Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:45, курсовая работа
Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников».
1.Малое предпринимательство: роль, проблемы, перспективы развития. Сущность и критерии определение субъектов малого предпринимательства.
1.2 Место малого предпринимательства в экономике промышленно развитых стран.
1.3 Субъекты малого предпринимательства.
1.4 Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства.
1.4.1. Государственная поддержка малого предпринимательства в промышленно развитых странах.
2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства.
2.1. Развитие малого предпринимательства в г. Набережные Челны.
2.2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства на примере малых предприятий Тукаевского района г. Набережные Челны.
2.3. Налоговая нагрузка на субъекты малого предпринимательства: проблемы, пути решения.
Возросшая роль малого бизнеса в странах ЕС и на уровне ОЭСР привела к тому, что в большинстве развитых стран была признана необходимость разработки специальной политики, основными целями которой стали:
•
развитие международной
• создание новых рабочих мест;
• экономический рост малых предприятий;
•
привлечение иностранных
• инновационная деятельность;
• трансферт технологий.
В большинстве стран - членов ЕС формулировка политики в отношении малого и среднего бизнеса является прерогативой федеральных властей, а конкретные мероприятия реализуются на уровне региональной власти.
Приведем обобщенный опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса в странах ЕС по отдельным областям политики.
1. Создание малого предприятия. Исходя из всего сказанного, можно вести речь о прямой заинтересованности государства в увеличении числа и расширении сфер деятельности малых предприятий. Система образования в ЕС поставлена так, что граждане узнают о возможности стать предпринимателем еще в школе. С какими трудностями встретится начинающий предприниматель на своем пути? Они типичны: недостаток финансовых средств, отсутствие четкого бизнес-плана, незнание законов и рыночной ситуации.
С
учетом этого во всех странах ЕС
в той или иной мере реализуются
различные программы для
2.
Субподряды. Вместе с тем, все
более отчетливо
Но
и в этой области малое
3.
Экспорт. В последние годы
Примером
реализации государственной поддержки
может служить «Экспортная
-
отдел торговли и
- информационный центр, обеспечивающий доступ к «само-помощи», т.е. к информационным возможностям, связанным с поиском рынков для фирмы;
- экспортный поиск по продуктам и рынкам, указанным фирмой;
-
служба справок,
4. Финансирование. Все государства ЕС помогают малому и среднему бизнесу в решении проблемы доступа к источникам финансирования, используя при этом различные рычаги. Некоторые государства (Великобритания, Нидерланды и др.) в основном сосредоточиваются на системах обеспечения гарантий займа. Большинство же стран создают особые резервы для поддержки малого и среднего бизнеса посредством субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций. Особо стимулируется инвестирование средств в основные фонды малого и среднего предпринимательства. В некоторых странах (Бельгия, Франция, Нидерланды и др.) реализуется практика предоставления малому и среднему бизнесу рискового капитала. В частности, правительства этих стран гарантируют компенсацию возможных убытков рисковых фондов.
В начале 90-х годов. Португалия получила прямую финансовую поддержку используя специальные структуры ЕС: фонд производственных инвестиций (SIN EDIP);
региональную систему поощрений (SIBR); систему поощрений за рациональное использование энергии (SIURE);
систему поощрений малых инвестиционных проектов (PPI) и инноваций в информационных технологиях. Полученные средства способствовали преодолению технологического разрыва и финансового дефицита малых предприятий Португалии в сравнении с общеевропейским уровнем.
5. Занятость. Малый и средний бизнес является основным источником новых рабочих мест в Европе. Главная проблема в этой сфере - недостаточная сбалансированность систем образования и рынка труда, а также плохо развитые внутренние системы подготовки кадров. Таким образом, проблема состоит не столько занятости как таковой, а в существовании в странах ЕС проблемы занятости образования (подготовки).
Основными мерами государственной поддержки в области занятости являются финансовая помощь (например, специальные субсидии малым предприятиям, предлагающим работу долговременным безработным или безработным молодым людям), информирование, консультирование и подготовка.
В Греции принята специальная Программа создания рабочих мест, в которой особое внимание уделено молодежи и женщинам. Ранее других стран - членов ЕС субсидии малым предприятиям начала представлять Ирландия столкнувшаяся с высоким уровнем безработицы еще в 60-е годы.
6. Образование и обучение. Целью образования, рассматриваемого в данном контексте с точки зрения содействия предпринимательству, являются, наряду с повышением уровня подготовленности и расширением границ знаний, и развитие в человеке качеств предпринимателя.
При этом можно выделить два уровня образования.
Первый - так называемое начальное образование, дающее минимальный объем знаний и навыков, необходимых для предпринимательской деятельности.
Второй - углубленное образование, имеющее прикладной (с учетом специфики деятельности) характер.
Обучение проводится государственными структурами и частными организациями. Особые программы разрабатываются для женщин и этнических меньшинств.
Так, в Ирландии с 1992 г. действует Программа обучения работе, разработанная с целью повышения уровня профессиональной подготовки, проводимой в промышленности, и направленной на повышение конкурентоспособности малых предприятий.
Программа реализуется в ходе полноценного обучения в течение 26-52 недель. В зависимости от размера компании, направляющей сотрудника на учебу, государство частично оплачивает стоимость обучения курса.
Деятельность
малых предприятий в США входит
в компетенцию специальной
Президент
США ежегодно делает доклад Конгрессу
о положении малого бизнеса. Конгресс
США утверждает разнообразные программы
помощи развитию мелкого бизнеса. Такие
программы имеют также
Следующие
федеральные организации
Большое внимание уделяется малому бизнесу на региональном уровне.
Так, например, в 1983 г. при Уэйнском университете штат Мичиган создан Центр развития малого бизнеса для реализации программ по консультации, обучению, исследованию и правовой защите малого бизнеса.
Цель этой федеральной / местной программы, которая имеет законодательную основу и, руководство которой осуществляется совместно с Администрацией малого бизнеса США, определена следующим образом:
- обеспечить последовательное консультирование малых фирм в штате Мичиган через 13 региональных отделений;
-
разработать и реализовать
-
изучить специфические
- представлять интересы малого бизнеса по вопросам правовой защиты совместно с другими общественными и частными организациями.
В соответствии с законодательством кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства, которые вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Такой же порядок предусмотрен при страховании субъектов малого предпринимательства.
Важное
место в механизме поддержки
предпринимательства занимает производственно-
В
Федеральном законе РФ «О государственной
поддержке малого предпринимательства»
говорится, что государственная поддержка
союзов (ассоциаций) субъектов малого
предпринимательства осуществляется
путем содействия в обеспечении их на
льготных условиях помещениями и средствами
связи, необходимыми для деятельности
указанных союзов (ассоциаций) и создаваемых
ими предприятий, учреждений и организации,
а также для проведения организационных
или публичных мероприятий, связанных
с поддержкой малого предпринимательства.
2.
Налогообложение
субъектов малого
предпринимательства.