Малые предприятия в Республике Беларусь, эффективность их функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 14:23, реферат

Описание

В настоящее время в республике приняты законодательные акты о предпринимательской деятельности, кооперации, приватизации, демонополизации развитии малого бизнеса и т.д. Однако экономические перемены происходят непросто. Настоящий рынок еще не сложился: недостаточно проработанное законодательство, нехватка знаний и умений многих бизнесменов для работы в новых условиях, отсутствие достаточных условий и заинтересованность людей в деловой (хозяйственной) активности. Поэтому несомненную актуальность приобретает исследование вопросов развития малого бизнеса в Беларуси, изучение зарубежного опыта и возможности применения данного опыта в нашей стране.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
1 Сущность и значение малых предприятий ……………………………………...5
Понятие, сущность и признаки малого предприятия ……………………5
Зарубежный опыт функционирования малых предприятий ………………9
Особенности создания и функционирования малых предприятий
в Республике Беларусь ………………………………………………...........15
2.1 Становление и развитие малого предпринимательства в Беларуси ………..15
2.2 Система государственной поддержки малых предприятий в Беларуси …...18
Анализ эффективности функционирования малых предприятий ……..23
Анализ деятельности малых предприятий в Республике Беларуси,
их проблемы …………………………………………………………………23
Предложения по формированию благоприятных условий развития
малых предприятий в Республике Беларусь ………………………………26
Заключение …………………………………………………………………………31
Список использованных источников …………………

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВОЕ_Малые предприятия в Республике Беларусь.docx

— 117.10 Кб (Скачать документ)

 

Данные таблицы свидетельствуют  о росте вклада малого бизнеса  в экономическое развитие страны. Так, в 2011 г. удельный вес микро- и  малых предприятий в ВВП составил 5,4% и 10,3% соответственно, в 2009 г. – 3,9% и  7,5%, соответственно. Вместе с тем по сравнению с удельным весом малого бизнеса в экономику высокоразвитых стран (50-70% ВВП), вес малых предприятий в белорусский ВВП незначительный.

Растет доля микро- и малых организаций в объеме выручки от реализации продукции: в 2011 г. 29,4 % (в 2009 г. – 28,9%).

Структура микро- и малых  предприятий по формам собственности  представлена на рисунке 2.1.2.

Рисунок 2.1.2 – Число микро- и малых предприятий по формам собственности, в % к общему количеству

Государственная форма собственности  представлена в очень малом количестве, если в 2009 г. было 2% таких предприятий (1546), то в 2011 г. доля таких предприятий сократилась до 1,5%. Положительный момент - малых предприятий иностранной формы собственности в республике становится больше (рисунок 1.2.2)

Распределение малых организаций  по видам экономической деятельности в 2012 г. показано на рисунке 2.1.3.

Рисунок 2.1.3 – Распределение  малых организаций по видам экономической  деятельности, %

 

Деятельность малых предприятий  преимущественно ориентирована  на сферу торговли и общественного  питания - 35,8 %. Высока доля в сфере  промышленности и операций с недвижимым имущество - по 12,5%. В сфере строительства  работает 7,9% малых предприятий.

Основным показателем, характеризующим  эффективность работы малых предприятий, является уровень рентабельности. В 2011 г. она по республике составила 12,1%, что значительно ниже показателей  предыдущих лет (в 2009 г. – 12,9%, 2010 г. – 15,8%) [27].

Нерешенными остаются следующие проблемы, препятствующие развитию малых предприятий:

  • трудности с поставщиками и покупателями. Для малых предприятий, прежде всего в производственной сфере, трудно найти надежных поставщиков комплектующих изделий нужного качества и в достаточном количестве. К тому же для малых предприятий Беларуси часто недостижимы два важных покупателя и поставщика: заграница и белорусские государственные организации, которые традиционно сотрудничают преимущественно с государственными или бывшими госпредприятиями;
  • отсутствие заемного капитала. Вновь созданные небольшие предприятия часто испытывают трудности, связанные с получением кредитов, и в странах с развитой рыночной экономикой. Как правило, они мало что могут предложить в качестве залога обеспечения кредита. Такая типичная для малых предприятий проблема в нашей республике дополнительно усугубляется тем, что крупные предприятия получают льготные кредиты и субсидии от государства;
  • недостаточность собственного капитала;
  • налоговое давление. Фактор налогового давления относится частично к проблеме «недостаточность собственного капитала», частично к проблеме «правовая незащищенность». Налоговая нагрузка на предприятиях в Беларуси в целом очень высока. При этом система налогообложения претерпевает значительные ежегодные изменения, за которыми очень сложно уследить, что позволяет контролирующим органам при проверках взимать в доход государства штрафы, многократно превышающие суммы самих платежей;
  • нехватка помещений и производственных площадей. Именно при решении этих проблем малые предприятия Беларуси находятся в особенно невыгодном положении, затрудняющем развитие. Арендные договоры с более крупными предприятиями, учреждениями и даже ведомствами в большинстве случаев нестабильны;
  • нехватка специалистов. Среди наемных работников наблюдается довольно большая текучесть кадров;
  • создание негативного имиджа предпринимателей. Негативное отношение к предпринимательству, неблагоприятный для развития «климат» заставляет большую часть бизнесменов переводить свое дело за границу, многие из них уже имеют паспорта других стран, где основали свои фирмы, многие не переехали туда на жительство, но работают там.

