Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:45, курсовая работа

Описание

Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников».

Содержание

1.Малое предпринимательство: роль, проблемы, перспективы развития. Сущность и критерии определение субъектов малого предпринимательства.
1.2 Место малого предпринимательства в экономике промышленно развитых стран.
1.3 Субъекты малого предпринимательства.
1.4 Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства.
1.4.1. Государственная поддержка малого предпринимательства в промышленно развитых странах.
2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства.
2.1. Развитие малого предпринимательства в г. Набережные Челны.
2.2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства на примере малых предприятий Тукаевского района г. Набережные Челны.
2.3. Налоговая нагрузка на субъекты малого предпринимательства: проблемы, пути решения.

Работа состоит из  1 файл

Predprim.doc

— 499.00 Кб (Скачать документ)
justify">     В 1989-1992 гг. произошло заметное увеличение таких предприятий, в первую очередь, за счет МП. Предприятия малого и среднего бизнеса обеспечили 70% рабочих мест, внеся значительный вклад в процветание ЕС.

     Возросшая роль малого бизнеса в странах  ЕС и на уровне ОЭСР привела к  тому, что в большинстве развитых стран была признана необходимость разработки специальной политики, основными целями которой стали:

     • развитие международной конкурентоспособности  национальных малых предприятий;

     • создание новых рабочих мест;

     • экономический рост малых предприятий;

     • привлечение иностранных компаний и инвестиций;

     • инновационная деятельность;

     • трансферт технологий.

     В большинстве стран - членов ЕС формулировка политики в отношении малого и  среднего бизнеса является прерогативой федеральных властей, а конкретные мероприятия реализуются на уровне региональной власти.

     Приведем  обобщенный опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса в странах ЕС по отдельным областям политики.

     1. Создание малого предприятия. Исходя из всего сказанного, можно вести речь о прямой заинтересованности государства в увеличении числа и расширении сфер деятельности малых предприятий. Система образования в ЕС поставлена так, что граждане узнают о возможности стать предпринимателем еще в школе. С какими трудностями встретится начинающий предприниматель на своем пути? Они типичны: недостаток финансовых средств, отсутствие четкого бизнес-плана, незнание законов и рыночной ситуации.

     С учетом этого во всех странах ЕС в той или иной мере реализуются  различные программы для поощрения  людей, имеющих собственное дело. Им оказывается финансовая, информационная и консультационная помощь, организуется обучение и т.п. Например, Дания ввела в действие Схему начинающих предпринимателей, предназначенную для безработных, пожелавших открыть собственное дело. Такие люди получают половину своего пособия, пока занимаются собственным делом, с максимальным сроком выплат до 3,5 лет.

     2. Субподряды. Вместе с тем, все  более отчетливо прослеживается  тенденция формирования более  стабильных отношений между потребителями и поставщиками, среди которых множество малых предприятий. Субподряд выгоден малым предприятиям, получающим таким образом доступ к технологическим и коммерческим «ноу-хау» больших фирм. Действуя как поставщик, малое предприятие в тоже время может наладить производство собственного конечного продукта, достигнув тем самым большей экономической самостоятельности.

     Но  и в этой области малое предпринимательство  сталкивается с такими проблемами, как жесткая международная конкуренция, отсутствие полной информации о состоянии и изменениях рыночной конъюнктуры. Соответственно и основные меры поддержки малого бизнеса в этой сфере связаны с информированием и консультированием.

     3. Экспорт. В последние годы множество  барьеров, стоявших на пути эффективной  пограничной торговли, в ЕС частично  или полностью упразднены, что,  безусловно, способствует расширению экспорта. Проблемы же, возникающие здесь, аналогичны отмеченным в субподрядной сфере.

     Примером  реализации государственной поддержки  может служить «Экспортная инициатива»  в Великобритании, которая ориентирована на повышение заинтересованности потенциальных экспортеров в международной торговле и увеличении ее объемов. Экспортная инициатива включает:

     - отдел торговли и промышленности, связанный с частным сектором  и предоставляющий неопытным  экспортерам консультационные услуги специалистов;

     - информационный центр, обеспечивающий доступ к «само-помощи», т.е. к информационным возможностям, связанным с поиском рынков для фирмы;

     - экспортный поиск по продуктам  и рынкам, указанным фирмой;

     - служба справок, предоставляющая  консультационные услуги и информацию о спросе на продукт, местной конкурентной ситуации, проведении маркетинговых исследований, реакции на продукт, а также снабжающая необходимыми адресами и телефонами.

     4. Финансирование. Все государства  ЕС помогают малому и среднему  бизнесу в решении проблемы доступа к источникам финансирования, используя при этом различные рычаги. Некоторые государства (Великобритания, Нидерланды и др.) в основном сосредоточиваются на системах обеспечения гарантий займа. Большинство же стран создают особые резервы для поддержки малого и среднего бизнеса посредством субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций. Особо стимулируется инвестирование средств в основные фонды малого и среднего предпринимательства. В некоторых странах (Бельгия, Франция, Нидерланды и др.) реализуется практика предоставления малому и среднему бизнесу рискового капитала. В частности, правительства этих стран гарантируют компенсацию возможных убытков рисковых фондов.

