Малые предприятия в Республике Беларусь, эффективность их функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 14:23, реферат

Описание

В настоящее время в республике приняты законодательные акты о предпринимательской деятельности, кооперации, приватизации, демонополизации развитии малого бизнеса и т.д. Однако экономические перемены происходят непросто. Настоящий рынок еще не сложился: недостаточно проработанное законодательство, нехватка знаний и умений многих бизнесменов для работы в новых условиях, отсутствие достаточных условий и заинтересованность людей в деловой (хозяйственной) активности. Поэтому несомненную актуальность приобретает исследование вопросов развития малого бизнеса в Беларуси, изучение зарубежного опыта и возможности применения данного опыта в нашей стране.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
1 Сущность и значение малых предприятий ……………………………………...5
Понятие, сущность и признаки малого предприятия ……………………5
Зарубежный опыт функционирования малых предприятий ………………9
Особенности создания и функционирования малых предприятий
в Республике Беларусь ………………………………………………...........15
2.1 Становление и развитие малого предпринимательства в Беларуси ………..15
2.2 Система государственной поддержки малых предприятий в Беларуси …...18
Анализ эффективности функционирования малых предприятий ……..23
Анализ деятельности малых предприятий в Республике Беларуси,
их проблемы …………………………………………………………………23
Предложения по формированию благоприятных условий развития
малых предприятий в Республике Беларусь ………………………………26
Заключение …………………………………………………………………………31
Список использованных источников …………………

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВОЕ_Малые предприятия в Республике Беларусь.docx

— 117.10 Кб (Скачать документ)

В распоряжении SBА находятся  крупные бюджетные средства (ежегодный  бюджет организации составляет от 400 до 600 млрд. долл. США), направляемые как  на прямое субсидирование некоторых  видов предпринимательской деятельности, так и на косвенное стимулирование развития малого бизнеса.

В настоящее время SBA курирует реализацию свыше 20 специализированных программ (краткосрочных – для  приобретения оборотных средств, обеспечения  экспортных операций, оказания экстренной помощи и др., долгосрочных – для  приобретения недвижимости, оборудования, модернизации и расширения деятельности, проведения НИОКР и др.

Характерно, что помощь малому бизнесу в США имеет социальную направленность. Так SBA выделены специальные статьи на помощь «проблемным» сегментам малого бизнеса, которые нуждаются в ней в большей степени. К ним относятся:

предприятия, в которых  женщины составляют не менее 51% руководства  или всего состава работающих данного предприятия (таких в  США около 40%);

предприятия, управляемые  ветеранами и/или инвалидами;

малый бизнес в среде коренного  населения;

предприятия «зон с исторически  недостаточно развитым бизнесом».

Несмотря на то, что из общего числа клиентов, обслуживаемых  Администрацией, 85% разоряются через  год. Считается, что деятельность «выживших» предприятий с лихвой возмещает  эти потери.

Малый бизнес в России официально стал развиваться в конце 80-х - начале 90-х годов XX в. В целом уровень развития малого предпринимательства в РФ, по сравнению со странами ЕС, невелик. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах-членах ЕС не менее 30. В России доля малых фирм в общем числе предприятий составляет 29%, в то время как в странах ЕС только микропредприятия составляют более 90% от общего числа предприятий.

Особенностью развития малого бизнеса в РФ является неравномерность  распределения малых предприятий  на территории государства. Так, около 30% всех действующих фирм расположены  в центральном районе (среди городов  лидеры - Москва и Санкт-Петербург, в  них сосредоточено соответственно 20% и 12% всех российских малых предприятий).

В структуре сферы малого бизнеса на протяжении последних  десятилетий лидируют торговля и  общепит – ими занимается половина предприятий. Пятая часть малого бизнеса оказывает разнообразные  услуги, 13% фирм занято в строительстве, а 12% - в промышленности. Очень незначительна  доля сельскохозяйственных компаний - около 2% [29].

В России создана достаточно разветвленная система государственной и общественной поддержки малого бизнеса:

структуры бизнес-образования;

структуры обучения кадров для малого бизнеса;

агентствах поддержки  малого предпринимательства (юридические, маркетинговые, бухгалтерские, консалтинговые услуги);

фондах поддержки предпринимательства (кредитование, залогово-гарантийная  поддержка);

лизинговые фонды;

технологических парках (форма  кооперации высокотехнологичных малых  фирм с ВУЗами и крупными предприятиями) и др.;

юридическая правовая поддержка;

банковские кредиты, предоставляемые  малому бизнесу.