Важно отметить, что не все  трудности имеют место в каждом конкретном случае. Проблемы малого бизнеса  в разных городах и регионах различны.

Таким образом, проведенный  анализ функционирования малых предприятий  и системы государственной поддержки  в Беларуси показал, что в республике с одной стороны наблюдается рост числа малых предприятий, в том числе с иностранной формой собственности, увеличиваются объемы выручки от реализации продукции и услуг малых предприятий, совершенствуется нормативно правовая база, направленная на создание благоприятных условий для развития малого бизнеса, реализуются государственные программы поддержки и развития, в том числе на региональном уровне. В стране создана сеть институтов поддержки предпринимательства – инкубаторы малого бизнеса, центры поддержки предпринимательства и т.д. Однако малое предпринимательство в Беларуси не оказывает существенного влияния на развитие экономики страны. Удельный вес поступлений в бюджет от этого сектора экономики составляет около 20%, что существенно ниже уровня развитых стран (50-70% ВВП). В последние годы отмечается падение уровня рентабельности малых предприятий, высоким остается уровень налоговой нагрузки и бюрократизации в стране. Данные проблемы требуют разработки и принятия комплекса экономических, организационных, финансовых, правовых мер, направленных на поддержку и развитие малых предприятий со стороны органов государственной власти.

 

 

3.2 Предложения по формированию  благоприятных условий развития  малых предприятий в Республике Беларусь

 

Решающую роль в становлении  малого бизнеса в республике играют как внешние, так и внутренние факторы и условия, а именно:

  • высокий уровень экономической интеграции с зарубежными странами;
  • привлечение иностранных кредитов, займов;
  • прямые иностранные инвестиции;
  • степень развития рыночных отношений, состояние инфраструктуры, уровень использования созданного производственно-экономического потенциала, трудовые и природные ресурсы.

Большое значение для расширения экспортного потенциала, модернизации производства при создании малых  форм бизнеса имеет привлечение  иностранных кредитов, займов, в  первую очередь на валютно-окупаемой  основе, а также прямых иностранных  инвестиций. Сотрудничество республики с международными фондами поддержки  предпринимательства, Международным  валютным фондом, Европейским банком реконструкции и развития, Всемирным  банком и его филиалом - Международной  финансовой корпорацией, Международным  агентством по гарантиям и инвестициям  создает возможность для получения  кредитов на особо льготных условиях для реализации социально-экономических  программ развития, в том числе  и сфере малого бизнеса.

Однако, несмотря на большое  значение взаимосвязей республики со странами ближнего и дальнего зарубежья, решающую роль в развитии малого бизнеса  играют внутренние факторы, т.к. создают  благоприятные условия для развития малых предприятий, как резидентов, так и нерезидентов республики, которые  в конечном счете создают национальное богатство нашей страны.

Важнейшим из внутренних факторов выступает степень развитости рыночных отношений, которая в настоящее  время в Беларуси находится на начальной стадии формирования, что объясняется не столько непродолжительностью времени осуществляемых реформ, сколько - в естественном сопротивлении реформам со стороны консервативных сил, в неразвитости соответствующей инфраструктуры, несовершенству хозяйственного права. Далеко не полностью используется производственно-экономический потенциал республики.

Основными путями ускорения  развития малого бизнеса Беларуси и  повышения его эффективности  являются:

  • установление стабильного режима для иностранных инвестиций в части налогов, валютного и внешнеторгового регулирования, обеспечение условий для приватизации с участием иностранного капитала, создание системы информации об инвестиционных проектах;
  • в сфере финансово-кредитного обращения - расширение возможности получения кредитов для малого бизнеса путем создания условий для организации новых кредитных учреждений (например, кредитно-сберегательных), оптимизация нормативов обязательной продажи валютной выручки для предпринимателей, занимающихся экспортом продукции глубокой переработки, развития системы межбанковских расчетов;
  • ускоренная амортизация основных фондов для малых предприятий;
  • обеспечение доступа к централизованным ресурсам, информационным базам данных;
  • обеспечение социальных гарантий защиты предпринимателей и потребителей;
  • активизация поддержки со стороны органов местного самоуправления, включая разработку системы налоговых льгот на местном уровне;
  • создание республиканской информационной системы для изучения конъюнктуры рынка на продукцию малых предприятий, в том числе и на мировом рынке;
  • государственное страхование частных инвесторов, вкладывающих средства в малые венчурные предприятия;
  • развитие лизинговых услуг.

