Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:45, курсовая работа
Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников».
1.Малое предпринимательство: роль, проблемы, перспективы развития. Сущность и критерии определение субъектов малого предпринимательства.
1.2 Место малого предпринимательства в экономике промышленно развитых стран.
1.3 Субъекты малого предпринимательства.
1.4 Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства.
1.4.1. Государственная поддержка малого предпринимательства в промышленно развитых странах.
2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства.
2.1. Развитие малого предпринимательства в г. Набережные Челны.
2.2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства на примере малых предприятий Тукаевского района г. Набережные Челны.
2.3. Налоговая нагрузка на субъекты малого предпринимательства: проблемы, пути решения.
В третьем варианте сохранена все виды налогов, но их ставки уменьшены вдвое относительно существующих. Во всех тех вариантах за налогооблагаемую базу принималась валовая выручка.
Таблица 2.3.5
Расчет
относительной налоговой
нагрузки (Вариант 3).
Показатели |
Ставки | Налогооблага-емая база | Сумма/руб. | |
Фонд оплаты труда (ФОТ) | 144 000.00 | |||
Отчисления на социальные нужды (СО) | 56 160.00 | |||
Совокупные налоговые платежи (НП) | 378 277.95 | |||
Прибыль (до налогов) П | 615 227.00 | |||
Относительная налоговая нагрузка (%) | 36.40 | |||
Имущество | 417 550.00 | |||
Валовой доход (выручка) | 5 879 214.00 | |||
Затраты | 5 263 987.00 | |||
Прибыль | 615 227.00 | |||
Налог на имущество | 1% | от среднегод. стоимости | 41 755.00 | |
Дорожный фонд | 0,9%
0.15% |
от работ
и услуг
от торгового оборота |
52 912.93 | |
Ветхое жилье | 0,5% | от выручки | 29 396.07 | |
Отчисления на содержание жилищной, социально-культурной сферы | 0,75% | от выручки | 44 094.11 | |
Налог на прибыль | 17,5% | от прибыли | 107 664.73 | |
Налог на содержание милиции | 1,5% | от МРОТ, кол-ва работников | 12.52 | |
Транспортный налог | 0,5% | ФОТ | 720.00 | |
Сбор
на нужды образовательных |
0,5% | ФОТ | 720.00 | |
НИОКР | 0,75% | от затрат | 39 479.90 | |
НДС | 10%
5% |
от работ,
услуг
прод. товары |
61 522.70 | |
Совокупные налоговые платежи (руб.) | 378 277.95 |
Полученные
данные наглядно демонстрируют, что
даже при трех различных подходах
к системе налогообложения, величина
относительной налоговой
Если же сравнивать между собой 3 теоретических варианта расчета относительной налоговой нагрузки, то становится очевидно, что для малых предприятий был бы предпочтительнее вариант 3, при котором ставки всех налогов уменьшены вдвое. Во-первых, величина налоговой нагрузки при таком варианте самая низкая (36,4%) и вполне вписывается в рамки теоретически допустимой. Во-вторых, законодательно гораздо проще изменить ставки налогов, чем отменить налоги для малого предпринимательства совсем или изменить налогооблагаемую базу. Но необходимо помнить, что принятие законодательного решения об изменении ставок налогов (тем более снижение их вдвое) на сегодняшний день практически невозможно.
Анализируя полученные результаты, нетрудно сделать вывод, почему число малых предприятий неуклонно падает. Ситуация сегодня такова, что предприниматели, если и не бросают дело, то обязательно уводят его львиную долю в «теневой бизнес».
Чтобы прекратить развитие этой тенденции необходимо снизить налоговое бремя, упростить систему отчетности, оградить предпринимателей от произвола чиновников, и содействием развития малого бизнеса расширить налогооблагаемую базу. То есть, бюджет должен пополняться деньгами, не за счет увеличения налогового бремени, а за счет создания большой сети малых предприятий, которые платят налоги.
Что
касается индивидуальных предпринимателей
- части субъектов малого предпринимательства,
то на сегодняшний день индивидуальная
предпринимательская
Во-первых, предприниматель уплачивает подоходный налог размере от 12% до 35% от совокупного дохода, получаемого в календарном году, страховые взносы в Пенсионный фонд в размере 20,6% с дохода и фонд медицинского страхования в размере 3,6% с дохода, а также иные налоги и обязательные платежи в зависимости от вида предпринимательской деятельности (налог на реализацию ГСМ, налог на приобретение автотранспортных средств и т. д.). Если вышеперечисленные налоги сравнить с количеством налогов, уплачиваемых предприятием (налог с прибыли, налог на имущество предприятия, налог на добавленную стоимость, отчисления в фонды, а также множество местных налогов), то видна огромная разница между ними в количественном соотношении. Налоги, yплачиваемые предприятием в бюджеты разного уровня, составляют не менее половины дохода, и количество их не менее десятка, в то время как индивидуальный предприниматель уплачивает только три налога, и это составляет чуть более 20% его дохода.
Таблица 2.3.6
Сравнительная таблица уплаты налогов, обязательных платежей.