Несмотря на значительные возможности для ведения личного  бизнеса малый бизнес России по-прежнему характеризуется высоким процентом  функционирования предприятий в  сфере теневой экономики. Большинство  представителей малого бизнеса умышленно  занижают в отчетных данных свои доходы, уменьшая налогооблагаемую базу, что  объясняется как результат государственной  политики «завышенных налогов» конца 90-х годов XX в. В области российского налогообложения не решенной остается проблема ясности и четкости механизмов взимания и распределения (перераспределения) налогов. Вместе с тем, малые предприятия по отдельным видам деятельности (инновационные технологии, наукоемкие и высокотехнологичные отрасли) имеют некоторые льготы по налогам. В настоящее время политика российского государства направлена на проработку и создание налоговых льгот, улучшение качества принимаемых законов, подготовку квалифицированных кадров. Идет работа по внедрению современных механизмов поддержки малого бизнеса в России.

Таким образом, опыт ведения  малого бизнеса в ряде зарубежных стран свидетельствует о необходимости  его развития как базы для стабильного  развития экономики современного государства. Малый бизнес составляет основу социально-экономического развития стран ЕС, США. Он стимулирует  развитие конкуренции, "вынуждает" крупные компании внедрять новые  технологии и улучшать эффективность  производства. Вместе с тем является особо уязвимым и неустойчивым на рынке, что в первую очередь объясняется  недостаточной обеспеченностью  финансовыми средствами на начальном  этапе становления предприятия, а также сложном доступе к  кредитным ресурсам (в особенности, относительно сегмента микропредприятий и вновь образующихся малых предприятий). Это обусловлено особенностями  данного сектора экономики - масштаб  бизнеса, недостаток опыта в условиях конкурентной среды, недостаточная  обеспеченность ресурсами и др. и, как следствие, рисками, которых  лишены крупные предприятия. Изучение зарубежного опыта показало, что для решения данной и, вместе с тем, одной из основных проблем развития малых предприятий применяются различные варианты их финансовой поддержки, основными среди которых можно выделить: прямое финансирование; гарантирование кредитов; стимулирование развития отдельных сегментов финансового рынка (лизинг, венчурное финансирование); предоставление налоговых льгот на начальных этапах становления бизнеса и др.

2 Особенности создания  и функционирования малых предприятий  в Республике Беларусь

 

 

2.1 Становление и развитие малого предпринимательства в Беларуси

 

Корни предпринимательства  на белорусской земле уходят в  XIX в. В этот период возникли первые торговые дома и промышленные объекты предпринимательского типа. После Октябрьской революции 1917 г. научные исследователи выделяют несколько этапов развития предпринимательства в нашей стране:

- первый (октябрь 1917 г. - начало 20-х годов XX в.) характерно установление государственной монополии и централизация экономики, что означало лишение экономической самостоятельности производителей и устранение конкуренции между ними;

- второй (20-е годы XX в.) – это период новой экономической политики (НЭП), когда наблюдалось становление предпринимательства в новых формах акционерных обществ, товариществ, кооперативов, смешанных и частных концессий и т.д.;

- третий (конец 20-х годов  - 2-я половина 80-х годов XX в.) характеризуется тенденцией перемещения предпринимательской деятельности из легального положения в теневую экономику;

- четвертый (конец 80-х  годов XX в.) происходит процесс формирования нового экономического мышления на базе социалистической предприимчивости, возрождаются такие формы хозяйствования как подряд, аренда, кооперация и т.д.;

Данный этап характеризуется  усилением либеральных тенденций  в экономике и развитием кооперативной  предпринимательской деятельности, что было связано с вводом в  действие Закона СССР от 26.05.1988 N 8998-XI "О кооперации в СССР". Значительная часть предпринимательских структур получала большие доходы, перепродавая товары, купленные в государственном секторе экономики по фиксированным ценам, другим предприятиям (в том числе государственным) по свободным ценам. С 1988 года доля выручки от реализации продукции (работ, услуг) кооперативов возросла примерно с 1% в ВВП до 4,4% в 1989 году. На данном этапе было сформировано количественное определение - "малое предприятие" [30].

