Институт банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 15:45, курсовая работа

Описание

Существование института банкротства обусловлено несколькими причинами. Во-первых, необходимо оградить экономический оборот и его участников от последствий неэффективной работы тех из них, кто проявил неспособность надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства, если эта неспособность приобретает стойкий характер. С одной стороны возникает необходимость устранения из оборота такого участника. С другой стороны, желательно попытаться сохранить его как производителя товаров, работ или услуг и работодателя.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 97.32 Кб (Скачать документ)

IV. Процессуальные особенности  банкротства

В Арбитражном  процессуальном кодексе РФ  2002 г. (далее -  АПК      РФ)   глава   28  посвящена  рассмотрению   дел о  несостоятельности (банкротстве).   Можно отметить, что в АПК РФ сохранен важный принцип рассмотрения дел  о банкротстве  -  эта категория  дел  рассматривается  арбитражным  судом по  правилам,  предусмотренным  Кодексом,  с  особенностями,   установленными  федеральными   законами,   регулирующими   вопросы банкротства. 

Любой  из  кредиторов должника в любой  момент  до  завершения  процедуры  ликвидации должника может обратиться  в арбитражный  суд  с заявлением  о признании должника банкротом.

Арбитражный  суд по заявлению лица, участвующего  в деле  о банкротстве,   вправе   принять  меры по  обеспечению требований   кредиторов  в соответствии  с Арбитражным  процессуальным кодексом  Российской Федерации.

     В статье  38 АПК  РФ   закреплено  правило о том,  что заявление о признании  должника банкротом подается  в  арбитражный  суд  по   месту   нахождения  должника.  Аналогичная  норма  закреплена  и  в пункте  1 статьи  33  Закона о банкротстве 2002 г.

   В законе о банкротстве  прямо указывается,  что дело о банкротстве не может быть      передано на рассмотрение в третейский суд.  Заявление  о  признании отсутствующего должника банкротом подается независимо от размера кредиторской  задолженности.  Вместе с  тем  заявление о признании   отсутствующего   должника   банкротом   уполномоченным органом  может быть подано  только  при  условии  наличия  у  него  средств,  которые  необходимы для финансирования   процедур, применяемых в деле о банкротстве.

      Согласно Закона о банкротстве уполномоченными органами  являются  федеральные  органы  исполнительной   власти,  уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в  процедурах, применяемых в делах о банкротстве,  требования  об  уплате  обязательных    платежей   и   требования Российской   Федерации   по   денежным обязательствам,  а также органы  исполнительной  власти  субъектов Федерации,  органы   местного   самоуправления,   уполномоченные представлять в деле  о банкротстве  и  в  процедурах,  применяемых в деле о банкротстве, требования  по  денежным  обязательствам  соответственно субъектов Федерации и муниципальных образований. В  случае  неисполнения  должником  требований  по  уплате  обязательных платежей в размере, установленном Законом о банкротстве в качестве  основания  для  подачи  заявления  о признании  должника банкротом,  налоговые или  таможенные   органы   не   позднее  3 месяцев  с даты  направления судебному   приставу-исполнителю   постановления   налогового  или      таможенного  органа  о взыскании  налога (сбора) за счет имущества должника  направляют   в  адрес Федеральной службы  России  по  финансовому оздоровлению   и банкротству    или территориального ее органа уведомление о наличии задолженности по обязательным платежам.

    Рассмотрение дела   о   банкротстве   характеризуется   особым составом участников. Участники рассмотрения дела о банкротстве делятся на две группы. Первая группа - это лица, участвующие в   деле  о банкротстве, а вторая  группа  -  это лица,      участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве.   Деление участников   на   перечисленные   группы,   в общем-то,  соответствует структуре рассмотрения  дела  о  банкротстве.  Лица,   участвующие  в  деле  о банкротстве,  имеют процессуальные права и несут процессуальные обязанности, во-первых, при рассмотрении дела о  банкротстве  арбитражным  судом,  а  во-вторых,  при проведении  какой-либо процедуры применяемой в деле о банкротстве.  Лица, участвующие в арбитражном   процессе,   имеют  процессуальные  права  и  несут  процессуальные    обязанности только в первом случае.  Перечень лиц,  участвующих в деле   о  банкротстве,  является  исчерпывающим, состав  лиц,   участвующих в деле о банкротстве, определяется следующим образом:

- должник;

- арбитражный  управляющий;

- конкурсные  кредиторы;

  - уполномоченные  органы;

- федеральные   органы исполнительной  власти, а   также  органы      исполнительной  власти  субъектов  федерации  и  органы   местного самоуправления   по месту   нахождения   должника, например в числе  лиц, участвующих  в  деле о банкротстве  стратегических  предприятий  или  организаций, указан  федеральный  орган  исполнительной власти,  обеспечивающий  реализацию единой государственной политики в отрасли экономики,  в которой  осуществляет  деятельность соответствующее стратегическое  предприятие  или  организация, или участвующим в деле о банкротстве субъектов естественных монополий,   признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный  Правительством  РФ  проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии;

  - лицо, предоставившее обеспечение для  проведения  финансового      оздоровления.  Данная  категория   лиц,  участвующих   в  деле   о      банкротстве, является новой, и введена  она в  связи с  появлением такой процедуры применяемой в деле о банкротстве, как финансовое оздоровление.