№ | Виды налогов
(обязательных платежей) |
Юридическое лицо (предприятие): размер налога | Индивидуальный предприниматель: размер налога |
1. | Налог на добавленную стоимость | 10%-на продовольственные товары, товары для детей 20%-на остальные товары | Освобожден от налога |
2. | Налог на прибыль | 35% на прибыль | Нет |
3. | Отчисления в Пенсионный фонд | 28% от фонда оплаты + 1% от начисленной заработной платы | 20,6 % от дохода |
Настоящая таблица не полностью освещает разницу в размерах налоговых и других отчислений, осуществляемых предприятием и индивидуальным предпринимателем, но и этого достаточно, чтобы показать: размеры отчислений, производимые предприятием, значительно больше, чем размеры отчислений индивидуального предпринимателя.
Во-вторых, при налогообложении доход предпринимателя уменьшается на количество произведенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, к тому же не следует забывать, что на индивидуального предпринимателя распространяются налоговые льготы, предусмотренные для физических лиц Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» (от 07.12.1991 г. с учетом изменений и дополнений);
В-третьих, для индивидуала упрощен порядок регистрации и ведения бухгалтерского учета и отчетности;
В-четвертых, любое взыскание имущества, в том числе денежных средств, гражданина-предпринимателя производится только в судебном порядке, что является надежной гарантией от незаконных действий налоговых органов;
В-пятых,
предприниматель вправе в добровольном
порядке перейти на упрощенную систему
налогообложения, введенную 9 декабря
1995 года Федеральным законом № 222-ФЗ «Об
упрощенной системе налогообложения,
учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства», который заменяет
уплату установленного законодательством
Российской Федерации подоходного налога
на доход, полученный от осуществляемой
предпринимательской деятельности, уплатой
стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Попыткой развития малого бизнеса, снятие налоговой нагрузки, упрощение учета и отчетности в какой-то степени можно считать издание Федерального Закона от 29.12.95 г. № 222 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». [3]
Таким образом, специальный налоговый режим, предопределяющий упрощение системы налогообложения этой сферы экономики функционирует уже три года. Однако, этот закон не смог в полной мере решить существующие проблемы.
Например, на конец 1998 года по отчетным данным Тукаевского района насчитывалось 639 субъектов малого предпринимательства. Из них в течение года перешли на упрощенную систему налогообложения 38 предприятий, что составляет 5,5 % от общего числа.
Совокупный доход организаций - субъектов малого предпринимательства, перешедших за 1998 год на упрощенную систему налогообложения составил
10 930 тыс.рублей. Поступление единого налога в консолидированный бюджет от этих предприятий 1093 тыс. руб., что составило 2,6 % от общего числа всех налогов и обязательных платежей. (см. приложение 1).
Непопулярность упрощенной системы налогообложения объясняется тем, что в республике Татарстан принят метод десяти процентного единого налога с валовой выручки. Это экономически невыгодно организациям бытового обслуживания и розничной торговли, чье число значительно (например торговые предприятия составляют 55 %) - 56 % от общего числа субъектов малого предпринимательства по данным 1998 года.
Кроме простоты и удобства применения упрощенной системы налогообложения она имеет ряд существенных недостатков. Одним из них является то, что упрощенная система налогообложения может быть применена предприятием с предельным уровнем среднесписочного состава до 15 человек и размером совокупной валовой выручки не превышающим сумму
100-тысячекратного МРОТ, установленного законодательством. Эти условия значительно сужают круг малых предприятий, использующих систему упрощенного налогообложения.
Непростой вопрос возникает с НДС. При отсутствии уплаты НДС субъектами малого бизнеса, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, субъекты малого предпринимательства, являющиеся потребителями продукции указанной категории субъектов, при прочих равных условиях, должны не только уплачивать в бюджет НДС в большей сумме, но и увеличить отпускную цену собственного продукта. При проблеме сбыта своего товара на рынке, последних должен идти на снижение в значительной мере своей прибыли.
Небольшое количество предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения объясняется ограничениями по численности и по выручке. К тому же во многих, если не сказать в большинстве предприятий численность (особенно внештатная) колеблется. Такая же тенденция и у объемов производства, и у выручки.
Изменение
показателей численности и
Слабой
стороной закона является ущемление
предприятий, перешедших на нее, в пользовании
льготами. В частности, из системы
общих льгот вытесняются
Упрощенная система налогообложения малого бизнеса предназначена для решения проблемы корпоративных налогов, но не решает проблему индивидуальных налогов. Пока будут существовать предельно высокие индивидуальные налоги упрощенная система не даст ожидаемого эффекта. [25]
Кроме того, известно, что в соответствии с Федеральным законом о поддержке малого бизнеса малые предприятия пользуются льготами при исчислении амортизационных начислений в виде ускоренной амортизации. Однако, соответствующего механизма в этом плане для предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения не существует.
Но
даже при устранении всех вышеперечисленных
недостатков действующая в
В
этом отношении наиболее эффективными
и целенаправленными