Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 06:58, реферат
Новый духовный мир выстраивался и обживался людьми с трудом, в конфликтах и столкновениях. Освобождение от власти прежних традиции требовало мужества, усилий и значительного времени. Прошлое сказывалось и на тех, кто прокладывал пути в этот новый мир.
Введение
1. Теоретические и социальные предпосылки философии Нового Времени
2. Проблематика универсального научного метода
3. Эмпиризм и рационализм в гносеологии Нового Времени
4. Понятие Просвещения
Заключение
Список использованной литературы
30
ПЛАН
Введение
1. Теоретические и социальные предпосылки философии Нового Времени
2. Проблематика универсального научного метода
3. Эмпиризм и рационализм в гносеологии Нового Времени
4. Понятие Просвещения
Заключение
Список использованной литературы
XVI - XVII века - время, обозначившее крупные перемены в жизни Европы. Сдвиги в образе жизни, системе ценностей, духовном мироощущении - все это нашло свое отражение в новой проблематике и стиле философии. Важным событием, определившим характер и направленность философской мысли, стала научная революция. Ее начало было положено открытиями Н.Коперника, И. Кеплеpa, Тихо де Браге, Г. Галилея, а завершение выпало Ньютону. Философия должна была осознать смысл и масштаб происходящих перемен и, отвечая ходу событий ввести современников в новый мир, мир с иным местоположением самого человека в его отношении к природе, обществу, самому себе и Богу.
Новый духовный мир выстраивался и обживался людьми с трудом, в конфликтах и столкновениях. Освобождение от власти прежних традиции требовало мужества, усилий и значительного времени. Прошлое сказывалось и на тех, кто прокладывал пути в этот новый мир.
У начала новой европейской философии возвышаются фигуры Фрэнсиса Бэкона (1561-1626 гг.) и Рене Декарта (1596-1650 гг.).
Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натурфилософии. В XVII веке интерес философов был направлен на вопросы познания - Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт - понятие метода в философии.
На первом месте проблемы гносеологии. Два основных направления: эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний; и рационализм, который выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.
Рационализм - (ratio - разум) как целостная система гносеологических воззрений начал складываться в 17-18 вв. в результате «торжества разума» - развития математики и естествознания, хотя его истоки можно найти еще в др.греческой философии, например еще Парменид различал знание «по истине» (полученное посредством разума) и знание «по мнению» (полученное в результате чувственного восприятия).
Культ разума вообще характерен для эпохи 17-18 вв. - истинно только то, что укладывается в определенную логическую цепочку. Обосновывая безусловную достоверность научных принципов математики и естествознания рационализм пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. Представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает как его источником, так и собственно критерием истинности. Так например к основному тезису сенсуалистов «нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах» рационалист Лейбниц добавляет: «Кроме самого разума».
Принижение роли чувств и ощущений восприятия в форме которого реализуется связь с миром влечет за собой отрыв от реального объекта познания. Обращение к разуму как единственному научному источнику знания привело рационалиста Декарта к заключению о существовании врожденных идей. Хотя, с точки зрения материализма, это можно назвать «генетическим кодом», передаваемым от поколения к поколению. С ним перекликается Лейбниц, предполагая наличие предрасположений (задатков) мышления.
Целью данной работы является исследование Западноевропейская философия XVII - XVIII столетий.
Задачи работы:
1. Раскрыть теоретические и социальные предпосылки философии Нового Времени.
2. провести анализ проблематика универсального научного метода.
3. охарактеризовать эмпиризм и рационализм в гносеологии Нового Времени.
4. дать понятие Просвещения.
Практическая значимость: материалы работы, ее содержание и полеченные результаты могут быть использованы в процессе преподавания отдельных тем, по философии.
Теоретической основой послужили труды таких авторов как:
Научная новизна данного исследования определяется целью исследования, а также кругом анализируемых проблем и авторским подходом к их решению.
Начиная с XVII в. бурно развивается естествознание. Потребности мореходства определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело – развитие математики и механики. Новая наука опирается прежде всего на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности.
Выдающийся ученик Галилея Э. Торричелли экспериментально установил факт давления воздуха, изобрел ртутный барометр и воздушный насос. Гениальный английский естествоиспытатель И. Ньютон сформулировал основные законы классической механики, в том числе и закон всемирного тяготения. Р. Бойль применяет механику к химии, разрабатывает проблемы атомистики, определяет понятие химического элемента. В 1600 г. вышла в свет работа английского физика Гильберта «О магните», которая кроме специальных физических положений содержала также важные идеи о роли эксперимента и количественного измерения во всех науках о природе. У. Гарвей открывает кровообращение и эмпирически исследует его роль. Выдающийся вклад в развитие математики, механики, физики, физиологии вносят философы Р. Декарт и Г. Лейбниц. [1]
Английский физик У. Гильберт исследовал свойства и практическое применение магнита. У. Гильберт описал свыше 600 опытов, он изготовил магнит сферической формы, с помощью магнитной стрелки исследовал его магнитные свойства и пришел к выводу, что они соответствуют магнитным свойствам.[2]
В. Гарвей открыл кровообращение и эмпирически исследовал его роль.[3] Выдающийся вклад в развитие математики, механики, физики, физиологии внесли Р. Декарт и Г. Лейбниц. В общественных науках разрабатывается теория естественного права (Т. Гоббс в Англии, Г. Гроций в Голландии).