  Лица  участвующие в арбитражном процессе:

  - представителя   работников  должника;

   - представителя  собственника   имущества  должника   -   унитарного  предприятия;  представителя  учредителей  (участников)   должника;

   - представителя  собрания  кредиторов  или  представителя   комитета     кредиторов.

   Перечень лиц,  участвующих в  арбитражном процессе  по делу  о банкротстве является открытым. В случаях, предусмотренных   АПК РФ и Законом  о банкротстве, к  числу лиц, являющихся  лицами,   участвующими в арбитражном процессе  по делу о банкротстве,  могут   быть отнесены и другие лица, имеются в виду,  в частности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный   Правительством РФ осуществлять  надзор за страховой  деятельностью,  федеральный орган исполнительной  власти  по      регулированию    рынка    ценных    бумаг    и     соответствующая   саморегулируемая организация на рынке ценных бумаг.

     В арбитражном процессе наряду  с лицами,  участвующими в деле, могут участвовать их представители    и  содействующие   осуществлению   правосудия  лица  -  эксперты, свидетели, переводчики,  помощник  судьи  и  секретарь  судебного заседания. 

   В АПК РФ введены  существенные ограничения в отношении лиц,  которые вправе   быть представителями в арбитражном суде. Так дела организаций ведут в арбитражном суде их органы, действующие в  соответствии с  федеральным  законом,  иным  нормативным  правовым   актом  или  учредительными   документами  организаций.  От   имени   ликвидируемой  организации   в   суде   выступает   уполномоченный   представитель ликвидационной  комиссии. Представителями организаций могут выступать в арбитражном суде  по должности руководители   организаций,  действующие   в   пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным  нормативным правовым актом, учредительными документами, или лица, состоящие  в штате указанных организаций, либо адвокаты. 

   Допускается  возможность      участия  в  качестве  представителей  в  деле  о  банкротстве   организаций,  любых  лиц,  в   том  числе  аудиторов,   оценщиков, экономистов и иных специалистов. Представляется, что в данном случае приоритет  должен   отдаваться нормам  Закона о  банкротстве.  То есть  ограничения в отношении  представительства  организаций   в  арбитражном   суде,  установленные в АПК  РФ, не  должны применяться при рассмотрении  арбитражными   судами   дел  о банкротстве.   В  этом   случае  арбитражные суды, будут руководствоваться   нормами   статьи 36 закона о банкротстве.

  Закон  о банкротстве предусматривает  институт отказа в принятии  искового заявления, судья арбитражного суда отказывает в принятии  заявления о признании      должника банкротом в следующих  случаях.

- Во-первых, если  нарушены    правила о  подведомственности  и подсудности  дел  о  банкротстве.

- Во-вторых, если  нарушены  правила подачи  заявления  о  признании должника  банкротом,  в   отношении  которого  арбитражным   судом возбуждено дело  о  банкротстве  и  введена  одна  из  процедур  банкротства.

- В-третьих, если есть основания для отказа в  принятии  заявления, предусмотренные АПК РФ.  Однако, как уже было  сказано,  АПК РФ не содержит норм,  регулирующих институт отказа в  принятии  заявления к производству. Получается,  что только  по  первым  двум  из  перечисленных оснований и  только при  принятии заявлений  о признании  должника  банкротом будет использоваться арбитражными судами институт отказа   в принятии  заявления  к производству. Следовательно,  это  будет  являться особенностью рассмотрения дел о банкротстве  арбитражными    судами.  

  В соответствии  с АПК  РФ дела о банкротстве  рассматриваются  коллегиальным составом  судей,  если   иное  не  предусмотрено федеральным   законом, регулирующим   вопросы   банкротства. Дело о банкротстве  отсутствующего  должника      рассматривается судьей единолично. При  этом  необходимо  отметить,  что  отдельные  заявления  и  ходатайства лиц,  участвующих в  деле  о банкротстве,  могут  быть  разрешены судьей единолично. Так,  например ,предусмотрено, что  ходатайство  о  принятии  мер  по обеспечению  заявления о признании  должника банкротом рассматривается  судьей, то есть  единолично, причем не позднее  дня, следующего  за  днем  поступления ходатайства, без извещения  сторон. Кроме этого, указывается,  что  заявления   и  ходатайства арбитражного   управляющего, в том  числе о разногласиях,  возникших между ним  и кредиторами (между  ним и должником), жалобы кредиторов о нарушении их прав и  законных интересов рассматриваются судьей единолично. Однако с самостоятельными   требованиями  о разрешении  разногласий  о  составе,  размере  и оплате  труда  и выходных  пособий  работники      должника в деле о банкротстве обращаться не вправе.

