Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:37, реферат
Вопрос о взаимосвязи математики и философии впервые был задан давным-давно. Аристотель, Бэкон, Леонардо да Винчи – многие великие умы человечества занимались этим вопросом и достигали великих результатов. Это не удивительно, ведь основу взаимодействия философии с какой-либо из наук составляет потребность использования аппарата философии для проведения исследований в данной области. Математика же, несомненно, более других точных наук поддается философскому анализу (в силу своей абстрактности). Наряду с этим прогрессирующая математизация науки оказывает активное воздействие на развитие философское мышление.
I. Введение………………………………………………………….3
II. Взаимосвязь математики и философии Древней Греции.
2.1. Появление математики в Древней Греции……………..…4
2.2. Милетская школа……………………………………….…..5
2.3. Пифагорейская школа…………..………….………………7
2.4. Элейская школа………………………………..……….….10
2.5. Демокрит……………………………………………..….…12
2.6. Платоновский идеализм…....……………………………..15
2.7. Система философии математики Аристотеля……………17
III. Заключение……….……………………………………………20
IV. Список литературы……………………………………………21
V. Приложения…………………………………………………….22
Согласно Платону, математические науки
(арифметика, геометрия, астрономия и гармония)
дарованы человеку богами, которые "произвели
число, дали идею времени и возбудили потребность
исследования вселенной". Изначальное
назначение математики в том, чтобы "очищался
и оживлялся тот орган души человека, расстроенный
и ослепленный иными делами", который
"важнее, чем тысяча глаз, потому что
им одним созерцается истина". "Только
никто не пользуется ею (математикой) правильно,
как наукою, влекущей непременно к сущему".
"Неправильность" математики Платон
видел прежде всего в ее применимости
для решения конкретных практических
задач. Нельзя сказать, чтобы он вообще
отрицал практическую применимость математики.
Так, часть геометрии нужна для "расположения
лагерей", "при всех построениях как
во время самих сражений, так и во время
походов". Но, по мнению Платона, "для
таких вещей ...достаточна малая часть
геометрических и арифметических выкладок,
часть же их большая, простирающаяся далее,
должна способствовать легчайшему усвоению
идеи блага". Платон отрицательно отзывался
о тех попытках использования механических
методов для решения математических задач,
которые имели место в науке того времени.
Его неудовлетворенность вызывало также
принятое современниками понимание природы
математических объектов. Рассматривая
идеи своей науки как отражение реальных
связей действительности, математики
в своих исследованиях наряду с абстрактными
логическими рассуждениями широко использовали
чувственные образы, геометрические построения.
Платон всячески старается убедить, что
объекты математики существуют обособленно
от реального мира, поэтому при их исследовании
неправомерно прибегать к чувственной
оценке.
2.7. Система
философии математики
К.Маркс назвал Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) "величайшим философом древности". Основные вопросы философии, логики, психологии, естествознания, техники, политики, этики и эстетики, поставленные в науке Древней Греции, получили у Аристотеля полное и всестороннее освещение. В математике он, по-видимому, не проводил конкретных исследований, однако важнейшие стороны математического познания были подвергнуты им глубокому философскому анализу, послужившему методологической основой деятельности многих поколений математиков. Ко времени Аристотеля теоретическая математика прошла значительный путь и достигла высокого уровня развития. Продолжая традицию философского анализа математического познания, Аристотель поставил вопрос о необходимости упорядочивания самого знания о способах усвоения науки, о целенаправленной разработке искусства ведения познавательной деятельности, включающего два основных раздела: "образованность" и "научное знание дела". Среди известных сочинений Аристотеля нет специально посвященных изложению методологических проблем математики. Но по отдельным высказываниям, по использованию математического материала в качестве иллюстраций общих методологических положений можно составить представление о том, каков был его идеал построения системы математических знаний. Исходным этапом познавательной деятельности, согласно Аристотелю, является обучение, которое "основано на (некотором) уже ранее имеющемся знании... Как математические науки, так и каждое из прочих искусств приобретается (именно) таким способом". Для отделения знания от незнания Аристотель предлагает проанализировать "все те мнения, которые по-своему высказывали в этой области некоторые мыслители" и обдумать возникшие при этом затруднения. Анализ следует проводить с целью выяснения четырех вопросов: "что (вещь) есть, почему (она) есть, есть ли (она) и что (она) есть". Основным принципом, определяющим всю структуру "научного знания дела", является принцип сведения всего к началам и воспроизведения всего из начал. Универсальным процессом производства знаний из на- чал, согласно Аристотелю, выступает доказательство. "Доказательством же я называю силлогизм, - пишет он, - который дает знания". Изложению теории доказательного знания полностью посвящен "Органон" Аристотеля. Основные положения этой теории можно сгруппировать в разделы, каждый из которых раскрывает одну из трех основных сторон математики как доказывающей науки: "то, относительно чего доказывается, то, что доказывается и то, на основании чего доказывается". Таким образом, Аристотель дифференцированно подходил к объекту, предмету и средствам доказательства. Существование математических объектов признавалось задолго до Аристотеля, однако пифагорейцы, например, предполагали, что они находятся в чувственных вещах, платоники же, наоборот, считали их существующими отдельно. Согласно Аристотелю:
1. В чувственных вещах математические объекты не существуют, так как "находиться в том же самом месте два тела не в состоянии";
2. "Невозможно и то, чтобы такие реальности существовали обособленно".
Аристотель считал предметом математики
"количественную определенность и непрерывность".
В его трактовке "количеством называется
то, что может быть разделено на составные
части, каждая из которых является чем-то
одним, данным налицо. То или другое количество
есть множество, если его можно счесть,
это величина, если его можно измерить".
