Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 14:23, реферат
В настоящее время в республике приняты законодательные акты о предпринимательской деятельности, кооперации, приватизации, демонополизации развитии малого бизнеса и т.д. Однако экономические перемены происходят непросто. Настоящий рынок еще не сложился: недостаточно проработанное законодательство, нехватка знаний и умений многих бизнесменов для работы в новых условиях, отсутствие достаточных условий и заинтересованность людей в деловой (хозяйственной) активности. Поэтому несомненную актуальность приобретает исследование вопросов развития малого бизнеса в Беларуси, изучение зарубежного опыта и возможности применения данного опыта в нашей стране.
Введение ……………………………………………………………………………..3
1 Сущность и значение малых предприятий ……………………………………...5
Понятие, сущность и признаки малого предприятия ……………………5
Зарубежный опыт функционирования малых предприятий ………………9
Особенности создания и функционирования малых предприятий
в Республике Беларусь ………………………………………………...........15
2.1 Становление и развитие малого предпринимательства в Беларуси ………..15
2.2 Система государственной поддержки малых предприятий в Беларуси …...18
Анализ эффективности функционирования малых предприятий ……..23
Анализ деятельности малых предприятий в Республике Беларуси,
их проблемы …………………………………………………………………23
Предложения по формированию благоприятных условий развития
малых предприятий в Республике Беларусь ………………………………26
Заключение …………………………………………………………………………31
Список использованных источников …………………
- представительства и
филиалы – обособленные
3. По организационно-правовому статусу:
- индивидуальные
- юридические лица (организации,
которые обладают обособленным
имуществом, могут от своего имени
приобретать имущественные и
личные неимущественные права
и нести обязанности, быть
По форме собственности
различают следующие формы
В соответствии с формами собственности в малом бизнесе могут действовать следующие предприятия: государственные, коллективные, частные, совместные, смешанные и иностранные [6].
Таким образом, предпринимательство
- это особая форма экономической
активности, основанная на инновационном
самостоятельном подходе к
Одной из важнейших форм
предпринимательства в развитии
рыночной экономики (особенно, в условиях
переходного периода) выступает
малый бизнес (малое предприятие)
– как возможность
1.2 Зарубежный опыт
Малые предприятия сегодня
стали неотъемлемой частью экономик
большинства промышленно
В ЕС предприятия с численностью менее 10 служащих обеспечивают занятость работоспособного населения на уровне 37%. Значительное их количество (до 50 % общей численности) не имеют служащих вовсе, предоставляя работу только предпринимателям-владельцам и, возможно, некоторым членам их семей. Поле деятельности этих предприятии — строительство, торговля, гостиничные и другие бизнес-услуги. В торговле и услугах занято более 70 % работающих на этих предприятиях. В целом они обеспечивают четверть совокупного оборота стран ЕС.
Около 1 млн. малых предприятий (10-49 человек работающих) в странах ЕС предоставляют около 19 млн. рабочих мест (11% общего количества занятых). В среднем на одном предприятии этого класса работает 20 человек. Более половины всех работающих на малых предприятиях (55%) также заняты в торговле и услугах. Остальные 45% работают в строительстве и различных отраслях промышленности. Предприятия данной группы обеспечивают около 25% общего оборота.
Средние предприятия, на которых работает от 50 до 249 работников, составляют около 1% общего числа хозяйствующих субъектов ЕС (около 11% всех задействованных в экономике) и дают пятую часть общего оборота. Средний размер предприятия данного класса - 100 человек.
Крупные предприятия (55 тыс. субъектов) предоставляют 55 млн. рабочих мест. Их общее количество - 0,2% числа всех предприятий ЕС, на которых работает примерно 40% запятых в странах - членах ЕС, они производят треть общего оборота [6].
