науке о первичных свойствах вещей. Однако включение математики в основание мировоззренческой системы потребовало ее перестройки, приведения математики в соответствие с исходными философскими положениями, с логикой, гносеологией, методологией научного исследования. Созданная таким образом концепция математики, называемая концепцией математического атомизма, оказалась существенно отличной от предыдущих.
У Демокрита все математические объекты
(тела, плоскости, линии, точки) выступают
в определенных материальных образах.
Идеальные плоскости, линии, точки в его
учении отсутствуют. Основной процедурой
математического атомизма является разложение
геометрических тел на тончайшие листики
(плоскости), плоскостей - на тончайшие
нитки (линии), линий - на мельчайшие зернышки
(атомы). Каждый атом имеет малую, но ненулевую
величину и далее неделим. Теперь длина
линии определяется как сумма содержащихся
в ней неделимых частиц. Аналогично решается
вопрос о взаимосвязи линий на плоскости
и плоскостей в теле. Число атомов в конечном
объеме пространства не бесконечно, хотя
и настолько велико, что недоступно чувствам.
Итак, главным отличием учения Демокрита
от рассмотренных ранее является отрицание
им бесконечной делимости. Таким образом
он решает проблему правомерности теоретических
построений математики, не сводя их к чувственно
воспринимаемым образам, как это делал
Протагор. Так, на рассуждения Протагора
о касании окружности и прямой Демокрит
мог бы ответить, что чувства, являющиеся
отправным критерием Протагора, показывают
ему, что чем точнее чертеж, тем меньше
участок касания; в действительности же
этот участок настолько мал, что не поддается
чувственному анализу, а относится к области
истинного познания. Руководствуясь положениями
математического атомизма, Демокрит проводит
ряд конкретных математических исследований
и достигает вы- дающихся результатов
(например, теория математической перспективы
и проекции). Кроме того, он сыграл, по свидетельству
Архимеда, немаловажную роль в доказательстве
Эвдоксом теорем об объеме конуса и пирамиды.
Нельзя с уверенностью сказать, пользовался
ли он при решении этой задачи методами
анализа бесконечно малых. А.О.Маковельский
пишет: "Демокрит вступил на путь, по
которому дальше пошли Архимед и Кавальери.
Однако, подойдя вплотную к понятию бесконечно
малого, Демокрит не сделал последнего
решительного шага. Он не допускает безграничного
увеличения числа слагаемых, образующих
в своей сумме данный объем. Он принимает
лишь чрезвычайно большое, не поддающееся
исчислению вследствие своей огромности
число этих слагаемых". Выдающимся достижением
Демокрита в математике явилась также
его идея о построении теоретической математики
как системы. В зародышевой форме она представляет
собой идею аксиоматического построения
математики, которая затем была развита
в методологическом плане Платоном и получила
логически развернутое положение у Аристотеля.
2.6. Платоновский
идеализм.
Сочинения Платона (427-347 гг. до н.э.) - уникальное явление в отношении выделения философской концепции. Это высокохудожественное, захватывающее описание самого процесса становления концепции, с сомнениями и неуверенностью, подчас с безрезультатными попытками разрешения поставленного вопроса, с возвратом к исходному пункту, многочисленными повторениями и т.п. Выделить в творчестве Платона какой-либо аспект и систематически изложить его довольно сложно, так как приходится реконструировать мысли Платона из отдельных высказываний, которые настолько динамичны, что в процессе эволюции мысли порой превращаются в свою противоположность. Платон неоднократно высказывал свое отношение к математике и она всегда оценивалась им очень высоко: без математических знаний "человек с любыми природными свойствами не станет блаженным", в своем идеальном государстве он предполагал "утвердить законом и убедить тех, которые намереваются занять в городе высокие должности, чтобы они упражнялись в науке счисления".
Систематическое широкое использование математического материала имеет место у Платона, начиная с диалога "Менон", где Платон подводит к основному выводу с помощью геометрического доказательства. Именно вывод этого диалога о том, что познание есть припоминание, стал основополагающим принципом платоновской гносеологии. Значительно в большей мере, чем в гносеологии, влияние математики обнаруживается в онтологии Платона. Проблема строения материальной действительности у Платона получила такую трактовку: мир вещей, воспринимаемый посредством чувств, не есть мир истинно существующего; вещи непрерывно возникают и погибают. Истинным бытием обладает мир идей, которые бестелесны, нечувственны и выступают по отношению к вещам как их причины и образы, по которым эти вещи создаются. Далее, помимо чувственных предметов и идей он устанавливает математические истины, которые от чувственных предметов отличаются тем, что вечны и неподвижны, а от идей - тем, что некоторые математические истины сходна друг с другом, идея же всякий раз только одна. У Платона в качестве материи началами являются большое и малое, а в качестве сущности - единое, ибо идеи (они же числа) получаются из большого и малого через приобщение их к единству. Чувственно воспринимаемый мир, согласно Платону, создан Богом. Процесс построения космоса описан в диалоге "Тимей". Ознакомившись с этим описанием, нужно признать, что Создатель был хорошо знаком с математикой и на многих этапах творения существенно использовал математические положения, а порой и выполнял точные вычисления. Посредством математических отношений Платон пытался охарактеризовать и некоторые явления общественной жизни, примером чего может служить трактовка социального отношения "равенство" в диалоге "Горгий" и в "Законах". Можно заключить, что Платон существенно опирался на математику при разработке основных разделов своей философии: в концепции "познание - припоминание", учении о сущности материального бытия, об устройстве космоса, в трактовке социальных явлений и т.д. Математика сыграла значительную роль в конструктивном оформлении его философской системы.
Информация о работе Взаимосвязь математики и философии Древней Греции