Такое развитие науки не могло не оказать воздействия на философию своего времени. В философии происходит решительный разрыв со схоластикой и религией: в борьбе против господства религиозных догматов, авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.
Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания.
В развитии европейской духовной культуры этот век определяют как век «разума»: ему поклоняются, обращаются к нему как к «высшему судье» в делах человеческих; утверждается идея «разумности» мира. Формируется новая, так называемая просветительско-модернистская философская парадигма.
В эту эпоху формируется вера в безграничные возможности разума - неограниченный рационализм. Нет ничего, что человек не мог бы исследовать и понять. Наука не знает границ. Новое время утверждало отличную от античных и средневековых ценностей роль науки. Наука не самоцель, ею нужно заниматься не ради забавного времяпровождения, не ради любви к дискуссиям и не ради того, чтобы прославить свое имя. Она должна нести пользу человеческому роду, увеличивать его власть над природой.
Одной из важных особенностей этой парадигмы является стремление утвердить новое представление о реальности, бытии. Развитие мануфактурного производства, буржуазный образ жизни ориентировал на познание природы, природного бытия как действительной реальности. Именно природа («натура»), а не божественный дух является истинной «мировой субстанцией», «действительным бытием» с точки зрения мыслителей этой эпохи. Соответственно этому «главным» знанием становится знание о природе - естествознание. При этом происходит «очищение» философии от гуманистической ориентации, направление ее на «чистую» (без специфически человеческого, социального аспекта), объективную природу.
Стремление философов 17 в. к совершенствованию философского знания, преодолению схоластических установок и предрассудков средневековой философии, опиралось на осмысление и обобщение результатов и методов новой науки, науки, направленной на познание природы, а не божественного духа. Это создало предпосылки для утверждения философского материализма в собственном смысле слова.
Особенностью науки нового времени является, с одной стороны, опора на опытно-экспериментальное знание как главное средство достижения новых, практически действенных истин, на знание свободное от какой-либо ориентации на любые авторитеты. С другой стороны, в развитии науки этого времени значительную роль сыграли успехи математики, приведшие к возникновению алгебры, аналитической геометрии, к созданию дифференциального и интегрального исчислений и др.
Лидером естествознания в Новое время, благодаря научной революции 16 - 17 вв., стала механика - наука о движении тел, наблюдаемых непосредственно или с помощью инструментов. Эта наука, основанная на экспериментально-
Развитие науки, и прежде всего нового естествознания, утверждение ее особой роли в развитии человечества, побуждает философов постоянно согласовывать свои представления и умозрения с данными и методами, принятыми в точном естествознании. Философско-методологические работы принадлежат к числу главных трудов, в которых сформулированы многие принципы новой, антисхоластической философии.
Таким образом, если в средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то в 17 в. философия выступает в союзе с наукой о природе. Она стала уподобляться естествознанию, переняв у него и стиль мышления, и принципы, и методы, и идеалы, и ценности.
Эта эпоха в западноевропейской истории знаменуется быстрым развитием естественных наук: физики, химии, астрономии, математики, среди которых ведущей становится физика. Развитие естествознания диктует основную проблему философской рефлексии — проблему построения универсального метода и универсальной науки. Гносеологическая проблематика становится центром философствования в XVII в.
Новое время провозглашает науку наиболее важной деятельностью человека, способной избавить его от всех бед и страданий. Очевидно, что метод такой науки также должен быть универсальным, гарантировать получение вечной, неизменной, полной истины. Размышления о методе отодвинули на задний план вопросы о бытии, человеке, смысле жизни и т.п.
Развитие естественных наук и математики заставили пересмотреть основания философской мудрости. Философия стала ориентироваться на научное знание, а не на теологию, как во времена средневековья. Она сама превращается в науку, опирается на результаты научных исследований и получает естественнонаучное обоснование.
Достоинства и недостатки науки XVII – XVIII вв. переносятся и на философии.
Преимущественная роль в науке механики осознаётся философами как принцип механизма. Механическое движение понимается как универсальное. Исходя из понятий и законов механики, философия пытается объяснить едва ли не все процессы природы и общества. Человеческий организм уподобляется слаженно действующей, как часы, механической системе.
Многие мыслители Нового времени преувеличивали возможности научного знания. Они были убеждены, что с помощью науки и человеческого разума можно добиться оптимального устройства общества, господства над природой и всеобщего благополучия.
Наука рассматривалась как инструмент практического преобразования общества на разумных началах.[4]
Поскольку наука занимала ведущее место в философских построениях Нового времени, были пересмотрены предмет и проблематика философии. В качестве всеобщего предмета философии стала рассматриваться природа, общество сводилось к естественным, природным началам, а мышление человека – к «естественному» разуму. Среди философских проблем на первый план выдвигаются проблемы гносеологии и методологии, а также проблема «естественного» происхождения государства на основе общественного договора. В целом философия Нового времени была направлена не только на научное познание мира, но и на его практическое преобразование посредством научных знаний. Более всего ценилось знание, имеющее практический смысл, предназначенное для господства над природой и практической деятельностью людей. Для науки Нового времени были характерны две тенденции: опытное, эмпирическое исследование и теоретическое, рациональное исследование. Соответственно, в философии, ориентированной на науку, сформировались два противоположных направления: эмпиризм и рационализм.
Информация о работе Западноевропейская философия 17-18 веков