    Также судебное заседание арбитражного  суда по проверке обоснованности  требований заявителя к должнику  проводится  судьей  арбитражного суда, то есть единолично, определение о введении процедуры наблюдения выносится судьей арбитражного суда единолично.  

    Дело о банкротстве  должно  быть  рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок,  не  превышающий  семи  месяцев  с  даты  поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

     В АПК РФ определяется срок подготовки дела к судебному  разбирательству, который не должен  превышать двух месяцев со  дня  поступления  заявления  в  арбитражный  суд, устанавливается срок для рассмотрения арбитражным  судом  первой  инстанции дела и принятия решения по нему, который составляет один      месяц. Причем  этот срок исчисляется со дня вынесения  определения о назначении  дела  к  судебному  разбирательству,  если  иное  не  установлено АПК РФ,  то  есть  после  подготовки  дела  к   судебному разбирательству. Таким образом, общий срок  рассмотрения  дела в соответствии с нормами АПК РФ составляет три месяца.

  Исходя из сказанного, мы можем сделать вывод о том, что Закон о банкротстве не проводит разграничения между двумя  сроками - сроком на подготовку дела  к судебному разбирательству и  сроком рассмотрения дела в судебном разбирательстве. Тем не менее  дела  о банкротстве рассматриваются по  правилам АПК РФ,  с особенностями,  установленными Законом  о банкротстве .

   Законом  о банкротстве  не устанавливается  срок  подготовки дела к судебному  разбирательству. Стало быть,  данный срок  будет  составлять два месяца, то есть  в этом  случае будут  применяться  нормы  АПК  РФ.  Следовательно, в судебном  заседании  дело о банкротстве  должно  быть  рассмотрено  арбитражным  судом  первой  инстанции и решение принято в срок, не превышающий пяти месяцев со дня вынесения определения суда  о назначении  дела  к  судебному разбирательству. Общий срок рассмотрения дела о банкротстве будет составлять семь месяцев.

    Подготовка дела   к  судебному   разбирательству проводится  судьей  единолично  по  каждому  делу о банкротстве,   находящемуся в производстве арбитражного суда первой инстанции,  в  целях обеспечения его правильного и своевременного рассмотрения.

   Закон  о  банкротстве дополнительно  к  тем  действиям,  которые  совершает   судья  при   подготовке  дела   к   судебному   разбирательству, в соответствии с положениями АПК РФ устанавливает следующие действия:

- Во-первых, арбитражный суд  при подготовке дела о банкротстве к судебному  разбирательству  рассматривает  заявления,  жалобы  и ходатайства лиц, участвующих в  деле о банкротстве,  устанавливает   обоснованность требований кредиторов.

- Во-вторых,  по  ходатайству  лиц,  участвующих в деле  о банкротстве, арбитражный  суд  может назначить экспертизу в  целях выявления признаков фиктивного банкротства.  На второе на второй пункт правомочие арбитражного суда  хотелось бы  обратить особое внимание. Это  связано с  тем, что, как  уже было  сказано,      дела о банкротстве  рассматриваются коллегиальным составом  судей,   если  иное  не  предусмотрено  федеральным  законом,  регулирующим   вопросы  банкротства.   Подготовка  же   дела,  в том числе о банкротстве,  к   судебному  разбирательству   проводится   судьей  единолично. В пункте 3 части 1 статьи 135 АПК РФ при перечислении  действий,   которые  судья   совершает  при   подготовке  дела   к   судебному    разбирательству,  говорится  не  о  назначении  экспертизы,  а  о  разрешении вопроса  о  назначении  экспертизы.  Таким  образом,  в  соответствии с  нормами АПК  РФ при  подготовке дела  к  судебному  разбирательству лишь решается вопрос о целесообразности назначения  экспертизы. Само  же  назначение  экспертизы    возможно лишь в судебном заседании.  В случае рассмотрения дела  о банкротстве     это   особенно   важно, так   как   данные   дела рассматривается  коллегиальным  составом  судей.  Возможно,  лица,  участвующие  в  деле  о банкротстве,  воспользуются  своим  правом  заявить отвод  судье  или  судьям  либо  эксперту. Представляется, что  при  подготовке  дела о банкротстве к судебному разбирательству  судья лишь  вправе     разрешить  вопрос  о  назначении  экспертизы  в  целях  выявления     признаков фиктивного банкротства. Назначение же такой  экспертизы возможно лишь  при  рассмотрении  дела о банкротстве  в  судебном заседании коллегиальным составом суда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Институт банкротства