Малые предриятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 10:41, курсовая работа

Описание

В последнее время в промышленности индустриально развитых стран
наметилась тенденция к оптимизации размеров предприятий, сосредоточенных на
одной территориальной площадке. В связи с наблюдающимся в последнее время
падением серийности производства и расширением номенклатуры производимых
изделий развитие новых несложных производств, второстепенные
производственные операции, разного рода обслуживание было передано крупными
корпорациями специализированным средним и мелким фирмам, которые добились
значительных успехов в своей деятельности.

Содержание

1 Введение
2 Виды малых предприятий
3 Критерии выделения малых предприятий
4 Особенности и функции малого предприятия
5 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой
промышленностью

6 Специфика малых предприятий и их роль в экономике
7 Малые предприятия в России на современном этапе: проблемы
становления и развития малого бизнеса

8 Основные направления мер по решению проблем
малых предприятий в России

9 Специализация и кооперация малых предприятий
10 Создание малого предприятия
11 Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержани1.doc

— 215.50 Кб (Скачать документ)

                                                                  Содержание 

 
 
   Стр.
1 Введение  
2 Виды малых предприятий  
3 Критерии выделения малых предприятий   
4 Особенности и функции малого предприятия  
5 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой           

    промышленностью

 
6 Специфика малых предприятий и их роль в экономике  
7 Малые предприятия в России на современном этапе: проблемы

  становления и развития малого бизнеса

 
8 Основные направления мер по решению проблем

    малых предприятий в России

 
9 Специализация и кооперация малых предприятий  
10 Создание малого предприятия  
11 Заключение  
Список  литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         1 Введение 

  В  последнее   время  в  промышленности   индустриально   развитых   стран

наметилась тенденция  к оптимизации размеров предприятий, сосредоточенных  на

одной территориальной  площадке. В связи с наблюдающимся  в  последнее  время

падением серийности производства  и  расширением  номенклатуры  производимых

изделий    развитие    новых    несложных    производств,     второстепенные

производственные  операции, разного рода обслуживание было передано  крупными

корпорациями  специализированным средним и мелким  фирмам,  которые  добились

значительных  успехов в своей деятельности. В современной экономике  сложился

своеобразный  симбиоз крупных корпораций и  средних и мелких фирм.

  Положительная  роль развития предприятий малого  бизнеса несомненна но, тем

не менее, в России наблюдается ярко выраженная неразвитость данного  сектора

экономики. В  свете  реформирования  экономической  системы  и  все  еще  не

доведенного до конца перехода к рыночной модели малым  предприятиям  следует

уделять особое внимание. Чрезмерная концентрация  производства  в  Советском

Союзе стала  одной  из  главной  причиной  упадка  малых  городов,  разорения

десятков тысяч  сел и  деревень,  переселения  десятков  миллионов  людей   в

крупные города,  где  создалась  неразрешимая  проблема  жилья,  бытового  и

культурно-массового  обслуживания,   транспорта,   экологии,   преступности.

Развитие малых  предприятий необходимо России  для становления эффективной  и

стабильной экономики.

  Все    вышеперечисленные     факты     обуславливают     целесообразность

проанализировать  в данной  работе  ситуацию,  связанную  с  развитием  малых

предприятий в  нашей стране. В список поставленных задач входит  рассмотрение

вопросов, связанных  с тем положительным влиянием,  которое  оказывают  малые

предприятия на экономику государства, анализ положения малых  предприятий  в

России, выявление  трудностей и барьеров, встающих на  пути  развития  малого

бизнеса, а также  возможные пути преодоления возникающих  проблем.

  Основу информационной  базы  работы  составляют  аналитические  материалы

специализированных  периодических изданий и ресурсы  тематических  источников

информации сети  интернет.  Для  общего  представления  субъекта  анализа  и

рассматриваемых проблем была использована актуальная учебная литература.

  Тематика  рассматриваемого  явления  весьма  обширна  и  включает  в   себя

множество  вопросов  и  проблем,  материалов  для  рассмотрения  и  анализа.

Осветить  все  аспекты  анализируемых  вопросов  в   рамках   одной   работы

невозможно. Поэтому  были выбраны  приоритетные  темы  для  рассмотрения.  За

рамками работы остается вопрос истории развития малых  предприятий  в  нашей

стране, западный опыт в данной сфере. Акцент в работе делается на  детальное

рассмотрение  всех   проблем,   обусловивших   замедление   развития   малых

предприятий  в  России,  поиск  путей  преодоления  выявленных  препятствий.

Завершением проделанной  работы являются выводы по данной  теме,  позволяющие

составить представление  как о самой проблеме, так и  о необходимых  действиях

по исправлению  создавшийся негативной ситуации. 
 
 
 
 
 
 
 

                                                2 Виды малых предприятий.  
              

Те, кто впервые  сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие – всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий. 
       В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам. 
       Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами. 
       Если учредителем малого предприятия является государственная организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия – кооператив. Могут быть и другие варианты. 
       В то же время индивидуальные и семейные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.
 

3 Критерии выделения  малых предприятий  
                

Человечество  накопило достаточно богатый опыт распределения  предприятий на группы в зависимости  от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран  универсального критерия выделений  малых предприятий. Каждое государство  в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам. 
       Например, во Франции очень малыми предприятиями считаются производства с числом занятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют около 99% численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых.        

В Японии к категории  малых и средних предприятий  относятся юридически самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) – в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) – в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа и на них трудится свыше 80% всех занятых. 
       В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: 
       в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек; 
       в оптовой торговле – 50; 
       в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30; 
       в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек. 
       Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий – по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками. 
       Видимо универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.
 

                                4 Особенности и функции малого предприятия.  
              

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В  первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного  управления предприятием. 
       Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. 
       Третья– относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара. 
       Четвертая– персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. 
       Пятое– ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией. 
       Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия. 
       Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.). 
       Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80. 
       В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений. 
       Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В – третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах). 
       Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой. 

Информация о работе Малые предриятия