Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 14:23, реферат
В настоящее время в республике приняты законодательные акты о предпринимательской деятельности, кооперации, приватизации, демонополизации развитии малого бизнеса и т.д. Однако экономические перемены происходят непросто. Настоящий рынок еще не сложился: недостаточно проработанное законодательство, нехватка знаний и умений многих бизнесменов для работы в новых условиях, отсутствие достаточных условий и заинтересованность людей в деловой (хозяйственной) активности. Поэтому несомненную актуальность приобретает исследование вопросов развития малого бизнеса в Беларуси, изучение зарубежного опыта и возможности применения данного опыта в нашей стране.
Введение ……………………………………………………………………………..3
1 Сущность и значение малых предприятий ……………………………………...5
Понятие, сущность и признаки малого предприятия ……………………5
Зарубежный опыт функционирования малых предприятий ………………9
Особенности создания и функционирования малых предприятий
в Республике Беларусь ………………………………………………...........15
2.1 Становление и развитие малого предпринимательства в Беларуси ………..15
2.2 Система государственной поддержки малых предприятий в Беларуси …...18
Анализ эффективности функционирования малых предприятий ……..23
Анализ деятельности малых предприятий в Республике Беларуси,
их проблемы …………………………………………………………………23
Предложения по формированию благоприятных условий развития
малых предприятий в Республике Беларусь ………………………………26
Заключение …………………………………………………………………………31
Список использованных источников …………………
Данная численность работников определяется в целом по юридическому лицу, включая филиалы, представительства и иные его обособленные подразделения.
Малые предприятия и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, занимающиеся несколькими видами деятельности, относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в объеме реализации продукции (работ, услуг) за квартал.
Как показывает зарубежный опыт наряду с созданием широкой правовой сферы, регулирующей процессы развития малого предпринимательства, в стране необходимо создание инфраструктуры поддержки малого бизнеса, введение дополнительных финансовых и экономических механизмов, направленных на стимулирование развития малых предприятий.
2.2 Система государственной поддержки малых предприятий в Беларуси
Становление системы государственной поддержки малых предприятий в Республике Беларусь началось с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.
В соответствии с Законом
Республики Беларусь от 28.05.1991г. № 813-XII
«О предпринимательстве в
право граждан и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельности имущество;
защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством Республики Беларусь и договорами;
научно-техническая, правовая поддержка предпринимательской деятельности;
страхование предпринимательского риска;
запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта (договора), кроме случаев, предусмотренных в контракте (договоре).
Особенно «плодотворным» в сфере принятия государственных управленческих решений по развитию малого бизнеса в Беларуси можно назвать 2008 г. (его называют «антикризисным периодом»), на протяжении которого был принят целый ряд документов, которые снизили регуляторную нагрузку на бизнес, сократили издержки и способствовали улучшению бизнес-климата в стране: Указы Президента Республики Беларусь № 1"Об упрощенной системе налогообложения», № 329 "О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее списания"; Указ № 113 позволил продавать предприятия, как имущественные комплексы, с нулевой или отрицательной стоимостью за одну базовую величину; Указ № 145 позволил платить и отчитываться по экологическому, земельному налогу и налогу на недвижимость ежеквартально; Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 2008 г. № 5 снизил ставку налога на доходы от операций с акциями и облигациями с 40% до 24% и др.
Важную роль в решении государственной задачи по поддержке малого бизнеса имеют Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» и Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-3 «О поддержке малого и среднего предпринимательства».
С целью дебюрократизации
деятельности государственных органов
и улучшению
В целом можно сказать,
что за последние годы в республике
была проделана значительная работа
по либерализации условий
В настоящее время в республике создана и действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. В2012 г. в республике действовали 76 центров поддержки предпринимательства (ЦПП) и 15 инкубаторов малого предпринимательства (ИМБ). В 2011 г. в республике действовали 53 ЦПП и 10 ИМБ. Доля субъектов инфраструктуры (26 ЦПП и 1 ИМБ), действующих в малых, средних городских поселениях и сельской местности, возросла по сравнению с 2010 г. (12 ЦПП или 22,6%) и составила 29,6% от общего количества центров [27].
Из действующих в республике субъектов инфраструктуры 75% являются организациями частной формы собственности, 16% – коммунальной, 9% - республиканской.
ЦПП оказывают субъектам предпринимательства, гражданам, желающим начать свое дело, информационные и консультационные услуги по организации и ведению предпринимательской деятельности, содействуют в получении финансовых и материально-технических ресурсов, участию в выставках, ярмарках, налаживанию деловых контактов, продвижению производимой ими продукции на внутренний и внешние рынки, подготовке и обеспечению указанных субъектов квалифицированными кадрами, проводят маркетинговые исследования и др.