Причиной почти 60% всех банкротств малых предприятий на начальном  этапе развития, по оценкам западных специалистов, являются неумелое управление предприятий и неэффективное  планирование предпринимательской  деятельности. Поэтому большое значение имеет проведение мероприятий по более рациональному разделению управленческого труда и повышению эффективности его руководства.

Важным является также  вовлечение в предпринимательскую  деятельность широких слоев населения  и создание новых рабочих мест, в том числе для незащищенных категорий, увеличение доходов людей, а значит, обеспечение социальной стабильности.

Развитие системы финансово-кредитной  поддержки малого предпринимательства  предусматривает оказание субъектам  малого предпринимательства государственной  поддержки в виде:

частичной компенсации расходов по выплате процентов за пользование  банковскими кредитами, направленными  на реализацию их инвестиционных проектов, лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга, расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях;

оказания финансовой поддержки  на возвратной основе сроком до 18 месяцев  для создания новых рабочих мест, а также сохранения действующих  и развития производств: экспортоориентированной (импортозамещающей) продукции, продукции  с использованием новейших технологий, продукции, направленной на энерго- и  ресурсосбережение, а также других социально значимых проектов;

предоставления исполнительными комитетами гарантий (поручительств) по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь, субъектам малого предпринимательства, являющимся юридическими лицами, для реализации инвестиционных проектов;

оказания финансовой поддержки  для создания новых рабочих мест, трудоустройства безработных и  сохранения действующих рабочих  мест;

оказания финансовой помощи в виде субсидий и ссуд безработным  гражданам для содействия в организации  предпринимательской деятельности.

Материально-техническое  и организационное развитие малого предпринимательства должно быть направлено на расширение возможностей по эффективному использованию имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, для стимулирования развития производственной деятельности субъектов малого предпринимательства.

Для этого необходимо:

с целью оказания помощи в поисках производственных и  административных помещений субъектам  малого предпринимательства предоставлять  последним информацию о неиспользуемых и неэффективно используемых производственных площадях, об объектах незавершенного строительства, об объектах, подлежащих продаже через аукционы и конкурсы (республиканской и коммунальной собственности);

оказание содействия в  развитии механизма производственной кооперации субъектов малого предпринимательства  с крупными предприятиями, в том  числе государственной формы  собственности (субконтрактации).

Актуальное значение для  сферы промышленного производства в настоящее время приобретает  проблема взаимодействия малых производственных предприятий с крупными. Для разрешения данной проблемы предполагается использовать механизм производственной кооперации субъектов малого предпринимательства с крупными предприятиями, в том числе государственной формы собственности. Малый бизнес совместно с крупными предпринимательскими структурами и государственным сектором должны представлять единое целое.

Развитие системы производственной кооперации позволит наиболее полно  использовать производственные мощности малых предприятий, имеющих специальное  оборудование и аппаратуру для производства сложных и требующих высокой  точности работ, выполнения заказа в  полном объеме; выполнять вспомогательные  функции по отношению к крупным  производителям, формировать систему  выгодных взаимосвязей; развивать научно-технический  прогресс и внедрять его результаты в экономику.

В области совершенствования  деятельности инфраструктуры поддержки  и развития малого предпринимательства  необходимо предусмотреть:

дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства  на региональном уровне;

расширение сети центров  поддержки предпринимательства  за счет создания новых по направлениям деятельности субъектов малого предпринимательства.

Не менее важно:

распространение и актуализация информационных, аналитических материалов по вопросам поддержки и развития малого предпринимательства через  СМИ (телевидение, радио, печатные издания);

оказание методической и  организационной помощи субъектам  малого предпринимательства в оформлении документов для получения государственной  финансовой поддержки, представление  информации о перечнях коммунального  имущества, предназначенного для передачи в аренду или продажи, справочной информации (адреса, телефоны) об органах, осуществляющих государственную регистрацию  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, налоговых органах  регионального уровня, субъектах  предпринимательской инфраструктуры, учебных заведениях, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение  квалификации кадров для сферы малого предпринимательства, банках, осуществляющих кредитование малого предпринимательства (включая информацию об основных условиях кредитования), расположенных на территории, и соответствующих программах;

Информация о работе Малые предприятия в Республике Беларусь, эффективность их функционирования