Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:45, курсовая работа
Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников».
1.Малое предпринимательство: роль, проблемы, перспективы развития. Сущность и критерии определение субъектов малого предпринимательства.
1.2 Место малого предпринимательства в экономике промышленно развитых стран.
1.3 Субъекты малого предпринимательства.
1.4 Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства.
1.4.1. Государственная поддержка малого предпринимательства в промышленно развитых странах.
2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства.
2.1. Развитие малого предпринимательства в г. Набережные Челны.
2.2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства на примере малых предприятий Тукаевского района г. Набережные Челны.
2.3. Налоговая нагрузка на субъекты малого предпринимательства: проблемы, пути решения.
Достоинства
данной методологии заключаются
в том, что она позволяет определить
относительную налоговую
На
уровне предприятия (отрасли, группы предприятий)
вновь созданную стоимость
где ВСС - вновь созданная стоимость;
ОТ - оплата труда;
СО - оплата отчислений на социальные нужды;
П - прибыль предприятия (до налогообложения);
НП - налоговые платежи.
Относительную налоговую нагрузку можно определить по следующей формуле:
Дн = (НП + СО) / ВСС = (НП + СО) / (ОТ + СО + П + НП) * 100%,
где Дн
- относительная налоговая нагрузка на
хозяйствующего субъекта.
Нами
выдвинут тезис о том, что при
существующем финансовом положении
предприятий и ориентации на развитие
предпринимательской
Более высокое налоговое давление в ведущих секторах экономики не только сдерживает развитие предпринимательской активности, но и ставит производство на хрупкую грань выживания.
При этом максимальная относительная налоговая нагрузка на любого из хозяйствующих субъектов не может превышать 50 %.
На основе вышеописанной методики расчета проанализируем относительную налоговую нагрузку, рассчитанную на основе данных бухгалтерской отчетности двух реально действующих предприятий, состоящих на налоговом учете в Тукаевской налоговой инспекции г. Набережные Челны.
Предприятие «А»: относится к малым предприятиям (объем валовой выручки в 1998г. - 5 879 214,00 руб., количество работающих – 21 чел.). Сфера деятельности данного предприятия – торгово-закупочная, льгот по налогообложению не имеет. Срок деятельности – 5 лет.
Предприятие
«Б»:относится к малым
Таблица 2.3.1
Расчет
относительной налоговой
нагрузки по предприятию
«А».
Показатели |
Ставки | Налогооблага-емая база | Сумма/руб. |
Фонд оплаты труда (ФОТ) | 144 000,00 | ||
Отчисления на социальные нужды (СО) | 56 160,00 | ||
Совокупные налоговые платежи (НП) | 756 555,90 | ||
Прибыль (до налогов) П | 615 227,00 | ||
Относительная налоговая нагрузка (%) | 51,70 | ||
Имущество | 417 550,00 | ||
Валовой доход (выручка) | 5 879 214,00 | ||
Затраты | 5 263 987,00 | ||
Прибыль | 615 227,00 | ||
Налог на имущество | 2% | от среднегод. стоимости | 83 510,00 |
Дорожный фонд | 1.8%
0.3% |
от работ
и услуг
от торгового оборота |
105 825,85 |
Ветхое жилье | 1.0% | от выручки | 58 792,14 |
Отчисления на содержание жилищной, социально-культурной сферы | 1.5% | от выручки | 88 188,21 |
Налог на прибыль | 35% | от прибыли | 215 329,45 |
Налог на содержание милиции | 3.0% | от МРОТ, кол-ва работников | 25,05 |
Транспортный налог | 1.0% | ФОТ | 1 440,00 |
Сбор на нужды образовательных учреждений | 1.0% | ФОТ | 1 440,00 |
НИОКР | 1.5% | от затрат | 78 959,81 |
НДС | 20%
10% |
от работ, услуг
прод.товары |
123 045,40 |
Совокупные налоговые платежи (руб.) | 756 555,90 |
Таблица 2.3.2
Расчет
относительной налоговой
нагрузки по предприятию
«Б».