ИМБ действуют в г. Минске и во всех областях республики за исключением Брестской. Деятельность инкубаторов направлена на создание условий для роста и развития субъектов малого предпринимательства, в том числе инновационного. Микро- и малым предприятиям, индивидуальным предпринимателям предоставляются в аренду помещения, офисное оборудование и иное имущество, оказываются информационные, консультационные услуги, содействие в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, внедрении в производство современных технологий и др. Субъекты малого предпринимательства размещаются в инкубаторе в соответствии с утвержденными положениями на конкурсной основе. В приоритетном порядке здесь получают место те из них, которые осуществляют производство энергосберегающей, импортозамещающей продукции, внедряют новые технологии.
Согласно Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 N 148-З "О поддержке малого и среднего предпринимательства" наряду с субъектами инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства) выделены иные организации, осуществляющие поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, к которым отнесены Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей (БФФПП), учреждения финансовой поддержки предпринимателей, общества взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.
БФФПП был создан в 1992 г. Основной
целью создания и деятельности БФФПП
стало финансовое обеспечение государственной
политики поддержки и развития малого
предпринимательства в
В частности, в настоящее
время государственная
- финансовых средств на
возвратной возмездной или
- имущества на условиях финансовой аренды (лизинга);
- гарантий по льготным
кредитам, в том числе микрокредитам,
предоставляемым банками
Однако в настоящее время существует мнение, что в значительной мере БФФПП дублирует банковскую деятельность (кредиты предоставляются на платной основе, с соблюдением принципов материальной обеспеченности, целевой направленности, срочности и возвратности), но при этом круг оказываемых клиентам услуг является крайне узким. Имеют место ограничения по сумме поддержки и срокам ее предоставления, которые не всегда корреспондируют со сроками реализации инвестиционных проектов. В связи с этим популярность услуг БФФПП в среде предпринимателей достаточно невысокая, что требует в дальнейшем принятия соответствующих мер, направленных на совершенствование работы данного фонда.
Государство в рамках Государственной
программы содействия занятости
населения создает необходимые
условия и возможности
Если в 2010 г. 3 056 безработных организовали свой малый бизнес с использованием средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения, то в 2011 г. выделено более 11 млрд. руб. для предоставления субсидий 3 030 безработным.
В целях повышения
Начиная с 2010 года в республике
разрабатываются Программы
В настоящее время выполняется
Государственная программа
Как показывает анализ этапов становления и развития малого бизнеса в республике к настоящему времени проведена значительная работа по созданию благоприятных условий для ведения своего бизнеса. Прежде всего, разработана и с каждым годом дорабатывается нормативная правовая база в данной области: дано определение малому предприятию и критерии отнесения к нему, нормативно закреплены правила создания, регистрации и ликвидации предприятия, лицензирования деятельности, налогообложения и т.д.
В республике создана и действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: бизнес-инкубаторы, центры поддержки предпринимательства. Правительство в рамках государственных программ создает необходимые условия для развития малого бизнеса: переобучение безработных при центрах занятости с целью открытия своего бизнеса, выдача субсидий, ссуд, льготные государственные кредиты и т.д.
3 Анализ эффективности функционирования малых предприятий
3.1 Анализ деятельности малых предприятий в Республике Беларуси,
их проблемы
Согласно информации Министерства
по налогам и сборам Республики Беларусь,
по состоянию на декабрь 2012 г. в стране
состояло на учете 126 855 субъекта малого
предпринимательства –
Растет и численность микро- организаций. Так, за период 2009 – 2011гг. количество микроорганизаций увеличилось на 18,1%, количество малых предприятий уменьшилось за аналогичный период на 4,3 % (рисунок 2.1.1).
Рисунок 2.1.1 – Количество микро и малых организаций, 2009-2011гг.
Удельный вес микро– и
малых организаций в основных
экономических показателях
Таблица 2.1.1 - Удельный вес микро- и малых организаций в основных экономических показателях, %
2009г. |
2010г. |
2011г. | ||||
Микро-органицации |
Малые организации |
Микро-органицации |
Малые организации |
Микро-органицации |
Малые организации | |
ВВП |
3,9 |
7,5 |
4,4 |
8,0 |
5,4 |
10,3 |
Объем производства продукции (работ, услуг). |
3,7 |
8,3 |
4,0 |
8,5 |
4,7 |
10,4 |
Объем промышленного производства. |
1,9 |
7,2 |
4,1 |
14,3 |
1,9 |
9,9 |
Выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг. |
10,4 |
18,5 |
10,8 |
17,2 |
8,9 |
20,5 |
Экспорт товаров |
1,9 |
32,4 |
2,5 |
36,4 |
2,1 |
31,8 |
Импорт товаров. |
8,5 |
19,1 |
10,8 |
19,2 |
7,7 |
18,1 |
Информация о работе Малые предприятия в Республике Беларусь, эффективность их функционирования