Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 10:41, курсовая работа
В последнее время в промышленности индустриально развитых стран
наметилась тенденция к оптимизации размеров предприятий, сосредоточенных на
одной территориальной площадке. В связи с наблюдающимся в последнее время
падением серийности производства и расширением номенклатуры производимых
изделий развитие новых несложных производств, второстепенные
производственные операции, разного рода обслуживание было передано крупными
корпорациями специализированным средним и мелким фирмам, которые добились
значительных успехов в своей деятельности.
1 Введение
2 Виды малых предприятий
3 Критерии выделения малых предприятий
4 Особенности и функции малого предприятия
5 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой
промышленностью
6 Специфика малых предприятий и их роль в экономике
7 Малые предприятия в России на современном этапе: проблемы
становления и развития малого бизнеса
8 Основные направления мер по решению проблем
малых предприятий в России
9 Специализация и кооперация малых предприятий
10 Создание малого предприятия
11 Заключение
Список литературы
предприятий;
5) обеспечение возможности первоочередного выкупа арендуемых малыми
предприятиями объектов недвижимости.
Другим направлением совершенствования государственной политики в
отношении малого бизнеса должна стать борьба с негативной административной
политикой. Необходимо пресечь неконтролируемую коррупцию среди чиновников,
обеспечить защиту субъектов малого предпринимательства от злоупотреблений
должностных лиц, а также упростить систему регистрации малых предприятий,
ослабить неоправданную нагрузку проверяющих инстанций.
В области
кредитно-финансового
по исправлению негативной обстановки, сложившейся в этой сфере.
Целесообразным выглядит принятие Центральным банком РФ нормативного
документа, предусматривающего сокращение размера фонда обязательных
резервов на сумму кредитов, выданных малым предприятиям. Очень важно
осуществлять меры, поощряющие коммерческое кредитование малого бизнеса.
Государству необходимо обеспечить финансовую реализацию уже существующих
программ, целесообразно также расширить финансирование данного сектора
экономики. Главным направлением политики, осуществляемой в этой сфере,
должно стать задействование наиболее актуальных и современных источников,
связанных с лизингом, кредитной кооперацией, а также налаживанием
непосредственного кредитование малых предприятий зарубежными экономическими
структурами. В дополнение к этому необходимо следить за соблюдением нормы
госзаказов, размещаемых
на предприятиях малого бизнеса.
9 Специализация и кооперация
малых предприятий.
Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные малые фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности группируются обычно по несколько десятков тысяч малых предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку. Например, фирма «SAAB», являющаяся одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигателей, имеет около 4500 фирм, которые делают различные детали.
Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и пр.
В последние
десятилетия во многих странах усилилась
тенденция к объединению малых
предприятий на основе специализации
и кооперации производства в крупные отраслевые
структуры, которые сейчас производят
большие объемы разнообразной продукции,
в том числе высокого, технического и технологического
уровня и довольно успешно конкурируют
на рынках с крупными компаниями и монополиями.
Важность малых предприятий еще в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.
Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т.д.) крупными промышленными предприятиями вызывают потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют малые предприятия, т.к. монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.
Деятельность
малых предприятий в менее
развитых районах западноевропейских
стран – это основа всей их социальной
и экономической жизни и
Наконец, развитие малого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса. Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства.
В то же время на малых предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивают при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции
Таким образом, можно сделать вывод, что малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях - этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры. Обобщая, можно назвать следующие основные преимущества, характерные черты, присущие малому бизнесу:
Возможность более гибких и оперативных решений. По сравнению с крупными корпорациями в малом бизнесе упрощена структура принятия управленческих решений, это дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.
Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок. Малый бизнес идеально приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.
Поддержание занятости и создание новых рабочих мест. Эта проблема чрезвычайно актуальна для России; процесс приватизации уберет балласт с предприятий и мелкий бизнес мог бы сыграть роль амортизатора, вобрав в себя свободную рабочую силу.
Выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным производителям. Крупные фирмы децентрализуют производственный процесс, передавая его фазы малым предприятиям на основе субкооператоров.
Небольшой первоначальный объем инвестиций. У малых предприятий меньшие сроки строительства; небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
Экономическая эффективность производства в малых предприятиях.
Инновационный характер малых предприятий. Многие экономисты отстаивают идею об исключительной роли малого бизнеса в развертывании НТР.
Эти и многие
другие свойства малого бизнеса делают
его развитие существенным фактором
и составной частью реформирования
экономики России.
Малые предприятия могут быть созданы в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации. В этих случаях та организация (предприятие), из которого выделилось малое предприятие, выступает его учредителем.
В России малые
предприятия могут создаваться
в любой организационно-
Малое предприятие может быть создано и частным лицом и предприятием, организацией как государственной, так и общественной. Во-первых, оно может быть «одноклеточным» и более сложным, иметь филиалы, участки, представительства. Во-вторых, различаться разнообразием целей, ради которых может быть создано предприятие: художественных и подсобных промыслов, оказание всевозможных услуг населению, запуске практически любой деятельности, не запрещенной законом. В-третьих, привлекает относительно простая процедура учреждения и регистрации
Для отдельных граждан преимущества при создании малых предприятий состоят в получении всех тех прав в сфере хозяйственной деятельности, которыми обладает любое предприятие – юридическое лицо. Создав предприятие – юридическое лицо, гражданин (или группа граждан) отделяет от своего личного имущества то имущество, которым предприятие будет отвечать по своим обязательствам. Имущество учредителя и имущество предприятия разделены. При этом созданное предприятие будет пользоваться той поддержкой государства, которая предусмотрена для малых предприятий.
К преимуществу
малых предприятий следует