     В начале 90-х годов. Португалия получила прямую финансовую поддержку используя специальные структуры ЕС: фонд производственных инвестиций (SIN EDIP);

     региональную  систему поощрений (SIBR); систему поощрений за рациональное использование энергии (SIURE);

     систему поощрений малых инвестиционных проектов (PPI) и инноваций в информационных технологиях. Полученные средства способствовали преодолению технологического разрыва и финансового дефицита малых предприятий Португалии в сравнении с общеевропейским уровнем.

     5. Занятость. Малый и средний  бизнес является основным источником новых рабочих мест в Европе. Главная проблема в этой сфере - недостаточная сбалансированность систем образования и рынка труда, а также плохо развитые внутренние системы подготовки кадров. Таким образом, проблема состоит не столько занятости как таковой, а в существовании в странах ЕС проблемы занятости образования (подготовки).

     Основными мерами государственной поддержки  в области занятости являются финансовая помощь (например, специальные субсидии малым предприятиям, предлагающим работу долговременным безработным или безработным молодым людям), информирование, консультирование и подготовка.

     В Греции принята специальная Программа  создания рабочих мест, в которой особое внимание уделено молодежи и женщинам. Ранее других стран - членов ЕС субсидии малым предприятиям начала представлять Ирландия столкнувшаяся с высоким уровнем безработицы еще в 60-е годы.

     6. Образование и обучение. Целью  образования, рассматриваемого в данном контексте с точки зрения содействия предпринимательству, являются, наряду с повышением уровня подготовленности и расширением границ знаний, и развитие в человеке качеств предпринимателя.

     При этом можно выделить два уровня образования.

     Первый - так называемое начальное образование, дающее минимальный объем знаний и навыков, необходимых для предпринимательской деятельности.

     Второй - углубленное образование, имеющее  прикладной (с учетом специфики деятельности) характер.

     Обучение  проводится государственными структурами и частными организациями. Особые программы разрабатываются для женщин и этнических меньшинств.

     Так, в Ирландии с 1992 г. действует Программа  обучения работе, разработанная с целью повышения уровня профессиональной подготовки, проводимой в промышленности, и направленной на повышение конкурентоспособности малых предприятий.

     Программа реализуется в ходе полноценного обучения в течение 26-52 недель. В зависимости от размера компании, направляющей сотрудника на учебу, государство частично оплачивает стоимость обучения курса.

     Деятельность  малых предприятий в США входит в компетенцию специальной государственной организации - Администрации малого бизнеса, созданной Конгрессом США в 1953 г. На нее возложена обязанность оказывать мелким предпринимателям финансовую консультационную помощь, содействовать в получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями.

     Президент США ежегодно делает доклад Конгрессу  о положении малого бизнеса. Конгресс США утверждает разнообразные программы  помощи развитию мелкого бизнеса. Такие  программы имеют также различные  правительственные ведомства (Министерство торговли, сельского хозяйства, и т.д.). Бизнесменам помогают информацией, обучением, консультированием.

     Следующие федеральные организации принимают  участие в программах по развитию экспорта малых предприятий и являются участниками Координационного комитета по развитию торговли: Торговая палата США, Департамент сельского хозяйства, транспорта, энергетики, образования, труда, финансов, обороны. Торговое представительство США, Экспортно-импортный банк США, Агентство развития торговли. Частная корпорация по зарубежным инвестициям. Агентство международного развития. Агентство по защите окружающей Среды, Информационное агентство. Отдел по управлению и составлению бюджета, Национальный совет безопасности, Комиссия по международной торговле. Совет экономических советников. [18]

     Большое внимание уделяется малому бизнесу  на региональном уровне.

     Так, например, в 1983 г. при Уэйнском университете штат Мичиган создан Центр развития малого бизнеса для реализации программ по консультации, обучению, исследованию и правовой защите малого бизнеса.

     Цель  этой федеральной / местной программы, которая имеет законодательную основу и, руководство которой осуществляется совместно с Администрацией малого бизнеса США, определена следующим образом:

     - обеспечить последовательное консультирование малых фирм в штате Мичиган через 13 региональных отделений;

     - разработать и реализовать практические  обучающие программы по проблемам малого бизнеса;

     - изучить специфические проблемы  малого бизнеса в штате Мичиган;

     - представлять интересы малого  бизнеса по вопросам правовой защиты совместно с другими общественными и частными организациями.

     В соответствии с законодательством  кредитование субъектов малого предпринимательства  осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства, которые вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Такой же порядок предусмотрен при страховании субъектов малого предпринимательства.

     Важное  место в механизме поддержки  предпринимательства занимает производственно-технологическая и имущественная поддержка, оказание помощи субъектам малого предпринимательства в предоставлении в аренду (или в собственность) сооружении, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В решении этой проблемы особая роль отводится субъектам РФ и органам местного самоуправления, которые имеют большую возможность в создании сети технопарков, лизинговых фирм. Так, в Москве уже несколько лет успешно функционирует Московская лизинговая компания, предоставляющая субъектам малого предпринимательства по договорам оборудование в лизинг.

     В Федеральном законе РФ «О государственной  поддержке малого предпринимательства» говорится, что государственная поддержка союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства осуществляется путем содействия в обеспечении их на льготных условиях помещениями и средствами связи, необходимыми для деятельности указанных союзов (ассоциаций) и создаваемых ими предприятий, учреждений и организации, а также для проведения организационных или публичных мероприятий, связанных с поддержкой малого предпринимательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Налогообложение  субъектов малого  предпринимательства. 

     
  1. Развитие  малого предпринимательства  в 

Информация о работе Малое предпринимательство