- пятый (90-е годы XX в.) характеризуется переходом к рыночной экономике, основным компонентом которого становится предпринимательство, позволяющее обеспечить полноценное формирование конкурентной среды [31].

В Республике Беларусь были уточнены критерии отнесения к малым  предприятиям: к первому критерию - численности был добавлен второй - годовой объем реализации продукции (работ, услуг) по показателю, в наибольшей степени соответствующему специфике  отрасли и виду деятельности.

Следует отметить, что либерализация  цен и ужесточение налогового бремени существенно подорвали  финансовую базу малого предпринимательства. Высокие темпы инфляции привели  к обесцениванию ранее заработанных денег, снижению платежеспособности как  субъектов малого предпринимательства, так и их контрагентов. На данном этапе своего развития субъекты малого предпринимательства занимались в  основном непроизводственной деятельностью, что было обусловлено высокой  ставкой кредита (300 - 320% годовых). К  концу второго этапа были практически  исчерпаны возможности сверхрентабельной  торгово-посреднической деятельности [32].

В 1996 году начался шестой этап развития малого предпринимательства, завершившийся в 2001 году. В этот период четко обозначилась тенденция к  усилению централизованного регулирования  предпринимательской деятельности и расширению административных барьеров в процессе развития МП. В 1996 году был  принят Закон Республики Беларусь от 16.10.1996 N 685-XIII "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь" (далее - Закон N 685-XIII), в котором было законодательно закреплено понятие малого предпринимательства, а также установлен критерий отнесения субъекта хозяйствования к малому предприятию. В рамках налогового регулирования в 1997 году был принят специальный нормативный акт об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства.

Формирование цивилизованного  типа предпринимательства - важнейшая  черта следующего этапа, начавшегося  в 2001 г. Подтверждением этого является, в частности, принятие общереспубликанской  Концепции государственной поддержки и развития малого предпринимательства Республики Беларусь на 2002 - 2005 годы, утвержденной постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 11.06.2002 N 760. Аналогичные концепции были приняты во всех областях и в г. Минске. В данной Концепции определялись принципы, цели и задачи государственной политики в отношении малого предпринимательства, а также основные направления ее совершенствования.

В рамках налогового регулирования  и, прежде всего, с целью предотвращения нарушений в сфере уплаты налогов, а также легализации доходов  субъектов малого предпринимательства  были введены книги проверок и  ревизий, установлена обязательность наличия кассовых аппаратов у  индивидуальных предпринимателей на рынках, открытия счетов в банках индивидуальными  предпринимателями. Кроме того, с 2001 года был введен специальный режим  налогообложения индивидуальных предпринимателей - уплата единого налога.

В настоящее время в  соответствии с Законом Республики Беларусь от 28 мая 1991 г. №813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь»: Предпринимательство (предпринимательская деятельность) – самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).

Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в  различных организационно-правовых формах предприятий (юридических лиц).

Субъектами предпринимательства  являются:

физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных  действующим законодательством  Республики Беларусь;

группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей.

Не допускается занятие  предпринимательской деятельностью  должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной  власти и управления, прокуратуры  и судах.

К субъектам малого предпринимательства  относятся:

индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

Законом Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. №685-XIII "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Республике Беларусь" под субъектами малого предпринимательства понимаются предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридические лица со следующей  среднесписочной численностью работников:

  • в промышленности и на транспорте - до 100 человек;
  • в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и в научно-технической сфере - до 60 человек;
  • в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - до 30 человек;
  • в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек.

Специальной регистрации  индивидуальных предпринимателей в  качестве субъектов малого предпринимательства  или иного подтверждения указанного статуса со стороны государственных  органов не требуется.

Средняя численность субъектов  малого предпринимательства юридических  лиц за календарный год определяется в установленном порядке как: списочная численность работников в среднем за год (за исключением  работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи  с усыновлением ребенка в возрасте до 3 месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет); средняя численность работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей; средняя численность лиц, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам.

Информация о работе Малые предприятия в Республике Беларусь, эффективность их функционирования