Множеством при этом называется то, "что
в возможности (потенциально) делится
на части не непрерывные, величиною то,
что делится на части непрерывные".
Прежде чем дать определение непрерывности,
Аристотель рассматривает понятие бесконечного,
так как «оно относится к катерории
количества» и проявляется прежде все-
го в непрерывном. "Что бесконечное
существует, уверенность в этом возникает
у исследователей из пяти оснований: из
времени (ибо оно бесконечно); из разделения
величин..; далее, только таким образом
не иссякнут возникновение и уничтожение,
если будет бесконечное, откуда берется
возникающее. Далее, из того, что конечное
всегда граничит с чем-нибудь, так как
необходимо, чтобы одно всегда граничило
с другим. Но больше всего -...на том основании,
что мышление не останавливается: и число
кажется бесконечным, и математические
величины". Существует ли бесконечное
как отдельная сущность или оно является
акциденцией величины или множества? Аристотель
принимает второй вариант, так как "если
бесконечное не есть ни величина, ни множество,
а само является сущностью..., то оно будет
неделимо, так как делимое будет или величиной,
или множеством. Если же оно не делимо,
оно не бесконечно в смысле непроходимого
до конца". Невозможность математического
бесконечного как неделимого следует
из того, что математический объект - отвлечение
от физического тела, а "актуально неделимое
бесконечное тело не существует". Число
"как что-то отдельное и в то же время
бесконечное" не существует, ведь "...если
возможно пересчитать исчислимое, то будет
возможность пройти до конца и бесконечное".
Таким образом, бесконечность здесь в
потенции существует, актуально же - нет.
Опираясь на изложенное выше понимание
бесконечного, Аристотель определяет
непрерывность и прерывность. Так, "непрерывное
есть само по себе нечто смежное. Смежное
есть то, что, следуя за другим, касается
его". Число как типично прерывное (дискретное)
образование формируется соединением
дискретных, далее неделимых элементов
- единиц. Геометрическим аналогом единицы
является точка; при этом соединение точек
не может образовать линию, так как "точкам,
из которых было бы составлено непрерывное,
необходимо или быть непрерывными, или
касаться друг друга". Но непрерывными
они не будут: "ведь края точек не образуют
чего-нибудь единого, так как у неделимого
нет ни края, ни другой части". Точки
не могут и касаться друг друга, поскольку
касаются "все предметы или как целое
целого, или своими частями, или как целое
части. Но так как неделимое не имеет частей,
им необходимо касаться целиком, но касающееся
целиком не образует непрерывного".
Невозможность составления непрерывного
из неделимых и необходимость его деления
на всегда делимые части, установленные
для величины, Аристотель распространяет
на движение, пространство и время, обосновывая
(например, в "Физике") правомерность
этого шага. С другой стороны, он приходит
к выводу, что признание неделимых величин
противоречит основным свойствам движения.
Выделение непрерывного и прерывного
как разных родов бытия послужило основой
для размежевания в логико-гносеологической
области, для резкого отмежевания арифметики
от геометрии.
III. Заключение.
В основе философии математики древних греков лежит понимание математических знаний как отражения объективного мира. Математика была для одним из источников формирования ряда разделов философской системы. Эта наука уже в исходном своем пункте имела качественное отличие от своих предшественников. Ее своеобразие заключается прежде всего в попытке систематически использовать идею доказательства. Греки вводят процесс обоснования как необходимый компонент математической действительности, доказательность действительно является отличительной чертой их математики. Техникой доказательства ранней греческой математики как в геометрии, так и в арифметике первоначально являлась простая попытка придания наглядности. Конкретными разновидностями такого доказательства в арифметике было доказательство при помощи камешков, в геометрии - путем наложения. Но сам факт наличия доказательства говорит о том, что математические знания воспринимаются не догматически, а в процессе размышления. Это, в свою очередь, обнаруживает критический склад ума, уверенность (может быть не всегда осознанную), что размышлением можно установить правильность или ложность рассматриваемого положения, уверенность в силе человеческого разума.
Греки в течении одного-двух столетия сумели овладеть математическим наследием предшественников, накопленного в течении тысячелетий, что свидетельствует об интенсивности, динамизме их математического познания. Исходный материал греки взяли у предшественников, но способ усвоения и использования этого материала был новый. Отличительными особенностями их математического познания являются рационализм, критицизм, динамизм. Философская концепция и совокупность математических положений формируется посредством однородного по своим общим характеристикам мыслительного процесса, качественно отличного от мышления предшествующей эпохи.
Появление потребности доказательства в греческой математике получает удовлетворительное объяснение, если учесть взаимодействие мировоззрения на развитие математики. В их философских и математических исследованиях проявляются вера в силу человеческого разума, критическое отношение к достижениям предшественников, динамизм мышления. Влияние мировоззрения превратилось из сдерживающего фактора математического познания в стимулирующий, в действенную силу прогресса математики.
Огромное значение для последующего развития
математики имело повышение уровня абстракции
математического познания в Древней Греции.
Конкретной формой проявления этого процесса
было возникновение косвенного доказательства
("от противного"), характерной чертой
которого является доказательство не
самого утверждения, а абсурдности обратного
ему. Таким образом был сделан шаг к становлению
математики как дедуктивной науки, созданы
некоторые предпосылки для ее аксиоматического
построения.
IV. Список
литературы.
1. Афанасьев В.Г. Основы философских знаний, М., Мысль, 1987.
2. Большая советская энциклопедия. - М., т.7, 1972
3. Введение в философию, 2т. - М., 1989.
4. Малинников С.Г. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - С.-Пб., 1995.
Информация о работе Взаимосвязь математики и философии Древней Греции