Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 15:45, курсовая работа
Существование института банкротства обусловлено несколькими причинами. Во-первых, необходимо оградить экономический оборот и его участников от последствий неэффективной работы тех из них, кто проявил неспособность надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства, если эта неспособность приобретает стойкий характер. С одной стороны возникает необходимость устранения из оборота такого участника. С другой стороны, желательно попытаться сохранить его как производителя товаров, работ или услуг и работодателя.
V. Процедуры, применяемые в деле о банкротстве.
1. Санация.
Учредителями
(участниками) должника, собственником
имущества должника –
Существует три основных случая, когда проводится санация. Во-первых, ее делают до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, причем предприятие в этом случае прибегает к помощи извне по своей инициативе в попытке выхода из кризисной ситуации. Во-вторых, само предприятие может обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве с предложением провести санацию. В-третьих, если арбитражный суд выносит решение о санации по поступившим от желающих удовлетворить требования кредиторов и предприятия должника. Также санация бывает двух видов в зависимости от глубины кризиса предприятия и условий предоставления ему внешней помощи:
1. Санация, направленная на реорганизацию долга (без изменения статуса юридического лица санируемого предприятия). Осуществляется для помощи в устранении неплатежеспособности. Рассматривается, если кризисное состояние признается временным. Долг, может погашается за счет средств бюджета, если санируется государственное предприятие; за счет целевого банковского кредита, который выдается коммерческим банком, обслуживающим предприятие (только после аудиторской проверки); путем перевода долга на другое юридические лицо, если оно пожелало принять участие в санации предприятия-должника; путем выпуска облигаций или иных ценных бумаг по гарантию санатора, который также осуществляется коммерческим банком, обслуживающим предприятие.
2. Санация предприятия сопровождается изменением статуса юридического лица санируемого предприятия. Такая санация именуется реорганизацией, и она сопровождается рядом реорганизационных процедур. Такая санация осуществляется при глубоком кризисном состоянии предприятия.
Любая санация осуществляется на условиях, которые определены в соглашении и под контролем арбитражного суда.
Продолжительность санации – не более 18 месяцев. Ее срок может быть продлен арбитражным судом, но не более, чем на полгода. Завершением санации считается завершение ее цели или признание предприятия несостоятельным (банкротом).
Термин "процедуры, применяемые в деле о банкротстве" в Законе используется для описания особого правового режима, установленного Законом, применяемого в отношении лица, имеющего признаки банкротства. Следует различать понятие процедуры, применяемой в деле о банкротстве (как общего наименования для любой из процедур применяемой в деле о банкротстве) и процедуры конкурсного производства, применяемой в отношении должника, признанного банкротом.
Необходимо также отличать понятие процедуры, применяемые в деле о банкротстве, от стадии арбитражного процесса по делу о банкротстве. В арбитражном процессе по делу о банкротстве, различают следующие основные стадии: принятие заявления, проведение судебного заседания по проверке обоснованности поданного заявления, подготовка дела к рассмотрению, проведение заседания по рассмотрению дела по существу (является ли банкротом данный должник), вынесение судебного акта об отказе в признании должника банкротом или о прекращении производства по делу либо о введении определенной процедуры банкротства, его исполнение, возможно - обжалование вынесенного судебного акта, завершение производства по делу о банкротстве.
Иной подход - при определении процедуры банкротства, применимых в деле о банкротстве должника - гражданина. Их перечень является открытым. Так в деле о банкротстве должника - гражданина предполагает введение процедуры наблюдения. В деле о банкротстве крестьянского (фермерского) хозяйства установлена возможность введения процедур наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления. Таким образом, перечень допустимых процедур, применяемых в деле о банкротстве, в отношении должника-гражданина определяется в зависимости от категории должника.
2. Введение наблюдения
В целях предупреждения необоснованной подачи заявления о банкротстве и злоупотребления процедурой, применяемой в деле о банкротстве со стороны заявителей (конкурсных кредиторов и уполномоченных органов), Закон предусмотрел, что наблюдение может вводиться по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя. Если заявление подает должник, то такая проверка не требуется. Порядок рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику предусмотрен Законом. Результатами рассмотрения указанных требований могут быть отказ от введения наблюдения и оставление заявления без рассмотрения либо прекращение производства по делу о банкротстве.
Если арбитражный суд признает обоснованными требования к должнику, что означает соответствие их Закону и другим актам законодательства, он выносит определение о введении наблюдения. Порядок введения наблюдения находится в зависимости от лица, подавшего заявление о банкротстве. Он сохраняется при возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника, т.е. с даты, принятия арбитражным судом заявления должника к производству. Однако определение о принятии заявления о признании должника банкротом выносится не позднее чем через пять дней, с даты, поступления заявления в арбитражный суд. Закон также предусматривает, что наблюдение вводится во всех случаях, если Законом не предусмотрена иная процедура. Законом предусмотрен план погашения долгов гражданином, который может быть утвержден арбитражным судом. При его исполнении дело о банкротстве прекращается. Не применяется наблюдение при банкротстве ликвидируемого должника, отсутствующего должника, кредитной организации.
Поскольку в заявлении должника не указываются требования к кандидатуре временного управляющего, в отличие от заявления кредитора, содержащего наименование, адрес саморегулируемой организации (СРО) и требования к арбитражному управляющему, арбитражный суд сам определяет СРО. Назначение временного управляющего производится в порядке, предусмотренном ст. 45 Закона о банкротстве.
Законом значительно продлен срок наблюдения - с трех до семи месяцев. Как и прежде, его завершение связывается со сроком рассмотрения дела о банкротстве. Этот срок указывается в определении арбитражного суда о введении наблюдения. Он может быть и короче в зависимости от характера дела, но не может превышать семи месяцев.