Существуют некоторые различия между странами - членами ЕС: в Греции, Финляндии, Швеции, Италии, Португалии и Испании предприятия намного меньше по размерам, чем в среднем по ЕС (6 служащих). В остальных странах в среднем предприятия крупнее, их размер колеблется от 7 (Бельгия и Франция) до 15 служащих (Австрия). При этом следует иметь в виду, что сектор малого предпринимательства в любой стране, несмотря на свою многочисленность, является весьма динамичным, подверженным постоянному обновлению вследствие массовых банкротств. Так, из вновь организуемых малых предприятий через год остается около 50 %, через 3 года - 7 – 8%, через 5 лет - не более 3%. Но, тем не менее, общее число малых предприятий в развитых странах мира, как правило, растет или остается неизменным именно благодаря особенностям государственного управления.
В странах ЕС на государственном уровне разрабатываются и реализуются множество программ, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства. Так, например, только в Германии реализуются следующие программы поддержки и развития малого и среднего бизнеса: «Концепция развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего предпринимательства»; «Стимулирование сбережений для открытия собственного бизнеса». С помощью первой программы осуществляется обеспечение финансирования малого предпринимательства страны. Вторая программа благоприятствует для открытия своего дела с применением проектов «start-up».
Следует отметить, что республиканские программы развития малого предпринимательства, основанные на европейских программах, распространяются на многие страны Европы, такие как Германия, Франция, Великобритания и др.
Наряду со значительной государственной поддержкой развития малого бизнеса в большинстве стран ЕС имеются частные институты поддержки:
- торговые палаты, действующие, главным образом, в области тренинга и обучения, технологического консультирования, поддержки экспорта, сертификации, налаживания кооперации между предприятиями;
-финансовые учреждения (банки, общества венчурного капитала, строительные общества), обеспечивающие доступ малому и среднему бизнесу к капиталу и финансированию;
-частные консультационные
и юридические фирмы,
Характерной чертой политики стран ЕС в отношении малого бизнеса является возрастание роли регионов. Здесь выделяются две группы стран:
-страны, где формирование
политики осуществляется
-страны, где регионы обладают
властными полномочиями при
Однако, несмотря на различия в деталях, в странах ЕС выработаны общие подходы к формированию политики поддержки малого бизнеса:
-административная и
-финансовые условия -
в основном применяются такие
меры государственной
-формирование специальных
резервов поддержки малого и
среднего бизнеса, а также
В Бельгии, Франции, Нидерландах
применяется практика предоставления
малому и среднему бизнесу статуса
рискового капитала. В частности,
правительства гарантируют
ЕС также оказывает поддержку странам, которые не могут выделить из собственного бюджета средства на развитие малого бизнеса. Эти меры способствовали преодолению технологического разрыва и финансового дефицита малых предприятий Португалии по сравнению с общеевропейским уровнем.
С целью повышения квалификации служащих и менеджеров малых предприятий применяется практика субсидированных тренингов (Германия, Ирландия) или предоставления льгот при осуществлении программ обучения сотрудников (Бельгия, Франция), а также открытие специальных бесплатных курсов тренинга и обучения взрослого населения (Дания, Великобритания).
Малому бизнесу принадлежит ведущее место и в американской экономике. Малый бизнес США – это почти 23 млн. малых предприятий и 9 млн. индивидуальных предпринимателей, которые создают от 60 до 80% новых рабочих мест, трудоустраивают половину работоспособного населения США и производят 52% ВВП страны [3].
Таких успехов малый бизнес США достиг благодаря системной поддержке со стороны государства в самых разных областях. Государственным органом, осуществляющим администрирование и координацию всех направлений поддержки и развития малого предпринимательства, является Администрация Малого Бизнеса (АМБ) - Small Business Administration (SBА), созданное в 1953 г. как самостоятельное агентство федерального правительства. SBА разработала стандарты и методику определения оптимальных размеров малых предприятий. Стандарты касаются среднегодовою дохода на определенное время (в зависимости от отрасли на 12 календарных месяцев, 3 финансовых года и т.д.), в отдельных отраслях - средней занятости, среднего числа клиентов и др.
Информация о работе Малые предприятия в Республике Беларусь, эффективность их функционирования