Показатели |
Ставки | Налогооблага-емая база | Сумма/руб. |
Фонд оплаты труда (ФОТ) | 192 000.00 | ||
Отчисления на социальные нужды (СО) | 74 880.00 | ||
Совокупные налоговые платежи (НП) | 619 246.98 | ||
Прибыль (до налогов) П | 487 333.00 | ||
Относительная налоговая нагрузка (%) | 50.54 | ||
Имущество | 715 569.00 | ||
Валовой доход (выручка) | 6 587 698.00 | ||
Затраты | 6 100 365.00 | ||
Прибыль | 487 333.00 | ||
Налог на имущество | 2% | от среднегод. стоимости | 143 113.80 |
Дорожный фонд | 1.8%
0.3% |
от работ
и услуг
от торгового оборота |
118 578.56 |
Ветхое жилье | 1.0% | от выручки | 65 876.98 |
Отчисления на содержание жилищной, социально-культурной сферы | 1.5% | от выручки | 98 815.47 |
Налог на прибыль | 35% | от прибыли | 0.00 |
Налог на содержание милиции | 3.0% | от МРОТ, кол-ва работников | 50.09 |
Транспортный налог | 1.0% | ФОТ | 1 920.00 |
Сбор
на нужды образовательных |
1.0% | ФОТ | 1 920.00 |
НИОКР | 1.5% | от затрат | 91 505.48 |
НДС | 20%
10% |
от работ, услуг
прод.товары |
97 466.60 |
Совокупные налоговые платежи (руб.) | 619 246.98 |
Из данных расчетов видно, что относительная налоговая нагрузка по этим предприятиям вполне сопоставима (51,7% и 50,5%). И даже освобождение предприятия «Б» от уплаты налога на прибыль практически не снижает налоговой нагрузки. Учитывая вышесказанное, можно сделать предварительный вывод: использование льгот по налогам (в частности, по налогу на прибыль) при сохранении ставок по остальным налогам и налогооблагаемой базы практически не влияет на величину налогового пресса, то есть применение на предприятиях этой льготы не облегчает их существования и не стимулирует их деятельность.
Если в данном случае сравнить размер относительной налоговой нагрузки с теоретически обоснованной (описание см. выше), то становится очевидно, что по обоим предприятиям практически превышен предельно допустимый уровень. Подобное положение никак не стимулирует предприятия, и уж тем более не поддерживает.
Сравнение абсолютного размера налоговых платежей и полученной предприятиями прибыли наглядно показывает, что это соотношение (налоговые платежи/прибыль) больше 100%. Это лишний раз подчеркивает недостаток общепринятой методики определения налоговой нагрузки, при которой сравнивается сумма всех уплаченных налоговых платежей (без социальных отчислений) с полученной прибылью.
С
целью сравнения размера
Первый
вариант предусматривает, что основное
количество налогов взимается с
дохода (прибыли), а не с валовой
выручки или оборота.
Таблица 2.3.3
Расчет
относительной налоговой
нагрузки (Вариант 1).
Показатели |
Ставки | Налогооблага-емая база | Сумма/руб. |
Фонд оплаты труда (ФОТ) | 144 000.00 | ||
Отчисления на социальные нужды (СО) | 56 160.00 | ||
Совокупные налоговые платежи (НП) | 469 897.00 | ||
Прибыль (до налогов) П | 615 227.00 | ||
Относительная налоговая нагрузка (%) | 40.93 | ||
Имущество | 417 550.00 | ||
Валовой доход (выручка) | 5 879 214.00 | ||
Затраты | 5 263 987.00 | ||
Прибыль | 615 227.00 | ||
Налог на имущество | 2% | от среднегод. стоимости | 83 510.00 |
Дорожный фонд | 1.8%
0.3% |
от прибыли | 11 074.09 |
Ветхое жилье | 1.0% | от прибыли | 6 152.27 |
Отчисления на содержание жилищной, социально-культурной сферы | 1.5% | от прибыли | 9 228.41 |
Налог на прибыль | 35% | от прибыли | 215 329.45 |
Налог на содержание милиции | 3.0% | от МРОТ, кол-ва работников | 25.05 |
Транспортный налог | 1.0% | от прибыли | 6 152.27 |
Сбор
на нужды образовательных |
1.0% | от прибыли | 6 152.27 |
НИОКР | 1.5% | от прибыли | 9 228.41 |
НДС | 20%
10% |
от работ, услуг
прод.товары |
123 045.40 |
Совокупные налоговые платежи (руб.) | 469 897.60 |
Во втором варианте нами предлагается оставить только 3 вида налогов: налог на имущество, налог на прибыль, НДС. Остальные налоги исключены.
Расчет относительной
налоговой нагрузки (Вариант
2).
Показатели |
Ставки | Налогооблага-емая база | Сумма/руб. |
Фонд оплаты труда (ФОТ) | 144 000.00 | ||
Отчисления на социальные нужды (СО) | 56 160.00 | ||
Совокупные налоговые платежи (НП) | 421 884.85 | ||
Прибыль (до налогов) П | 615 227.00 | ||
Относительная налоговая нагрузка (%) | 38.64 | ||
Имущество | 417 550.00 | ||
Валовой доход (выручка) | 5 879 214.00 | ||
Затраты | 5 263 987.00 | ||
Прибыль | 615 227.00 | ||
Налог на имущество | 2% | от среднегод. стоимости | 83 510.00 |
Дорожный фонд | 0.00 | ||
Ветхое жилье | 0.00 | ||
Отчисления на содержание жилищной, социально-культурной сферы | 0.00 | ||
Налог на прибыль | 35% | от прибыли | 215 329.45 |
Налог на содержание милиции | 0.00 | ||
Транспортный налог | 0.00 | ||
Сбор
на нужды образовательных |
0.00 | ||
НИОКР | 0.00 | ||
НДС | 20%
10% |
от работ, услуг
прод.товары |
123 045.40 |
Совокупные налоговые платежи (руб.) | 421 884.85 |