Процедура наблюдения завершается рассмотрением арбитражным судом дела о банкротстве и принятием решения (определения) о применении к должнику одной из следующих процедур, применяемых в деле о банкротстве: внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения, либо прекращении производства по делу о банкротстве по основаниям, предусмотренным ст. 57 Закона.
Решение арбитражного суда должно быть вынесено на основании решения первого собрания кредиторов. Чтобы избежать неразрешимой ситуации при отсутствии решения первого собрания кредиторов, проведенного в установленные сроки, арбитражному суду предоставлено право отложить, рассмотрение дела в пределах семи месяцев, отведенных на наблюдение, установить срок проведения первого собрания кредиторов, обязать кредиторов принять решение.
Если на проведение собрания кредиторов
не осталось времени в пределах семи месяцев,
отведенных на наблюдение, арбитражному
суду предоставлено право, вынести определение
о введении финансового оздоровления
при условии предоставления указанных
гарантий.
Если такие гарантии не предоставлены, то выносится определение о введении внешнего управления при условии, что суд установит возможность восстановления платежеспособности должника. При отсутствии такой возможности принимается решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Таким образом, предоставляя арбитражному суду право самостоятельно принять решение о введении процедур, применяемых в деле о банкротстве, законодатель не дает возможности кредиторам нерадиво относиться к своим обязанностям, пресекает возможность злоупотребления процедурой, применяемой в деле о банкротстве, и доводит процедуру наблюдения до логического завершения.
3. Финансовое оздоровление.
Финансовое оздоровление наряду с внешним управлением является процедурой, применяемой в деле о банкротстве, целью которой, в отличие от конкурсного производства, является сохранение должника как самостоятельного хозяйствующего субъекта. Она применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности. При этом задолженность должника перед кредиторами должна погашаться в соответствии с графиком погашения задолженности.
Основное отличие финансового оздоровления от другой процедуры, направленной на восстановление платежеспособности должника, - внешнего управления - заключается в том, что в ходе финансового оздоровления органы управления должника, в т.ч. его руководитель, продолжают выполнять свои функции, правда с отдельными ограничениями и под контролем административного управляющего. Но даже такие ограничения позволяют учредителям (участникам) должника или собственнику его имущества контролировать деятельность должника и защищать свои интересы в ходе проведения финансового оздоровления. Общим же для названных процедур является то, что они имеют целью восстановление платежеспособности должника и предотвращение признания его банкротом, влекущее открытие конкурсного производства, что в конечном итоге приведет к ликвидации должника как хозяйствующего субъекта.
Финансовое оздоровление - новая процедура. Некоторое сходство можно найти у финансового оздоровления с процедурой санации (оздоровления предприятия-должника), которая была предусмотрена и регулировалась Законом о банкротстве 1992 г. В рамках этой реорганизационной процедуры собственником предприятия-должника, кредитором (кредиторами) или иными лицами такому предприятию оказывалась финансовая помощь, и должник продолжал самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность. Однако имеется и существенное отличие финансового оздоровления от санации, которая осуществлялась не за счет должника, а за счет лиц, предоставивших финансовую помощь - участников санации. С момента заключения с участниками санации соответствующего соглашения они, а не должник, должны были выполнить принятые на себя обязательства перед кредиторами в полном объеме и несли за их выполнение солидарную ответственность. В финансовом оздоровлении акценты смещены - ответственным по обязательствам остается должник, который, прежде всего за счет своего имущества должен исполнить обязательства. Лишь в случае неисполнения должником графика погашения задолженности такое исполнение возлагается на лиц, предоставивших обеспечение.
Определяется круг лиц, которые вправе обратиться с ходатайством о введении финансового оздоровления. Это может быть сам должник, его учредители (участники), орган, выступающий от имени собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также третьи лица.
Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Поэтому соответствующее ходатайство подается собранию кредиторов.
4. Внешнее управление.
Внешнее управление - это стадия дела о банкротстве, целью назначения которой является восстановление платежеспособности должника. Ходатайство о назначении той или иной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, подается исключительно по решению общего собрания кредиторов. Решение о введении внешнего управления принимается простым большинством от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании.
Срок внешнего управления установлен на более продолжительный период. Продление внешнего управления проводится по решению собрания кредиторов, устанавливает максимально возможный срок внешнего управления, но допускает и назначение более короткого срока, который вместе со сроком финансового оздоровления не должен превышать двух лет. Финансовое оздоровление назначается на срок не более двух лет.
Кредиторы вправе ходатайствовать о досрочном прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника.
Случаями, когда внешний управляющий назначается после введения внешнего управления, можно считать переход к внешнему управлению по ходатайству собрания кредиторов на стадии конкурсного производства, в порядке установленном ст. 146 Закона, и при возврате на стадию внешнего управления после расторжения или признания недействительным мирового соглашения, если оно было заключено в период внешнего управления. В названных правовых ситуациях внешний управляющий назначается, когда внешнее управление уже действует. Внешний управляющий может быть утвержден судом одновременно с введением внешнего управления только по итогам рассмотрения принятых заявлений заинтересованных лиц (кредиторов, должника, уполномоченных органов) о признании должника банкротом. По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимая определение о введении внешнего управления, выносит определение об утверждении внешнего управляющего. Во всех остальных случаях (по результатам наблюдения, финансового оздоровления, конкурсного производства) сначала вводится внешнее управление, а после выбора кандидатуры внешнего управляющего утверждается внешний управляющий.